Jump to content

Без догмы

Без догмы
Автор Генрик Сенкевич
Оригинальное название Нет догмы
Язык Польский
Жанр Роман нравов
Дата публикации
1891
Место публикации Польша

«Без догмы» — это роман о нравах Генрика Сенкевича , лауреата польской Нобелевской премии по литературе , опубликованный в 1891 году. Его повествование концентрируется вокруг опыта Леона Плошовского, человека из богатой аристократической семьи, который изо всех сил пытается найти смысл жизни в мир без морали, пытаясь самоанализировать свои чувства по отношению к встреченным женщинам. Роман был связан с декадентским движением , подвергся критике за отсутствие четкого осуждения аморальных действий и был воспринят как попытка изобразить поколение конца века . Написанный от первого лица, роман — единственное произведение Сенкевича, выполненное в дневниковом формате.

После публикации своей трилогии Сенкевич быстро стал самым популярным из ныне живущих польских писателей. Как писал английский издатель «Без догмы» в предисловии к изданию 1893 года:

То, что Вагнер сделал для Германии в музыке, что Дюма сделал для Франции и Скотт для всех англоязычных народов, великий поляк сделал для своей страны в литературе.

Поскольку его работы считались воплощением национальных добродетелей, Сенкевич удивил публику своим решением изобразить современное общество с точки зрения расточителя.

Находясь под глубоким влиянием консервативных кругов, Сенкевич беспокоился о том, что он считал моральным разложением декадентской молодежи. Поскольку патриотические, но приглушенные и ориентированные на повседневную реальность ценности и лозунги, проповедуемые поколением Сенкевича (такие как постепенная работа по улучшению социально-экономического положения крестьян ), казались молодежи слишком приземленными, многие утверждали, что стремление к личное счастье интересует их больше, чем общественные дела. Даже основоположники польского позитивизма к тому времени разочаровались в неутешительных последствиях своей работы и ухудшении положения польского общества в целом, что можно увидеть в других романах того времени, в том числе в «Кукле» Болеслава Пруса . Сенкевич считал, что такое эгоистичное отношение приводит к недопустимым нарушениям этического поведения и должно быть осуждено. Он намеревался продемонстрировать истинные мотивы декадентов, чтобы высмеять их.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Действие начинается в начале 1889 года и длится почти два года. Действие происходит в Риме , Плошуве (где находится усадьба главного героя), Париже , Варшаве , Берлине , Марсе , Флоренции и Гаштайне . Воодушевленный своим другом, который «утверждал, что всякий, кто ведет дневник, работает на общее благо и делает достойные дела», Леон Плошовский, тридцатипятилетний мужчина из богатой семьи, начинает описывать свои повседневные переживания. и проблемы. Когда его тетя пытается стать свахой, он встречает красавицу Анельку и влюбляется в нее. Они сближаются друг с другом, но когда все думают, что Плошовский собирается сделать ей предложение, он получает известие о серьезном состоянии здоровья его отца. Леон едет навестить его и встречает Лауру, старую подругу, которая, кажется, противоположность милой и невинной Анельке. Она игнорирует своего больного мужа, и начинается бурный роман с Леоном. Когда обеспокоенная Анелька пишет Леону, он советует ей в письме «считать себя свободной». В отчаянии она выходит замуж за первого мужчину, который сделает ей предложение. Когда Леон возвращается, он преследует Анельку, теперь уже верную жену. Неспокойная и подавленная Анелька заболевает, узнает, что беременна, и умирает. Плошовский признает себя виновным в случившемся и кончает жизнь самоубийством в надежде на забвение.

«Без догмы» не оправдал ожиданий многих читателей, поскольку вместо того, чтобы дать им мифическую картину прошлого Польши, о которой они хотели прочитать, он сосредоточился на современном обществе и предлагал мало действий, отягощенных расширенным психологическим анализом характера главного героя.

Вопреки намерениям писателя, роман стал очень популярен среди молодежи, идентифицировавшей себя с главным героем и не желавшей осуждать его действия. Яркие описания переживаний и чувств Плошовского, которые были возможны только в дневниковом формате, казались настолько увлекательными, что вызывали сочувствие у юных, заблудших читателей. В сочетании с точной диагностикой ее причин, созданное Сенкевичем видение «моральной распущенности» было слишком заманчивым, чтобы отпугнуть общественность, несмотря на эмоциональные страдания Плошовского и печальный конец. Даже Станислав Пшибышевский , ставший впоследствии одним из самых ярых критиков Сенкевича, утверждал, что он «совершенно ошеломлен» и очень благодарен Сенкевичу за то, что он «так прекрасно описал его душу». [ нужна ссылка ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Рышард Козиолек подчеркивает трансгрессивную роль эстетики в творчестве Сенкевича. Он утверждает, что основной проблемой «Без догмы» является способность эстетического объекта (обычно определяемого как произведение искусства, но в некоторых случаях также как женщина или природа) сглаживать мимолетность человеческого бытия. Как видно из его частных писем и заметок о литературе, Сенкевич был независимым художником с большим чувством собственного достоинства, стремившимся создать в своих произведениях замену реального мира, которая могла бы быть осмысленной и целеустремленной.

Кристина Клосиньска включила «Никаких догм» в число «романов о беспокойном возрасте». По ее мнению, Плошовский соответствует характеристике человека, страдающего неврозом, как его понимали в девятнадцатом веке. Она сравнивает его с Жаном де Эссентом из «А ребуров» и персонажами некоторых других польских романов, опубликованных в конце девятнадцатого века.

Сенкевич подчеркнул очень универсальный характер романа в письме к Мстиславу Годлевскому, когда писал: «Никто не является Плошовским целиком, но каждый является Плошовским в некоторой степени».

В настоящее время «Без догмату» является названием польского антиклерикального ежеквартального журнала, основанного в 1993 году.

  • Рышард Козиолек: Тела Сенкевича. Исследования по гендеру и насилию , Издательство Силезского университета, 2009 г.
  • Кристина Клосиньска: Романы о нервном возрасте , Wydawnictwo Śląsk, 1988
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a8a3a183ab2ca529eecfaa30e0aa376__1721890860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/76/7a8a3a183ab2ca529eecfaa30e0aa376.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Without Dogma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)