Скандха (джайнизм)
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Скандха (санскрит) означает «кучи, агрегаты, собрания, группы». В религии джайнизма Скандха представляет собой комбинацию Параманус (элементарных частиц). В отличие от буддизма, который допускает совокупность не-материй, джайнизм допускает только агрегацию материи (только первый тип из пяти типов совокупностей, разрешенных в буддизме ). Джайнизм не включает последние четыре типа совокупностей буддизма, поскольку эти явления объясняются в джайнизме группировками между материей ( частицами кармы , предпоследними из списка ниже) и Атманом (единой личностью, существование которой отрицается в буддизме). Соединение между материей и Атманом не считается Скандхой, а считается Бандхой (рабством) .
Каждый Параману имеет «точки интенсивности» засушливости или сплоченности, которые в результате трансформации могут увеличиваться или уменьшаться между единицей и бесконечностью. Эти Параману могут объединяться друг с другом для создания Скандх или Совокупностей, когда существует разница в две «точки интенсивности», независимо от того, засушлива ли она или сплочена, или имеет ли она четные или нечетные «точки интенсивности», за исключением минимальной (одной) «точки интенсивности». . Например, параману с двумя точками связности может сочетаться с параману с четырьмя точками связности или засушливости; и три очка с пятью очками и так далее. [ 1 ] Это определение дано в Правачанасаре .
Скандхи и Параманус — это два типа Пудгал (Материи).
Скандхи бывают шести типов: грубые-грубые, грубые, грубые-мелкие, мелкие-грубые, тонкие и тонкие-тонкие. [ 2 ] Эта классификация дана в Ниямсаре .
- Брутто-брутто: Твердые тела, такие как камень и дерево, которые, будучи разбиты, не могут быть снова соединены сами по себе.
- Валовой: Молоко, вода и т. д. разделены, но могут соединиться без посторонней помощи.
- Грубо-тонкий: солнечный свет, тень, лунный свет, тьма и т. д. Их невозможно разделить. Их невозможно схватить руками.
- Мелко-грубые: объекты четырех чувств осязания, вкуса, обоняния и слуха, хотя и известны коже, языку, носу и ушам, но все же не могут быть восприняты глазами, и поэтому они являются мелко-грубыми по своей природе. .
- Тонкое: материальные частицы кармы тонки по своей природе и не могут быть восприняты никакими физическими чувствами.
- Мелкие-тонкие: более мелкие, чем частицы кармы, чрезвычайно мелкие по своей природе. Они тоньше частиц кармы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Правачансаара , 1935, с. 545–546
- ^ Ниямсара , 1931, с. 27