Поэтические чтения на площади Маяковского
В 1950-е и 1960-е годы площадь Маяковского (ныне Триумфальная площадь ) в Москве играла важную роль как место сбора неофициальных поэтических чтений, а затем и выражения культурного и политического инакомыслия в постсталинскую эпоху .
Предшественник
[ редактировать ]памятник Владимиру Маяковскому в Москве был открыт 29 июля 1958 года на площади Маяковского . На официальной церемонии открытия свои стихи прочитал ряд официальных советских поэтов. Когда церемония закончилась, волонтеры из толпы тоже начали читать стихи. Атмосфера относительной свободы слова привлекла многих, и вскоре публичные чтения у памятника стали регулярными. Молодые люди, в основном студенты, почти каждый вечер собирались, чтобы прочитать стихи забытых или репрессированных писателей. Некоторые также читали свои работы и обсуждали искусство и литературу. [1] : 172 Среди молодых поэтов, читавших свои произведения огромной толпе на площади Маяковского, были Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский , которые шли по тонкой грани между возможностью публиковаться в Советском Союзе и олицетворением духа юношеского протеста. Их поочередно упрекали и наказывали, но терпели. [2] [3] Однако стихийные собрания вскоре были пресечены властями. [1] : 116 [4] : 172
Собрания 1960-61 гг.
[ редактировать ]Выйду на площадь и городу в ухо
Втисну отчаянья крик!
...
Это - я,
призывающий к правде и бунту,
не желающий больше служить,
рву ваши черные путы,
сотканные из лжи!
Я выйду на площадь
и в ухо города
Я забью крик отчаяния!
...
Это я
призыв к истине и восстанию
не желаю больше служить
Я разрываю твои черные оковы
соткан из лжи!
«Манифест человека» , Юрий Галансков , 1960 год.
Собрания у памятника Маяковскому возобновились в сентябре 1960 года, снова в виде поэтических чтений, но на этот раз с более открыто политическим характером. Они были организованы студентом-биологом Владимиром Буковским в небольшом кругу университетских друзей, но быстро набрали обороты и вскоре стали проводиться регулярно. [5] : 60 Площадь и статуя стали известны некоторым как «Маяк» (маяк). [6]
Обычно на площади каждый раз собиралось несколько сотен человек. Среди участников чтений 1960-61 гг. были «ветераны» двухлетней давности, а также новый слой молодежи. стихи Николая Гумилева , Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама Были прочитаны советское нонконформистское искусство и произведения формалистов . Распространялось также .
Нонконформизм и самиздат
[ редактировать ]Среди участников были как интересующиеся чистым искусством, так и вдохновленные диссидентской политикой разных мастей. [4] : 272 Многие из собравшихся на площади настаивали на праве искусства оставаться «свободным от политики». Других привлекли чтения из-за их социального значения. [2] [4] : 272 Сюда входило оппозиционное студенческое движение, которое уже начало развиваться сразу же после шока от доклада Хрущева 1956 года о сталинских чистках . Для них, как и для Буковского и его коллег, «право искусства на независимость было всего лишь одним из пунктов противостояния режиму, и мы оказались здесь именно потому, что искусство оказалось в центре политических страстей». [1] : 118
Кружок студентов, организовавших площадь Маяковского, также начал публиковать неофициальную поэзию в первых самиздатовских («самоиздаваемых») журналах. Они опубликовали свои стихи, а также стихи Николая Заболоцкого , Дмитрия Кедрина и Марины Цветаевой . Поэту и журналисту Александру Гинзбургу удалось выпустить три номера «Синтаксиса», прежде чем его впервые арестовали в 1960 году. В ноябре 1960 года Владимир Осипов выпустил один номер журнала «Бумеранг» , созданного по образцу творчества Гинзбурга. Третий самиздатовский журнал «Феникс-61 » издавал Юрий Галансков в 1961 году. [5] : 59–60
Обычные карательные меры за такую деятельность включали исключение из институтов и внесение в черный список. Активные участники сходок регулярно подвергались обыскам. На площади провоцировались драки, а иногда в обычное время митингов памятник оцепляли. [4] : 272 Чтения на площади Маяковского стали инкубатором не только для нового поколения поэтов, но и для поколения диссидентов . Владимир Осипов, один из организаторов сходок и впоследствии диссидент, заявил, что «кажется, невозможно найти среди молодых, гремевших в конце шестидесятых и первой половине семидесятых годов, знаменитого диссидента, который бы горячо появились тогда [в начале шестидесятых годов] на площади Маяковского, который не провел там своей юности». [7]
Окончательные чтения и аресты
[ редактировать ]Атмосфера была чрезвычайно напряженной, и люди в штатском были готовы наброситься в любой момент. Наконец, когда [Анатолий] Щукин начал читать, они взвыли и бросились сквозь толпу в сторону статуи... Завязалась гигантская кулачная драка. Многие люди понятия не имели, кто с кем сражается, и присоединялись просто ради развлечения... Полиция в целом была непопулярна, и в этом случае я боялся, что толпа перевернет полицейскую машину и разнесет ее на куски. Но так или иначе полицейским удалось затолкать Щукина и Осипова в машину и вытащить ее из толпы. Щукин получил пятнадцать суток «за чтение антисоветских стихов», а Осипов — десять суток «за нарушение общественного порядка и нецензурную лексику»… Уже один этот эпизод показывает, какое это было необыкновенное время.
Владимир Буковский на вечере памяти Маяковского 1961 года. [1] : 121
14 апреля 1961 года группа «Площадь Маяковского» организовала чтения специально в годовщину самоубийства Маяковского. Поминки оказались самым масштабным и насыщенным мероприятием на площади. Это совпало с праздником в честь полета Юрия Гагарина в космос, и площадь была заполнена прохожими, многие из которых из любопытства присоединились к толпе вокруг статуи Маяковского. Встреча была прервана.
Многие из участников чтений были арестованы летом 1961 года. Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн вскоре были осуждены по статье 70 « Антисоветская агитация и пропаганда » за якобы попытку создания подпольной организации. Осипов и Кузнецов получили семь лет лагерей, Бокшетин — пять лет. [1] : 142–54 [4] : 272 Владимира Буковского дважды допрашивали весной 1961 года, и в том же году его исключили из университета. [5] : 60
К осени 1961 года новости о чтениях на площади Маяковского начали просачиваться в зарубежную прессу, и началась открытая кампания по их подавлению. привезли Сотрудники КГБ на площадь снегоочистители и окружили ими памятник Маяковскому, чтобы не допустить проведения чтений. После итогового собрания в день открытия XXII съезда КПСС в октябре того же года чтения были официально запрещены. [2]
Возрождение в 1965 году
[ редактировать ]В 1965 году собрания на площади Маяковского были вновь ненадолго возрождены новой молодежной группой под названием СМОГ . Аббревиатуру можно расшифровать как русские слова «смелость, мысль, образ и глубина» или «самое молодое общество гениев». СМОГисты выразили тенденцию 1964-65 годов к большей организованности среди литературных диссидентов по сравнению с более неструктурированными и спонтанными чтениями начала шестидесятых годов. Для них забота о свободе литературы смешивалась с политическим интересом к русской революционной традиции от декабристов до Ленина и к другим лидерам, выступавшим против Сталина, таким как Троцкий и Бухарин . [2]
14 апреля 1965 года СМОГисты организовали так называемый «литературно-политический» митинг, посвященный годовщине смерти Маяковского. Они использовали символику этого события, чтобы выдвинуть ряд требований. Среди их требований было официальное признание СМОГ Союзом писателей. [2] [8]
Несмотря на введение новых статей в Уголовный кодекс после суда над Синявским-Даниэлем , направленных против «групповых действий, нарушающих общественный порядок», 28 сентября состоялась последняя СМОГистская демонстрация. Участники были избиты, а члены группировки СМОГ решил прекратить встречи. [8]
Возрождение в 2022 году
[ редактировать ]25 сентября 2022 года 33-летний поэт Артем Камардин прочитал стихотворение против российского вторжения в Украину на площади, которая теперь называется Триумфальной площадью, за что в следующем году он, посетитель Егор Штовба и еще один участник, Николай Дайнеко, были награждены суровые тюремные сроки. [9] [10]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Об этих собраниях упоминается в фильме «Москва слезам не верит» 1979 года. Поэт Андрей Вознесенский читает стихотворение "Антимиры" на площади .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Буковский (1978). Построить замок: моя жизнь инакомыслящего . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Сундарам, Шанталь (2006). « Каменная кожа памятника»: Маяковский, инакомыслие и народная культура в Советском Союзе . Toronto Славянский ежеквартальный журнал (16).
- ^ Volgin, Igor (1997). "Na Ploshchadi Mayakovskogo materiaizovalos' vremya" . In Polikovskaia, Liudmila (ed.). My predchuvstvie… predtecha… . Zveniia. ( Google Books )
- ^ Jump up to: а б с д и Алексеева, Людмила (1987). Советское инакомыслие: современные движения за национальные, религиозные и права человека . Джон Глэд, Кэрол Пирс (пер.). Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN 0-8195-6176-2 .
- ^ Jump up to: а б с Буббайер, Филип (2005). Совесть, инакомыслие и реформы в Советской России . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Борис Кагарлицкий, Мыслящий тростник: интеллектуалы и советское государство с 1917 года по настоящее время, Лондон и Нью-Йорк, 1988, с. 147.
- ^ Mikhail Kheifets, “Russkii patriot Vladimir Osipov,” Kontinent, 1981, No. 27, pp.159-212 (p.176)
- ^ Jump up to: а б Batshev, Vladimir (1997). "Oni peredali nam svoii opyt" . In Polikovskaia, Liudmila (ed.). My predchuvstvie… predtecha… . Moskva: Zvenia. ISBN 9785787000023 .
- ^ Гоцци, Лаура (28 декабря 2023 г.). «Русские поэты сажаются в тюрьму за чтение антивоенных стихов» . Новости Би-би-си . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Новости VICE (9 марта 2024 г.). Путинская Россия: страна, находящаяся в состоянии войны сама с собой . Проверено 4 августа 2024 г. - через YouTube.
Библиография
[ редактировать ]- Буковский (1979). Построить замок: моя жизнь инакомыслящего . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 9780670716401 .
- Рубинштейн, Джошуа (1985). Советские диссиденты: их борьба за права человека (2-е изд., перераб. и расширенное изд.). Бостон: Beacon Press. ISBN 0807032158 .
- Bukovskii, Vladimir (1997). "Gaid-park po-sovetski" . In Polikovskaia, Liudmila (ed.). My predchuvstvie… predtecha… . Zveniia. pp. 8–22. ( Google Books )
- Сундарам, Шанталь (2006). « Каменная кожа памятника»: Маяковский, инакомыслие и народная культура в Советском Союзе . Toronto Славянский ежеквартальный журнал (16).
- Хорнсби, Роб (2013). Протест, реформы и репрессии в хрущевском Советском Союзе . Новые исследования в европейской истории. Кембридж, Великобритания ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107030923 .