Двадцать вторая поправка к Конституции США
Эта статья является частью серии статей о |
Конституция Соединенных Штатов |
---|
Преамбула и статьи |
Поправки к Конституции |
Нератифицированные поправки : |
История |
Полный текст |
Двадцать вторая поправка ( Поправка XXII ) к Конституции Соединенных Штатов ограничивает количество раз, когда человек может быть избран на должность президента Соединенных Штатов, двумя сроками и устанавливает дополнительные условия отбора для президентов, которые унаследуют неистекшие сроки. своих предшественников. [1] Конгресс одобрил Двадцать вторую поправку 21 марта 1947 года и представил ее законодательным собраниям штатов на ратификацию . Этот процесс был завершен 27 февраля 1951 года, когда необходимые 36 из 48 штатов ратифицировали поправку (ни Аляска , ни Гавайи еще не были признаны штатами ), и ее положения вступили в силу в этот день.
Поправка запрещает избираться повторно любому, кто был избран президентом дважды. Согласно поправке, лицу, которое заполняет оставшийся президентский срок продолжительностью более двух лет, также запрещается избираться президентом более одного раза. Ученые спорят о том, запрещает ли поправка затронутым лицам стать президентом при любых обстоятельствах или она применима только к президентским выборам. президента не устанавливался До ратификации поправки срок полномочий , но и Джордж Вашингтон , и Томас Джефферсон (первый и третий президенты) решили не баллотироваться на третий срок, установив традицию двух сроков. На 1940 и 1944 годов президентских выборах Франклин Д. Рузвельт стал единственным президентом, баллотировавшимся (и выигравшим) на третий и четвертый сроки, что вызвало опасения по поводу президента, избирающегося на неограниченный срок. [2]
Текст
[ редактировать ]Статья 1. Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более двух раз, а также ни одно лицо, занимавшее должность Президента или действовавшее в качестве Президента более двух лет срока, на который какое-либо другое лицо было избрано Президентом. избирается на должность Президента более одного раза. Но эта статья не применяется к любому лицу, занимающему должность Президента, когда эта статья была предложена Конгрессом, и не препятствует любому лицу, которое может занимать должность Президента или действовать в качестве Президента, в течение срока действия настоящей статьи. вступает в силу с момента пребывания в должности Президента или исполнения обязанностей Президента в течение оставшегося срока.
Раздел 2. Настоящая статья теряет силу, если она не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции законодательными собраниями трех четвертей нескольких штатов в течение семи лет с даты ее представления штатам Конгрессом. [3]
Фон
[ редактировать ]Двадцать вторая поправка стала реакцией на избрание Франклина Д. Рузвельта президентом на беспрецедентные четыре срока, но ограничения президентских сроков уже давно обсуждаются в американской политике. Делегаты Конституционного съезда 1787 года подробно рассмотрели этот вопрос (наряду с более широкими вопросами, такими как кто будет выбирать президента и роль президента). Многие, в том числе Александр Гамильтон и Джеймс Мэдисон , поддерживали пожизненное пребывание на посту президента, в то время как другие выступали за фиксированные сроки. из Вирджинии Джордж Мейсон осудил предложение о пожизненном правлении как равносильное выборной монархии . [4] Ранний проект Конституции США предусматривал, что президент будет ограничен одним семилетним сроком. [5] В конечном итоге создатели утвердили четырехлетний срок без ограничений на то, сколько раз человек может быть избран президентом.
Хотя это и было отклонено Конституционным собранием, ограничение срока полномочий президентов США рассматривалось во время президентств Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона . Когда в 1796 году его второй срок вступил в последний год, Вашингтон был утомлен годами государственной службы, и его здоровье начало ухудшаться. Он также был обеспокоен неослабевающими атаками своих политических оппонентов, которые усилились после подписания Договора Джея , и считал, что на посту президента он достиг своих основных целей. По этим причинам он решил не баллотироваться на третий срок, о чем он объявил народу в своем прощальном обращении в сентябре 1796 года . [6] Одиннадцать лет спустя, когда Томас Джефферсон приближался к середине своего второго срока, он написал:
Если какое-либо прекращение полномочий главного магистрата не будет установлено Конституцией или не предусмотрено практикой, его должность, номинально рассчитанная на годы, фактически станет пожизненной; и история показывает, как легко это перерождается в наследство. [7]
С тех пор, как Вашингтон сделал свое историческое заявление, многочисленные ученые и общественные деятели рассмотрели его решение уйти в отставку после двух сроков и, по словам политолога Брюса Пибоди, «утверждали, что он установил традицию двух сроков , которая служила жизненно важным сдерживающим фактором против любой человек или президентство в целом накапливают слишком много власти». [8] Различные поправки, направленные на изменение неформального прецедента конституционного права, были предложены Конгрессу в начале-середине 19 века, но ни одна из них не была принята. [4] [9] Трое из следующих четырех президентов после Джефферсона — Джеймс Мэдисон , Джеймс Монро и Эндрю Джексон — избирались на два срока, и каждый придерживался принципа двух сроков; [1] Мартин Ван Бюрен был единственным президентом между Джексоном и Авраамом Линкольном , который был выдвинут на второй срок, хотя он проиграл выборы 1840 года и, таким образом, прослужил только один срок. [9] В начале Гражданской войны отделившиеся Штаты разработали Конституцию Конфедеративных Штатов Америки , которая во многих отношениях напоминала Конституцию Соединенных Штатов, но ограничивала президента одним шестилетним сроком.
Несмотря на прочную традицию двух сроков, несколько президентов до Рузвельта пытались добиться третьего срока. После Улисса С. Гранта переизбрания в 1872 году в республиканских политических кругах велись серьезные дискуссии о возможности его повторного баллотирования в 1876 году. Но интерес к третьему сроку Гранта испарился в свете негативного общественного мнения и оппозиции со стороны членов партии. Конгрессом, и Грант покинул пост президента в 1877 году после двух сроков. Несмотря на это, по мере приближения выборов 1880 года он добивался выдвижения своей кандидатуры на (непоследовательный) третий срок на Республиканском национальном съезде 1880 года , но с небольшим перевесом проиграл Джеймсу А. Гарфилду , который выиграл выборы 1880 года . [9]
Теодор Рузвельт стал президентом 14 сентября 1901 года, после убийства Уильяма Мак-Кинли (194 дня после его второго срока), и был легко избран на полный срок в 1904 году . Он отказался баллотироваться на третий (второй полный) срок в 1908 году, но снова баллотировался на выборах 1912 года , проиграв Вудро Вильсону . Сам Вильсон, несмотря на плохое здоровье после серьезного инсульта, стремился на третий срок. Многие из его советников пытались убедить его, что его здоровье не позволяет провести новую кампанию, но Вильсон, тем не менее, попросил, чтобы его имя было выдвинуто в качестве кандидата на пост президента на Национальном съезде Демократической партии 1920 года . [10] Лидеры Демократической партии не пожелали поддерживать Вильсона, и номинация досталась Джеймсу М. Коксу , который проиграл Уоррену Г. Хардингу . Вильсон снова подумывал баллотироваться на (непоследовательный) третий срок в 1924 году, разрабатывая стратегию своего возвращения, но снова не получил никакой поддержки; он умер в феврале того же года. [11]
Франклин Рузвельт провел месяцы, предшествовавшие Национальному съезду Демократической партии 1940 года, отказываясь сказать, будет ли он баллотироваться на третий срок. Его вице-президент Джон Нэнс Гарнер вместе с генеральным почтмейстером Джеймсом Фарли выдвинули свои кандидатуры от Демократической партии. Когда состоялся съезд, Рузвельт направил на съезд послание, в котором говорилось, что он будет баллотироваться только в том случае, если его призовут , и что делегаты могут свободно голосовать за кого пожелают. Это сообщение было истолковано как означающее, что он был готов быть призван в армию, и он был повторно выдвинут в ходе первого голосования на съезде. [9] [12] Рузвельт одержал решительную победу над республиканцем Венделлом Уилки , став единственным президентом, проработавшим на посту более восьми лет. Его решение баллотироваться на третий срок доминировало в избирательной кампании. [13] Уилки выступил против бессрочного президентского срока, а демократы назвали войну в Европе причиной отказа от прецедента. [9]
Четыре года спустя Рузвельт столкнулся с республиканцем Томасом Э. Дьюи на выборах 1944 года . Ближе к концу предвыборной кампании Дьюи объявил о своей поддержке поправки к конституции, ограничивающей срок полномочий президентов двумя сроками. По словам Дьюи, «четыре срока, или шестнадцать лет (прямая ссылка на срок пребывания президента на посту через четыре года), являются самой опасной угрозой нашей свободе, когда-либо предложенной». [14] Он также осторожно поднял вопрос о возрасте президента. Рузвельт источал достаточно энергии и харизмы, чтобы сохранить доверие избирателей, и был избран на четвертый срок. [15]
Хотя во время предвыборной кампании он подавлял слухи о плохом здоровье, здоровье Рузвельта ухудшалось. 12 апреля 1945 года, всего через 82 дня после своей четвертой инаугурации , он перенес кровоизлияние в мозг и умер , и его преемником стал вице-президент Гарри Трумэн . [16] На промежуточных выборах 18 месяцев спустя республиканцы взяли под свой контроль Палату представителей и Сенат. Поскольку многие из них проводили кампанию по вопросу президентского срока, заявляя о своей поддержке поправки к конституции, которая ограничила бы продолжительность пребывания человека на посту президента, этому вопросу был отдан приоритет на 80-м Конгрессе , созванном в январе 1947 года. [8]
Предложение и ратификация
[ редактировать ]Предложение в Конгрессе
[ редактировать ]Палата представителей предприняла быстрые действия, одобрив предложенную поправку к конституции ( Совместная резолюция Палаты представителей 27), устанавливающую ограничение на два четырехлетних срока для будущих президентов. Эта мера, предложенная графом К. Миченером , была принята 285–121 при поддержке 47 демократов 6 февраля 1947 года. [17] Тем временем Сенат разработал свою собственную предлагаемую поправку, которая первоначально отличалась от предложения Палаты представителей тем, что требовала, чтобы поправка была представлена на ратификацию ратификационным конвенциям штатов , а не законодательным собраниям штатов, а также запрещала любому лицу, проработавшему более 365 дней. в каждом из двух сроков от дальнейшей президентской службы. Оба эти положения были удалены, когда Сенат принял законопроект в полном составе, однако было добавлено новое положение. Выдвинутый Робертом А. Тафтом , он разъяснил процедуры, определяющие, сколько раз вице-президент, сменивший президентский пост, может быть избран на эту должность. Предложение с поправками было принято 12 марта 59 голосами против 23 при 16 демократах. [1] [18]
21 марта Палата представителей согласилась с поправками Сената и одобрила резолюцию о внесении поправок в Конституцию. После этого поправка, вводящая ограничения на срок полномочий будущих президентов, была представлена штатам на ратификацию. Процесс ратификации завершился 27 февраля 1951 года, через 3 года и 343 дня после его отправки в штаты. [19] [20]
Ратификация штатов
[ редактировать ]После подачи штатам 22-я поправка была ратифицирована: [3]
- Мэн: 31 марта 1947 г.
- Мичиган: 31 марта 1947 г.
- Айова: 1 апреля 1947 г.
- Канзас: 1 апреля 1947 г.
- Нью-Гэмпшир: 1 апреля 1947 г.
- Делавэр: 2 апреля 1947 г.
- Иллинойс: 3 апреля 1947 г.
- Орегон: 3 апреля 1947 г.
- Колорадо: 12 апреля 1947 г.
- Калифорния: 15 апреля 1947 г.
- Нью-Джерси: 15 апреля 1947 г.
- Вермонт: 15 апреля 1947 г.
- Огайо: 16 апреля 1947 г.
- Висконсин: 16 апреля 1947 г.
- Пенсильвания: 29 апреля 1947 г.
- Коннектикут: 21 мая 1947 г.
- Миссури: 22 мая 1947 г.
- Небраска: 23 мая 1947 г.
- Вирджиния: 28 января 1948 г.
- Миссисипи: 12 февраля 1948 г.
- Нью-Йорк: 9 марта 1948 г.
- Южная Дакота: 21 января 1949 г.
- Северная Дакота: 25 февраля 1949 г.
- Луизиана: 17 мая 1950 г.
- Монтана: 25 января 1951 г.
- Индиана: 29 января 1951 г.
- Айдахо: 30 января 1951 г.
- Нью-Мексико: 12 февраля 1951 г.
- Вайоминг: 12 февраля 1951 г.
- Арканзас: 15 февраля 1951 г.
- Грузия: 17 февраля 1951 г.
- Теннесси: 20 февраля 1951 г.
- Техас: 22 февраля 1951 г.
- Юта: 26 февраля 1951 г.
- Невада: 26 февраля 1951 г.
- Миннесота: 27 февраля 1951 г.
Ратификация была завершена, когда Законодательное собрание Миннесоты ратифицировало поправку. 1 марта 1951 года администратор общих служб издал Джесс Ларсон сертификат, провозглашающий 22-ю поправку должным образом ратифицированной и являющейся частью Конституции. Впоследствии поправка была ратифицирована: [3] - Северная Каролина: 28 февраля 1951 г.
- Южная Каролина: 13 марта 1951 г.
- Мэриленд: 14 марта 1951 г.
- Флорида: 16 апреля 1951 г.
- Алабама: 4 мая 1951 г.
И наоборот, два штата — Оклахома и Массачусетс — отклонили поправку, а пять (Аризона, Кентукки, Род-Айленд, Вашингтон и Западная Вирджиния) не предприняли никаких действий. [18]
Эффект
[ редактировать ]Из-за дедушкиного положения в разделе 1 поправка не распространялась на Гарри С. Трумэна, действующего президента на момент ее представления штатам Конгрессом. Это полное освобождение позволило Трумэну снова баллотироваться в 1952 году. Он отбыл почти весь оставшийся срок Франклина Рузвельта в 1945–1949 годах и был избран на полный четырехлетний срок, начинающийся в 1949 году. [13] Но, учитывая, что его рейтинг одобрения работы составляет около 27%, [21] [22] и после неудачных результатов на первичных выборах в Нью-Гэмпшире в 1952 году Трумэн решил не добиваться выдвижения своей партии. С момента вступления в силу в 1951 году поправка стала применяться к каждому дважды избираемому президенту США.
Взаимодействие с Двенадцатой поправкой
[ редактировать ]В формулировке 22-я поправка направлена на ограничение возможности избрания отдельных лиц на пост президента более двух раз. Были подняты вопросы о значении и применении поправки, особенно в отношении 12-й поправки , ратифицированной в 1804 году, которая гласит: «Ни одно лицо, конституционно не имеющее права занимать должность президента, не может иметь право на должность вице-президента Соединенных Штатов. " [23] Хотя 12-я поправка предусматривает, что конституционные критерии возраста, гражданства и места жительства применяются к президенту и вице-президенту, неясно, может ли быть избран вице-президентом тот, кто не имеет права быть избранным президентом из-за ограничений по срокам. Из-за двусмысленности бывший президент, проработавший два срока, возможно, был избран вице-президентом, а затем унаследовал пост президента в результате смерти, отставки или отстранения действующего президента от должности, или унаследовал пост президента с другой заявленной должности в президентской администрации . линия преемственности . [9] [24]
Некоторые утверждают, что 22-я и 12-я поправки запрещают любому президенту, проработавшему два срока, впоследствии занимать пост вице-президента, а также унаследовать пост президента на любом этапе президентской линии преемственности. [25] Другие утверждают, что первоначальная цель 12-й поправки касается квалификации для службы (возраст, место жительства и гражданство), тогда как 22-я поправка касается квалификации для избрания, и, таким образом, бывший президент, проработавший два срока, по-прежнему имеет право занимать пост вице-президента. Ни одна из поправок не ограничивает количество раз, когда кто-то может быть избран на пост вице-президента, а затем унаследовать пост президента, чтобы отбыть остаток срока, хотя этому человеку может быть запрещено баллотироваться на выборах на дополнительный срок. [26] [27] Практическая применимость этого различия не проверялась, поскольку ни один человек не избирался президентом и вице-президентом в таком порядке, независимо от срока службы.
Попытки отмены
[ редактировать ]За прошедшие годы несколько президентов выразили свою антипатию к поправке. Покинув свой пост, Гарри Трумэн назвал поправку глупой и одной из худших поправок к Конституции, за исключением Поправки о запрете . [28] За несколько дней до ухода с поста в январе 1989 года президент Рональд Рейган заявил, что будет добиваться отмены 22-й поправки, поскольку, по его мнению, она ущемляет демократические права людей. [29] В интервью журналу Rolling Stone в ноябре 2000 года президент Билл Клинтон предложил изменить 22-ю поправку, чтобы ограничить президентов двумя сроками подряд, но затем разрешить непоследовательные сроки из-за большей продолжительности жизни . [30]
Первые попытки Конгресса отменить 22-ю поправку были предприняты в 1956 году, через пять лет после ратификации поправки. В течение следующих 50 лет было принято 54 совместных резолюции, направленных на отмену ограничения на президентские выборы в два срока. [1] В период с 1997 по 2013 год Хосе Э. Серрано , представитель Демократической партии в Нью-Йорке, внес девять резолюций (по одной на Конгресс, все безуспешные) об отмене поправки. [31] Отмену также поддержали представители Барни Франк и Дэвид Драйер, а также сенаторы Митч МакКоннелл. [32] и Гарри Рид . [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Нил, Томас Х. (19 октября 2009 г.). «Президентские сроки и срок полномочий: перспективы и предложения по изменениям» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская служба Конгресса, Библиотека Конгресса. Архивировано (PDF) из оригинала 12 апреля 2019 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Выборы Рузвельта на третий срок и 22-я поправка» . Филадельфия, Пенсильвания: Национальный конституционный центр. 5 ноября 2020 г. . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Конституция Соединенных Штатов Америки: анализ и интерпретация» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. 26 августа 2017. С. 39–40 . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бакли, Ф.Х.; Мецгер, Джиллиан. «Двадцать вторая поправка» . Интерактивная Конституция . Филадельфия, Пенсильвания: Национальный конституционный центр. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Первый проект USCONST., ст. Х, раздел 1.
- ^ Ферлинг, Джон (2009). Восхождение Джорджа Вашингтона: скрытый политический гений американской иконы . Нью-Йорк: Блумсбери Пресс. стр. 347–348 . ISBN 978-1-59691-465-0 .
- ^ Джефферсон, Томас (10 декабря 1807 г.). «Письмо Законодательному собранию штата Вермонт» . Эшленд, Огайо: TeachingAmericanHistory.org. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Пибоди, Брюс. «Ограничение президентского срока» . Фонд наследия. Архивировано из оригинала 24 июля 2017 года . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пибоди, Брюс Г.; Гант, Скотт Э. (февраль 1999 г.). «Дважды и будущий президент: конституционные пробелы и двадцать вторая поправка» . Обзор права Миннесоты . 83 (3). Миннеаполис: Юридический факультет Университета Миннесоты: 565–635. Архивировано из оригинала 15 января 2013 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Петруша, Дэвид (2007). Год шести президентов . Нью-Йорк: Кэрролл и Граф. стр. 187–200 . ISBN 978-0-78671-622-7 .
- ^ Сондерс, Роберт М. (1998). В поисках Вудро Вильсона: убеждения и поведение . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 260–262. ISBN 9780313305207 .
- ^ Розен, Эллиот А. (1997). « Не стоит и кувшина теплой мочи»: Джон Нэнс Гарнер в качестве вице-президента» . В Уолхе, Тимоти (ред.). Рядом с президентом: вице-президентство в двадцатом веке . Колумбия, Миссури: Издательство Университета Миссури. стр. 52–53 . ISBN 0-8262-1133-Х . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Решение Рузвельта о третьем сроке и 22-я поправка» . Конституция Ежедневно . Филадельфия, Пенсильвания: Национальный конституционный центр. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Джордан, Дэвид М. (2011). Рузвельт, Дьюи и выборы 1944 года . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 290 . ISBN 978-0-253-35683-3 .
- ^ Лейхтенбург, Уильям Э. (4 октября 2016 г.). «Франклин Д. Рузвельт: кампании и выборы» . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Центр по связям с общественностью Миллера, Университет Вирджинии. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Лейхтенбург, Уильям Э. (4 октября 2016 г.). «Франклин Д. Рузвельт: Смерть президента» . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Центр по связям с общественностью Миллера, Университет Вирджинии. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Ежеквартальный вестник Конгресса . (1947). Ограничения президентского срока. Ежеквартальный журнал Конгресса, том. III. 92-93, 96.
- ^ Jump up to: а б Роули, Шон (26 июля 2014 г.). «Президентские сроки ограничены 22-й поправкой» . Талекуа Дейли Пресс . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «22-я поправка: ограничение срока пребывания на посту президента двумя сроками» . Сайт конституциицентра . Филадельфия, Пенсильвания: Национальный конституционный центр. Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Маунт, Стив. «Ратификация конституционных поправок» . Usconstitution.net . Архивировано из оригинала 23 апреля 2018 года . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Уэлдон, Кэтлин (11 августа 2015 г.). «Общественность и 22-я поправка: третий срок и хромые утки» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Петерс, Герхард; Вулли, Джон Т. «Утверждение должности президента: Ф. Рузвельт (1941) — Трамп» . Данные адаптированы из опроса Gallup и собраны Герхардом Петерсом. Санта-Барбара, Калифорния: Проект американского президентства. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Конституция: Поправки 11-27» . Основополагающие документы Америки . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный архив. 4 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 14 января 2021 г. Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ Готов, Джоэл А. «22-я поправка не говорит того, что вы думаете» . Бландон, Пенсильвания: Юридическая фирма Cornerstone. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ Франк, Мэтью Дж. (31 июля 2007 г.). «Конституционная ловкость рук» . Национальное обозрение . Архивировано из оригинала 13 июня 2008 года . Проверено 12 июня 2008 г.
- ^ Дорф, Майкл К. (2 августа 2000 г.). «Почему Конституция разрешает билет Гора-Клинтона» . CNN . Архивировано из оригинала 1 октября 2005 года.
- ^ Гант, Скотт Э.; Пибоди, Брюс Г. (13 июня 2006 г.). «Как вернуть Билла: билет Клинтон-Клинтон 2008 года конституционно возможен» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 12 июня 2008 г.
- ^ Лемелен, Бернар Лемелен (зима 1999 г.). «Оппозиция 22-й поправке: Национальный комитет против ограничения президентства и его деятельности, 1949–1951». Канадский обзор американских исследований . 29 (3). University of Toronto Press от имени Канадской ассоциации американских исследований при поддержке Карлтонского университета: 133–148. дои : 10.3138/CRAS-029-03-06 . S2CID 159908265 .
- ^ Рейган, Рональд (18 января 1989 г.). «Президент Рейган говорит, что будет бороться за отмену 22-й поправки» . NBC Nightly News (интервью). Беседовал Том Брокоу . Нью-Йорк: NBC . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Клинтон: Я бы выиграл третий срок» . Новости АВС . 7 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 14 января 2021 г. Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ «HJRes. 15 (113th): Предлагает внести поправку в Конституцию Соединенных Штатов, чтобы отменить двадцать вторую статью поправки, тем самым сняв ограничение на количество сроков, когда человек может занимать пост президента» . Вашингтон, округ Колумбия: GovTrack , проект компании Civic Impulse, LLC. 2013. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ «Законопроект об отмене 22-й поправки» . Snopes.com . 23 июня 2009 года . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ potus_geeks (27 февраля 2012 г.). «22-я поправка» . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 19 октября 2018 г.