Крея
Хрея χρεία или chria ( греч . из ) была в древности и Византийской империи одновременно жанром литературы и одним прогимнасматов .
Определение
[ редактировать ]Хрея представляла собой краткий и полезный (χρεία означает «использование») анекдот о конкретном персонаже. То есть хрея была короче повествования — часто всего в одно предложение — но, в отличие от максимы, она приписывалась персонажу. Обычно это соответствовало одному из нескольких шаблонов, наиболее распространенным из которых было «Увидев...» (ιδών или cum vidisset ), «Когда его спросили...» (ἐρωτηθείς или interrogatus ) и «Он сказал...» (ἔφη или диксит ). [1] Это похоже на использование коанов дзен-буддистами.
Примеры
[ редактировать ]Следующая хрея, [2] наиболее распространенный в древних источниках, [3] носит иллюстративный характер:
Но те, кто смешаны, имеют слово и дело, которые: «Когда Диоген увидел, что педагог плохо себя ведет, он упрекнул его, сказав: «Зачем ты их учил?»
С другой стороны, «chreiai», которые содержат смесь теории и практики, являются смешанными, например: « Диоген , увидев, что юноша плохо себя ведет, ударил своего педагога , добавив: «Почему вы учите таким вещам?»
— Пс.-Гермоген, Progymnasmata , 3, 9-11 Рабе
Хрейай мог быть глупым:
Олимпиада , услышав, что ее сын Александр объявляет себя потомком Зевса, сказала: «Не перестанет ли этот тип клеветать на меня перед Герой?»
Или торжественный
Лаконианец . , ставший военнопленным и продаваемый, на вопрос кого-то, что он (лаконианец) может сделать, ответил: «Будь свободен»
Мудрый:
Аристейд на вопрос, что такое справедливость, ответил: «Не желать чужого имущества».
Или остроумно:
Диоген, когда его спросили, почему люди дают нищим, а не философам, ответил: «Потому что они думают, что могут стать хромыми и слепыми, но никогда не думают, что могут заняться философией».
Или все это:
Философ Сократ , когда некий ученик по имени Аполлодор сказал ему: «Афиняне несправедливо осудили тебя на смерть», ответил со смехом: «Но разве ты хотел, чтобы они сделали это справедливо?»
Как литературный жанр, хрея была предметом коллекционирования. Такие ученые, как Плутарх или Сенека, хранили свои собственные частные коллекции хрей. Также были доступны опубликованные сборники. Однако в первую очередь хрея известна своей ролью в образовании. Студенты познакомились с простыми чрейай почти сразу, как только они научились читать. Позже они практиковали сложную грамматику греческого языка, применяя эти chreiai через изменения залога и времени . В качестве одного из последних этапов подготовки к риторике (именно здесь чреяи служат одной из программ) они разработали тему хреи в формальном эссе из восьми параграфов. Студент хвалил, перефразировал, объяснял, противопоставлял, сравнивал, приводил пример, выносил суждение и, в заключение, увещевал читателя.
Хреяи также распространены в Новом Завете , главным образом в Евангелиях . Пример:
И когда Он выходил из храма, один из учеников Его сказал Ему: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания здесь! Иисус сказал ему в ответ: видишь ли ты эти великие здания? не останется камня на камне, который не будет брошен вниз.
— Марка , 13:1-2 ( KJV )
Этот знаменитый отрывок из Евангелия от Луки также имеет типичную структуру хреи, хотя его длина несколько необычна:
И спросили Его, говоря: Учитель, мы знаем, что Ты правильно говоришь и учишь, и ничьей личности не принимаешь, но учишь пути Божию истинно: позволительно ли нам давать дань кесарю, или нет? Но Он заметил их лукавство и сказал им: что искушаете Меня? Покажи мне копейку. Чье изображение и надпись на нем? Они ответили и сказали: Цезаря. И сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
— Луки , 20:21-25 (KJV)
Примечания
[ редактировать ]- ^ О значении chria ср. Квинтилиан , Институт ораторского искусства 1,9,4 и Сенека , Epistulaemorales 33,7.
- ^ Либаний также написал прогимнасму по тому же анекдоту ( Progymnasmata , 3.2).
- ^ Например, он встречается в Прогимнасматах, приписываемых Гермогену, у Либания и Афтония , чьи прогимнасматы были подробно прокомментированы Иоанном Сардийским в 9 веке. Оно также цитируется в Олимпиодора комментарии Платона » к «Горгию .
Ссылки
[ редактировать ]- Хок, Рональд Ф., Эдвард Н. О'Нил. 1986. Крея в древней риторике. Том. 1. Атланта: Scholars Press.
- Хок, Рональд Ф., Эдвард Н. О'Нил. 2002. Крея в древней риторике. Том. 2. Атланта: Общество библейской литературы.
- Хок, Рональд Ф. 2012. Крея в древней риторике. Том. 3. Атланта: Общество библейской литературы.