Jump to content

Оригинальное просветление

(Перенаправлено с Хонгаку )
Луна, отражающаяся в воде, — популярное сравнение просветления, использованное Догэном в Гэндзёкоане . [1]

Первоначальное просветление или врожденное пробуждение ( китайский : 本覺 ; пиньинь : běnjué ; японское произношение : хонгаку ; корейское произношение : бонгак ) — восточноазиатская буддийская доктрина, которую часто переводят как «врожденное», «врожденное», «внутреннее» или «исходное» пробуждение . . [2]

Эта доктрина утверждает, что все разумные существа уже каким-то образом просветлены или пробуждены. С этой точки зрения, поскольку все существа имеют своего рода пробуждение как свою истинную природу, достижение прозрения — это процесс открытия и признания того, что уже присутствует, а не достижения какой-то цели или развития потенциала. [3] [2] Таким образом, людям не обязательно становиться Буддами посредством религиозного совершенствования, им просто нужно признать, что они уже пробуждены, как и Будды. [3] Первоначальная мысль просветления связана с индийскими буддийскими концепциями, такими как природа Будды и светящийся ум . Учение сформулировано во влиятельных восточноазиатских произведениях, таких как « Пробуждение веры» и «Сутра совершенного просветления» , а также находилось под влиянием учения школы Хуаянь о взаимопроникновении всех явлений. [3] [2]

Первоначальное просветление часто противопоставляется «приобретённому», «начальному», «актуализированному» или «началу просветления» (始覺, пиньинь: шиджуэ , японский: сикаку ), которое представляет собой относительный опыт, достигаемый посредством буддийских практик и учений. человеком в этой жизни. [4] [5]

Первоначальное просветление — влиятельное учение различных школ восточноазиатского буддизма, включая Чань / Дзен , Тяньтай и Хуаянь . Врожденное просветление также часто ассоциировалось с учениями о внезапном просветлении , которые оказали влияние на японский дзэн . Первоначальная идея просветления была также важна для корейского буддизма , особенно корейского сона . Это было центральное учение в средневековых японских буддийских традициях, таких как Сингон и Тендай , а также в некоторых новых школах Камакура, таких как японский дзэн . [6]

Индийские корни

[ редактировать ]

Доктрина врожденного просветления развилась в китайском буддизме на основе различных идей индийской Махаяны , таких как доктрина природы Будды ( татхагатагарбха ), светоносного ума и учений, найденных в различных источниках Махаяны, включая Шурангама-сутру , Гханавьюху , Шрималадеви , Татхагатагарбха-сутру. , Нирвана сутра и Ратнаготравибхага . [7]

Влиятельный ученый Хуаянь-Чань Гуйфэн Цзунми цитирует различные источники индийской махаяны в поддержку этой идеи. Он цитирует отрывок из Аватамсака-сутры , в котором говорится: «Когда человек впервые поднимает мысль [о пробуждении] , он достигает непревзойденного, совершенного пробуждения». Он также цитирует Нирвана-сутру , в которой говорится: «Двое поднимают мысль [ пробуждения] и предельное неотделимы друг от друга». [8]

Праджня-перевод «Буддхаватамсака- сутры» (переведенный около 798 года индийским монахом Праджней) также упоминает этот термин, утверждая: «Когда будды и бодхисаттвы реализуют просветление, они обращают алаю и достигают мудрости изначального просветления» (Тайшо № 1). 10 n0293 p0688a08).

Происхождение в Китае

[ редактировать ]

Сам китайский термин впервые упоминается в « Пробуждении веры в Махаяне» (ок. VI века). [5] [9] Согласно этому трактату:

Сущность Разума свободна от мыслей [心體離念]. Характеристики того, кто свободен от мыслей, аналогичны сфере пустого пространства, которая пронизывает повсюду. Единственный аспект мира реальности ( дхармадхату ) — это не что иное, как недифференцированное тело Дхармы [ дхармакайя ], «тело сущности» Татхагаты . [Поскольку сущность Ума] основана на дхармакае, ее следует называть изначальным просветлением . Почему? Потому что «изначальное просветление» указывает на [сущность Разума] в отличие от [сущности Разума в] процессе реализации просветления; процесс реализации просветления — это не что иное, как [процесс интеграции] личности с первоначальным просветлением. [10]

«Пробуждение веры» также отождествляет внутреннее просветление с «истинной таковостью» (真如, татхата ), умом, который чист сам по себе, и татхагата-гарбхой . [11] По словам Жаклин Стоун , « Пробуждение веры» рассматривает первоначальное просветление как «истинную таковость, рассматриваемую под аспектом обычного заблуждающегося сознания и, таким образом, обозначает потенциал просветления у непросветленных существ». [12]

Эта идея далее обсуждается во влиятельном комментарии к « Пробуждению веры», озаглавленном «Об интерпретации Махаяны» ( Ши Мохэян Лун , английский язык, японский: Шакумакаэн-рон , Тайсё № 1668). [5] Первоначальное просветление можно найти и в других влиятельных произведениях Восточной Азии, таких как « Сутра совершенного просветления» и « Ваджрасамадхи-сутра» . [5]

Сутра Совершенного Просветления объясняет неотъемлемое просветление или «Совершенное Просветление» как источник всех явлений (которые в конечном итоге иллюзорны), опираясь на о сущностных функциях : мысль

Добрые сыновья, различные иллюзии всех живых существ рождаются из совершенно просветленного чудесного ума Татхагаты , точно так же, как небесные цветы появляются на небе. Хотя иллюзорные цветы исчезают, природа неба нерушима. Иллюзорный ум живых существ также исчезает из-за иллюзии, и хотя все иллюзии полностью стираются, просветленный ум остается неизменным. [13]

8-го века Этот термин также появляется в Амогхаваджрском переводе Гуманной Царской Сутры :

Я [Будда] постоянно говорю всем чувствующим существам: «Только разорвите невежество [無 明] этого тройного мира; это называется стать Буддой. То, что чисто само по себе, называется природой присущего просветления. Это действительно универсальная мудрость всех Будд. Это основа [本] достижения [состояния будды] живыми существами и основа практики всех будд и бодхисаттв. Поэтому практика бодхисаттв основана на этой основе (Т. 8, 836b29-837a4). [11]

Что общего у этих различных китайских источников, так это то, что они понимают идею изначального просветления как «сущность» вещей в рамках сущностно-функционального мышления (тиён) и, таким образом, видят в ней конечный источник или основу всех явлений. [13]

Этот термин также встречается в « Платформенной сутре» (ок. 8–13 веков), центральном тексте дзэн-буддизма :

Дорогие друзья, когда я говорю: «Я клянусь спасти все существа повсюду», я имею в виду не то, что я спасу вас, а то, что живые существа, каждое со своей собственной природой, должны спасти себя. Что подразумевается под «спасайтесь своей собственной природой»? Несмотря на инославные воззрения, страсти, невежество и заблуждения, вы в своих физических телах имеете в себе свойства внутренней просветленности, так что правильными воззрениями вы можете спастись. [14]

Развитие на материке

[ редактировать ]

В средневековом Китае учение об изначальном просветлении развивалось в восточноазиатских школах Йогачара , Хуаянь и буддийских Чань . Ученый Хуаянь Фазан представляет обширный анализ этой идеи в своем комментарии к « Пробуждению веры» . [5] [15] По словам японского исследователя мысли хонгаку Тамуры Ёсиро (1921–1989): «Именно здесь, в доктрине Хуайен, «философии становления», основанной на идее одного принципа или единого разума, впервые возникла концепция изначального просветления. приобрело особое значение». [15]

Первоначальное просветление также было важной и широко распространенной доктриной в китайском чань и других континентальных традициях дзэн. [5] Ученый монах Хуаянь-Чань Гуйфэн Цзунми писал об этой идее с точки зрения Чань , а также продвигал доктрину внезапного просветления с последующим постепенным совершенствованием. Корейские деятели, такие как Вонхё , под влиянием идей Цзунми, представили эту концепцию корейскому буддизму , где она также оказала значительное влияние. Тема первоначального просветления широко обсуждалась и развивалась в Корее такими деятелями, как Вонхё (617–686), Джинуль (1158–1210), Кихва (1376–1433) и Хюджон (1520–1604). По словам Чарльза Мюллера, «все четверо этих людей много писали о взаимосвязи между врожденным и реализованным просветлением». [13] Таким образом, основополагающий взгляд на корейскую традицию Сон основан на взгляде на первоначальное просветление и метафизику сущностных функций , находящуюся под влиянием таких писаний, как « Сутра платформы» , «Сутра совершенного просветления » и « Пробуждение веры». [13]

Учение о пробуждении веры в конечном итоге было перенято в школу Тяньтай такими деятелями, как патриарх Чжанрань (711–782). Однако, как пишет Стоун, деятели Тяньтая, подобные Жанрану, присвоили эти идеи «в соответствии с их собственной метафизикой, то есть как обозначающие взаимопроникновение разума и всех явлений, не отдавая приоритет ни тому, ни другому и без представлений об изначальной чистоте». [3] Таким образом, в классической мысли Тяньтая первоначальное просветление не является первоисточником или чистым единым разумом (как в « Пробуждении веры» ), оно просто относится к доктрине, согласно которой все явления (дхармы) являются взаимовключающими и взаимосвязанными. [3] Доктрина об изначальном просветлении также повлияла на идею о том, что неживые вещи также обладают природой будды, - доктрина, популяризированная в некоторых кругах школы Тяньтай , которая еще больше интегрировала идеи Хуаянь в Тяньтай. [5]

Однако, поскольку основатель Тяньтай Чжии (538–597) отверг доктрину пробуждения веры Махаяны изначально чистого разума, дающего начало феноменальному миру, некоторые стороны в школе Тяньтай отвергли принятие этой идеи. в Тяньтай. [16] Эти дебаты в Тяньтай эпохи Сун были частью так называемых дебатов «домашняя гора» ( Шаньцзя ) и «вне горы» ( Шаньвай ). Фракция «с гор» поддерживала первоначальный взгляд на просветление, на который повлияли мысли Цзунми и Юнмин Яншоу , и пропагандировала существование «единого чистого бесформенного разума», такого как Пробуждение веры Махаяны . [17] Тяньтайский патриарх Симин Чжили (960–1028), как известно, защищал родную горную фракцию и выступал против « Пробуждения веры» — оригинальной точки зрения просветления. [18]

В японском буддизме

[ редактировать ]

Кукай (774–835), основатель буддизма Сингон , был одним из первых японских авторов, обсуждавших первоначальное просветление. Он любил « Пробуждение веры» комментарий Ши Мохэянь лунь ), поэтому его взгляд на учение основан на этих источниках. [11]

В Тендае

[ редактировать ]

Учение о врожденном просветлении (яп. хонгаку) также имело большое влияние в школе Тэндай . Основатель Тэндай Сайтё в различных работах, таких как «Кэнкайрон» , «Дзюбосацукайги» и комментарии к « Сутре бесчисленных значений» , обсуждает концепцию чистого ума и природы будды таким образом, который является прообразом более поздней мысли Тэндай хонгаку. [11] Например, в своем обсуждении обетов бодхисаттвы в Джубосацукайги Сайтё пишет:

Это единственные заповеди Татхагаты, заповеди алмазного сокровища. Это заповеди, которые (основаны) на вечно пребывающей природе Будды, основополагающем источнике всех живых существ, чистом сами по себе и неподвижном, как пространство. Поэтому посредством этих заповедей человек проявляет и достигает изначального, присущего, вечно пребывающего тела Дхармы с его тридцатью двумя особыми признаками (ДДЗ 1:304). [11]

Оригинальная просветительская мысль стала особенно важной для традиции в период с поздней Хэйан эпохи замкнутого правления (1086–1185) до периода Эдо (1688–1735). [12] В поздние периоды Хэйан и Камакура были созданы новые тексты, ориентированные конкретно на первоначальное просветление, и возникла новая ветвь Тэндай, называемая хонгакумон, которая подчеркивала это учение. К этим текстам относятся « Созерцание таковости» ( Синнёкан ), « Хонри тайко сю» , «Гимны о неотъемлемом просветлении» ( Хонгаку-сан ) с комментариями к ним под названием «Чу-хонгаку-сан» и «Хонгаку-сан сяку», «Сюдзэн-дзи кэцу». В это время внутри Тэндая также развивались линии тайной устной передачи учений хонгаку (кудэн). [5] [3] Следующий отрывок из Синнёкан иллюстрирует основную идею изначального просветления, содержащуюся в таких источниках Тэндай:

Если вы желаете быстро достичь состояния будды или обязательно родиться в [Чистой Земле] Высшего Блаженства , вы должны думать: «Мой собственный ум и есть именно принцип таковости ». Если вы думаете, что таковость, которая пронизывает сферу дхармы, является вашей собственной сущностью (wagatai我体), вы одновременно являетесь сферой дхармы ; не думайте, что есть что-то кроме этого. Когда человек пробуждается, внутри него обитают будды миров десяти направлений, а также все бодхисаттвы . Искать отдельного будду отдельно от своей личности — это [действие] времени, когда человек не знает, что он есть именно таковость. [3]

Основная практика, продвигаемая в этом тексте, состоит в том, чтобы просто созерцать то, как мы и все другие существа тождественны таковости, то есть изначальному просветлению. Это можно делать в сочетании с любой буддийской практикой или любой мирской деятельностью. [3] Говорят, что эта практика помогает человеку мгновенно преодолеть всю плохую карму и загрязнения, помогая увидеть, что они также недвойственны самому просветлению. [3] Говорят также, что это созерцание разрушает все временные и пространственные двойственности, приводя человека к осознанию того, что он уже является Буддой здесь и сейчас, который также содержит все места и все времена, все стадии бодхисаттвы и всех живых существ. [3]

Средневековый взгляд Тэндай на первоначальное просветление рассматривал его как охватывающий не только все живые существа, но и все живые существа и всю природу, даже неодушевленные предметы - все они считались Буддой. Сюда также входят все наши действия и мысли, даже наши заблуждения, как выражения нашей врожденно просветленной природы. [12] Тамура Ёсиро считал, что «изначальная мысль просветления» (本覺思想, хонгаку сисо ) определяется двумя основными философскими элементами. [19] Одним из них был радикальный недуализм Махаяны , в котором все рассматривалось как чистое, пустое и взаимосвязанное, так что различия между обычным человеком и Буддой, сансарой и нирваной , а также все другие различия в конечном итоге были онтологически сведены на нет. Другой особенностью средневековой мысли хонгаку было радикальное утверждение феноменального мира как выражения недвойственной сферы природы Будды. [15]

Это выражалось в таких популярных фразах, как «мирские страсти — это именно просветление», «рождение и смерть — это именно нирвана», « Саха — это Чистая Земля » и «травы, деревья, горы и реки — все достигают состояния будды ». [12] [5] [15] По мнению Тамуры, отрицание двойственности между Буддой и людьми доведено до радикального конца в источниках Тэндай хонгаку, которые утверждают людей такими, какие они есть, со всеми их заблуждениями, как истинные проявления состояния будды». [15] Тамура утверждает, что такой сильный акцент на реальном мире обусловлен влиянием небуддийских элементов японской культуры . [15]

По словам Жаклин Стоун, эти радикальные недвойственные идеи «не отрицают необходимости практики. Скорее, практика больше не инструментализируется: это не средство к просветлению, но неотделимое от него. В инверсии пути, наблюдаемой в литературе хонгаку Просветление становится основой практики, а не ее конечной целью». [3] Некоторые источники хонгаку утверждают, что этот революционный взгляд отказывается от идеи, что просветление достигается от причины (практики) к результату (состоянию будды). Скорее, мысль хонгаку ведет нас от следствия к причине (дзюга коин従果向因). [3]

Более поздние события

[ редактировать ]

Взгляд Тэндай на хонгаку оказал глубокое влияние на развитие буддизма Нового Камакура (ок. 1185–1333 гг.), поскольку многие из тех, кто основал новые Камакура буддийские школы ( Эйсай , Хонен , Синран , Догэн и Нитирэн ), изучали Тэндай на горе Хиэй как Монахи Тэндай. [12] [3] Влияние мысли хонгаку можно увидеть во взглядах Догэна на «единство практики и достижений» (сюсё итто 修証一等), в идее Синрана о «немедленном достижении рождения в Чистой Земле» (сокутоку Одзё 即得往生) ), а также в учении Ничирена о том, что все практики и заслуги Будды присущи даймоку ( название Лотосовой сутры ) и напрямую доступны тем, кто ее поет. [3]

Учение об изначальном просветлении оставалось ключевой доктриной большинства японских буддийских школ на протяжении всей их истории и остается влиятельным и сегодня. [5] Оригинальная просветительская мысль также повлияла на развитие других японских религий, таких как синтоизм и сюгэндо . [5]

В 1980-е годы японское движение, известное как критический буддизм , возглавляемое учеными из Университета Комадзава Мацумото Сиро и Хакамая Нориаки, критиковало первоначальное просветление как идеологию, которая поддерживает статус-кво и узаконивает социальную несправедливость, принимая все вещи как выражения природы Будды. [20] [5] Эти ученые пошли еще дальше в своей критике, утверждая, что доктрина природы будды на самом деле была не буддийской, а своего рода фундаменталистской теорией субстанции, похожей на индуистскую доктрину атмана-брахмана . [5] Их критика вызвала горячие споры, поскольку другие японские ученые, такие как Такасаки Дзикидо и Хиракава Акира, защищали учения о природе будды и оригинальные идеи просветления. [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «thezensite: английские переводы генджокоана» . thezensite.com . Проверено 14 мая 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «первоначальное просветление, 本覺» . Цифровой словарь буддизма . 15 декабря 2007 г. Проверено 03 мая 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Стоун, Жаклин. «От природы Будды к первоначальному просветлению: «Созерцание таковости» в средневековой Японии» в книге Мэтеса, Клауса-Дитера и Кейси Кемпа, ред. Природа Будды по всей Азии . Венские исследования по тибетологии и буддологии 103. Вена: Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет, 2022.
  4. ^ Нагатомо, Сигенори (2024), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Японская дзен-буддийская философия» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2024 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 3 мая 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Суонсон, Пол Л. «Почему они говорят, что дзен - это не буддизм: недавняя японская критика природы будды». Обрезка дерева Бодхи: буря над критическим буддизмом , под редакцией Джейми Хаббарда и Пола Л. Суонсона, Гонолулу: University of Hawaii Press, 1997, стр. 1–29. https://doi.org/10.1515/9780824842697-004
  6. ^ Стоун, Жаклин. «Средневековая мысль Тэндай Хонгаку и новый буддизм Камакура: пересмотр». Японский журнал религиоведения , том. 22, нет. 1/2, 1995, стр. 17–48. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/30233536. По состоянию на 4 мая 2024 г.
  7. ^ Грегори, Питер Н. (2002), Цунг-ми и китаизация буддизма , с. 167. Гавайский университет Press, Институт Курода (первоначально опубликовано Princeton University Press, 1991, Принстон, Нью-Джерси), ISBN 0-8248-2623-X.
  8. ^ Бротон, Джеффри (2009), Цзунми о Чане , стр. 39. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-14392-9.
  9. ^ Суэки Фумихико, «Два, казалось бы, противоречивых аспекта учения о врожденном просветлении (хонгаку) в средневековой Японии», Японский журнал религиоведения 22 (1-2), стр. 3-16, 1995. PDF
  10. ^ «изначальное просветление – Природа Будды» . buddhanature.tsadra.org . Проверено 03 мая 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Сирато, Вака. «Неотъемлемое просветление («Хонгаку Сисо») и принятие Сайто заповедей бодхисаттвы». Японский журнал религиоведения , том. 14, нет. 2/3, 1987, стр. 113–27. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/30233979. По состоянию на 4 мая 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Стоун, Жаклин (1 мая 1995 г.). «Средневековая мысль Тэндай хонгаку и новый буддизм Камакура: переосмысление» . Японский журнал религиоведения . 22 (1–2). дои : 10.18874/jjrs.22.1-2.1995.17-48 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Мюллер, Чарльз. «Врожденное просветление и отсутствие мыслей: ответ на критическую буддийскую позицию в отношении дзэн». Университет Тойо Гакуэн, доклад, представленный на Международной конференции по сон в Пэкян-са, Кванджу, Корея, 22 августа 1998 г.
  14. ^ Ямпольски, Филип Б. (1967), Сутра-платформа шестого патриарха: текст рукописи Дунь-хуан с переводом, введением и примечаниями (PDF) , стр. 143, ISBN  978-0-231-08361-4 , заархивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Ёсиро Тамура (1987). «Японская культура и концепция оригинального просвещения Тэндай». Японский журнал религиоведения , 14 (2-3), 203–210. дои: 10.2307/30233983
  16. ^ Стоун, Жаклин Обзор Ханано Дзюдо [花野成道], Тендай хонгаку сисо до Нитирэн кёгаку [Оригинальная мысль Просвещения Тэндай и доктринальные исследования Нитирэн]. Cahiers d'Extrême-Asie 2011): 259–268. 20 ( Крайний Восток , Париж, 2013.
  17. ^ Зипорин, Брук (1994). Антитянская полемика в посттанском Тяньтае . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 17 (1), 26-65.
  18. ^ Зипорин, Брук. Антитянская полемика в посттанском Тяньтае. Журнал Международной ассоциации буддийских исследований, том 17 • Номер 1 • Лето 1994 г.
  19. ^ Тамура Ёсиро (1987), Японская культура и концепция оригинального просветления Тэндай, Японский журнал религиоведения 14 (2-3), 203-205 PDF
  20. ^ Хаббард, Джейми; Суонсон, Пол Лорен (1997). Обрезка дерева Бодхи: буря вокруг критического буддизма . Издательство Гавайского университета . п. 290. ИСБН  9780824819491 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be9742dac4d30057f538bdb431c648a8__1722134040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/a8/be9742dac4d30057f538bdb431c648a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Original enlightenment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)