Скандха
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июль 2020 г. ) |
Переводы скандха | |
---|---|
Английский | Совокупность, масса, куча |
санскрит | Скандха |
Есть | खन्ध (кхандха) |
Бенгальский | Скондо |
бирманский | Тело (пять). ( MLCTS : kʰàɰ̃dà ) |
китайский | Агрегат (Т) / Агрегат (S) ( пиньинь : юн ) |
японский | Юн ( Ромаджи : ООН ) |
кхмерский | Условия ( UNGEGN : панчакхан ) |
корейский | на ( RR : включено ) |
Монгольский | ᠴᠣᠭᠴᠠᠰ ( цогцас ) |
Шан | Чантха ( [хан2 таа2] ) |
сингальский | скандха |
тибетский | Тело ( встреча ) |
Тагальский | скандха |
тайский | Кхандха |
вьетнамский | Пять агрегатов |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Скандхи ( санскрит ) или кхандхи ( Пахи ) означают «кучи, агрегаты, коллекции, группы». [ 1 ] В буддизме это относится к пяти совокупностям цепляния ( Pañcupādānakkhandhā ), пяти материальным и умственным факторам, которые принимают участие в возникновении жажды и цепляния.
Их также объясняют как пять факторов, которые составляют и объясняют личность и личность чувствующего существа. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] но это более поздняя интерпретация в ответ на эссенциализм Сарвастивадина . разделяет Далай-лама XIV эту интерпретацию. [ 5 ]
Пять совокупностей или скоплений цепляний таковы:
- форма (или материальный образ, впечатление) ( рупа )
- ощущения (или чувства, полученные от формы) ( ведана )
- восприятия ( самаджна )
- умственная деятельность или образования или влияния предыдущей жизни ( санскара )
- проницательность ( виджняна ). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
В Тхеравады традиции страдание возникает, когда человек отождествляет себя с или цепляется совокупностями за них. Это страдание устраняется отказом от привязанностей к совокупностям. И традиции Тхеравады, и Махаяны утверждают, что природа всех совокупностей по своей сути пуста от независимого существования и что эти совокупности не составляют какого-либо «я».
Этимология
[ редактировать ]Скандха ( санскрит : स्कन्ध ) — это санскритское слово, которое означает «множество, количество, совокупность», обычно в контексте тела, туловища, стебля, эмпирически наблюдаемого грубого объекта или чего-либо объемного, поддающегося проверке органами чувств. [ 1 ] [ 9 ] Этот термин встречается в ведической литературе.
Палийский эквивалент слова Кхандха (иногда пишется как Ккханда ) [ 3 ] широко встречается в палийском каноне, где, как утверждают Рис Дэвидс и Уильям Стид, оно означает «масса тела, совокупность, куча, материал, собранный в кучу» в одном контексте, «все, что входит в группы», в некоторых контекстах и в частности, как «элементы или субстраты чувственного существования, сенсорные агрегаты, которые обусловливают появление жизни в любой форме». [ 1 ] [ примечание 1 ] Пол Уильямс и др. переведите скандху как «куча, совокупность», заявив, что это относится к объяснению психофизической структуры любого существа. [ 11 ]
Йоханнес Бронкхорст интерпретирует скандху как «агрегаты». [ 12 ] Дэмиен Киоун и Чарльз Пребиш утверждают, что скандха - это ཕུང་པོ།. на тибетском языке эти термины означают «сборники, агрегаты или пучки». [ 13 ]
Описание
[ редактировать ]Будда учит В Палийском каноне о пяти совокупностях следующим образом:
- «форма» или «материя» [ примечание 2 ] (санскр., пал. रूप ( rūpa ); тиб. གཟུགས། ( gzugs ); гл. 色 ( sè )): материя, тело или «материальная форма» существа или любого существования. [ 6 ] [ 14 ] В буддийских текстах рупа любого человека, живого существа и объекта состоит из четырех основных элементов или сил: земли (твердости), воды (сплоченности), огня (тепла) и ветра (движения). [ 3 ]
- «ощущение» или «чувство» (санскр., пал. वेदना ( ведана ); тиб. ཚོར་བ། ( тсхор ба ); Ч. 受 ( шоу )): чувственное переживание объекта. [ 3 ] Это либо приятно, либо неприятно, либо нейтрально. [ примечание 3 ] [ примечание 4 ]
- "восприятие" [ примечание 5 ] (санскр. संज्ञा ( самджня ), палийский सञ्ञा ( саннья ), тиб. འདུ་ཤེས། ( 'ду шес ); ц. 想 ( сионг )): сенсорный и психический процесс, который регистрирует, распознает и маркирует (например, форму дерева, зеленый цвет, эмоцию страха). [ 14 ]
- «душевные образования» (санскр. संस्कार ( самскара ), палийское सङ्खार ( санкхара ), тиб. འདུ་བྱེད། ( «ду.бъед» ); Ch. 行 ( xíng )): «строительная деятельность», [ 14 ] «обусловленные вещи», «воля», «кармическая деятельность»; все виды психических отпечатков и обусловленностей, вызываемых объектом. [ 15 ] [ 16 ] [ примечание 6 ] Включает в себя любой процесс, который заставляет человека инициировать действие или действовать. [ 14 ]
- «сознание» (санскр. наука ( vijñāna ), пал. viññān ( viññāṇa ), тиб. сознание ( sna'i rnam par shes pa ); гл. 識 ( shi )): «различение» или «проницательность» [ примечание 7 ] . Осознание объекта и различение его компонентов и аспектов бывает шести типов, утверждает Питер Харви. [ 14 ] В буддийской литературе эта скандха рассматривается как:
- В Никаях / Агамах : знание, [ 17 ] [ примечание 8 ] то, что различает. [ 18 ] [ примечание 9 ]
- В Абхидхамме: серия быстро меняющихся взаимосвязанных дискретных актов познания. [ примечание 10 ]
- В некоторых источниках Махаяны: основа, поддерживающая весь опыт. [ примечание 11 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Агрегаты личности
[ редактировать ]В позднейшей традиции пять совокупностей часто интерпретируются как объяснение составляющих личности и личности. [ 19 ] [ 20 ] и «список агрегатов стал чрезвычайно важен для дальнейшего развития учения». [ 20 ] Согласно этой интерпретации, в каждой скандхе – теле, ощущениях, восприятиях, психических образованиях и сознании – существует пустота и нет субстанции. [ 3 ] [ 12 ]
По мнению Дэмиена Киоуна и Чарльза Пребиша, канонический буддизм утверждает, что «понятие личности без необходимости накладывается на пять скандх» явления или живого существа. [ 13 ] Доктрина скандха , как утверждает Мэтью Маккензи, представляет собой форму антиреализма в отношении повседневной реальности, включая людей, и представляет собой альтернативу «субстанциалистским взглядам на себя». [ 21 ] Оно утверждает, что все воспринимаемое, каждый человек и личность, есть «совокупность, нагромождение» составных сущностей без сущности. [ 21 ]
По мнению Харви, пять скандх порождают чувство личности. [ 22 ] но они дуккха (неудовлетворительные), непостоянны и не имеют постоянного «я» или сущности. [ 3 ] [ примечание 12 ] Каждая совокупность является объектом хватания (цепляния), лежащим в основе самоидентификации как «Я, меня, самого себя». [ 3 ] По мнению Харви, осознание истинной природы скандх , как с точки зрения непостоянства, так и безличности, необходимо для нирваны. [ 30 ] [ примечание 13 ] Эту «пустоту от личности» можно найти в описаниях просветленного, совершенного состояния Архата и Татхагаты . [ 32 ] в котором больше нет никакого отождествления с пятью скандхами. [ примечание 14 ]
Эта точка зрения «отсутствия сущности» была темой вопросов, разногласий и комментариев с древних времен как в небуддийских индийских религиях, так и в буддийских традициях. [ 21 ] [ 33 ] Использование концепции скандх для объяснения себя уникально для буддизма среди основных индийских религий. [ 34 ] [ 35 ] и отвечает учению Сарвастивады о том, что «феномены» или их составляющие реальны. [ 36 ] Это также контрастирует с предпосылкой индуизма и джайнизма о том, что живое существо имеет вечную душу или метафизическое «я». [ 34 ] [ 35 ]
В некоторых ранних буддийских текстах человек считается нереальным, но скандхи считаются реальными. Но скандхи также считаются нереальными и несущественными во многих других буддийских текстах Никаи и Агам. [ 37 ]
Совокупность опыта и понимания
[ редактировать ]По словам Таниссаро , Будда никогда не пытался определить, что такое «человек», хотя учёные склонны подходить к скандхам как к описанию составляющих личности. [ 19 ] [ 38 ] Он добавляет, что почти любой буддийский учитель медитации объясняет это именно так, как это делают буддийские комментарии, начиная примерно с I века нашей эры. Однако, по мнению Таниссаро, это неверно, и он предлагает рассматривать скандхи как деятельность, вызывающую страдания, но нездоровое действие которой можно прервать. [ 19 ]
Руперт Гетин также отмечает, что пять скандх - это не просто «буддийский анализ человека», но «пять аспектов восприятия мира отдельным существом... охватывающие как цепляние, так и все, что схватывается». [ 39 ] [ примечание 15 ]
Матье Буавер утверждает, что «многие ученые ссылались на пять агрегатов в своих работах по буддизму, [но] ни один из них не объяснил подробно их соответствующие функции». [ 40 ] По мнению Буасвера, пять совокупностей и взаимозависимое происхождение тесно связаны между собой, что объясняет процесс, привязывающий нас к сансаре . [ 41 ] Буасвер отмечает, что панча-упаданаккханда [ необходимо определение ] не включает в себя весь человеческий опыт. [ 42 ] Ведана может трансформироваться либо в нирамиша , либо в неккхамма-сита-ведану ( ведану , которая не приносит вреда), либо в амишу или гехасита-ведану («тип ощущения, [который] может действовать как фактор, вызывающий в будущем возникновение жажды и отвращения»). [ 40 ] Это определяет Санна . [ 40 ] По мнению Буасвера, «не все санны принадлежат к санна-скандхе ». Здоровая санна признает три признака существования ( дуккха , анатта , аничча ) и не принадлежит к санна-скандхе . Нездоровая санна «не способствует прозрению», а без надлежащей санны «человек, скорее всего, будет порождать жажду, цепляние и становление». [ 43 ] Как и в случае с санной , «не все санкхары принадлежат санкхараскандхе » , поскольку не все санкхары производят будущие эффекты. [ 43 ]
По мнению Йоханнеса Бронкхорста, представление о том, что пять совокупностей не являются самостоятельными, следует рассматривать в свете дебатов об «освобождающем знании», знании Атмана (вечной души), которое в ведических традициях считалось освобождающим. [ 44 ] Бронкхорст отмечает, что «познание себя не играет никакой полезной роли на пути Будды к освобождению». [ 45 ] [ примечание 16 ] Важно не цепляться за формы, звуки, запахи, вкусы, объекты и психические свойства, которые воспринимаются шестью органами чувств (к ним относится ум как шестой орган чувств). [ 46 ] Понимание того, что совокупности не являются самопомощью в освобождении от этого цепляния. [ 45 ] [ примечание 17 ]
Мири Альбахари также возражала против обычного понимания скандх как обозначения отсутствия какого-либо «я». Альбахари утверждал, что кхандхи не обязательно составляют всю полноту человеческого опыта и что индуистская концепция Атмана не отрицается явно Палийским каноном. [ 47 ] По словам Альбани [ нужны разъяснения ] , «анатту лучше всего понимать как практическую стратегию, а не как метафизическую доктрину». [ 47 ] Для Альбахари Ниббана — это вездесущая часть человеческой природы, которая постепенно «раскрывается» с прекращением невежества.
В Тхераваде Абхидхамме
[ редактировать ] Пять совокупностей ( панча кхандха ) согласно Палийскому канону . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
→ ← ← |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.) | Детали диаграммы |
Ранние буддийские школы разработали подробный анализ и обзор учений, содержащихся в сутрах, называемых Абхидхарма . Каждая школа разработала свою собственную Абхидхарму. Наиболее известной является « Тхеравада Абхидхамма» , но « Сарвастивада Абхидхарма» исторически имела большое влияние и частично сохранилась в китайской «Агаме».
Шесть основ чувств
[ редактировать ]Внутренняя и внешняя сенсорные основы вместе образуют «шесть сенсорных основ». В этом описании, встречающемся в таких текстах, как Салаятана самьютта , соединение объекта и органа чувств приводит к возникновению соответствующего сознания.
Согласно Бхиккху Бодхи , традиция Тхеравады учит, что шесть чувственных основ вмещают в себя «все факторы существования»; это «все» и «кроме которого вообще ничего не существует», [ 48 ] и «пусты от себя и от того, что принадлежит самому себе». [ 49 ] [ примечание 18 ]
В суттах это не описано. [ двусмысленный ] как альтернатива скандхам. Абхидхамма, стремящаяся к «единой всеобъемлющей системе», [ 51 ] явно соединяет пять совокупностей и шесть чувственных основ: [ 51 ]
- Первые пять внешних основ чувств (видимая форма, звук, обоняние, вкус и осязание) и первые пять внутренних основ чувств (глаз, ухо, нос, язык и тело) являются частью совокупности форм;
- Ментальный чувственный объект (т.е. ментальные объекты) перекрывает первые четыре агрегата (форму, ощущение, восприятие и формирование);
- Психический орган чувств (разум) сравним с совокупностью сознания.
Бодхи утверждает, что основы шести чувств — это «вертикальный» взгляд на человеческий опыт, тогда как совокупности — это «горизонтальный» (временной) взгляд. [ 52 ] Буддийская практика медитации Тхеравады на основе чувств направлена как на устранение искаженных познаний, таких как те, которые находятся под влиянием пристрастий, тщеславия и мнений, так и на «искоренение всех представлений во всех их проявлениях». [ 53 ]
Восемнадцать дхату и четыре параматтхи
[ редактировать ]Восемнадцать дхату [ примечание 19 ] – шесть внешних основ, шесть внутренних основ и шесть сознаний – функционируют через пять совокупностей. Эти дхату можно разделить на шесть триад, каждая из которых состоит из объекта чувств, органа чувств и чувственного сознания. [ примечание 20 ]
Абхидхамма и постканонические палийские тексты создают метасхему концепций Сутта Питаки о совокупностях, смысловых основах и дхаттах (элементах). [ 55 ] Эта метасхема известна как четыре параматтхи или высшие реальности: три обусловленные, одна необусловленная:
- Материальные явления (рупа, форма)
- Ум или сознание (читта)
- Ментальные факторы (четасики: нама-факторы ощущения, восприятия и формирования)
- Ниббана
Двенадцать Нидан
[ редактировать ]Двенадцать Нидан — это линейный список двенадцати элементов буддийского учения, возникающих в зависимости от предыдущего звена. Хотя этот список можно интерпретировать как описание процессов, вызывающих перерождение, по сути он описывает возникновение дуккхи как психологический процесс без участия атмана. [ 56 ] [ 57 ]
Некоторые ученые считают, что это более поздний синтез нескольких старых списков. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 56 ] [ 62 ] Первые четыре ссылки могут быть насмешкой над ведически-брахманической космогонией, описанной в « Гимне творения Вед X, 129» и «Брихадараньяка-упанишаде» . [ 57 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] Они были объединены с разветвленным списком, описывающим обусловленность психических процессов, [ 60 ] [ 56 ] [ 62 ] аналогично пяти скандхам. [ 66 ] Со временем этот разветвленный список превратился в стандартную двенадцатикратную цепочку в виде линейного списка. [ 60 ] [ 67 ]
По мнению Буасвера, «функция каждой из совокупностей в соответствующем порядке может быть напрямую соотнесена с теорией взаимозависимого происхождения, особенно с восемью средними звеньями». [ 68 ] Четыре из пяти совокупностей явно упоминаются в последовательности, но в другом порядке, чем список совокупностей, который заканчивается словами виньняна • виджняна : [ 69 ]
- ментальные образования ( санкхара • самскара ) обуславливают сознание ( винняна • виджняна )
- что обусловливает имя и форму ( нама-рупа )
- который обуславливает предшественники ( санайатана , пхасса • спарша ) ощущений ( ведана )
- что, в свою очередь, обуславливает жажду ( танха • тришна ) и цепляние ( упадана )
- которые в конечном итоге приводят к «всей массе страданий» ( кеваласса дуккхакхандха ). [ примечание 21 ]
Взаимодействие между пятиагрегатной моделью непосредственной причинности и моделью двенадцати нидан необходимой обусловленности очевидно, например, обе отмечают основополагающую роль, которую ментальные образования играют как в возникновении, так и в прекращении страдания. [ примечание 22 ] [ примечание 23 ]
Сатипаттхана
[ редактировать ]Внимательность применима к четырем упассанам (областям или основам), «постоянному наблюдению за чувственным опытом, чтобы предотвратить возникновение тяги, которая могла бы привести будущий опыт к перерождению». [ 70 ] который [ двусмысленный ] также пересекаются со скандхами. Четыре домена: [ 71 ]
- внимательность к телу (кая); [ 72 ] [ сеть 1 ]
- внимательность к чувствам или ощущениям ( ведана ); [ 73 ]
- внимательность ума или сознания ( читта ); [ 74 ] и
- осознанность дхамм . [ 75 ]
четыре упассаны По словам Гжегожа Полака, развивающаяся буддийская традиция, включая Тхераваду, неправильно поняла как относящиеся к четырем различным основам. По мнению Полака, четыре упассаны не относятся к четырем различным основам, о которых следует знать, а представляют собой альтернативное описание джхан , описывающее, как самсхары : успокаиваются [ 76 ]
- шесть основ чувств , которые необходимо осознавать ( каянупассана );
- созерцание ведан , возникающих при соприкосновении чувств и их объектов ( ведананупассана );
- измененные состояния ума, к которым приводит эта практика ( читтанупассана );
- развитие от пяти препятствий к семи факторам просветления ( дхамманупассана ).
В традиции Махаяны
[ редактировать ]Махаяна развилась из традиционных школ, вводя новые тексты и делая другие акценты в учениях, особенно шуньяте и идеале бодхисаттвы .
Индия
[ редактировать ]Учение Праджняпарамиты развивалось начиная с первого века до нашей эры. Они подчеркивают «пустоту» всего существующего. Это означает, что не существует вечно существующих «сущностей», поскольку все возникло зависимо . Скандхи также возникают независимо и лишены какого-либо существенного существования. По мнению Ред Пайна, тексты Праджняпарамиты представляют собой историческую реакцию на некоторые ранние буддийские Абхидхаммы. В частности, это ответ на учение Сарвастивады о том, что «феномены» или их составляющие реальны. [ 36 ] Понятие «пустоты» в Праджняпарамите также соответствует Абхидхамме Тхеравады. [ нужны дальнейшие объяснения ] [ нужна ссылка ]
Этот [ двусмысленный ] сформулировано в Сутре Сердца . Санскритская версия «Праджняпарамита Хридая Сутра» («Сутра Сердца»), которая, возможно, была составлена в Китае на основе санскритских текстов, а затем обратно переведена на санскрит. [ примечание 24 ] утверждает, что пять скандх пусты от самосуществования, [ 77 ] [ примечание 25 ] [ примечание 26 ] [ примечание 27 ] и, как известно, утверждает: «Форма — это пустота , пустота — это форма». [ 77 ] То же самое верно и в отношении чувств, восприятий, психических образований и сознания». [ 78 ]
Школа Мадхьямаки развивает идею Срединного Пути . Его основной текст — «Муламадхьямакакарика» , написанный Нагарджуной , который опроверг сарвастивады , которая материализует дхаммы. концепцию реальности [ 79 ] Некоторые буддийские мыслители считали одновременную нереификацию «я» и овеществление скандх весьма проблематичной. [ 80 ]
Школа Йогачара далее проанализировала работу ума, разработала концепцию нама-рупы и пяти скандх и разработала идею восьми сознаний .
Китай
[ редактировать ]Шуньята в китайских текстах означает «У» ( китайский : 無 ; пиньинь : Wú ), ничто . [ 81 ] [ 82 ] В этих текстах соотношение между абсолютным и относительным было центральной темой понимания. [ нужны разъяснения ] буддийское учение. Совокупности передают относительное (или условное) восприятие мира индивидуумом, хотя Абсолютная через них реализуется истина. Комментируя Сутру Сердца, Д.Т. Сузуки отмечает:
Когда сутра говорит, что пять скандх имеют характер пустоты... смысл таков: Абсолюту нельзя приписывать никакие ограничивающие качества; хотя оно имманентно всем конкретным и частным объектам, само по себе оно не поддается определению. [ 83 ]
, Сутры Татхагатагарбхи касающиеся природы Будды , возникли в Индии, но сыграли заметную роль в Китае. Иногда они говорят о невыразимых скандхах Будды (за пределами природы мирских скандх и за пределами мирского понимания). В Махаянской Махапаринирвана-сутре Будда рассказывает о том, что скандхи Будды на самом деле вечны и неизменны. Говорят, что скандхи Будды непостижимы для непробужденного зрения.
Тибет
[ редактировать ]Традиция Ваджраяны далее развивает совокупности с точки зрения эпистемологии махамудры и тантрических овеществлений.
Ссылаясь на учение махамудры, Чогьям Трунгпа [ 84 ] идентифицирует совокупность форм как «затвердевание» невежества (пали, avijjā ; санскр. avidyā ), позволяя человеку иметь иллюзию «обладания» вечно динамичной и обширной мудростью (пали, vijjā ; санскр. vidyā ), и, таким образом, являясь основа для создания дуалистических отношений между «я» и «другим». [ примечание 28 ]
По словам Трунгпы Ринпоче , [ 85 ] пять скандх - это «набор буддийских концепций, которые описывают опыт как пятиступенчатый процесс» и что «все развитие пяти скандх... является попыткой с нашей стороны оградить себя от истины нашей нереальности». в то время как «практика медитации заключается в том, чтобы увидеть прозрачность этого щита». [ 86 ]
Трунгпа Ринпоче пишет (2001, стр. 38):
[Некоторые детали тантрической иконографии развиваются на основе абхидхармы [то есть, в данном контексте, детального анализа совокупностей]. Различные цвета и чувства этого конкретного сознания, этой конкретной эмоции проявляются в том или ином божестве, облачённом в такой-то костюм, определённых цветов, держащем в руке определённые скипетры. Эти детали очень тесно связаны с особенностями тех или иных психологических процессов.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Далай-ламы, скандха означает «куча, группа, собрание или совокупность». [ 10 ]
- ^ В Роусоне (1991: стр.11) первая скандха определяется как: «имя и форма (санскритское нама-рупа , тибетское гзугс )...». В литературе палийской нама-рупа традиционно относится к первым четырем совокупностям, в отличие от пятой совокупности — сознания.
- ^ Палийский канон повсеместно определяет, что ведана включает в себя ощущение или ощущение чего-то приятного, неприятного или нейтрального (см., например, SN 22). Когда современные авторы подробно описывают Ведану , они определяют ее аналогичным образом (см., например, Нхат Хан , 1999, стр. 178; Трунгпа, 2001, стр. 21; и Трунгпа, 2002, стр. 126). Единственным исключением является Трунгпа (1976), стр. 20-23, где он утверждает, что «стратегии или импульсы» «безразличия, страсти и агрессии» являются «частью третьей стадии [агрегата]», «управляемыми восприятием». ." (Этот раздел «Трунгпы», 1976 г., включен в антологию «Трунгпа», 1999 г., стр. 55–58.)
- ^ Обычно ведана считается, что не включает в себя «эмоции». Например, Бодхи (2000а), с. 80 пишет: «Палийское слово ведана означает не эмоции (которые представляют собой сложное явление, включающее множество сопутствующих умственных факторов), а чистое аффективное качество переживания, которое может быть приятным, болезненным или нейтральным». Возможно, что-то похожее Трунгпа (1999), стр. 58, пишет: «Сознание [пятая совокупность] состоит из эмоций и нерегулярных моделей мышления...».
- ^ Некоторые переводят этот термин как восприятие, хотя обычно это перевод пратьякши, означающий осознание чувств, а не какое-либо последующее суждение относительно них. Английское слово «концепция» является более точным, хотя оно подразумевает не столько процесс, сколько статический конечный результат (психическое состояние удержания концепции )), поэтому различение . предпочтительнее
- ^ Тхеравада Абхидхамма делит санкхару на пятьдесят умственных факторов (Бодхи, 2000a, стр. 26). Трунгпа (2001), стр. 47 и далее, вслед за Сарвастивадой Абхидхармой, изучаемой в буддизме Махаяны, утверждает, что существует пятьдесят один «общий тип» самскары .
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press 1995, стр. 143–146.
- ^ Комментируя использование слова «сознание» в SN 22.3 [1] , Бодхи (2000b), стр. 1046-7, n. 18, говорится: «Этот отрывок подтверждает привилегированный статус сознания среди пяти совокупностей. Хотя все совокупности представляют собой обусловленные явления, отмеченные тремя характеристиками , сознание служит связующей нитью личной непрерывности через последовательность перерождений.... другие четыре совокупности служат «станциями для сознания» ( vinnanatthitiyo : см. [SN] 22:53-54), однако, даже сознание не является самотождественной сущностью, а последовательностью взаимозависимо возникших явлений. случаи познания см. МН I 256-60».
- ^ Харви пишет: «Это контрастирует с саньней, которая знает, группируя вещи и маркируя их. Этот контраст можно увидеть с точки зрения типичных объектов этих состояний: цвета для саньни (S.III.87), но вкусы (S.III.87) или чувства (MI292) для винняны. Хотя цвета обычно идентифицируются сразу, вкусы и чувства часто требуют тщательного рассмотрения, чтобы правильно их идентифицировать: необходимы проницательность и анализ».
- ^ Эта концепция сознания находится в Тхераваде Абхидхамме (Бодхи, 2000a, стр. 29).
- ↑ Хотя это утверждение не обязательно противоречит Никаям , это утверждение особенно характерно для Махаяны. Например, Нат Хан (1999, стр. 180-1) утверждает: «Сознание здесь означает запасенное сознание , которое находится в основе всего, чем мы являемся, основой всех наших ментальных образований». Точно так же Трунгпа (2001, стр. 73-4) утверждает, что сознание «является окончательно развитым состоянием бытия, которое содержит все предыдущие элементы… Сознание представляет собой немедленно доступный источник занятия для импульса скандх. питаться».
- ^ * Дуккха: Первая Благородная Истина гласит, что «вкратце, пять связок топлива для цепляния ( упадана-скандха ) болезненны [ дуккха ]». [ 3 ] [ 23 ] Пять совокупностей вызывают страдание, боль или неудовлетворённость. Все, что делает человека, является фактором дуккхи , и в буддийской мысли это источник не удовольствия, а печали. [ 14 ] Нирвана требует выхода за пределы всех пяти скандх и объектов чувств. [ 3 ]
* Непостоянны: они возникают и растворяются. [ 14 ] [ 24 ]
* Анатта: каждой из скандх недостает самости и субстанциональности. [ 25 ] Совокупности — это явления, которые не имеют сущности ни по отдельности, ни вместе, все, что воспринимается как совокупность или целое, не имеет реального существования. [ 26 ] [ 21 ] Это доктрина «не-я» ( анатта ), которая утверждает, что вера в себя является источником дуккхи (страдания, боли, неудовлетворённости). [ 27 ] [ 28 ] Явное отрицание субстанциональности или сущности любой из пяти скандх появляется в ранних буддийских текстах: «Все формы сравнимы с пеной; все чувства — с пузырьками; все ощущения подобны миражу; настроения подобны стволу подорожника; сознание — всего лишь иллюзия: так Будда иллюстрировал [природу совокупностей]». [ 29 ] - ^ Начальная часть буддийской практики — это очищение каждой из вышеупомянутых «пяти совокупностей» посредством медитации, изучения, ритуалов и жизни, основанной на добродетелях, особенно воздержания от психических одурманивающих веществ. В конечном итоге практика смещается к тому, чтобы рассматривать их как наивные, а затем преодолевать их, чтобы достичь состояния осознания того, что внутри или в любом другом существе нет ни личности, ни «я», утверждает Харви, где все и вся лишены «я» или субстанциональности и являются «кластер изменения физических и психических процессов». [ 12 ] [ 31 ]
- ^ Физические, личностные факторы ( скандхи ) и любое чувство «Я» или «Я» представляют собой бремя, которое просветленный человек сбросил, став таким образом «человеком из ничего», не цепляясь ни за что внутреннее или внешнее. [ 32 ] Совершенное состояние просветления — это состояние без какой-либо личности, без тщеславия «Я есть», без физического отождествления, без интеллектуального отождествления, без отождествления в прямых или косвенных терминах, связанных с любой из пяти скандх , потому что «татхагата отказался от личностных факторов». ". [ 32 ] Никто не может найти его, потому что у него нет «я», «я» или идентичности, в то время как его читта расширяется до бесконечности; он недосягаем для непросветленных людей, а также для армии Мары (демона смерти в буддизме). [ 32 ]
- ^ Гетин: «Объяснять кхандхи как буддийский анализ человека, как это было тенденцией современных ученых, возможно, не является неправильным, но это означает зафиксировать один аспект трактовки кхандх в Так, А. Б. Кит мог написать: «Посредством разделения, которое… определенно не имеет никаких оснований, ни логических, ни психологических, индивид делится на пять агрегатов или групп». Однако пять кхандх, как они рассматриваются в никаях и ранней абхидхамме, не совсем принимают характер формальной теории природы человека. Речь идет не столько о представлении анализа человека как объекта, сколько, скорее, о представлении анализа человека как объекта. понимание природы обусловленного существования с точки зрения переживающего субъекта. Таким образом, на самом общем уровне рупа, ведана, саньня и представляются как пять аспектов восприятия мира индивидуальным существом; каждая кхандха рассматривается как представляющая сложный класс явлений, которые постоянно возникают и исчезают в ответ на процессы сознания, основанные на шести сферах чувств. Таким образом, они становятся пятью упаданакхандхами, охватывающими как цепляние, так и все, что схватывается». [ 39 ]
- ^ Бронкхорст: «Цель учения Будды, очевидно, не в том, чтобы открыть истинное «я». Напротив, от озабоченности истинной природой «я» следует отказаться. Только тогда человек готов следовать указанному пути. С этой практической точки зрения вопрос о существовании «я» имеет второстепенное значение. Главное, что знание «я» не играет никакой полезной роли на пути Будды к освобождению. небуддийские течения утверждали, что существует постоянное «я», не подлежащее изменению, поскольку только знание такого «я» может быть полезно для достижения освобождения; вероятно, оправданно предположить, что Будда не признавал существование такого «я». [ 45 ]
- ^ Бронкхорст: «Понимание того, что различные компоненты личности не являются самостью, заставляет мудрого и благородного слушателя отвернуться от материальной формы и так далее; в результате он становится свободным от желаний и достигает освобождения». [ 45 ]
- ↑ Согласно Биккху Бодхи, Маха-пуннама-сутта , также называемая «Великой ночной беседой в полнолуние» , описывает непостоянство совокупностей, утверждающих, что не существует «я», и правильное различение таково: «Это не мое, это не я сам, это не то, что я есть». Из Маха-пуннама-сутты
[Будда:] «Возможно, что бессмысленный человек — погруженный в невежество, охваченный жаждой — может подумать, что он сможет перехитрить послание Учителя таким образом: «Итак — форма безлична, чувство безлично, восприятие есть безличное, измышления безличны, сознание безлично. Тогда какое «я» будет затронуто действиями, совершаемыми тем, что «не-я»? Итак, монахи, разве я не научил вас задавать встречные вопросы по той или иной теме здесь и там. Как вы думаете: форма постоянна или непостоянна?» «Непостоянно, господин». «А то, что непостоянно, приносит облегчение или стресс?» «Стресс, господин». «И уместно ли относиться к тому, что непостоянно, стрессово, подвержено изменениям, как: «Это мое. Это мое я. Это то, чем я являюсь»?»
[Монахи:] «Нет, господин».
«...Чувство постоянное или непостоянное?» «Непостоянство, господин»...
«...Восприятие постоянно или непостоянно?» «Непостоянство, господин»...
«...Измышления постоянны или непостоянны?» «Непостоянство, господин»...
«Как вы думаете, монахи — Сознание постоянно или непостоянно?» «Непостоянно, господин». «А то, что непостоянно, приносит облегчение или стресс?» «Стресс, господин». «И уместно ли относиться к тому, что непостоянно, стрессово, подвержено изменениям, как: «Это мое. Это мое я. Это то, чем я являюсь»?»
«Нет, господин».
«Таким образом, монахи, любая форма, какая бы она ни была прошлой, будущей или настоящей; внутренняя или внешняя; явная или тонкая; обычная или возвышенная; далекая или близкая: каждую форму следует рассматривать такой, какая она есть на самом деле, с правильным различением, как: «Это Это не мое. Это не то, чем я являюсь.- Маджхима Никая III 15, перевод Таниссаро Бхиккху [ 50 ]
- ^ Палийское слово дхату используется в палийском каноне во многих контекстах: например, Бодхи (2000b), стр. 527–28, определяет четыре различных способа использования дхату , в том числе с точки зрения «восемнадцати элементов» и с точки зрения «четыре первоэлемента» ( чатудхату ).
- ^
- Первые пять органов чувств (глаз, уши, нос, язык, тело) являются производными формы .
- Шестой орган чувств (разум) является частью сознания .
- Первые пять объектов чувств (видимые формы, звук, запах, вкус, осязание) также являются производными формы .
- Шестой объект чувств (ментальный объект) включает в себя форму , чувство , восприятие и психические образования .
- Шесть чувственных сознаний являются основой сознания . [ 54 ]
- Первые пять органов чувств (глаз, уши, нос, язык, тело) являются производными формы .
- ^ Другими словами, цепляние происходит через пять скандх. См., например, Самадхи-сутту (СН 22:5) (Таниссаро, 2006b).
- ^ Очевидные различия между моделью нидан и моделью кхандхи уменьшаются, когда вместо использования модели двенадцати нидан Самьютта Никаи, глава 12 (например, Таниссаро, 1997d) , сравнивается модель девяти нидан Маха- нидана Сутта ( DN 15) (Таниссаро, 1997a) , где сознание обусловливает имя и форму и имя и форма обусловливают сознание.
- ^ Бодхи (2000b, стр. 839-840) пишет: «В то время как учение о взаимозависимом возникновении предназначено для раскрытия динамического паттерна, проходящего через повседневный опыт, который продвигает круг перерождений и смертей вперед от жизни к жизни, учение о пяти агрегаты концентрируются на опыте в его жизненной непосредственности в континууме от рождения до смерти». Возможно, в том же духе Бодхи (2000b, стр. 762-3, н. 132) отмечает в другом месте, что, согласно подкомментарию к Самьютта Никае: «Есть два вида происхождения: мгновенное происхождение ( кханика-самудая ) и происхождение через условия. ( паччайа-самудая ). Монах, который видит одно, видит и другое».
- ↑ Согласно Наттьеру (1992), «Сутра сердца» изначально была написана на китайском языке, а затем обратно переведена на санскрит. После этого он стал популярен в Индии, а затем и в Тибете. Элементы этого перевода отсутствуют в китайских версиях этой сутры.
- ^ См. также Нят Хан (1988), стр. 1 и Сузуки (1960), с. 26. Нят Хан (1988) добавляет к этому первому стиху предложение: «После этого проникновения он преодолел всю боль». Судзуки (1960), с. 29, отмечается, что это дополнительное предложение уникально для перевода Сюань-чжуана и опущено в других версиях Сутры Сердца.
- ↑ В каноне Тхеравады английское слово «самосуществование» является переводом санскритского слова свабхава. «Свабхава» также переводится как «собственная природа» (Сузуки, 1960, стр. 26), «отдельное я» (Нят Хан, 1988, стр. 16) и «самосуществование» ( Red Pine 2004 , стр. 16). 67). Обратите внимание, что китайские версии Сутры Сердца не содержат понятия свабхавы . Когда упоминается «пустота себя», английское слово «сам» является переводом палийского слова « атта» (санскрит, «атман» ).
- ^ Что касается термина сабхава (пали; санскр.: свабхава ) в Палийском каноне, Гал (2003), стр. 7, пишет: «Судя по суттам , термин сабхава никогда не использовался Буддой и вообще редко встречается в Палийском каноне. Лишь в постканонический период он становится стандартным понятием, когда он широко используется. в комментаторских описаниях дхамм [ обусловленных психических и физических процессов] и в субкомментарной экзегезе.
Термин сабхава , тем не менее, встречается в различных случаях в пяти канонических или параканонических текстах: Патисамбхидамагге , Петакопападеше , Неттиппакаране , Милиндапанхе и Буддхавамсе ».
Гал (стр. 10) предполагает, что использование термина сабхава в Патисамбхидамагге может быть самым ранним явлением в палийской литературе, и цитирует (стр. 7, особенно. n . 28) из этого текста (Paṭis. II 178) применение фраза сабхавена сунням (на языке пали означает «пустой от сабхавы ») каждому совокупностей - по крайней мере, внешне похоже на применение свабхавы в Праджняпарамита Хридая Сутре («Сутра Сердца»), цитируемой в этой статье. - ^ Этот тип анализа совокупностей (когда незнание обуславливает пять совокупностей) может быть сродни тому, который описан в Двенадцати Ниданах .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 232–234. ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес мл. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 708, 721–723, 827–828. ISBN 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Харви 2013 , с. 55.
- ^ Стивен М. Эммануэль (2015). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 193, 232–233, 421–425. ISBN 978-1-119-14466-3 .
- ^ Тибетская Книга Мертвых . Перевод Дордже, Гюрнме; Коулман, Грэм; Джинпа, Туптен. Вступительный комментарий Далай-ламы XIV (первое американское издание). Нью-Йорк: Викинг Пресс . 2005. стр. XIII. ISBN 0-670-85886-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Стивен М. Эммануэль (2015). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 587–588. ISBN 978-1-119-14466-3 .
- ^ Скандхи (2013) Британская энциклопедия
- ^ Карунамуни Н.Д. (май 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2): 215824401558386. doi : 10.1177/2158244015583860 .
- ^ Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 1141.
- ^ Далай-лама (1966). Открытие Ока Мудрости: И История Продвижения Дхармы Будды в Тибете . Теософское издательство. стр. 37–38. ISBN 978-0-8356-0549-6 .
- ^ Пол Уильямс; Энтони Трайб (2000). Буддийская мысль . Рутледж. стр. 42, 48, 58–60, 69–70. ISBN 978-0-415207003 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бронкхорст 2009 , с. 28–31.
- ^ Перейти обратно: а б Дэмиен Киоун; Чарльз С. Пребиш (2013). Энциклопедия буддизма . Рутледж. стр. 321–322, 382, 844–845. ISBN 978-1-136-98588-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Харви 2013 , с. 56-57.
- ^ Дэвид Дж. Калупахана (1992). История буддийской философии: непрерывность и разрывы . Издательство Гавайского университета. стр. 71–72. ISBN 978-0-8248-1402-1 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 664–665. ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ См., например, SN 22.79, «Быть пожираемым» (Bodhi, 2000b, стр. 915).
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press 1995, стр. 143–146.
- ^ Перейти обратно: а б с Таниссаро Бхиккху (2010), Пять агрегатов. Учебное пособие
- ^ Перейти обратно: а б Бронкхорст 2009 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маккензи 2013 , с. 242-247.
- ^ Харви 2013 , с. 56.
- ^ Бхиккху Бодхи, 2000b, стр. 840
- ^ Аничча-буддизм , Британская энциклопедия (2013)
- ^ Дэвид Дж. Калупахана (1975). Причинность: Центральная философия буддизма . Университетское издательство Гавайских островов. стр. 84–86. ISBN 978-0-8248-0298-1 .
- ^ Кларк Джонсон (2006). О сущности Будды: комментарий к трактату Рангджунга Дордже . Публикации Шамбалы. стр. 34–35. ISBN 978-1-59030-276-7 .
- ^ Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 57–62. ISBN 978-0-521-85942-4 .
- ^ Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 34–37. ISBN 978-1-119-14466-3 .
- ^ Калупахана (1975), стр. 86. Цитата из S 3.142, а также встречается в Агамах.
- ^ Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 59–62. ISBN 978-0-521-85942-4 .
- ^ Харви 2013 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д Питер Харви (1995), Самоотверженный разум , Curzon Press, страницы 228–230.
- ^ Уильям Эдельгласс; Джей Гарфилд (2009). Буддийская философия: основная литература . Издательство Оксфордского университета. стр. 261–264, 288–295, 297–308, 358–363, 226–227, 317–329. ISBN 978-0-19-971655-5 .
- Ирина Кузнецова; Чакраварти Рам-Прасад; Джонатан Ганери (2012). «Главу 9, см. также главу «Введение ». Индуистские и буддийские идеи в диалоге: «Я» и «Не-Я» . Издательство Эшгейт. ISBN 978-1-4094-5662-9 .
- Руперт Гетин (16 июля 1998 г.). Основы буддизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 140–149 , 238–239. ISBN 978-0-19-289223-2 . , Цитата: Мы видели, как буддийская мысль критикует концепцию неизменного «я» как бессвязную; однако как древние, так и современные критики утверждают, что покончить с собой в духе буддийской мысли на самом деле создает непреодолимые философские и моральные проблемы... Мы видели, как буддийская мысль разбивает человека на пять классов физических и моральных. психические события, известные как скандхи или совокупности».
- ^ Перейти обратно: а б Остальное 2005 , с. 92-93.
- ^ Перейти обратно: а б Loy 2009 , p. 63–64.
- ^ Перейти обратно: а б Красная Сосна 2004 , с. 9.
- ^ Дэвид Дж. Калупахана (1975). Причинность: Центральная философия буддизма . Университетское издательство Гавайских островов. стр. 85–86. ISBN 978-0-8248-0298-1 .
- ^ Адриан Снодграсс (1992). Символизм Ступы . Мотилал Банарсидасс. стр. 137 с примечанием 165. ISBN. 978-81-208-0781-5 . . (Снодграсс утверждает, что этот термин буквально означает «куча», и это понятие относится к принятому всеми буддийскими школами учению о том, что «личность представляет собой совокупность пяти составных частей», отсылая к публикациям 1930-х — 1950-х годов.)
- ^ Перейти обратно: а б Гетин 1986 .
- ^ Перейти обратно: а б с Буасверт 2005 , с. 147.
- ^ Босиверт 2005 , с. 150.
- ^ Буасверт 2005 , с. 147-148.
- ^ Перейти обратно: а б Буасверт 2005 , с. 148.
- ^ Бронкхорст 2009 , с. 26-32.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бронкхорст 2009 , с. 27.
- ^ Бронкхорст 2009 , с. 28-29.
- ^ Перейти обратно: а б Альбахари, Мири (март 2002 г.). «Против теорий Анатты о не-Атмане». Азиатская философия . 12 (1): 5–20. дои : 10.1080/09552360220142225 . ISSN 0955-2367 . S2CID 142533789 .
- ^ Бодхи 2000b , с. 1122.
- ^ Бодхи 2000b , стр. 1125–127.
- ^ Маха-пуннама Сутта: Великая беседа в полнолуние , Таниссаро Бхиккху (2001)
- ^ Перейти обратно: а б Бодхи 2000b , с. 1123.
- ^ Бодхи 2000b , стр. 1122–23.
- ^ Бодхи 2000b , стр. 1125–26.
- ^ Бодхи 2000a , стр. 287–88.
- ^ Бодхи 2000a , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Шульман 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б Юревич 2000 .
- ^ Фраувальнер 1973 , с. 167-168.
- ^ Шуман 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бакнелл 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б Гомбрих 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс 2009 .
- ^ Уэйман 1984 , с. 173 с примечанием 16.
- ^ Уэйман 1990 , с. 256.
- ^ Уэйман 1971 .
- ^ Буасверт 1995 .
- ^ Гомбрич 2009 , стр. 138.
- ^ Буасверт 1995 , с. 127.
- ^ Буасверт 1995 , с. 127–28.
- ^ Уильямс 2000 , с. 46.
- ^ Куан 2008 , с. я, 9, 81.
- ^ (пали: кая-сати , каягата-сати ; санскр. кая-смрити )
- ^ (палийская ведана -сати ; санскр. ведана-смрити )
- ^ (пали citta -sati ; санскр. citta-smṛti )
- ^ (пали дхамма -сати ; санскр. дхарма-смрити )
- ^ Полак 2011 , стр. 153–156, 196–197.
- ^ Перейти обратно: а б Красная Сосна 2004 , с. 2.
- ^ Нхат Хан (1988), с. 1. Опять же, см. Red Pine 2004 , с. 2 и Сузуки (1960), с. 26.
- ^ Бизнес (1975) с. 78
- ^ Джинпа (2002), с. 112.
- ^ К 2003 году .
- ^ Суонсон 1993 , с. 373.
- ^ Сузуки (1960), с. 29, ок . 4.
- ^ Трунгпа (2001), стр. 10–12; и Трунгпа (2002), стр. 124, 133–134.
- ^ Трунгпа Ринпоче (1976), стр. 20–22.
- ^ Трунгпа Ринпоче (1976), стр. 23
Источники
[ редактировать ]Первичная литература
[ редактировать ]- Сутта Питака
- Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000b), Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи , Бостон: Публикации мудрости, ISBN 978-0-86171-331-8
- Нанамоли, Бхиккху (пер.) и Бодхи, Бхиккху (редактор) (2001). Средние беседы Будды: перевод Маджхима Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-072-X .
- Антологии сутт
- Бодхи, Бхиккху (редактор) (2005a). Словами Будды: Антология бесед из Палийского канона . Бостон: Пабы мудрости. ISBN 0-86171-491-1 .
- Одиночные сутры
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998). Кулаведалла Сутта: Краткий набор вопросов и ответов [MN 44].
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2001a). Хаджания Сутта: Пережеванный [СН 22.79].
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2001b). Маха-пуннама сутта: Великая беседа в ночь полнолуния [MN 109].
- Абхидхамма, палийские комментарии, современная Тхеравада.
- Бодхи, Бхиккху (ред.) (2000a). Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха Ачарии Ануруддхи . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-02-9 .
- Бодхи, Бхиккху (18 января 2005 г.). MN 10: Сатипаттхана сутта (продолжение) Девятая беседа о дхарме по Сатипаттхана сутте (аудиофайл в формате MP3) [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Буддхагхоса , Бхадантачария (перевод с пали Бхиккху Нанамоли) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Нанамоли, Бхиккху (пер.) (1998). Осознанность дыхания (анапанасати): буддийские тексты из Палийского канона и выдержки из палийских комментариев . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. ISBN 955-24-0167-4 .
- Сома Тера (пер.) (2003). Путь осознанности . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. ISBN 955-24-0256-5 .
- Таниссаро Бхикку (2002). Пять груд кирпичей: Кхандхи как бремя и путь .
- Махаяна
- Фримантл, Франческа и Трунгпа, Чогьям (2003). Тибетская книга мёртвых: великое освобождение через слушание в Бардо . Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN 1-59030-059-9 .
- Нят Хан, Тич (1988). Сердце понимания: комментарии к Сутре сердца Праджняпарамиты . Беркли, Калифорния: Parallax Press. ISBN 0-938077-11-2 .
- Нят Хан, Тич (1999). Сердце учения Будды . Нью-Йорк: Бродвейские книги. ISBN 0-7679-0369-2 .
- Красная сосна (2004). Сутра Сердца . Эмеривилл, Калифорния: Шумейкер и клад. ISBN 1-59376-009-4 .
- Сузуки, Дайсетц Тейтаро (1960). Руководство по дзен-буддизму . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 0-8021-3065-8 .
- Трунгпа, Чогьям (1976). Миф о свободе и путь медитации . Валун: Шамбала. ISBN 0-87773-084-9 .
- Трунгпа, Чогьям (1999). Важнейший Чогьям Трунгпа . Бостон: Шамбала. ISBN 1-57062-466-6 .
- Трунгпа, Чогьям (2001). Взгляд на Абхидхарму . Бостон: Шамбала. ISBN 1-57062-764-9 .
- Трунгпа, Чогьям (2002). Прорыв через духовный материализм . Бостон: Шамбала. ISBN 1-57062-957-9 .
Вторичная литература
[ редактировать ]- Буасвер, Матье (1995), Пять агрегатов. «Понимание психологии и сотериологии Тхеравады» , издательство Университета Уилфрида Лорье, для Канадской корпорации исследований религии / Corporation Canadienne des Sciences Religieuses
- Бронкхорст, Йоханнес (2009), Буддийское учение в Индии , Wisdom Publications, ISBN 978-0-86171-811-5
- Бакнелл, Родерик С. (1999), «Обусловленное возникновение развивается: вариации и изменения в текстовых изложениях доктрины Патичча-самупадды » , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 22 (2)
- Фраувалльнер, Эрих (1973), «Глава 5. Будда и Джина», История индийской философии: философия Вед и эпоса. Будда и Джина. Санкхья и классическая система йоги , Мотилал Банарсидасс.
- Галь, Ноа (июль 2003 г.). Возникновение концепции «собственной природы»: (Сабхава) в Патишамбхидамагге [ . отрывок из книги доктора философии диссертация]. Оксфорд: Колледж Вольфсона. Получено 22 января 2008 г. из «Оксфордского центра буддийских исследований» в Интернет-архиве .
- Гетин, Рупер (1986), «Пять кхандх: их трактовка в никаях и ранней абхидхамме», Journal of Indian Philosophy , 14 , doi : 10.1007/BF00165825 , S2CID 170833425
- Гомбрич, Ричард (2009), «Глава 9. Причинно-следственная связь и неслучайный процесс», Что думал Будда , Равноденствие
- Сью Хэмилтон. «От Будды к Буддхагхосе: изменение отношения к человеческому телу в буддизме Тхеравады». В «Религиозных размышлениях о человеческом теле» под редакцией Джейн Мари Лоу. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Индианского университета, 1995, стр. 46–63.
- Сью Хэмилтон. Идентичность и опыт: конституция человека согласно раннему буддизму. Лондон: Лузак Ориентал,
- Харви, Питер (2013), Введение в буддизм: учения, история и практики, 2-е издание , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-85942-4 1996.
- Джинпа, Туптен (2002). «Я», реальность и разум в тибетской философии: поиски Цонкапы срединного пути. Рутледж.
- Джонс, Диван Томас (2009), «Новый свет на Двенадцать Нидан», Современный буддизм, 10 (2) , 10 (2): 241–259, doi : 10.1080/14639940903239793 , S2CID 145413087
- Юревич, Джоанна (2000), «Игра с огнем: пратитьясамутпада с точки зрения ведической мысли» (PDF) , Journal of the Pali Text Society , 26 : 77–103, заархивировано из оригинала (PDF) 04.2015 г. 09 , получено 1 января 2019 г.
- Калупахана, Дэвид (1975). Причинность: Центральная философия буддизма. Университетское издательство Гавайев.
- Куан, Це-фу (2008), Осознанность в раннем буддизме: новые подходы с помощью психологии и текстового анализа палийских, китайских и санскритских источников , Routledge, ISBN 978-0-415-43737-0
- Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (редактор): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала 12 ноября 2014 г.
{{citation}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Лой, Дэвид (2009), Осведомленность, связанная и не связанная: буддийские очерки , State University of New York Press, ISBN 978-1-4384-2680-8
- Маккензи, Мэтью (2013), «Разыгрывание «Я»: буддийский и энактивистский подходы к возникновению «Я» , в Сидеритсе, Марк; Томпсон, Эван; Захави, Дэн (ред.), Self, No Self?: Перспективы аналитических, феноменологических и индийских традиций , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-166830-2
- Наттье, Ян (1992). «Сутра сердца: китайский апокрифический текст?» Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , вып. 15, нет. 2, стр. 153–223.
- Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
- Роусон, Филип (1991). Священный Тибет . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-81032-X .
- Руэ, Брайан (2005), Освобождение Будды , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1835-4
- Шуман, Ганс Вольфганг (1974), Буддизм: очерк его учений и школ , Теософский паб. Дом
- Шуман, Ганс Вольфганг (1997) [1976], Boeddhisme. Stichter, scholen, systemen (Буддизм - основатели, школы и системы) , Ашока
- Шульман, Эвиатар (2007), «Ранние значения зависимого происхождения», Журнал индийской философии , 36 (2): 297–317, doi : 10.1007/s10781-007-9030-8 , S2CID 59132368
- Суонсон, Пол Л. (1993), Духовность пустоты в раннем китайском буддизме. В: Буддийская духовность. Индийский, Юго-Восточной Азии, Тибетский, Ранний Китайский; под редакцией Такеучи Ёсинори , Нью-Йорк: Перекресток
- Уэйман, Алекс (1971), «Буддийское зависимое происхождение», История религий , 10 (3): 185–203, doi : 10.1086/462628 , JSTOR 1062009 , S2CID 161507469
- Уэйман, Алекс (1984), «Взаимозависимое происхождение - индо-тибетское видение» , « Буддийское понимание: очерки» , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0675-7
- Уэйман, Алекс (1990), Буддийское понимание. Эссе Алекса Уэймана , Мотилалла Банарсидасса
- Уэйман, Алекс (1990) [1984], «Спор о промежуточном состоянии в буддизме», « Буддийское понимание: очерки» , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0675-7
- Уильямс, Пол; Племя, Энтони (2000), Буддийская мысль , Рутледж
Веб-источники
[ редактировать ]- ^ Основные разделы Палийского канона о кая-сати (кая-гата-сати): http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/kaaya_gata_sati.htm
Внешние ссылки
[ редактировать ]Тхеравада
[ редактировать ]- Кхандавагга сутты (избранное) , переведенные преимущественно Таниссаро Бхиккху.
Махаяна
[ редактировать ]- Пять скандх в Wayback Machine (архивировано 19 февраля 2003 г.), таблица, показывающая пять скандх, подготовленная Аланом Фоксом (факультет философии, Университет Делавэра).
Ваджраяна
[ редактировать ]- Взгляд на буддизм: разум и ментальные факторы , веб-страница, содержащая описание пяти совокупностей.