Jump to content

Социальный метаболизм

Социальный метаболизм или социально-экономический метаболизм — это совокупность потоков материалов энергии и , которые происходят между природой и обществом, между различными обществами и внутри обществ. Эти контролируемые человеком материальные и энергетические потоки являются основной чертой всех обществ, но их масштабы и разнообразие во многом зависят от конкретных культур или социометаболических режимов. [1] [2] Социальный или социально-экономический метаболизм также описывается как « самовоспроизводство и эволюция биофизических структур человеческого общества. Он включает в себя те процессы биофизической трансформации, процессы распределения и потоки, которые контролируются людьми для своих целей. Биофизические структуры общества («запасы в использовании») и социально-экономический метаболизм вместе образуют биофизическую основу общества». [3]

человеком Социальные метаболические процессы начинаются с присвоения материалов и энергии из природы. Они могут быть преобразованы и распространены для потребления и, наконец, выделения обратно в саму природу. Каждый из этих процессов оказывает различное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, как он осуществляется, количества материалов и энергии, задействованных в процессе, района, где он происходит, имеющегося времени или регенеративной способности природы. [1] [2]

Социальный метаболизм представляет собой расширение концепции метаболизма от биологических организмов, таких как человеческие тела, до биофизической основы общества. В капиталистических обществах люди строят и управляют шахтами и фермами, нефтеперерабатывающими заводами и электростанциями , фабриками и инфраструктурой для обеспечения энергетических и материальных потоков, необходимых для физического воспроизводства конкретной культуры. Используемые запасы, к которым относятся здания, транспортные средства, приборы, инфраструктура и т. д., создаются и поддерживаются в результате различных промышленных процессов, которые являются частью социального метаболизма. Эти запасы затем предоставляют людям услуги в виде жилья, транспорта или связи. Карл Маркс понимал эти аспекты специфически капиталистического способа производства как отчужденные , поскольку они отражают социально и экономически опосредованную форму общественного метаболизма, уменьшающую количество регенерируемой энергии как для вовлеченных людей, так и для их естественной среды, только для того, чтобы вытеснить ее. интересам капитала. Таким образом, Джон Беллами Фостер разработал концепцию метаболического разлома , чтобы развить понимание Маркса пагубного воздействия капитализма на экосистемы .

Общество и его метаболизм вместе образуют аутопоэтическую систему, сложную систему, которая воспроизводит сама себя. Ни культура, ни социальный метаболизм не могут воспроизводиться изолированно. Людям нужны пища и кров, которые обеспечивает социальный метаболизм, а последний нуждается в людях, чтобы управлять ими.

Социальный или социально-экономический метаболизм предполагает, что человеческое общество и его взаимодействие с природой образуют сложную самовоспроизводящуюся систему, и поэтому его можно рассматривать как парадигму изучения биофизической основы человеческого общества в аспекте самовоспроизводства. «Общая парадигма может облегчить сочетание и интеграцию моделей, что может привести к более надежным и всеобъемлющим междисциплинарным оценкам стратегий устойчивого развития. ... Использование социального или социально-экономического метаболизма в качестве парадигмы может помочь обосновать альтернативные экономические концепции». [3]

Истоки концепции

[ редактировать ]

Концепция социального метаболизма возникла в девятнадцатом веке, во времена научной интеграции и взаимности между натуралистами и обществоведами. Эволюционная перспектива, особенно рассуждения по аналогии , обеспечила связь между естественными и социальными науками. [4]

Лишь в конце 1970-х годов парадигма человеческой исключительности была подвергнута серьезному сомнению, что привело к рождению социологии окружающей среды . [4]

Социальный метаболизм как показатель человеческого развития

[ редактировать ]

Концепция социального метаболизма использовалась в исторических исследованиях как основа для описания развития человеческого общества с течением времени. Особое значение в этой области имеет работа немецкого историка Рольфа Зиферле о социально-экологических моделях общества. Сосредоточив внимание на энергетическом измерении социального метаболизма (т.е. энергетическом метаболизме), Зиферле предположил, что можно классифицировать различные «социально-экологические модели» или режимы человеческого общества с течением времени в соответствии с основным источником энергии и доминирующими технология преобразования энергии, которую они используют. Зиферле выделил три основных режима, характеризующих человеческую историю: охотничье-собирательский, аграрный и промышленный. Режим охоты и собирательства основывался на «пассивном использовании солнечной энергии», поскольку в этой конфигурации люди полагались в основном на продукты недавнего фотосинтеза, а именно на растения и животных в качестве пищи и дрова для тепла. Это привело к образованию кочевых обществ и низкой плотности населения. В конце концов, Неолитическая революция позволила обществам перейти к аграрному режиму, основанному на «активном использовании солнечной энергии». Люди начали более систематически изменять окружающую среду посредством вырубки лесов, чтобы максимально использовать землю и солнце для ведения сельского хозяйства и производства продуктов питания для людей и скота. Это привело к оседлому обществу, увеличению трудовой нагрузки на людей и более быстрому росту населения, что, в свою очередь, способствовало развитию более структурированных социальных иерархий и динамики. Наконец, изобретение парового двигателя в 16 веке спровоцировало возникновение индустриального режима, который использует ископаемое топливо в качестве основного источника энергии. Это привело к возникновению индустриальной социально-экологической модели, которая регулирует человеческое общество в том виде, в котором мы находимся сегодня.

Следуя по стопам Зиферле, другие социологи в конечном итоге попытались реконструировать человеческую историю с помощью социального метаболизма, а также с помощью количественного анализа и показателей. Среди них стоит упомянуть общий объем поставок первичной энергии (TPES) , внутреннее потребление энергии (DEC), человеческое присвоение чистой первичной продукции (HANPP) и другие.

Использование энергетического метаболизма в качестве показателя человеческого развития имеет важные последствия не только для исторического анализа, но и для разработки будущих сценариев. Согласно многим исследованиям, пик ископаемого топлива (т.е. максимальный уровень добычи ископаемого топлива в глобальном масштабе) уже достигнут или, вероятно, будет достигнут в ближайшее время. Понимание того, каким будет следующий основной источник энергии и технология преобразования человеческого общества в будущем, имеет важные политические и социальные последствия.

Методы учета

[ редактировать ]

Исследования социального метаболизма могут проводиться на разных уровнях агрегации системы, см. Анализ материальных потоков . При учете материальных потоков, например, анализируются ввод и вывод материалов и энергии конкретного государства или региона, а также импорт и экспорт. Проведению подобных исследований способствует легкость доступа к информации о коммерческих сделках . [5] [6]

Существуют разные школы мысли, касающиеся социального метаболизма, каждая из которых имеет свой собственный метод учета. Два, которые можно выделить, имеют корни в двух разных школах исследований: анализе материальных и энергетических потоков ( MEFA ), который связан с «Венской школой», не путать с австрийской школой , и многомасштабной интегрированной школой. Анализ социального и экосистемного метаболизма ( MuSIASEM ), который берет свое начало в «Барселонской школе», связанной с Автономным университетом Барселоны . Ученым, заложившим основы MEFA, является Марина Фишер-Ковальски , а MuSIASEM развивался вокруг Марио Джампьетро и Кодо Маюми . [7]

В то время как MEFA в первую очередь сосредотачивает свои исследования на национальной экономике во времени и пространстве, MuSIASEM в первую очередь сосредотачивает свои исследования на современной экономике, при этом они сосредотачиваются на конкретных подсекторах экономики. [7] : 190  Это также влечет за собой некоторые методологические различия: в научной школе MEFA исследователи больше ориентированы на стандартизацию сбора данных максимальную , что приведет к более легкому сравнению между широким спектром случаев и данных. С другой стороны, в школе MuSIASEM ученые относятся к этому с большей неохотой, они предпочитают иметь индивидуальную форму учета для каждого случая, действующую в рамках заранее определенной « грамматики ». [7] : 191 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Мануэль; Толедо, Виктор М. (2014). Социальный метаболизм: социально-экологическая теория исторических изменений . Спрингер. ISBN  978-3-319-06357-7 .
  2. ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Социальный метаболизм: новая социоэкологическая теория. Отношения. 2013.
  3. ^ Перейти обратно: а б Паулюк, Стефан; Хертвич, Эдгар Г. (2015). «Социально-экономический метаболизм как парадигма изучения биофизической основы человеческого общества». Экологическая экономика . 119 : 83–93. Бибкод : 2015EcoEc.119...83P . дои : 10.1016/j.ecolecon.2015.08.012 . ISSN   0921-8009 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Гонсалес де Молина, Мануэль; Толедо, Виктор М. (2014), Гонсалес де Молина, Мануэль; Толедо, Виктор М. (ред.), «Социальный метаболизм: истоки, история, подходы и основные публикации» , Социальный метаболизм: социально-экологическая теория исторических изменений , История окружающей среды, том. 3, Чам: Springer International Publishing, стр. 43–58, номер документа : 10.1007/978-3-319-06358-4_3 , ISBN.  978-3-319-06358-4 , получено 12 марта 2023 г.
  5. ^ Вес наций: отток материалов из промышленной экономики (PDF) . Институт мировых ресурсов. 2000. ISBN  978-1-56973-439-1 .
  6. ^ Карпинтеро Редондо, Оскар (2005). Метаболизм испанской экономики: природные ресурсы и экологический след (1955-2000) (PDF) (на испанском языке). Фонд Сезара Манрике. ISBN  978-84-88550-60-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Гербер, Жюльен-Франсуа; Шайдель, Арним (февраль 2018 г.). «В поисках содержательной экономики: сравнение двух современных социально-метаболических подходов к экономике - MEFA и MuSIASEM» . Экологическая экономика . 144 : 186–194. Бибкод : 2018EcoEc.144..186G . дои : 10.1016/j.ecolecon.2017.08.012 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cadb9f6722cb5aec8eb7b8d8dff01b1__1714791660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/b1/5cadb9f6722cb5aec8eb7b8d8dff01b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social metabolism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)