Рейс 7908 Каспийских авиалиний
![]() EP-CPG, задействованный самолет, сфотографировано в ноябре 2008 г. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 15 июля 2009 г. |
Краткое содержание | Неконтролируемый отказ двигателя, приводящий к потере управления |
Сайт | Джаннатабад, Казвин , Иран. 36 ° 8'33 "N 49 ° 59'39" E / 36,14250 ° N 49,99417 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Tupolev Tu-154 M |
Оператор | Каспийские авиалинии |
Номер рейса ИАТА. | IV7908 |
Номер рейса ИКАО. | CPN7908 |
Позывной | КАСПИЙСКИЙ 7908 |
Регистрация | EP-CPG |
Начало рейса | Тегеранский международный аэропорт Имама Хомейни , Тегеран , Иран |
Место назначения | Международный аэропорт Звартноц , Ереван , Армения |
Оккупанты | 168 |
Пассажиры | 153 |
Экипаж | 15 |
Погибшие | 168 |
Выжившие | 0 |
Рейс 7908 компании «Каспийские авиалинии» — регулярный коммерческий рейс из Тегерана , Иран, в Ереван , Армения, который разбился возле села Джаннатабад , недалеко от города Казвин на северо-западе Ирана , 15 июля 2009 года. [ 1 ] Все находившиеся на борту 153 пассажира и 15 членов экипажа погибли. [ 2 ] [ 3 ]
Эта катастрофа стала четвертым по количеству смертей авиационным происшествием в Иране после крушения рейса 655 авиакомпании «Иранские авиалинии» (1988 г.), крушения иранского Ил-76 (2003 г.) и рейса 752 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (2020 г.). Это также был второй по количеству смертей авиационный инцидент в 2009 году после рейса 447 Air France . [ 4 ]
Последующее расследование катастрофы показало, что инцидент был вызван усталостным разрушением и последующим разрушением диска несущего винта левого двигателя (двигатель №1). Помимо отказа этого двигателя, осколки диска повредили две из трех гидравлических систем управления и повредили топливопроводы центрального двигателя (двигатель №2). Утечка топлива из этих поврежденных магистралей воспламенилась, вызвав сильный пожар, в результате которого были уничтожены компоненты, управляющие рулями высоты и рулем направления, в результате чего пилоты потеряли контроль над самолетом.
Самолет и экипаж
[ редактировать ]это был Ту-154 М, построенный в 1987 году и эксплуатируемый иранской авиакомпанией «Каспийские авиалинии» . По словам представителя иранского авиационного агентства, [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Разбившийся самолет имел регистрацию EP-CPG . [ 8 ] самолет, который поступил в эксплуатацию 20 апреля 1987 года как YA-TAR авиакомпании Bakhtar Afghan Airlines и был продан Ariana Afghan Airlines в 1988 году. YA-TAR служил в авиакомпании Ariana Afghan до тех пор, пока не был продан компанииCaspian Airlines 15 марта 1998 года, через 11 лет после постройки. . [ 9 ] В 1999 году он был перерегистрирован как EP-CPG. [ 10 ]
Самолет прошел проверку на безопасность в июне 2009 года и получил лицензию на полеты до 2010 года. [ 7 ] Об этом также заявил представитель армянской авиации, заявив, что в июне самолет прошел технический контроль в аэропорту Минеральные Воды на юге России. [ 7 ]
В состав летного экипажа входили капитан Али Асгар Шир Акбари, первый помощник Джавад Масуми Хесари, штурман Махди Фирус Сухейль и бортинженер Нима Салехие Резве. [ 11 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]Самолет разбился в 11:33 по летнему времени Ирана (07:03 UTC ), через 16 минут после взлета из международного аэропорта Тегерана Имама Хомейни . [ 12 ] По данным властей, хвост самолета внезапно загорелся. Пилот кружил, пытаясь найти безопасное место для посадки, но безуспешно. Самолет был разрушен после того, как врезался в поле, образовав кратер глубиной до 10 метров (33 фута). Очевидец, который утверждает, что находился в пределах 300 метров (330 ярдов; 980 футов) от места крушения, описал событие так, как будто «самолет только что упал с неба». Через три часа после крушения пожары на площади более 200 квадратных метров (2200 квадратных футов) все еще продолжались. [ 3 ] [ 13 ] Свидетель рассказал информационному агентству Fars :
Я видел самолет, когда он был совсем... над землей. Его колеса были вывернуты, и из нижних частей пылал огонь. Казалось, пилот пытался приземлиться, а через несколько мгновений самолет ударился о землю и разлетелся на куски, которые разлетелись повсюду. [ 7 ]
самолета диктофон в кабине и самописец полетных данных 16 июля были обнаружены . Однако главный следователь Ахмад Маджиди сообщил, что один из «черных ящиков» поврежден. [ 7 ] [ 14 ] [ 15 ] Оба бортовых самописца получили успешный доступ и предоставили данные для расследования происшествия. [ 16 ]
Пассажиры
[ редактировать ]Национальности
[ редактировать ]Сообщается, что 38 (включая двух членов экипажа) из 168 пассажиров были гражданами Ирана. [ 17 ] 40 пассажиров были гражданами Армении. [ 18 ] также находились два грузина . На борту [ 18 ] два канадца , [ 19 ] с двойным гражданством и двое иранских австралийцев . [ 20 ] Было также двое американцев иранского происхождения с двойным гражданством .
Последствия
[ редактировать ]
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выразил сочувствие погибшим и их семьям. [ 13 ] Президент Армении Серж Саргсян Днем траура 15 июля 2009 года подписал указ об объявлении следующего дня в Армении . [ 18 ]
Расследование
[ редактировать ]Президент Армении Серж Саргсян объявил 15 июля, что создана правительственная комиссия для расследования катастрофы. Ее возглавит вице-премьер-министр Армен Геворкян . [ 18 ]
Иранские официальные лица обвинили в катастрофе технические причины. Утверждалось, что основной причиной катастрофы стал отказ двигателя и его разрушение в результате столкновения с птицей, в результате чего возник пожар, приведший к потере управления и крушению самолета. [ 8 ]
23 декабря 2014 года была опубликована хронология событий: При наборе высоты 9700 метров (31800 футов) экипаж отправил сообщение о возгорании первого двигателя. Подъем был остановлен на высоте 8700 метров (28500 футов). Самолет за три минуты до крушения сделал разворот на 270 градусов, а затем начал быстро снижаться с высокой вертикальной скоростью около 70 метров (230 футов) в секунду. Через 16 минут после взлета Ту-154М на большой скорости столкнулся с землей в поле недалеко от деревни Джаннатабад, примерно в 120 километрах (75 миль; 65 морских миль) от аэропорта Хомейни. Самолет был уничтожен при ударе. На месте катастрофы образовался кратер глубиной около 10 метров (33 фута). Комиссия установила, что именно разрушение компрессора низкого давления в двигателе номер один привело к разбросу обломков и повреждению фюзеляжа и топливопроводов, что привело к быстрому распространению огня. [ 21 ]
Окончательный отчет об аварии, вероятно, был опубликован иранскими властями в 2011 году, хотя он не привлек широкого внимания до тех пор, пока не был частично переведен на английский язык в 2019 году. [ 16 ] В отчете установлено, что авария была вызвана усталостным разрушением ротора первой ступени компрессора низкого давления двигателя № 1, что привело к разрушению диска ротора. Осколки роторного диска разрушили двигатель № 1, разорвали гидросистемы № 1 и № 3, частично разорвали топливопроводы, ведущие к двигателю № 2. Горячие компоненты и гидравлическая жидкость вызвали воспламенение топлива, вылившегося из поврежденных топливопроводов, и быстро вызвал сильный пожар в хвостовой части самолета. В результате пожара были уничтожены тяги, приводившие в действие задние рулевые поверхности (рули высоты и рули направления), в результате чего пилоты потеряли управление самолетом. [ 16 ]
Перед катастрофой авиастроительная компания «Туполев » выпустила сервисный бюллетень, требующий более строгих испытаний компонентов компрессора низкого давления. Однако на русском языке это было предоставлено только российским операторам. Через шесть дней после крушения ЭП-ЦПГ Туполев выпустил всем операторам аналогичные служебные бюллетени. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самолет терпит крушение на северо-западе Тегерана» . Ассоциация новостей Ирана . Архивировано из оригинала 20 июля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ «Много погибших в авиакатастрофе в Иране» . Новости BBC онлайн. 15 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сообщается, что в результате крушения самолета в Иране погибло 168 человек» . Yahoo! Новости. Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиационная катастрофа Туполев Ту-154М ЭП-ЦПГ Казвин» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ «Каспийский Туполев, судя по всему, разбился через несколько минут после взлета» . Полет Глобал . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ «Иранский авиалайнер разбился на северо-западе, погибли 168 человек» . Новости Блумберга. Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Техническая неполадка стала причиной крушения иранского самолета: официально» . Заря (газета). 17 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Градецкий, Симон (15 июля 2009 г.). «Крушение: самолет T154 Каспийских авиалиний в селе Фарсиан провинции Казвин 15 июля 2009 года врезался в землю и загорелся» . Авиационный вестник (14:31Z). Архивировано из оригинала 28 января 2016 года . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ «ЭП-ЦПГ Каспийские авиалинии Туполев Ту-154М – cn 87А748» . Планеспоттеры. Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ «AIRFRAMES.ORG — База данных самолетов — YATAR» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ «Рейс 7908 – Список экипажа и пассажиров» . www.aircrashconsult.info . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ «Иранский авиалайнер потерпел крушение» . SBS.com. Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Planet föll och Explosrade» [Самолет упал и взорвался] (на шведском языке). Афтонбладет. 15 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ «Техническая проблема обнаружена в результате крушения самолета в Иране» . Yahoo! Новости. Архивировано из оригинала 19 июля 2009 года . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ «Черные ящики иранского самолета «повреждены» » . Новости Би-би-си . Би-би-си. 15 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 25 июня 2018 г. Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Градецкий, Симон (22 мая 2019 г.). «Крушение: T154 Каспийских авиалиний возле Джанат-Абада 15 июля 2009 г., неконтролируемый отказ двигателя» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 22 мая 2019 года . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Стоит, Роберт Ф.; Кларк, Никола (15 июля 2009 г.). «168 человек, которых боялись погибнуть после авиакатастрофы в Иране» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «40 армян среди жертв авиакатастрофы на Каспии» . Асбарез. Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ «В число жертв авиакатастрофы в Иране входят двое канадцев» . ЦБК . 16 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 31 января 2015 года . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ «Австралийцы убили в Иране самолет огненный шар» . Сайт Австралийской радиовещательной корпорации . Австралийская радиовещательная корпорация. 16 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2009 года . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ "Катастрофа Ту-154М в Иране. 2009" [Accident of Tu-154M in Iran. 2009] (in Russian). Archived from the original on 19 April 2016 . Retrieved 19 March 2016 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Окончательный отчет об аварии
- « Протокол заседания МАК г. Москва, 6 июля 2010 г. ». ( Архив ) Организация гражданской авиации Ирана .
- Межгосударственный авиационный комитет
- " Ту-154М ЭП-ЦПГ 15.07.2009. Архивировано 27 апреля 2012 года на Wayback Machine ." ( Альтернативный ) ( Архив ) (на русском языке) – русская версия является зарегистрированной
- " Ту-154М EP-CPG 15.07.2009 ."
- Полный список жертв ( Архив )
- Список экипажа и пассажиров рейса 7908 Тегеран–Ереван – Каспийские авиалинии ( Архив )
- База данных самолетов EP-CPG Airframes.org
- Катастрофа со смертельным исходом: окончательный список пассажиров на борту рейса CPN-7908, 15 июля 2009 г. – Главное управление гражданской авиации – Армения ( Архив )
- Авиационные происшествия и происшествия в 2009 году
- 2009 год в Иране
- Авиационные происшествия и инциденты в Иране
- Аварии и инциденты авиакомпаний Ирана
- Аварии и происшествия с участием Туполева Ту-154
- Авиакатастрофы и происшествия Каспийских авиалиний
- Казвинская провинция
- События июля 2009 г. в Иране
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные отказом двигателя
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с неконтролируемым отказом двигателя