Фазлулла Нури
Фазлолла Нури | |
---|---|
Шейх Фазулла Нури | |
Персональный | |
Рожденный | 24 декабря 1843 г. |
Умер | 31 июля 1909 г. Тегеран , Иран | (65 лет)
Место отдыха | Храм Фатимы Масуме |
Религия | ислам |
Национальность | Иранский |
Родитель | Аббас Мазандарани (отец) |
Юриспруденция | Двенадцатилетний шиитский ислам |
Мусульманский лидер | |
Преемник | Рухолла Хомейни |
Шейх Фазлолла бин Аббас Мазиндарани ( персидский : فضلالله بن عباس مازندرانی ; 24 декабря 1843 - 31 июля 1909), также известный как Фазлолла Нури ( персидский : فضلالله نوری ), был важной фигурой в иранской конституционной революции (1905-1911) как двунадесятник. ученый- шиит Мусульманский и мулла с политическими связями при дворе иранского шаха. Первоначально он был сторонником конституции, но отвернулся от нее после того, как шах, поддерживавший конституцию, умер, и его заменил шах, выступавший против конституции. Он был повешен как предатель в 1909 году судом конституционалистского правительства за «сеяние коррупции и мятежа на земле». [1]
В Исламской Республике Иран его прославляют за защиту законов шариата и ислама от агентов Запада, и в школьных учебниках его изображают мучеником (шахидом) ислама и родины. [2] [3] [4] [5] Среди историков за пределами Ирана он известен тем, что первоначально поддерживал конституционалистскую революцию, но отказался от нее, когда это больше не было политически целесообразным, поскольку «нес ответственность за убийство ведущих конституционалистов». [2] путем подстрекания толпы и издания фетв, объявляющих парламентских лидеров «отступниками», «атеистами», «тайными каменщиками» и коффар аль-харби (воинственными язычниками), чью кровь должны проливать верующие; [6] [1] и (вопреки мифу, что противостоящие ему иностранцы посягают на культуру, экономику и общество Ирана) за то, что они взяли деньги и оказали поддержку иностранным интересам в Иране. [7]
Нури был финансово успешным судебным чиновником, ответственным за сбор религиозных средств, за заключение браков и контрактов, в том числе завещаний богатых мужчин. [8] При монархе Мозаффар ад-Дин Шахе , который принял требования демократических реформ и согласился передать политическую власть парламенту, он встал на сторону иранской конституционной революции . Однако Нури выступил против революции после смерти Мозаффар ад-Дина, и его преемник ( Мухаммад Али Шах Каджар ) предложил закрыть парламент и вернуться в страну к монархическому абсолютизму. [9] Он присоединился к шаху в энергичной пропагандистской кампании против современной парламентской системы, настаивая на том, что роль избранного парламента ( маджлес ) заключается в качестве форума для консультаций, тогда как законы должны исходить только из шариата . [10] [11]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нури был сыном священнослужителя муллы Аббаса Киджури. Получив начальное образование в Коджуре и Тегеране, шейх Фазлолла переехал в иракские города-святыни, где учился у выдающегося шиитского ученого Мирзы Хасана Ширази. Вернувшись в Тегеран, он стал выдающимся ученым и учителем. К нему также обращались бизнесмены и чиновники для решения своих судебных дел. Он написал несколько листовок и книг по религии. Сообщается, что он пользовался большим уважением при королевском дворе. [12]
Фазлулла изменил свою политическую позицию в соответствии со своей оценкой соотношения сил. В 1880-х годах Фазлулла был вовлечен в политику в ответ на растущие бизнес-уступки правительства Каджара иностранным бизнесменам. Опираясь на точку зрения своего наставника Ширази, он утверждал, что в период Оккультизма управление страной должно быть совместной ответственностью короля и священнослужителей. [12] Шейх Фазл Аллах сыграл определенную роль в успешном движении протеста табачных компаний против уступки табачной монополии британской компании Regie. [12] После упадка демократически настроенного Моззафар ад-Дина Шаха Нури увидел, что новый король Мухаммед Али Шах настроен против парламента, и встал на его сторону. [13]
Споры о демократии
[ редактировать ]Четвертый король Каджаров, Насер ад-Дин Шах, был убит Мирзой Резой Кермани , последователем Джамал ад-Дина аль-Афгани , когда он посещал и молился в храме Шаха Абдул-Азима 1 мая 1896 года . Приход к власти Дин-шаха Персия столкнулась с финансовым кризисом, когда годовые государственные расходы намного превышали доходы в результате политики его отца. Во время своего правления Моззафар ад-Дин предпринял некоторые реформы центральной казны; однако предыдущий долг, понесенный судом Каджара как перед Англией , так и перед Россией , существенно подорвал эти усилия. В 1901 году он предоставил Уильяму Ноксу Д'Арси , британскому подданному, права на нефть на большей части территории страны. [14] Широко распространенные опасения среди аристократии, образованной элиты и религиозных лидеров по поводу концессий и иностранного контроля привели к некоторым протестам в 1906 году. Тремя основными группами коалиции, стремившейся к конституции, были торговцы, улемы и небольшая группа радикальных реформаторов. Они разделяли цель положить конец королевской коррупции и положить конец доминированию иностранных держав. Это привело к тому, что шах принял предложение о создании Меджлеса (Национального консультативного собрания) в октябре 1906 года, которым власть монарха была ограничена, поскольку он предоставил народу конституцию и парламент. Король Мозаффар ад-Дин Шах подписал конституцию 1906 года незадолго до своей смерти . Члены вновь сформированного парламента постоянно поддерживали связь с Ахундом Хорасани, и всякий раз, когда обсуждались законодательные законопроекты, ему телеграфировали подробности для юридического заключения. [15] В письме от 3 июня 1907 года парламент сообщил Ахунду Хурасани о группе антиконституционалистов, пытавшихся подорвать легитимность демократии во имя религиозного закона. Троица ответила: [15] [16]
Основание этого уважаемого святого собрания основано на вышеупомянутых вопросах. Каждому мусульманину необходимо стараться и усердно укреплять и устанавливать этот прочный фундамент, и действовать в целях его разрушения противоречит хозяину чистого шариата Али ас-Садаа Баха и его семье. да благословит его Бог и дарует ему мир, и предает сильное правительство Шауката.
Аль-Ахкар, сын покойного Хаджа Мирзы Халила Кудса, сэр Мохаммад Хосейн, Харра Аль-Ахкар Аль-Джани Мухаммад Казем Аль-Хорасани, я Аль-Ахкар Абдулла Аль-Мазандарани [17]
«Поскольку мы знаем о предполагаемых причинах создания этого института, поэтому каждый мусульманин обязан поддерживать его основу, а те, кто пытается разрушить его, и их действия против него считаются противоречащими шариату».
— Мирза Хусейн Техрани, Мухаммад Казим Хурасани, Абдалла Мазандаран.
На заре демократического движения шейх Фадлулла Нури поддержал источники соперничества в Наджафе в их позиции в отношении конституционализма и убежденности в том, что люди должны противостоять автократическому режиму лучшим способом, то есть созданием законодательной власти и ограничением полномочий правительства. состояние; поэтому, как только началось конституционное движение, он произносил речи и распространял брошюры, настаивая на этой важной вещи. Однако, когда новый шах Мухаммад Али Шах Каджар решил вернуть демократию и установить свою власть посредством военной и иностранной поддержки, шейх Фазлулла встал на сторону королевского двора. [9]
Тем временем новый шах понял, что он не сможет повернуть вспять конституционную демократию с помощью роялистской идеологии, и поэтому решил использовать религиозную карту. [18] Нури был богатым и высокопоставленным судебным чиновником Каджара, ответственным за заключение браков и контрактов. Он также занимался завещаниями богатых людей и собирал религиозные средства. [8] Нури был против самых основ института парламента. Он возглавил большую группу последователей и 21 июня 1907 года начал круглосуточную сидячую забастовку в храме Шаха Абдул Азима, которая продолжалась до 16 сентября 1907 года. Он обобщил идею религии как полного кодекса жизни. продвигать свою собственную повестку дня. Он считал, что демократия позволит «преподавать химию, физику и иностранные языки», что приведет к распространению атеизма . [19] [20] Он купил типографию и в пропагандистских целях запустил собственную газету «Рузнамих-и-Шейх Фазлулла», а также публиковал листовки. [21] Он сказал:
Шариат охватывает все постановления правительства и определяет все обязательства и обязанности, поэтому потребности народа Ирана в вопросах права ограничиваются делами правительства, которое из-за всеобщих случайностей отделилось от шариата. а. . . .Теперь люди отвергли закон Пророка и вместо этого установили свой собственный закон. [22]
Он считал, что правитель не несет ответственности ни перед каким институтом, кроме Бога, и люди не имеют права ограничивать власть или подвергать сомнению поведение короля. Он заявил, что те, кто поддерживает демократическую форму правления, являются неверными, коррумпированными и отступниками . [23] [24] Он ненавидел идею женского образования и говорил, что школы для девочек — это публичные дома. [25] Помимо своей злобной пропаганды против женского образования, он также выступал против выделения средств на современную промышленность, современные способы управления, равные права для всех граждан независимо от их религии и свободу прессы. Он считал, что люди — скот, но, как это ни парадоксально, хотел «пробудить братьев-мусульман». [26]
По иронии судьбы, Нури имел тесные связи с иностранцами, против культурного заражения которых он проповедовал. Историк Ерванд Абрамян пишет:
Шейх Нури был в хороших отношениях с русскими с начала века. Он отказался поддержать первые базарные протесты против европейцев, отвечающих за сбор таможенных пошлин. В 1905 году он вызвал крупный скандал, поддержав продажу кладбища русским для строительства их банка — непреднамеренная эксгумация тел спровоцировала уличные протесты. Он организовал антиконституциональный митинг в июне 1907 года после получения средств от того же российского банка. [27]
Антидемократические священнослужители подстрекали к насилию, и один из таких священнослужителей заявил, что приближаться к парламенту — больший грех, чем прелюбодеяние, грабеж и убийство. [28] В Занджане мулла Курбан Али Занджани мобилизовал отряд из шестисот головорезов, которые разграбили магазины продемократических торговцев, захватили город на несколько дней и убили представителя Саада аль-Салтаниха. [29] Сам Нури вербовал наемников из преступных группировок для преследования сторонников демократии. 22 декабря 1907 года Нури возглавил толпу к площади Тупхани , напал на торговцев и разграбил магазины. [30] Связи Нури с двором монархии и помещиками усилили его фанатизм. Он даже обратился в российское посольство за поддержкой, а его люди произнесли проповеди против демократии в мечетях, что привело к хаосу. [31] С Ахундом Хорасани проконсультировались по этому вопросу, и в письме от 30 декабря 1907 года три Марджи сказали:
Поскольку свет нарушает комфорт и развращает, его запрещено использовать в харамных делах.
Мохаммад Хусейн (Наджал) Мирза Халил, Мохаммад Казем Хорасани, Абдулла Мазандарани [33]
«Поскольку Нури вызывает беспорядки и подстрекает к мятежу, его вмешательство в любые дела запрещено».
— Мирза Хусейн Техрани, Мухаммад Казим Хурасани, Абдалла Мазандаран.
Однако Нури продолжил свою деятельность, и несколько недель спустя Ахунд Хурасани и его товарищи по Мардже выступили за его высылку из Тегерана: [34]
Немедленно объявите о разрешении инцидента, беспорядках и изгнании Нури.
Ад-Дай Мохаммад Хоссейн Наджал, сын покойного Мирзы Халила, Аль-Дай Мохаммад Казем Аль-Хорасани, Абдулла Аль-Мазандарани [35]
«Восстановите мир и изгоните Нури как можно быстрее».
— Мирза Хусейн Техрани, Мухаммад Казим Хурасани, Абдалла Мазандаран.
Одной из главных задач Ахунда Хурасани и других Марджи было ознакомление общественности с идеями демократического национального государства и современной конституции. Ахунд Хурасани попросил иранских ученых произнести проповеди на эту тему, чтобы прояснить сомнения, посеянные Нури и его товарищами. Хадж Шейх Мухаммад Ваиз Исфахани, искусный оратор из Тегерана, прилагал согласованные усилия по просвещению масс. [36] Другой ученый, Сайид Джамаль ад-Дин Ваиз, постоянно опровергал пропаганду Нури и говорил, что религиозная тирания хуже, чем временная тирания, поскольку вред, который коррумпированные священнослужители наносят исламу и мусульманам, еще хуже. Он посоветовал шиитским массам не обращать внимания на всех, кто носит тюрбан на голове, а прислушиваться к указаниям источников подражания в Наджафе . [37] Мирза Али Ака Тебризи , просвещенный Тика туль-Ислам из Тебриза, написал трактат « Лалан » ( персидский : لالان ). [38] Он выступил против Нури, заявив, что только мнение источников подражания достойно рассмотрения в вопросах веры. [39] Он написал:
Тот, кто завоевывает свою душу, защищает свою религию, против следования своим желаниям и послушен приказам своего Учителя; это человек, которого люди должны брать за образец. [38]
И
что конституция противоречит законам шариата: все противодействия такого рода напрасны, потому что худжадж аль-ислам атабата Давайте рассмотрим идею о том , , которые сегодня являются образцом ( марджа ) и убежищем ( малиджа ) всех шиитов, издал четкие фетвы, подтверждающие необходимость Конституции. Помимо слов, они показали это и своими действиями. Они видят в Конституции поддержку великолепия ислама. [38]
Он решительно выступил против идеи создания наблюдательного комитета из священнослужителей Тегерана, который будет подвергать цензуре деятельность парламента, и сказал, что:
этот деликатный вопрос выносится на рассмотрение атабата . . . мы не имеем права поручать управление группой из четырех или пяти мулл из Тегерана. [38]
Нури заявил, что имитатор не должен следовать за юристом, если он поддерживает демократию:
Если тысяча юристов напишет, что этот парламент основан на приказе творить добро и запрещать зло. . . тогда вы являетесь свидетелем того, что это не так, и они ошиблись. . . (точно так, как если бы они сказали) это животное — овца, а вы знаете, что это собака, вы должны сказать: «Вы ошибаетесь, оно нечисто». [40]
Что касается аргумента Нури, Ахунд Хурасани опроверг его в легком тоне, заявив, что он поддерживает «парламент на площади Бахаристан», поставив под сомнение легитимность собрания Нури в храме Шаха Абдул Азима и их право принимать решения за народ. [41]
Сокрытие имама в шиитском исламе относится к вере в то, что Махди , культурный потомок мужского пола исламского пророка Мухаммеда , уже родился и впоследствии вошел в оккультизм, из которого он однажды выйдет вместе с Иисусом и установит глобальную справедливость. Ахунд Хурасани и его коллеги выдвинули теорию религиозной светскости в отсутствие имама, которая до сих пор преобладает в шиитских семинариях. [42] В отсутствие идеального правителя, то есть имама аль-Махди , демократия была лучшим доступным вариантом. [43] Ахунд Хурасани считает противодействие конституционной демократии враждебностью по отношению к двенадцатому имаму. [44] Он заявил о своей полной поддержке конституционной демократии и объявил, что возражения против «основ конституционализма» противоречат исламу. [29] По словам Ахунда, «законная религия налагает условия на действия и поведение людей», которые вытекают либо из священного текста, либо из логических рассуждений, и эти ограничения по сути предназначены для предотвращения деспотизма. [45] Он сказал, что исламская система управления не может быть создана без непогрешимого Имама, возглавляющего ее. Таким образом, духовенство и современные ученые пришли к выводу, что правильное законодательство может помочь уменьшить государственную тиранию и сохранить мир и безопасность. Отвечая на вопрос об аргументах Нури, Ахунд сказал: [46]
Персидский : Легитимность монархии заключается в том, что человек, отвечающий за государственные дела мусульман и Фейсала Кафы, находится в руках непогрешимого человека, одобренного и назначенного Богом, подобно пророкам и святым, и подобно халифату Амир аль-Муминин и дни. Появление и возвращение Хазрата Ходжата, и если абсолютный правитель не непогрешим, то эта монархия нелегитимна, как и во времена затмения, и нелегитимная монархия бывает двух типов. , например, конституционный, в котором распорядителями общественных дел являются рациональные и религиозные, тиранические и репрессивные. Это похоже на то, что абсолютный правитель является произвольным абсолютистом. Конечно, согласно ясному правилу разума и красноречивым положениям шариата, «справедливая нелегитимность» предшествует «властной нелегитимности». И опытом, и точным и тщательным анализом Шафиитов доказано, что девять десятых злоупотреблений авторитарного периода сокращаются в конституционный период, и обязательно отталкивать коррупцию и безобразие от коррумпированных и нечестивых. уродливый. [47]
Русский: «Согласно шиитскому учению, только непогрешимый Имам имеет право управлять, управлять делами людей, решать проблемы мусульманского общества и принимать важные решения. Как это было во времена пророков или во времена халифата повелителя верующих, и как это будет во времена нового появления и возвращения Махди . Если абсолютная опека не будет с непогрешимым, то это будет неисламское правительство. Сейчас время оккультизма, могут быть два типа неисламских режимов: первый – это справедливая демократия, при которой дела народа находятся в руках верных и образованных людей, и второй – это правительство тирании в Таким образом, как в глазах шариата, так и в глазах разума справедливое преобладает над несправедливым. Из человеческого опыта и тщательного размышления стало ясно, что демократия уменьшает тиранию государства и обязательно отдает предпочтение. к меньшему злу».
— Мухаммад Казим Хурасани
По мнению Ахунда, теократическое правительство, «санкционированное священным законом и религией», может быть сформировано только непогрешимым имамом. [48] Ака Бузург Техрани также процитировал Ахунда Хурасани, который сказал, что если существует возможность установления действительно законного исламского правления в любую эпоху, Бог должен положить конец сокрытию Имама Века . Тем самым он опроверг идею абсолютной опеки над юристом . [49] [50] Поэтому, по мнению Ахунда, шиитские юристы должны поддержать демократическую реформу. Ахунд предпочитает коллективную мудрость ( персидский : عقل جمعی ) индивидуальному мнению и ограничивает роль юриста предоставлением религиозного руководства в личных делах верующего. [51] Он определяет демократию как систему управления, которая налагает ряд «ограничений и условий» на главу государства и государственных служащих, чтобы они работали в «границах, которые определяют законы и религия каждой нации». Ахунд считает, что современные светские законы дополняют традиционную религию. Он утверждает, что как религиозные постановления, так и законы, выходящие за рамки религии, противостоят «государственному деспотизму». [52] Конституционализм основан на идее защиты «врожденных и естественных свобод нации», и поскольку абсолютная власть развращает, демократическое распределение власти позволит нации полностью реализовать свой потенциал. [53]
Его близкий соратник и ученик, впоследствии дослужившийся до звания Марджи, Мухаммад Хусейн Наини , написал книгу « Танбих аль-Умма ва Танзих аль-Милла» , ( персидский : تنبیه الامه و تنزیه المله ), чтобы противодействовать пропаганде Группа Нури. [54] [48] [55] Он утверждал, что в отсутствие Имама Махди все правительства обречены быть несовершенными и несправедливыми, и поэтому людям приходилось предпочитать плохое худшему. Следовательно, конституционная демократия была лучшим вариантом, который помог улучшить состояние общества по сравнению с абсолютизмом и управлять мирскими делами путем консультаций и лучшего планирования. он видел в избранных членах парламента представителей народа, а не заместителей имама, поэтому они не нуждались в религиозном обосновании своей власти. Он сказал, что как «тиранические улемы», так и радикальные общества, продвигающие мажоритаризм, представляют угрозу как исламу, так и демократии. Люди должны избегать разрушительных, коррумпированных и разъединяющих сил и сохранять национальное единство. [54] [56] Он посвятил большую часть своей книги определению и осуждению религиозной тирании. Затем он продолжил защищать свободу мнений и их выражения, равенство всех граждан в глазах национального государства, независимо от их религии, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, подотчетность короля, право людей делиться властью. [54] [57] Другой ученик Ахунда Хорасани, также возведенный в ранг Марджи, шейх Исмаил Махаллати, написал трактат « аль-Лиали аль-Марбута фи Ваджуб аль-Машрута » ( персидский : Связанные жемчужины в обязательстве условных условий ). [48] По его мнению, во время сокрытия двенадцатого Имама правительства могут быть либо несовершенно справедливыми, либо репрессивными. Поскольку обязанностью верующего было активно бороться с несправедливостью, необходимо было укреплять демократический процесс. [58] он настаивал на необходимости реформирования экономической системы, модернизации вооруженных сил, создания функциональной системы образования и гарантирования прав гражданского населения. [58] Он сказал:
«Конституционный» и «репрессивный» — это всего лишь прилагательные, описывающие разные правительства. Если государь присваивает всю власть себе, для своей личной выгоды, то правительство является тираническим; если же власть суверена ограничена народом, то правительство является конституционным. Это различие не имеет ничего общего с религией. Какова бы ни была религия жителей страны, монотеисты они или политеисты, мусульмане или неверующие, их правительство может быть либо конституционным, либо тираническим. [51]
Нури интерпретировал шариат корыстно и поверхностно, в отличие от Ахунда Хурасани, который, будучи хорошо принятым источником подражания, рассматривал приверженность религии в обществе за пределами одного человека или одной интерпретации. [59] В то время как Нури путал шариат с письменной конституцией современного общества, Ахунд Хурасани понимал разницу и функцию этих двух. [10]
Нури пытался заручиться поддержкой аятуллы Казима Язди, еще одной известной Марджи Наджафа. Он был аполитичен, и поэтому во время иранской конституционной революции большую часть времени оставался нейтральным и редко делал какие-либо политические заявления. [60] В отличие от Ахунда Хорасани , он считал, что усулизм не дает свободы поддерживать конституционную политику. По его мнению, политика была вне его компетенции, и поэтому он избегал участия в ней. [61] В то время как Ахунд Хорасани был выдающимся Марджой в Наджафе , многие подражатели также молились за Казимом Йезди, поскольку его урок по управлению (борьбе) был известен. [62] Другими словами, и Мохаммад Казем, и Хорасани составляли великую шиитскую школу в Наджафе, хотя в то же время у них были разные взгляды на политику. [63] Однако он не полностью поддерживал Фазлуллу Нури и Мухаммеда Али Шаха, поэтому, когда парламент попросил его рассмотреть окончательный проект конституции, он предложил некоторые изменения и подписал документ. [64] Он сказал, что современные отрасли промышленности разрешены, если они явно не запрещены шариатом. [65] Он также согласился с преподаванием современных наук и добавил, что государство не должно вмешиваться в деятельность центров религиозного обучения (Хауза). Он не был против создания организаций и обществ, не создающих хаоса, и в этом отношении не было разницы между религиозными и нерелигиозными организациями. [65] В законотворчестве он, в отличие от Нури, разделял религиозное (шариат) и публичное право (урфия). По его мнению, личные и семейные вопросы должны решаться юристами в религиозных судах, а правительственные дела и государственные вопросы должны решаться современной судебной системой. На основании его мнения парламент добавил в конституцию статьи 71 и 72. [66] Аятулла Язди заявил, что до тех пор, пока современная конституция не заставляет людей делать то, что запрещено шариатом, и воздерживаться от религиозных обязанностей, нет причин противостоять демократическому правлению, и правительство имеет право преследовать правонарушителей. [67] Революционный трибунал признал его виновным в подстрекательстве толпы против конституционалистов и в издании фетв, объявляющих парламентских лидеров «отступниками», «атеистами», «тайными масонами» и коффар аль-харби (воинственными язычниками), чью кровь должны проливать верующие. [6] [1]
Тикат-уль-Ислам Мирза Али Ака Тебризи продемонстрировал непоколебимую поддержку современных знаний и технологий и считал это необходимым средством избежать колониального захвата Ирана. Он сказал:
не необходимо ли приобретать такое же материальное и моральное оружие, как и противник, как рекомендует этот благородный стих: «Приготовьте для него все, что можете, силой и конем на привязи»? На данный момент именно это приводит к доминированию и влиянию противника. Разве не обязательно строить школы? В соответствии с этим аятом: «Будьте враждебны всякому, кто враждебен вам, в той мере, в какой он враждебен вам», мы должны приобретать богатство, необходимые для повседневной жизни технологии, политологию и знания. Это то, что позволит нам больше не зависеть от иностранцев, и эта зависимость является основным средством, с помощью которого неверные доминируют на земле ислама. Поэтому мы должны бороться с ними теми же методами, которые они использовали против нас. [68]
Ахунд Хорасани считал, что верующим необходимо достичь необходимого уровня образования и навыков, чтобы быть в состоянии защитить национальные и религиозные интересы. [69] Он рассматривал демократию как средство эффективного управления, которое принесет процветание и предотвратит колониальное влияние. Он продолжал настаивать на необходимости современных школ, обеспечивающих образование всех детей, современной экономики, создания национального банка и индустриализации. Он верил, что современность предотвратит дикость. Описав необходимость современных реформ, он сказал: [70]
Персидский : Непослушание этому означает либо невежество и глупость, либо противоречие исламской религии Ханиф. [71]
«Те, кто не принимают этот факт, являются либо невежественными подчиненными, либо противниками благородной мусульманской религии».
— Мухаммад Казим Хурасани
Он подчеркнул необходимость создания общенациональной школьной системы, которая бы преподавала современные науки и действовала в соответствии с исламской этикой. [70]
Исполнение
[ редактировать ]Нури объединился с новым шахом Мохаммедом Али Шахом Каджаром , который при помощи русских войск устроил переворот против Меджлиса (парламента) в 1907 году. Однако в 1909 году конституционалисты двинулись на Тегеран (столицу Ирана). Нури был арестован, предан суду и признан виновным в «сеянии коррупции и мятежа на земле». [1] а в июле 1909 года Нури был повешен как предатель. По данным Центра документов исламской революции, Нури мог бы спастись, укрывшись в российском посольстве или повесив российский флаг над своим домом, но его принципы не позволяли этого. Он якобы сказал своим последователям: «Ислам никогда не идет под знаменем уклонения... Допустимо ли, чтобы я встал под знамена уклонения после 70 лет борьбы во имя ислама?» Затем (по данным Центра документов исламской революции) «он потребовал от своих товарищей освободить дом, чтобы избежать любого вреда». [73] Его описывают как человека убежденного и мужественного, который сопротивлялся, а не спасался от вооруженного нападения конституционалистов на его регион, которое привело к его аресту и казни. [4]
Влияние
[ редактировать ]По словам Али Аболхассани (Монцера), автора книги « Шейх Фазлола Нури и хронологическая школа конституционализма» , «изучение конституционности невозможно без изучения интеллектуальных и политических взглядов хаджа шейха Фазлоллы Нури. Он оказывал влияние на различных этапах процесс, и если конституционность является первым реальным основанием для серьезной конфронтации между религией и модернизмом, то в те дни шейх встал на сторону защиты религии и понес за это большие расходы...» [74] Центр документов исламской революции цитирует автора Джалала Аль-Ахмада , который назвал Нури «благородным человеком» и сравнил его повешенный труп с «флагом господства западного мира, поднятым над страной после 200 лет борьбы». [75] [73]
По словам Афшина Молави, «наследники шейха Фазлоллы Нури - правящие консервативные священнослужители Ирана - поддержали его дело в начале 21 века» в борьбе с движением за демократические реформы. [76] Его «провозглашают чемпионом, боровшимся против коррумпированных западных ценностей», в Тегеране его именем названа главная скоростная автомагистраль, и на нем установлена «огромная фреска, посвященная его памяти». [5]
Его внук, Нуреддин Кианури , был архитектором и высокопоставленным чиновником иранской коммунистической партии; он был арестован в 1983 году, подвергнут пыткам и вынужден дать признание по телевидению. [77] Он умер в 1999 году.
См. также
[ редактировать ]- Мухаммад Казим Хурасани
- Мирза Хусейн Тегерани
- Абдаллах Мазандарани
- Мирза Али Ака Тебризи
- Мирза Сайед Мохаммад Табатабай
- Сейед Абдолла Бехбахани
- Рухолла Хомейни
- Исламский фундаментализм в Иране
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Абрамян, Ерванд, «Исповедь под пытками» Ерванда Абрамяна, University of California Press, 1999, с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.96.
- ^ Молави, Афшин (2002). Персидские паломничества: путешествия по Ирану . WW Нортон и компания. стр. 192 -. ISBN 978-0-393-05119-3 . Проверено 1 июня 2015 г.
Рекламный щит Нури в Тегеране, установленный вскоре после революции в Исламской Республике Иран, представляет другую историю – историю мученичества. ... Послание не является тонким: несправедливо повешенный шейх Фазлолла Нури ... принял мученическую смерть за защиту ислама от демократии и представительного правительства.
- ^ Перейти обратно: а б Мойн, Бакир (1999). Хомейни: Жизнь аятоллы . ИБТаурис. п. 19. ISBN 978-1-85043-128-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Басменджи, Каве (2005). Тегеранский блюз: Молодёжная культура в Иране . Саки. ISBN 978-0-86356-515-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Тахери, Амир, Дух Аллаха Амира Адлера и Адлера (1985), стр. 45–6.
- ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.95-6.
- ^ Перейти обратно: а б Фарзане 2015 , стр. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Арджоманд, Саид Амир (16 ноября 1989 г.). Тюрбан для короны: Исламская революция в Иране . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 50–52. ISBN 978-0-19-504258-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Фарзане 2015 , с. 201.
- ^ Джаханбеглу, Рамин (2004). Иран: между традициями и современностью . Лексингтонские книги. п. 82. ИСБН 978-0-7391-0530-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин, Ванесса. «НУРИ, Хадж Шейх ФАЛ-АЛЛАХ - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Арджоманд, Саид Амир (16 ноября 1989 г.). Тюрбан для короны: Исламская революция в Иране. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 49–50. ISBN 978-0-19-504258-0 .
- ^ Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин (2013). История современного Ближнего Востока (Пятое изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 132. ИСБН 978-0-8133-4833-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Фарзане 2015 , стр. 173–174.
- ^ Баят, Мангол (1991). Первая революция Ирана: шиизм и конституционная революция 1905-1909 годов . Исследования по истории Ближнего Востока. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 181. ИСБН 978-0-19-506822-1 . OCLC 1051306470 . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Мохсин Кадивар, «Политика Хорасани», стр. 169, второе издание, Тегеран, 2008 г.
- ^ Арджоманд, Саид Амир (16 ноября 1989 г.). Тюрбан для короны: Исламская революция в Иране. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 48–49. ISBN 978-0-19-504258-0 .
- ^ Фарзане 2015 , стр. 196.
- ^ Мартин 1986 , с. 182.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 197.
- ^ Мартин 1986 , с. 183.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 198.
- ^ Мартин 1986 , с. 185.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 199.
- ^ Арджоманд, Саид Амир (16 ноября 1989 г.). Тюрбан для короны: Исламская революция в Иране. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 51. ISBN 978-0-19-504258-0 .
- ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.95.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 193.
- ^ Перейти обратно: а б Фарзане 2015 , стр. 160.
- ^ Фарзане 2015 , с. 205.
- ^ Баят, Мангол (1991). «Первая революция Ирана: шиизм и конституционная революция 1905-1909 годов». Исследования по истории Ближнего Востока. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 182. ISBN 978-0-19-506822-1 .
- ^ Фарзане, Матео Мохаммад (2015). « Иранская конституционная революция и клерикальное руководство Хорасани» . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. п. 212. ISBN 978-0-8156-5311-0 .
- ^ Мохсин Кадивар, «Политика Хорасани», стр. 177, второе издание, Тегеран, 2008 г.
- ^ Германн 2013 .
- ^ Мохсин Кадивар, «Политика Хорасани», стр. 180, второе издание, Тегеран, 2008 г.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 156, 164–166.
- ^ Мангол 1991 , стр. 188.
- ^ Перейти обратно: а б с д Герман 2013 , с. 439.
- ^ Германн 2013 , с. 438.
- ^ Мартин 1986 , с. 191.
- ^ Фарзане, Матео Мохаммад (2015). « Иранская конституционная революция и клерикальное руководство Хорасани» . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. п. 203. ISBN 978-0-8156-5311-0 .
- ^ Гобадзаде, Насер (декабрь 2013 г.). «Религиозная светскость: видение ревизионистского политического ислама» . Философия и социальная критика . 39 (10): 1005–1027. дои : 10.1177/0191453713507014 . ISSN 0191-4537 . S2CID 145583418 .
- ^ Фарзане 2015 , стр. 152.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 159.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 161.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 162.
- ^ Мохсин Кадивар, « Политика Хорасани », стр. 214-215, второе издание, Тегеран, 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Германн 2013 , стр. 434.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 220.
- ^ Ахунд Хорасани, Хашия аль-Макасиб , стр. 92-96, Министерство культуры и исламского образования, Тегеран, 1406 г. хиджры.
- ^ Перейти обратно: а б Герман 2013 , с. 436.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 166.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 167.
- ^ Перейти обратно: а б с Нурэ 1975 .
- ^ Мангол 1991 , стр. 256.
- ^ Мангол 1991 , стр. 257.
- ^ Мангол 1991 , стр. 258.
- ^ Перейти обратно: а б Германн 2013 , стр. 435.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 200.
- ^ Арджоманд, Саид Амир (16 ноября 1989 г.). Тюрбан для короны: Исламская революция в Иране. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 52. ISBN 978-0-19-504258-0 .
- ^ Фарзане 2015 , с. 214.
- ^ Моттахеде, Р. (2014). Мантия Пророка . Публикации Oneworld. ISBN 978-1-78074-738-5 . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Ханн, Г.; Домбровска, К.; Гривз, Т.Т. (2015). Ирак: Древние памятники и Иракский Курдистан . Брэдт Путеводители. п. 292. ИСБН 978-1-84162-488-4 . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Фарзане 2015 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б Фарзане 2015 , с. 216.
- ^ Фарзане 2015 , с. 217.
- ^ Фарзане 2015 , с. 218.
- ^ Германн 2013 , стр. 442, 443.
- ^ Фарзане 2015 , стр. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Германн 2013 , стр. 442.
- ^ kadivarad33 (6 августа 2006 г.). «Политика Хорасани» . Мохсен Кадивар (на персидском языке) . Проверено 26 апреля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Германн 2013 , с. 440.
- ^ Перейти обратно: а б «Мученическая смерть шейха Фазлоллы Нури, лидера конституционного движения Ирана» . Центр документов исламской революции . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ «Шейх Фазлола Нури и хронологическая школа конституционализма» . Институт современных исторических исследований Ирана . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ О услугах и предательствах интеллектуалов , Джалал Аль-Ахмад
- ^ Молави, Афшин (20 апреля 2001 г.). «Народное недовольство в Иране нарастает, поскольку консервативные репрессии продолжаются» . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Абрамян, Ерванд (1999). Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране } . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-92290-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Абрамян, Ерванд (1993). Хомейнизм: Очерки Исламской Республики . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 92–97. ISBN 0520081730 . Проверено 30 декабря 2016 г.
- Мартин, Вирджиния (апрель 1986 г.). «Антиконституционалистские аргументы шейха Фазлаллаха Нури» . Ближневосточные исследования . 22 (2): 181–196. дои : 10.1080/00263208608700658 . JSTOR 4283111 .
- Фарзане, Матео Мохаммад (март 2015 г.). Конституционная революция Ирана и клерикальное руководство Хорасани . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета . ISBN 978-0-8156-3388-4 . OCLC 931494838 .
- Германн, Денис (1 мая 2013 г.). «Ахунд Хорасани и иранское конституционное движение» . Ближневосточные исследования . 49 (3): 430–453. дои : 10.1080/00263206.2013.783828 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 23471080 . S2CID 143672216 .
- Нурайе, Фереште М. (1975). «Конституционные идеи шиитского муджтахида: Мухаммад Хусейн Наини» . Иранские исследования . 8 (4): 234–247. дои : 10.1080/00210867508701501 . ISSN 0021-0862 . JSTOR 4310208 .
- Мангол, Баят (1991). Первая революция Ирана: шиизм и конституционная революция 1905-1909 годов . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-506822-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахмад Касрави , Тарих-е Машруте-йе Иран (История иранской конституционной революции), на персидском языке, 951 стр. (Negāh Publications, Тегеран, 2003 г.), ISBN 964-351-138-3 . Примечание. Эта книга также доступна в двух томах, опубликованных издательством Amir Kabir Publications в 1984 году. Издание Амира Кабира 1961 года состоит из одного тома, 934 страницы.
- Ахмад Касрави, История иранской конституционной революции: Тарих-э Машрут-йе Иран , Том I, перевод на английский Эвана Сигела, 347 стр. (Mazda Publications, Коста Меса, Калифорния, 2006 г.). ISBN 1-56859-197-7