Монир Шахруди Фарманфармаян
Монир Шахруди Фарманфармаян | |
---|---|
Мунир Шахруди Фарманфармаян | |
![]() | |
Рожденный | Монир Шахруди 16 декабря 1922 г. |
Умер | 20 апреля 2019 г. | ( 96 лет
Место отдыха | Кладбище Бехешт-е Фатеме , Казвин, Иран |
Национальность | Иранский |
Образование | Тегеранский университет , Школа дизайна Парсонса , Корнелльский университет , Лига студентов-художников Нью-Йорка |
Стиль | Традиционная персидская мозаика, связанная с современной абстракцией. |
Движение | Геометрический минимализм, движение Саккахане |
Супруги | |
Дети | 2 |
Награды | Венецианская биеннале (1958) |
Монир Шахруди Фарманфармаян ( персидский : Мунир Шахруди Фарманфармаян ; 16 декабря 1922 г. - 20 апреля 2019 г.) [1] был иранским художником и коллекционером традиционного народного искусства. [2] Она известна как одна из самых выдающихся иранских художниц современного периода. [3] и она была первой художницей, добившейся художественной практики, сочетающей геометрические узоры и технику хрустальной мозаики ( айна-кари ) ее иранского наследия с ритмами современной западной геометрической абстракции. [4] [5] В 2017 году в ее честь был открыт музей Монир в Тегеране (Иран). [6]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Шахруди родился 18 декабря 1922 года в семье образованных родителей в религиозном городе Казвин на северо-западе Ирана. [5] Фарманфармаян приобрел художественные навыки еще в детстве, получая уроки рисования у репетитора и изучая открыточные изображения западного искусства. [5] После учебы в Тегеранском университете на факультете изящных искусств в 1944 году она затем переехала в Нью-Йорк на пароходе, когда Вторая мировая война помешала ее планам изучать искусство в Париже . [7] В Нью-Йорке она училась в Корнеллском университете , в Школе дизайна Парсонс , [8] где она специализировалась в области модной иллюстрации, и в Лиге студентов-художников Нью-Йорка . [5]
Карьера
[ редактировать ]В качестве модного иллюстратора она подрабатывала на различных внештатных работах, работая с такими журналами, как Glamour, прежде чем ее наняли в универмаг Bonwit Teller , где она познакомилась с молодым Энди Уорхолом . [5] Кроме того, она узнала больше об искусстве во время поездок в музеи, посещения Клуба 8-й улицы и авангардной арт-сцены Нью-Йорка, подружившись с художниками и современниками Луизой Невельсон , Джексоном Поллоком , Виллемом де Кунингом , Барнеттом Ньюманом и Джоан Митчелл . [5] [9]
Первое возвращение в Иран
[ редактировать ]В начале 1957 года Фарманфармаян вернулся в Иран. Вдохновленная местной культурой, она обнаружила «увлечение племенными и народными художественными традициями» истории своей страны, что «побудило ее переосмыслить прошлое и найти новый путь для своего искусства». [5] В последующие годы она будет развивать свое персидское вдохновение, создавая зеркальную мозаику и абстрактные монотипии. Тем временем ее работы были представлены в павильоне Ирана на Венецианской биеннале 1958 года. [10] и провел ряд выставок в таких местах, как Тегеранский университет (1963 г.), Общество Иран-Америка (1973 г.) и Галерея Жака Каплана/Марио Раваньяна (1974 г.). [5]
Изгнание и возвращение в Иран
[ редактировать ]В 1979 году Фарманфармаян и ее второй муж Абол-Башар отправились в Нью-Йорк, чтобы навестить семью. [5] Примерно в то же время началась Исламская революция , и фарманфармайцы оказались изгнанными из Ирана, изгнание, которое продлилось более двадцати лет. [5] Фарманфармаян попыталась совместить свою зеркальную мозаику с ограниченными ресурсами, предлагаемыми в Америке, но нехватка таких материалов, как тонкие зеркала, и сравнительно неопытные рабочие ограничивали ее работу. [5] Тем временем она уделяла более значительное внимание другим аспектам своего искусства, таким как заказы, текстильный дизайн и рисунок. [11]
Третье возвращение в Иран и смерть
[ редактировать ]В 1992 году Фарманфармаян вернулась в Иран, а позже, в Тегеране в 2004 году, она подтвердила свое место среди художественного сообщества Ирана, собрав как бывших, так и новых сотрудников для создания своих мозаик. [5] Она продолжала жить и работать в Тегеране до самой смерти. [12]
Фарманфармаян умерла в своем доме в возрасте 96 лет 20 апреля 2019 года. [13]
Личная жизнь
[ редактировать ]Фарманфармаян вышла замуж за иранского художника Манучера Йектая в 1950 году. [5] Они развелись в 1953 году. В 1957 году она вернулась в Тегеран, чтобы выйти замуж за адвоката Аболбашара Фарманфармаяна. [5] В 1991 году Аболбашар умер от лейкемии . [14] У нее было две дочери, Нима Ишам и Захра Фарманфармаян. [13] [15]
произведение искусства
[ редактировать ]Живя в Иране, Фарманфармаян также был заядлым коллекционером. Она искала картины за стеклом, традиционные племенные украшения и керамику и собрала одну из величайших коллекций «картин в кофейнях» в стране - заказывала картины народных художников в качестве кофейни, фрески, рассказывающие истории. [16] Подавляющее большинство ее работ и коллекций народного искусства были конфискованы, проданы или уничтожены.
Помимо работы с зеркалом (техника, известная как Айна-кари), Фарманфармаян также известна своими картинами, рисунками, текстильными дизайнами и монотипиями. [11]
Зеркальная мозаика
[ редактировать ]Примерно в 1970-х годах Фарманфармаян посетил мечеть Шах Чераг в Ширазе , Иран. [17] С «залом с высоким куполом… покрытым крошечными квадратными, треугольными и шестиугольными зеркалами» [17] похож на многие другие древние иранские мечети, [3] Это событие стало поворотным моментом в творческом пути Фарманфармаян, что привело к ее интересу к зеркальной мозаике. В своих мемуарах Фарманфармаян описала этот опыт как преобразующий:
«Само пространство казалось пылающим, лампы сияли сотнями тысяч отражений… Это была отдельная вселенная, архитектура, превращенная в перформанс, все движение и текучий свет, все твердые тела дробились и растворялись в блеске в пространстве, в молитве. . Я был ошеломлен». [17]
С помощью иранского мастера Хаджи Остада Мохаммада Навида она создала ряд мозаик и выставочных экспонатов, разрезая зеркала и стеклянные картины на множество форм, которые она позже преобразовала в конструкции, напоминавшие аспекты суфизма и исламской культуры. [5] Айна-кари – это традиционное искусство разрезания зеркал на мелкие кусочки и кусочки и придания им декоративных форм поверх штукатурки. Эта форма иранской мозаики из обратного стекла и зеркала — это ремесло, которое традиционно передавалось от отца к сыну. Фарманфармаян, однако, был первым современным художником, который заново изобрел традиционную среду в современном ключе. [18] Стремясь смешать иранское влияние и традицию зеркального искусства с художественными практиками за пределами строго иранской культуры, «предлагая новый способ взглянуть на древние эстетические элементы этой земли с использованием инструментов, не ограниченных конкретной географией», Фарманфармаян смог выразить в своих мозаиках циклическую концепцию духовности, пространства и баланса. [5]
Выставки
[ редактировать ]Работы Фарманфармаяна публично выставлялись в музеях, в том числе: Бостонском музее изящных искусств, Музее Виктории и Альберта , Лондоне (2006 и 2009 гг.), Культурном центре Ниаваран , Тегеране (2007 г.) , Доме-музее Лейтона (2008 г.) , Выставочном центре Бейрута (2011 г. ). ), Музей современного искусства (МОМА) , Музей Соломона Р. Гуггенхайма , [19] Художественный музей Гранд-Рапидс , [20] [21] Дом искусств , Ирландский музей современного искусства (ИММА) , [22] Центр Пауля Клее , искусств и дизайна Саванны Музей [23] и многое другое. Ее работы выставлялись в частных галереях, в том числе Rose Issa Projects, Лондон; Третья линия, Дубай; [24] Нью-Йорк; Серая художественная галерея , Нью-Йоркский университет ; Galerie Denise Rene, Париж и Нью-Йорк; Нижний Бельведер, Вена; и Ota Fine Art, Токио.
Фарманфармаян участвовал в 29-й Биеннале в Сан-Паулу (2010); 6-я Азиатско-Тихоокеанская триеннале современного искусства, Брисбен (2009); и Венецианская биеннале (1958, 1966 и 2009 гг.). [25] В 1958 году она получила на Венецианской биеннале, Иранский павильон (золотую медаль). [24]
Сюзанна Коттер курировала работу Фарманфармаяна для своей первой большой музейной ретроспективы под названием « Бесконечные возможности: зеркальные работы и рисунки», которая была выставлена в музее Серральвес (также известном как Fundação de Serralves) в Порту, Португалия (2014–2015). [12] а затем выставка отправилась в Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке (2015 г.). [26] Это была ее первая крупная музейная выставка в США. [26]
Ее работы были включены в выставку « Женщины в абстракции» 2021 года в Центре Помпиду . [27]
Введенные в эксплуатацию установки
[ редактировать ]Основные заказанные инсталляции включают работы для Художественной галереи Квинсленда (2009 г.), Музея Виктории и Альберта (2006 г.), здания Дага Хаммершельда в Нью-Йорке (1981 г.) и Культурного центра Нияварана (1977–78 гг.), А также приобретения Метрополитен-музей , [19] Тегеранский музей современного искусства и Токийский музей современного искусства . [25]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Фарманфармаяна включены во многие публичные коллекции произведений искусства по всему миру, в том числе: Музей Виктории и Альберта ; Британский музей ; Метрополитен -музей , [28] Музей современного искусства Чикаго , [29] Музей изящных искусств, Хьюстон , [30] Тейт Модерн , [31] Художественная галерея Квинсленда , [32] и другие. В декабре 2017 года в садах парка Негарестан в Тегеране, Иран, открылся музей Монира, посвященный демонстрации работ Фарманфармаяна. [33] [34] Коллекция музея Монира, состоящая из 51 работы, подаренной художником, находится в ведении Тегеранского университета . [33] [6] [35]
В популярной культуре
[ редактировать ]Фарманфармаян была включена в число «100 женщин» BBC в 2015 году. [36]
Фильм
[ редактировать ]Монир (2014) режиссера Бахмана Киаростами — документальный фильм о жизни и творчестве Фарманфармаяна. [14] [37]
Публикации
[ редактировать ]Зеркальный сад: Мемуары (2008) Монира Фарманфармаяна и Зары Хушманд (ISBN 978-0307278784)
«В Персии в 1924 году, когда ребенку еще приходилось беспокоиться о враждебных верблюдах на базаре, а няня могла рассказывать истории у подушки до тех пор, пока глаза не закрывались, родился необыкновенный и неотразимый Монир Шахруди Фарманфармаян. Из заколдованной подвальной кладовой, где она играла девочкой в пентхаусе высоко над Нью-Йорком, где она когда-нибудь будет жить. Это восхитительная и вдохновляющая история ее жизни как художницы, жены и матери, коллекционера и иранки. Здесь мы видим озорницу. девочка станет энергичной женщиной, бросающей вызов традициям». (Отрывок из «Дома пингвинов») [38]
Монир Шаруди Фарманфармаян: Душевные боли (2007) Роуз Исса (ISBN 978-9646994539)
«Скульптурные шкатулки из серии «Сердечные боли», состоящие из смешанных коллажей и композиций фотографий, гравюр и различных предметов, были изготовлены Монир Шахруди Фарманфамаян в Нью-Йорке в девяностые годы. Эти двадцать пять интимных небольших скульптур были созданы в основном после потери ее мужа, и черпать вдохновение из всех мест, лиц и атрибутов, которые на каком-то этапе ее истории были связаны со счастливой семейной жизнью». (Отрывок с Амазона)
Избранные произведения Монира Шахруди Фарманфармаяна 1979–2008 (2009) (ISBN 978-6005191035)
«В этом обзоре иранской художницы Фарманфармаян представлена подборка ее работ, созданных с тех пор, как она бежала из Ирана в начале иранской революции в 1979 году, и которые были созданы как во время ее изгнания в Нью-Йорке, так и впоследствии после ее возвращения на родину примерно через два года. Десятилетия спустя, хотя этот период изгнания оказал неоспоримое влияние на стиль ее творчества, эстетические элементы, заимствованные из иранских традиций и практики, неизменно заметны во всех ее работах. Эта книга представлена в хронологическом порядке и включает избранные рукописи художницы. коллажи, реверсивные картины на стекле, зеркальные произведения, гравюры и скульптуры — все ясно и щедро воспроизведено на странице». (Отрывок с Амазона)
Монир Шахруди Фарманфармаян: Космическая геометрия (2011) (ISBN 978-8862081757)
Издано Damiani Publishers и The Third Line. представлены подробные интервью Ганса Ульриха Обриста , а также критические эссе Надера Ардалана, Медиа и Фарзина Элеоноры В книге Симс, Роуз Исса, Фарьяра Джавахериана, Аббаса Киаростами , Ширин Нешат , Донны Штайн и Фрэнка Стеллы .
Другие публикации:
Ее работы зарегистрированы в Иранском современном искусстве, Центре искусств Барбакана, Бут Клибборн, 2001; Зендеги, 11 современных иранских художников , выставка в Бейруте. Она упоминается в отрывке из «Чувство единства: суфийская традиция в персидской архитектуре» книги Надера Ардалана и Лале Бахтияра (1973), а также в аннотированной хронологии жизни Фарманфармаяна Негара Азими. [39] Женщины в абстракции, Центр Помпиду (2021). У нее есть глава в «Женская работа» . книге Феррена Гипсона [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Монир Фарманфармайян скончался» . ИСНА (на персидском языке). 21 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Барнетт, Лаура (12 июля 2011 г.). «Монир Фарманфармаян: «В Иране натуралисты носят брюки » . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Барнетт, Лаура (13 июля 2011 г.). «Бизнес-информация Гейла: основы» . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ «Воспоминания: Монир Фарманфармаян. Арт-журнал «Нафас»» . Universes-in-universe.org . Архивировано из оригинала 31 октября 2015 года . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Штейн, Донна (2012). «Монир Шахруди Фарманфармаян: Воодушевленный американским искусством: путешествие художника» . Женский художественный журнал . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 года . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Дэйли, Джейсон. «Внутри первого в Иране музея, посвященного художнице» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Бортолотти, Маурицио (2013). «Флеш-арт» . Флеш-арт . Флэш Арт Интернешнл. Архивировано из оригинала 19 сентября 2015 года . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ «Биография Монира Шахруди Фарманфармаяна - Монир Шахруди Фарманфармаян в artnet» . www.artnet.com . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 134. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ «Космическая геометрия: жизнь и творчество Монира Шахруди Фарманфармаяна» . Мода . 19 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Монир Шахруди Фарманфармаян: Бесконечная возможность. Зеркальные работы и рисунки» . www.guggenheim.org . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Монир Шахруди Фарманфармаян: Бесконечные возможности. Зеркальные работы и рисунки 1974–2014 гг., С октября 2014 г. по январь 2015 г.» . Серралвес . 2014. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фараго, Джейсон (29 апреля 2019 г.). «Монир Фарманфармаян, 96 лет, умер; художник объединил ислам и абстракцию» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди, Рэнди (20 марта 2015 г.). «Монир Фарманфармаян, иранец, девяностолетний, первым отмечает открытие нью-йоркского музея» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Флетчер, Лили (22 мая 2019 г.). «Монир Шахруди Фарманфармаян: художница, смешавшая геометрические узоры с узорами своего иранского наследия» . Независимый . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ «ИРАНСКИЙ: Монир Шахруди Фарманфармаян, Фатали Гахремани» . иранский.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Будик, Ариэлла (10 апреля 2015 г.). «Там, где молитвенный зал встречается с диско-шаром» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 года . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ «Мозаичное искусство СЕЙЧАС: кто-то, кого вы должны знать: Монир Шахруди Фарманфармаян» . Мозаичное искусство СЕЙЧАС . Архивировано из оригинала 1 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Интервью Монира Шахруди Фарманфармаяна, часть 1, из журнала ArtAsiaPacific» . Вимео . Журнал ArtAsiaPacific. 2011. Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ «Зеркальные вариации: Искусство Монира Шахруди Фарманфармаяна» . Искусство в Гранд-Рапидс, Мичиган . 2018. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Сестар, Джульетта (июнь 2008 г.). «Воспоминания: Монир Фарманфармаян» . Нафас . Институт зарубежных культурных связей и вселенных во Вселенной. Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ «Монир Шахруди Фарманфармаян, Закат, Восход» . Ирландский музей современного искусства (ИММА) . 2018. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ «Линии» . Художественный музей СКАД . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Монир Шахруди Фарманфармаян (Иранец, 1924 г.р.)» . АртНет . Всемирная корпорация Artnet. Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Монир Шахруди Фарманфармаян» . Художественная галерея современного искусства Квинсленда (QAGOMA) . Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Монир Шахруди Фарманфармаян: Бесконечная возможность. Зеркальные работы и рисунки» . Гуггенхайм.орг . 1 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Женщины в абстракции . Лондон: Нью-Йорк, Нью-Йорк: Thames & Hudson Ltd.; Thames & Hudson Inc., 2021. с. 170. ИСБН 978-0500094372 .
- ^ «Сборник: Полет дельфина» . www.metmuseum.org . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ «Монир Шахруди Фарманфармаян, Группа 4 [Серия кабриолетов], 2010» . МКА . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ «Коллекция: Нонагон» . Музей изящных искусств, Хьюстон . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ «Коллекция: Монир Шахруди Фарманфармаян» . Музей Тейт Модерн . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ «Коллекция: Монир Шахруди Фарманфармаян» . Художественная галерея современного искусства Квинсленда (QAGOMA) . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Куфер, Катрина (19 декабря 2017 г.). «Иран открывает первый музей, посвященный художнице» . Harper’s BAZAAR Arabia . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Мастерс, HG (18 декабря 2017 г.). «В Тегеране открывается музей Монира» . Журнал ArtAsiaPacific . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ «Университет Тегерана открывает постоянную выставку художника Монира Фарманфармаяна» . Тегеран Таймс . 16 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ «100 женщин BBC 2015: иранская художница Монир Фарманфармаян» . Би-би-си. 26 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2015 г. Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ «ДОКУНАЙТ №15: Монир» . Рокси . 13 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «Зеркальный сад Монира Фарманфармаяна и Зары Хушманд» . Случайный дом пингвинов в Канаде . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Ардалан, Надар (31 октября 2011 г.). Монир Шахруди Фарманфармаян: Космическая геометрия . Дамиани. ISBN 978-8862081757 .
- ^ Гипсон, Феррен (2022). Женское творчество: от женских искусств к феминистическому искусству . Лондон: Фрэнсис Линкольн. ISBN 978-0-7112-6465-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью журнала АртФорум с Мониром Шахруди Фарманфармаяном
- Монир Шахруди Фарманфармаян Интервью 2010 года с ArtAsiaPacific в Метрополитен-музее
- Бирнс, Люси (19 августа 2015 г.). «Монир Шахруди Фарманфармаян» . Друзья друзей . Проверено 1 сентября 2015 г.
- Мохаммед Афхами, Сьюзан Бабайе, Венеция Портер, Наташа Моррис. «Хонар: Коллекция современного иранского искусства Афхами». Файдон Пресс, 2017. ISBN 978-0-7148-7352-7 .
- 1922 рождения
- смертей в 2019 году
- Иранские женщины-художницы ХХ века
- Иранские женщины-художницы XXI века
- Коллекционеры произведений искусства XX века
- Коллекционеры произведений искусства XXI века
- Люди из Казвина
- Иранские современные художники
- Иранские эмигранты в США
- Иранские женщины-художницы
- Иранские художники ХХ века
- Выпускники школы дизайна Парсонс
- Выпускники Тегеранского университета
- Выпускники Корнеллского университета
- Художники-мозаики
- Художники-математики
- Иранские коллекционеры произведений искусства
- Семья Фарманфармаян
- Женщины-мозаичницы