Семизначная логика джайнов
Часть серии о |
Джайнская философия |
---|
Концепции |
|
Люди |
|
Семизначная логика джайнизма — это система аргументации, разработанная джайнскими философами и мыслителями в древней Индии для поддержки и обоснования своей теории плюрализма . Эта система аргументации имеет семь различных семантических предикатов , которые можно рассматривать как семь различных значений истинности . Традиционно в джайнской и другой индийской литературе, посвященной темам джайнской философии , эта система аргументации упоминается как Саптабхангивада или Сьядвада . Самое раннее упоминание о Сьядваде встречается в трудах Бхадрабаху (ок. 433–357 до н. Э.). есть Упоминание о Сьядваде в Ньяяватаре Сиддхасены Дивакары (около 480–550 гг. н.э.). Самантабхадра (около 600 г. н.э.) дал полное изложение семи частей Сьядвады или Саптабхангиньяи в своей «Аптамимамсе» . Сьядвадаманджари . Маллисены (1292 г. н. э.) представляет собой отдельный трактат, посвященный той же теории Есть, конечно, еще более поздние произведения и большое количество современных комментариев. [1] Интерпретацию Саптабхангивады как семизначной логики попыталась профессор философии Гарвардского университета Джордж Босворт Берч (1902–1973) в статье, опубликованной в журнале International Philosophical Quarterly в 1964 году. [2] П.К. Махаланобис дал вероятностную интерпретацию Саптабхангивады , индийский специалист по прикладной статистике , . [1] [3]
Семь предикатов
[ редактировать ]Саптабхангиваду , теорию семи предикатов , можно резюмировать следующим образом: [4]
Теория семи предикатов состоит в использовании семи утверждений о предложениях, каждому из которых предшествует «возможно» или «условно» ( сят ), касающихся отдельного объекта и его конкретных свойств, состоящих из утверждений и отрицаний, одновременно или последовательно, и без противоречие. Эти семь претензий заключаются в следующем.
- Можно утверждать, что он (то есть некоторый объект) существует ( сяд асты эва ).
- Можно утверждать, что его не существует ( сянь насти ева ).
- Возможно, он существует; возможно, его не существует ( сяд асты ева сян насти ева ).
- Arguably, it is non-assertible ( syad avaktavyam eva ).
- Arguably, it exists; arguably, it is non-assertible ( syad asty eva syad avaktavyam eva ).
- Возможно, его не существует; возможно, это неоспоримо ( syan nasty eva syad avaktavyam eva ).
- Возможно, он существует; возможно, его не существует; возможно, это неоспоримо ( syad asty eva syan nasty eva syad avaktavyam eva ).
Существует три основных значения истинности: истинное (t), ложное (f) и недостоверное (u). Они объединяются для получения еще четырех значений истинности, а именно: tf, tu, fu и tfu ( трехзначная логика ). Хотя на первый взгляд кажется, что существует только три различных истинностных значения, более глубокий анализ джайнской системы показывает, что семь истинностных значений действительно различны. Это следствие условного оператора «возможно», обозначаемого на санскрите словом сьят . Это санскритское слово имеет буквальное значение «возможно, так и есть» и используется в значении «с определенной точки зрения» или «в рамках определенной философской точки зрения».
В этой дискуссии термин «точка зрения» использовался в техническом смысле. Рассмотрим ситуацию, в которой глобально противоречивый набор положений, совокупность философского дискурса, делится на подмножества, каждое из которых внутренне непротиворечиво. Любое предложение может быть поддержано другими представителями того же подмножества. В то же время отрицание этого предложения может происходить в отдельном, хотя, возможно, и перекрывающемся подмножестве, и поддерживаться другими предложениями внутри него. Каждый такой последовательный подмножество глобально противоречивого дискурса представляет собой то, что джайны называют «точкой зрения» (ная). Точка зрения соответствует определенной философской перспективе. [4]
В этой терминологии можно увидеть, что семь предикатов преобразуются в следующие семь возможностей. Каждое предложение p имеет следующие семь состояний: [4]
- p является членом каждой точки зрения S. в
- Not- является членом каждой точки зрения в S. p
- p является членом некоторых точек зрения, а Not- p является членом остальных.
- p является членом некоторых точек зрения, остальные нейтральны.
- Not- p является членом некоторых точек зрения, остальные нейтральны.
- p нейтральен по отношению к любой точке зрения.
- p является членом некоторых точек зрения, а Not- p является членом некоторых других точек зрения, а остальные нейтральны.
Сравнение с Катускоти и аристотелевской логикой
[ редактировать ]В обычной логике высказываний противоречие и отказ от заявления об исключенном третьем оба могут быть отвергнуты, т.е. доказаны как ложные , и, таким образом, они формально эквивалентны. Действительно, это уже справедливо в минимальной логике , например, .Ситуация более утончена в других обсуждаемых логиках:
Саптабханги Логика | Чатушкоти Логика | Аристотелевская логика |
---|---|---|
Это | Это | Это |
Это не | Это не | Это не |
Это есть и это не так | Это есть и это не так | |
Это неоспоримо | Это ни | |
Это есть и это неоспоримо | ||
Это не так и это неоспоримо | ||
Это есть и это не так и это неоспоримо |
Истинный | ЛОЖЬ |
Недостоверный | Недостоверный |
ЛОЖЬ | Истинный |
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- О реализации общей вычислительной системы аргументации семизначной логики Джайна см. Охта, Сёго; Хагивара, Такеши; Савамура, Хадзиме; Риш, Жак (2013). «Специализация логики многозначной аргументации на семизначной логике джайнов» (PDF) . Материалы Международной конференции по искусственному интеллекту : 1–7 . Проверено 5 июня 2022 г.
- Изложение джайнской концепции логики см. В.К. Бхарадваджа (июль 1982 г.). «Джайнская концепция логики» (PDF) . Индийский философский ежеквартальный журнал . IX (4): 362–376 . Проверено 27 ноября 2016 г.
- Изложение, утверждающее, что Саптабханги нельзя рассматривать как логику в современном смысле этого слова, см. Фабьен Шанг (декабрь 2013 г.). «Однозначная логика для неодносторонности» . Международный журнал джайнских исследований . 9 (4): 1–25 . Проверено 28 ноября 2016 г.
- Изложение Саптабханги см. Прагати Джайн (июль 2000 г.). «Саптабханги: джайнская теория семикратного предсказания: логический анализ» (PDF) . Философия Востока и Запада . 50 (3): 385–399 . Проверено 28 ноября 2016 г.
- Обсуждение Сьядвады см. Дж.Б.С. Холдейн. «Система предикации Сьядвада» . Джайнский мир . Архивировано из оригинала 16 июня 2008 года . Проверено 28 ноября 2016 г. (18 Санкхья, 195–200, 1957 г.)
- Мари-Элен Горисс, Николя Клербо и Шахид Рахман разработали диалогический подход к теории точек зрения. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ПК Махаланобис. «Индийско-джайнская диалектика Сьядвада в отношении вероятности (I)» . Джайнский мир . Архивировано из оригинала 23 ноября 2005 года . Проверено 28 ноября 2016 г. (Диалектика 8, 1954, 95–111)
- ^ Джордж Босуорт Берч (февраль 1964 г.). «Семизначная логика в джайнской философии». Международный философский ежеквартальный журнал . 4 (1): 68–93. дои : 10.5840/ipq19644140 .
- ^ ПК Махаланобис. «Индийско-джайнская диалектика Сьядвада по отношению к вероятности (II)» . Джайнский мир . Проверено 28 ноября 2016 г. (Диалектика 8, 1954, 95–111)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джонардон Ганери (2002). «Джайнская логика и философские основы плюрализма» . История и философия логики . 23 (4): 267–281. дои : 10.1080/0144534021000051505 . S2CID 170089234 . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ «Контекстная чувствительность в джайнской философии. Диалогическое исследование комментария Сиддхарсигани к «Справочнику по логике». С. Рахман/ Н. Клербо/ М. Х. Горисс. Журнал философской логики , том 40, номер 5 (2011), стр. 633-662.