Без догмы
Автор | Генрик Сенкевич |
---|---|
Оригинальное название | Нет догмы |
Язык | Польский |
Жанр | Роман нравов |
Дата публикации | 1891 |
Место публикации | Польша |
«Без догмы» — это роман о нравах Генрика Сенкевича , лауреата польской Нобелевской премии по литературе , опубликованный в 1891 году. Его повествование концентрируется вокруг опыта Леона Плошовского, человека из богатой аристократической семьи, который изо всех сил пытается найти смысл жизни в мир без морали, пытаясь самоанализировать свои чувства по отношению к встреченным женщинам. Роман был связан с декадентским движением , подвергся критике за отсутствие четкого осуждения аморальных действий и был воспринят как попытка изобразить поколение конца века . Написанный от первого лица, роман — единственное произведение Сенкевича, выполненное в дневниковом формате.
Фон
[ редактировать ]После публикации своей трилогии Сенкевич быстро стал самым популярным из ныне живущих польских писателей. Как писал английский издатель «Без догмы» в предисловии к изданию 1893 года:
То, что Вагнер сделал для Германии в музыке, что Дюма сделал для Франции и Скотт для всех англоязычных народов, великий поляк сделал для своей страны в литературе.
Поскольку его работы считались воплощением национальных добродетелей, Сенкевич удивил публику своим решением изобразить современное общество с точки зрения расточителя.
Находясь под глубоким влиянием консервативных кругов, Сенкевич беспокоился о том, что он считал моральным разложением декадентской молодежи. Поскольку патриотические, но приглушенные и ориентированные на повседневную реальность ценности и лозунги, проповедуемые поколением Сенкевича (такие как постепенная работа по улучшению социально-экономического положения крестьян ), казались молодежи слишком приземленными, многие утверждали, что стремление к личное счастье интересует их больше, чем общественные дела. Даже основоположники польского позитивизма к тому времени разочаровались в неутешительных последствиях своей работы и ухудшении положения польского общества в целом, что можно увидеть в других романах того времени, в том числе в «Кукле» Болеслава Пруса . Сенкевич считал, что такое эгоистичное отношение приводит к недопустимым нарушениям этического поведения и должно быть осуждено. Он намеревался продемонстрировать истинные мотивы декадентов, чтобы высмеять их.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Действие начинается в начале 1889 года и длится почти два года. Действие происходит в Риме , Плошуве (где находится усадьба главного героя), Париже , Варшаве , Берлине , Марсе , Флоренции и Гаштайне . Воодушевленный своим другом, который «утверждал, что всякий, кто ведет дневник, работает на общее благо и делает достойные дела», Леон Плошовский, тридцатипятилетний мужчина из богатой семьи, начинает описывать свои повседневные переживания. и проблемы. Когда его тетя пытается стать свахой, он встречает красавицу Анельку и влюбляется в нее. Они сближаются друг с другом, но когда все думают, что Плошовский собирается сделать ей предложение, он получает известие о серьезном состоянии здоровья его отца. Леон едет навестить его и встречает Лауру, старую подругу, которая, кажется, противоположность милой и невинной Анельке. Она игнорирует своего больного мужа, и начинается бурный роман с Леоном. Когда обеспокоенная Анелька пишет Леону, он советует ей в письме «считать себя свободной». В отчаянии она выходит замуж за первого мужчину, который сделает ей предложение. Когда Леон возвращается, он преследует Анельку, теперь уже верную жену. Неспокойная и подавленная Анелька заболевает, узнает, что беременна, и умирает. Плошовский признает себя виновным в случившемся и кончает жизнь самоубийством в надежде на забвение.
Прием
[ редактировать ]«Без догмы» не оправдал ожиданий многих читателей, поскольку вместо того, чтобы дать им мифическую картину прошлого Польши, о которой они хотели прочитать, он сосредоточился на современном обществе и предлагал мало действий, отягощенных расширенным психологическим анализом характера главного героя.
Вопреки намерениям писателя, роман стал очень популярен среди молодежи, идентифицировавшей себя с главным героем и не желавшей осуждать его действия. Яркие описания переживаний и чувств Плошовского, которые были возможны только в дневниковом формате, казались настолько увлекательными, что вызывали сочувствие у юных, заблудших читателей. В сочетании с точной диагностикой ее причин, созданное Сенкевичем видение «моральной распущенности» было слишком заманчивым, чтобы отпугнуть общественность, несмотря на эмоциональные страдания Плошовского и печальный конец. Даже Станислав Пшибышевский , ставший впоследствии одним из самых ярых критиков Сенкевича, утверждал, что он «совершенно ошеломлен» и очень благодарен Сенкевичу за то, что он «так прекрасно описал его душу». [ нужна ссылка ]
Интерпретации
[ редактировать ]Рышард Козиолек подчеркивает трансгрессивную роль эстетики в творчестве Сенкевича. Он утверждает, что основной проблемой «Без догмы» является способность эстетического объекта (обычно определяемого как произведение искусства, но в некоторых случаях также как женщина или природа) сглаживать мимолетность человеческого бытия. Как видно из его частных писем и заметок о литературе, Сенкевич был независимым художником с большим чувством собственного достоинства, стремившимся создать в своих произведениях замену реального мира, которая могла бы быть осмысленной и целеустремленной.
Кристина Клосиньска включила «Никаких догм» в число «романов о беспокойном возрасте». По ее мнению, Плошовский соответствует характеристике человека, страдающего неврозом, как его понимали в девятнадцатом веке. Она сравнивает его с Жаном де Эссентом из «А ребуров» и персонажами некоторых других польских романов, опубликованных в конце девятнадцатого века.
Сенкевич подчеркнул очень универсальный характер романа в письме к Мстиславу Годлевскому, когда писал: «Никто не является Плошовским целиком, но каждый является Плошовским в некоторой степени».
В настоящее время «Без догмату» является названием польского антиклерикального ежеквартального журнала, основанного в 1993 году.
Ссылки
[ редактировать ]- Рышард Козиолек: Тела Сенкевича. Исследования по гендеру и насилию , Издательство Силезского университета, 2009 г.
- Кристина Клосиньска: Романы о нервном возрасте , Wydawnictwo Śląsk, 1988
- Романы 1891 года
- Романы Генрика Сенкевича
- Романы, действие которых происходит в Австрии
- Романы, действие которых происходит в Берлине
- Романы, действие которых происходит в Париже
- Романы, действие которых происходит в Риме
- Романы, действие которых происходит в Испании
- Романы, действие которых происходит в Варшаве.
- Польские романы
- Работы происходят в Лодзинском воеводстве.