Оригинальное просветление

Первоначальное просветление или врожденное пробуждение ( китайский : 本覺 ; пиньинь : běnjué ; японское произношение : хонгаку ; корейское произношение : бонгак ) — восточноазиатская буддийская доктрина, которую часто переводят как «врожденное», «врожденное», «внутреннее» или «исходное» пробуждение . . [2]
Эта доктрина утверждает, что все разумные существа уже каким-то образом просветлены или пробуждены. С этой точки зрения, поскольку все существа имеют своего рода пробуждение как свою истинную природу, достижение прозрения — это процесс открытия и признания того, что уже присутствует, а не достижения какой-то цели или развития потенциала. [3] [2] Таким образом, людям не обязательно становиться Буддами посредством религиозного совершенствования, им просто нужно признать, что они уже пробуждены, как и Будды. [3] Первоначальная мысль просветления связана с индийскими буддийскими концепциями, такими как природа Будды и светящийся ум . Учение сформулировано во влиятельных восточноазиатских произведениях, таких как « Пробуждение веры» и «Сутра совершенного просветления» , а также находилось под влиянием учения школы Хуаянь о взаимопроникновении всех явлений. [3] [2]
Первоначальное просветление часто противопоставляется «приобретённому», «начальному», «актуализированному» или «началу просветления» (始覺, пиньинь: шиджуэ , японский: сикаку ), которое представляет собой относительный опыт, достигаемый посредством буддийских практик и учений. человеком в этой жизни. [4] [5]
Первоначальное просветление — влиятельное учение различных школ восточноазиатского буддизма, включая Чань / Дзен , Тяньтай и Хуаянь . Врожденное просветление также часто ассоциировалось с учениями о внезапном просветлении , которые оказали влияние на японский дзэн . Первоначальная идея просветления была также важна для корейского буддизма , особенно корейского сона . Это было центральное учение в средневековых японских буддийских традициях, таких как Сингон и Тендай , а также в некоторых новых школах Камакура, таких как японский дзэн . [6]
История
[ редактировать ]Индийские корни
[ редактировать ]Доктрина врожденного просветления развилась в китайском буддизме на основе различных идей индийской Махаяны , таких как доктрина природы Будды ( татхагатагарбха ), светоносного ума и учений, найденных в различных источниках Махаяны, включая Шурангама-сутру , Гханавьюху , Шрималадеви , Татхагатагарбха-сутру. , Нирвана сутра и Ратнаготравибхага . [7]
Влиятельный ученый Хуаянь-Чань Гуйфэн Цзунми цитирует различные источники индийской махаяны в поддержку этой идеи. Он цитирует отрывок из Аватамсака-сутры , в котором говорится: «Когда человек впервые поднимает мысль [о пробуждении] , он достигает непревзойденного, совершенного пробуждения». Он также цитирует Нирвана-сутру , в которой говорится: «Двое поднимают мысль [ пробуждения] и предельное неотделимы друг от друга». [8]
Праджня-перевод «Буддхаватамсака- сутры» (переведенный около 798 года индийским монахом Праджней) также упоминает этот термин, утверждая: «Когда будды и бодхисаттвы реализуют просветление, они обращают алаю и достигают мудрости изначального просветления» (Тайшо № 1). 10 n0293 p0688a08).
Происхождение в Китае
[ редактировать ]Сам китайский термин впервые упоминается в « Пробуждении веры в Махаяне» (ок. VI века). [5] [9] Согласно этому трактату:
Сущность Разума свободна от мыслей [心體離念]. Характеристики того, кто свободен от мыслей, аналогичны сфере пустого пространства, которая пронизывает повсюду. Единственный аспект мира реальности ( дхармадхату ) — это не что иное, как недифференцированное тело Дхармы [ дхармакайя ], «тело сущности» Татхагаты . [Поскольку сущность Ума] основана на дхармакае, ее следует называть изначальным просветлением . Почему? Потому что «изначальное просветление» указывает на [сущность Разума] в отличие от [сущности Разума в] процессе реализации просветления; процесс реализации просветления — это не что иное, как [процесс интеграции] личности с первоначальным просветлением. [10]
«Пробуждение веры» также отождествляет внутреннее просветление с «истинной таковостью» (真如, татхата ), умом, который чист сам по себе, и татхагата-гарбхой . [11] По словам Жаклин Стоун , « Пробуждение веры» рассматривает первоначальное просветление как «истинную таковость, рассматриваемую под аспектом обычного заблуждающегося сознания и, таким образом, обозначает потенциал просветления у непросветленных существ». [12]
Эта идея далее обсуждается во влиятельном комментарии к « Пробуждению веры», озаглавленном «Об интерпретации Махаяны» ( Ши Мохэян Лун , английский язык, японский: Шакумакаэн-рон , Тайсё № 1668). [5] Первоначальное просветление можно найти и в других влиятельных произведениях Восточной Азии, таких как « Сутра совершенного просветления» и « Ваджрасамадхи-сутра» . [5]
Сутра Совершенного Просветления объясняет неотъемлемое просветление или «Совершенное Просветление» как источник всех явлений (которые в конечном итоге иллюзорны), опираясь на о сущностных функциях : мысль
Добрые сыновья, различные иллюзии всех живых существ рождаются из совершенно просветленного чудесного ума Татхагаты , точно так же, как небесные цветы появляются на небе. Хотя иллюзорные цветы исчезают, природа неба нерушима. Иллюзорный ум живых существ также исчезает из-за иллюзии, и хотя все иллюзии полностью стираются, просветленный ум остается неизменным. [13]
8-го века Этот термин также появляется в Амогхаваджрском переводе Гуманной Царской Сутры :
Я [Будда] постоянно говорю всем чувствующим существам: «Только разорвите невежество [無 明] этого тройного мира; это называется стать Буддой. То, что чисто само по себе, называется природой присущего просветления. Это действительно универсальная мудрость всех Будд. Это основа [本] достижения [состояния будды] живыми существами и основа практики всех будд и бодхисаттв. Поэтому практика бодхисаттв основана на этой основе (Т. 8, 836b29-837a4). [11]
Что общего у этих различных китайских источников, так это то, что они понимают идею изначального просветления как «сущность» вещей в рамках сущностно-функционального мышления (тиён) и, таким образом, видят в ней конечный источник или основу всех явлений. [13]
Этот термин также встречается в « Платформенной сутре» (ок. 8–13 веков), центральном тексте дзэн-буддизма :
Дорогие друзья, когда я говорю: «Я клянусь спасти все существа повсюду», я имею в виду не то, что я спасу вас, а то, что живые существа, каждое со своей собственной природой, должны спасти себя. Что подразумевается под «спасайтесь своей собственной природой»? Несмотря на инославные воззрения, страсти, невежество и заблуждения, вы в своих физических телах имеете в себе свойства внутренней просветленности, так что правильными воззрениями вы можете спастись. [14]
Развитие на материке
[ редактировать ]В средневековом Китае учение об изначальном просветлении развивалось в восточноазиатских школах Йогачара , Хуаянь и буддийских Чань . Ученый Хуаянь Фазан представляет обширный анализ этой идеи в своем комментарии к « Пробуждению веры» . [5] [15] По словам японского исследователя мысли хонгаку Тамуры Ёсиро (1921–1989): «Именно здесь, в доктрине Хуайен, «философии становления», основанной на идее одного принципа или единого разума, впервые возникла концепция изначального просветления. приобрело особое значение». [15]
Первоначальное просветление также было важной и широко распространенной доктриной в китайском чань и других континентальных традициях дзэн. [5] Ученый монах Хуаянь-Чань Гуйфэн Цзунми писал об этой идее с точки зрения Чань , а также продвигал доктрину внезапного просветления с последующим постепенным совершенствованием. Корейские деятели, такие как Вонхё , под влиянием идей Цзунми, представили эту концепцию корейскому буддизму , где она также оказала значительное влияние. Тема первоначального просветления широко обсуждалась и развивалась в Корее такими деятелями, как Вонхё (617–686), Джинуль (1158–1210), Кихва (1376–1433) и Хюджон (1520–1604). По словам Чарльза Мюллера, «все четверо этих людей много писали о взаимосвязи между врожденным и реализованным просветлением». [13] Таким образом, основополагающий взгляд на корейскую традицию Сон основан на взгляде на первоначальное просветление и метафизику сущностных функций , находящуюся под влиянием таких писаний, как « Сутра платформы» , «Сутра совершенного просветления » и « Пробуждение веры». [13]
Учение о пробуждении веры в конечном итоге было перенято в школу Тяньтай такими деятелями, как патриарх Чжанрань (711–782). Однако, как пишет Стоун, деятели Тяньтая, подобные Жанрану, присвоили эти идеи «в соответствии с их собственной метафизикой, то есть как обозначающие взаимопроникновение разума и всех явлений, не отдавая приоритет ни тому, ни другому и без представлений об изначальной чистоте». [3] Таким образом, в классической мысли Тяньтая первоначальное просветление не является первоисточником или чистым единым разумом (как в « Пробуждении веры» ), оно просто относится к доктрине, согласно которой все явления (дхармы) являются взаимовключающими и взаимосвязанными. [3] Доктрина об изначальном просветлении также повлияла на идею о том, что неживые вещи также обладают природой будды, - доктрина, популяризированная в некоторых кругах школы Тяньтай , которая еще больше интегрировала идеи Хуаянь в Тяньтай. [5]
Однако, поскольку основатель Тяньтай Чжии (538–597) отверг доктрину пробуждения веры Махаяны изначально чистого разума, дающего начало феноменальному миру, некоторые стороны в школе Тяньтай отвергли принятие этой идеи. в Тяньтай. [16] Эти дебаты в Тяньтай эпохи Сун были частью так называемых дебатов «домашняя гора» ( Шаньцзя ) и «вне горы» ( Шаньвай ). Фракция «с гор» поддерживала первоначальный взгляд на просветление, на который повлияли мысли Цзунми и Юнмин Яншоу , и пропагандировала существование «единого чистого бесформенного разума», такого как Пробуждение веры Махаяны . [17] Тяньтайский патриарх Симин Чжили (960–1028), как известно, защищал родную горную фракцию и выступал против « Пробуждения веры» — оригинальной точки зрения просветления. [18]
В японском буддизме
[ редактировать ]Кукай (774–835), основатель буддизма Сингон , был одним из первых японских авторов, обсуждавших первоначальное просветление. Он любил « Пробуждение веры» (и комментарий Ши Мохэянь лунь ), поэтому его взгляд на учение основан на этих источниках. [11]
В Тендае
[ редактировать ]Учение о врожденном просветлении (яп. хонгаку) также имело большое влияние в школе Тэндай . Основатель Тэндай Сайтё в различных работах, таких как «Кэнкайрон» , «Дзюбосацукайги» и комментарии к « Сутре бесчисленных значений» , обсуждает концепцию чистого ума и природы будды таким образом, который является прообразом более поздней мысли Тэндай хонгаку. [11] Например, в своем обсуждении обетов бодхисаттвы в Джубосацукайги Сайтё пишет:
Это единственные заповеди Татхагаты, заповеди алмазного сокровища. Это заповеди, которые (основаны) на вечно пребывающей природе Будды, основополагающем источнике всех живых существ, чистом сами по себе и неподвижном, как пространство. Поэтому посредством этих заповедей человек проявляет и достигает изначального, присущего, вечно пребывающего тела Дхармы с его тридцатью двумя особыми признаками (ДДЗ 1:304). [11]
Оригинальная просветительская мысль стала особенно важной для традиции в период с поздней Хэйан эпохи замкнутого правления (1086–1185) до периода Эдо (1688–1735). [12] В поздние периоды Хэйан и Камакура были созданы новые тексты, ориентированные конкретно на первоначальное просветление, и возникла новая ветвь Тэндай, называемая хонгакумон, которая подчеркивала это учение. К этим текстам относятся « Созерцание таковости» ( Синнёкан ), « Хонри тайко сю» , «Гимны о неотъемлемом просветлении» ( Хонгаку-сан ) с комментариями к ним под названием «Чу-хонгаку-сан» и «Хонгаку-сан сяку», «Сюдзэн-дзи кэцу». В это время внутри Тэндая также развивались линии тайной устной передачи учений хонгаку (кудэн). [5] [3] Следующий отрывок из Синнёкан иллюстрирует основную идею изначального просветления, содержащуюся в таких источниках Тэндай:
Если вы желаете быстро достичь состояния будды или обязательно родиться в [Чистой Земле] Высшего Блаженства , вы должны думать: «Мой собственный ум и есть именно принцип таковости ». Если вы думаете, что таковость, которая пронизывает сферу дхармы, является вашей собственной сущностью (wagatai我体), вы одновременно являетесь сферой дхармы ; не думайте, что есть что-то кроме этого. Когда человек пробуждается, внутри него обитают будды миров десяти направлений, а также все бодхисаттвы . Искать отдельного будду отдельно от своей личности — это [действие] времени, когда человек не знает, что он есть именно таковость. [3]
Основная практика, продвигаемая в этом тексте, состоит в том, чтобы просто созерцать то, как мы и все другие существа тождественны таковости, то есть изначальному просветлению. Это можно делать в сочетании с любой буддийской практикой или любой мирской деятельностью. [3] Говорят, что эта практика помогает человеку мгновенно преодолеть всю плохую карму и загрязнения, помогая увидеть, что они также недвойственны самому просветлению. [3] Говорят также, что это созерцание разрушает все временные и пространственные двойственности, приводя человека к осознанию того, что он уже является Буддой здесь и сейчас, который также содержит все места и все времена, все стадии бодхисаттвы и всех живых существ. [3]
Средневековый взгляд Тэндай на первоначальное просветление рассматривал его как охватывающий не только все живые существа, но и все живые существа и всю природу, даже неодушевленные предметы - все они считались Буддой. Сюда также входят все наши действия и мысли, даже наши заблуждения, как выражения нашей врожденно просветленной природы. [12] Тамура Ёсиро считал, что «изначальная мысль просветления» (本覺思想, хонгаку сисо ) определяется двумя основными философскими элементами. [19] Одним из них был радикальный недуализм Махаяны , в котором все рассматривалось как чистое, пустое и взаимосвязанное, так что различия между обычным человеком и Буддой, сансарой и нирваной , а также все другие различия в конечном итоге были онтологически сведены на нет. Другой особенностью средневековой мысли хонгаку было радикальное утверждение феноменального мира как выражения недвойственной сферы природы Будды. [15]
Это выражалось в таких популярных фразах, как «мирские страсти — это именно просветление», «рождение и смерть — это именно нирвана», « Саха — это Чистая Земля » и «травы, деревья, горы и реки — все достигают состояния будды ». [12] [5] [15] По мнению Тамуры, отрицание двойственности между Буддой и людьми доведено до радикального конца в источниках Тэндай хонгаку, которые утверждают людей такими, какие они есть, со всеми их заблуждениями, как истинные проявления состояния будды». [15] Тамура утверждает, что такой сильный акцент на реальном мире обусловлен влиянием небуддийских элементов японской культуры . [15]
По словам Жаклин Стоун, эти радикальные недвойственные идеи «не отрицают необходимости практики. Скорее, практика больше не инструментализируется: это не средство к просветлению, но неотделимое от него. В инверсии пути, наблюдаемой в литературе хонгаку Просветление становится основой практики, а не ее конечной целью». [3] Некоторые источники хонгаку утверждают, что этот революционный взгляд отказывается от идеи, что просветление достигается от причины (практики) к результату (состоянию будды). Скорее, мысль хонгаку ведет нас от следствия к причине (дзюга коин従果向因). [3]
Более поздние события
[ редактировать ]Взгляд Тэндай на хонгаку оказал глубокое влияние на развитие буддизма Нового Камакура (ок. 1185–1333 гг.), поскольку многие из тех, кто основал новые Камакура буддийские школы ( Эйсай , Хонен , Синран , Догэн и Нитирэн ), изучали Тэндай на горе Хиэй как Монахи Тэндай. [12] [3] Влияние мысли хонгаку можно увидеть во взглядах Догэна на «единство практики и достижений» (сюсё итто 修証一等), в идее Синрана о «немедленном достижении рождения в Чистой Земле» (сокутоку Одзё 即得往生) ), а также в учении Ничирена о том, что все практики и заслуги Будды присущи даймоку ( название Лотосовой сутры ) и напрямую доступны тем, кто ее поет. [3]
Учение об изначальном просветлении оставалось ключевой доктриной большинства японских буддийских школ на протяжении всей их истории и остается влиятельным и сегодня. [5] Оригинальная просветительская мысль также повлияла на развитие других японских религий, таких как синтоизм и сюгэндо . [5]
В 1980-е годы японское движение, известное как критический буддизм , возглавляемое учеными из Университета Комадзава Мацумото Сиро и Хакамая Нориаки, критиковало первоначальное просветление как идеологию, которая поддерживает статус-кво и узаконивает социальную несправедливость, принимая все вещи как выражения природы Будды. [20] [5] Эти ученые пошли еще дальше в своей критике, утверждая, что доктрина природы будды на самом деле была не буддийской, а своего рода фундаменталистской теорией субстанции, похожей на индуистскую доктрину атмана-брахмана . [5] Их критика вызвала горячие споры, поскольку другие японские ученые, такие как Такасаки Дзикидо и Хиракава Акира, защищали учения о природе будды и оригинальные идеи просветления. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «thezensite: английские переводы генджокоана» . thezensite.com . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «первоначальное просветление, 本覺» . Цифровой словарь буддизма . 15 декабря 2007 г. Проверено 03 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Стоун, Жаклин. «От природы Будды к первоначальному просветлению: «Созерцание таковости» в средневековой Японии» в книге Мэтеса, Клауса-Дитера и Кейси Кемпа, ред. Природа Будды по всей Азии . Венские исследования по тибетологии и буддологии 103. Вена: Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет, 2022.
- ^ Нагатомо, Сигенори (2024), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Японская дзен-буддийская философия» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2024 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 3 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Суонсон, Пол Л. «Почему они говорят, что дзен - это не буддизм: недавняя японская критика природы будды». Обрезка дерева Бодхи: буря над критическим буддизмом , под редакцией Джейми Хаббарда и Пола Л. Суонсона, Гонолулу: University of Hawaii Press, 1997, стр. 1–29. https://doi.org/10.1515/9780824842697-004
- ^ Стоун, Жаклин. «Средневековая мысль Тэндай Хонгаку и новый буддизм Камакура: пересмотр». Японский журнал религиоведения , том. 22, нет. 1/2, 1995, стр. 17–48. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/30233536. По состоянию на 4 мая 2024 г.
- ^ Грегори, Питер Н. (2002), Цунг-ми и китаизация буддизма , с. 167. Гавайский университет Press, Институт Курода (первоначально опубликовано Princeton University Press, 1991, Принстон, Нью-Джерси), ISBN 0-8248-2623-X.
- ^ Бротон, Джеффри (2009), Цзунми о Чане , стр. 39. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-14392-9.
- ^ Суэки Фумихико, «Два, казалось бы, противоречивых аспекта учения о врожденном просветлении (хонгаку) в средневековой Японии», Японский журнал религиоведения 22 (1-2), стр. 3-16, 1995. PDF
- ^ «изначальное просветление – Природа Будды» . buddhanature.tsadra.org . Проверено 03 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сирато, Вака. «Неотъемлемое просветление («Хонгаку Сисо») и принятие Сайто заповедей бодхисаттвы». Японский журнал религиоведения , том. 14, нет. 2/3, 1987, стр. 113–27. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/30233979. По состоянию на 4 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стоун, Жаклин (1 мая 1995 г.). «Средневековая мысль Тэндай хонгаку и новый буддизм Камакура: переосмысление» . Японский журнал религиоведения . 22 (1–2). дои : 10.18874/jjrs.22.1-2.1995.17-48 .
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер, Чарльз. «Врожденное просветление и отсутствие мыслей: ответ на критическую буддийскую позицию в отношении дзэн». Университет Тойо Гакуэн, доклад, представленный на Международной конференции по сон в Пэкян-са, Кванджу, Корея, 22 августа 1998 г.
- ^ Ямпольски, Филип Б. (1967), Сутра-платформа шестого патриарха: текст рукописи Дунь-хуан с переводом, введением и примечаниями (PDF) , стр. 143, ISBN 978-0-231-08361-4 , заархивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ёсиро Тамура (1987). «Японская культура и концепция оригинального просвещения Тэндай». Японский журнал религиоведения , 14 (2-3), 203–210. дои: 10.2307/30233983
- ^ Стоун, Жаклин Обзор Ханано Дзюдо [花野成道], Тендай хонгаку сисо до Нитирэн кёгаку [Оригинальная мысль Просвещения Тэндай и доктринальные исследования Нитирэн]. Cahiers d'Extrême-Asie 2011): 259–268. 20 ( Крайний Восток , Париж, 2013.
- ^ Зипорин, Брук (1994). Антитянская полемика в посттанском Тяньтае . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 17 (1), 26-65.
- ^ Зипорин, Брук. Антитянская полемика в посттанском Тяньтае. Журнал Международной ассоциации буддийских исследований, том 17 • Номер 1 • Лето 1994 г.
- ^ Тамура Ёсиро (1987), Японская культура и концепция оригинального просветления Тэндай, Японский журнал религиоведения 14 (2-3), 203-205 PDF
- ^ Хаббард, Джейми; Суонсон, Пол Лорен (1997). Обрезка дерева Бодхи: буря вокруг критического буддизма . Издательство Гавайского университета . п. 290. ИСБН 9780824819491 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грегори, Питер Н.; пер. (2005). Сутра совершенного просветления. В: Апокрифические Писания , Беркли, Центр буддийских переводов и исследований Нумата, ISBN 1-886439-29-X , стр. 43–133.
- Стоун, Жаклин (2015). Оригинальная мысль Просвещения в традиции Нитирэн. В Лопес, Дональд С. (ред.), Буддизм на практике (сокращенное изд.). Издательство Принстонского университета. стр. 166–178. ISBN 978-1-4008-8007-2 .
- Стоун, Жаклин (1995), «Средневековая мысль Тэндай Хонгаку и новый буддизм Камакура» (PDF) , Японский журнал религиозных исследований , 22 (1–2), doi : 10.18874/jjrs.22.1-2.1995.17-48
- Стоун, Жаклин Илис (2003), «Первоначальное просветление и трансформация средневекового японского буддизма» (PDF) , Исследования восточноазиатского буддизма (12), University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-2771-7 , заархивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2013 г.
- Стоун, Жаклин Илиза (2004). «Оригинальное Просвещение (Хонгаку)», в Басвелле, Роберт Э., изд. Энциклопедия буддизма. Справочник Macmillan США; стр. 618-620. ISBN 0-02-865718-7 .
- Суонсон, Пол (1997). Почему говорят, что дзен — это не буддизм: недавняя японская критика природы будды . В: Джейми Хаббард (ред.), Обрезка дерева Бодхи: буря над критическим буддизмом, Univ of Hawaii Press, 1997, стр. 3–29. ISBN 0824819497
- Тамура Ёсиро (1984). Критика первоначальной мысли Пробуждения у Сёсина и Догэна , Японский журнал религиоведения 11 (2-3), 243-266