Или Адонай

Или Адонай (ивр. אור אֲדֹנָי), «Свет Господень» , — основная работа раввина Хасдая Крескаса (ок. 1340–1410/1411), еврейского философа. Поскольку некоторые евреи предпочитают не использовать даже уважительный титул Адонай (Господь), кроме как в молитве (см. Имена Бога в иудаизме ), в устном использовании книгу иногда называют Ор Хашем (אור השם), чтобы избежать упоминания даже этого титула Бога. напрямую.
Частичный перевод Крескаса был произведен Гарри Острином Вольфсоном из Гарвардского университета в 1929 году.
Цель работы
[ редактировать ]В эпоху раннего средневековья у некоторых еврейских религиозных рационалистов существовала тенденция переосмысливать классическое еврейское богословие в свете современной на тот момент философии, особенно неоаристотелевского рационализма. Это была программа еврейских философов-рационалистов, таких как Саадия Гаон , Маймонид (находившийся под влиянием Ибн Сины, он же Авиценна ), и Герсонид (находившийся под влиянием Ибн Рошда, он же Аверроэс ). По мнению Крескаса, эта точка зрения часто приводила к ошибочным выводам и грозила размыть самобытность иудейской веры. Он чувствовал, что эта программа свела доктринальное содержание иудаизма к суррогату аристотелевских концепций.
Крескас не скрывает своей цели защитить классическое еврейское мышление от рационализма Маймонида и Герсонида. Из этих двух первый особенно старался гармонизировать откровение и веру с философией. Хотя в тех случаях, когда эта гармония не могла быть установлена, Маймонид отказывался следовать за Аристотелем, исключая Моисея , его преемники, казалось, придерживались противоположного курса. Для них философский рационализм превосходил классическое религиозное мышление.
Крескас встретился со средневековыми рационалистами как философ, признававший право философских спекуляций. Он не соглашался с теми христианскими и мусульманскими богословами, которые в своих рассуждениях отстаивали двойную истину: одну для теолога, другую для философа, причем первая не познаваема естественным человеком, поскольку сверхъестественна и иррациональна, вторая открыта для разум естественного человека.
Крескас пытался показать, что аристотелевский рационализм далеко не непогрешим. В этом он является предшественником Баруха Спинозы . Крескас сожалеет о том, что Маймонид, ученостью и честностью которого он восхищается, похоже, сделал греческую философию основой еврейской доктрины.
Попытавшись показать несостоятельность аристотелевских положений, Крескас попытался «установить корни и краеугольные камни, на которых держится Тора (т.е. еврейская религия), и оси, на которых она вращается» (из предисловия).
Крескас не осуждает еретиков, а, скорее, обнажает слабость почвы, на которой покоятся те взгляды, которые он считает неортодоксальными. Он желает изложить содержание иудаизма и ограничения в отношении него сферы философии. Его книга состоит из четырех основных разделов («маамар»), разделенных на «келалим» и главы («пераким»): первое рассмотрение основы всей веры — существования Бога; второй — об основных доктринах веры; третий — о других доктринах, которые, хотя и не являются фундаментальными, но обязательны для каждого приверженца иудаизма; четвертый — доктрин, которые, хотя и традиционны, не имеют обязательного характера и открыты для философского построения.
Первая причина
[ редактировать ]Первый основной раздел открывается тщательной критикой двадцати пяти (или двадцати шести) положений Аристотеля («хакдамот»), которые Маймонид принимает как аксиоматические и на основе которых он конструирует свою идею Бога.
В первом разделе он представляет все доказательства этих теорем, особенно те, которые привел Тебризи ; во втором он показывает неадекватность многих из этих онтологических и физических положений и, таким образом, разрушает доказательства Маймонида в пользу его концепции Бога. Крескас, признающий, что существование первопричины поддается философскому доказательству, но только в силу случайности (он отвергает аристотелевское предположение о немыслимости бесконечной цепи причин, т. е. первопричину всего сущего следует считать существующей) , считает, что философия некомпетентна для доказательства абсолютного единства Бога, как и Газали .
Первую причину можно с философской точки зрения истолковать как простую, поскольку, если бы она была составной, для ее составления пришлось бы предположить другую. Тем не менее, это не требует постулирования единства Бога. Другие божества с другими функциями могли бы все еще существовать, даже если бы наш Бог считался всемогущим. Следовательно, только откровение способно установить единство Бога. Без вероучения Шма Исраэль («Слушай, Израиль») философия не может быть надежным проводником.
Крескас вводит новый элемент в свою идею Бога. Его предшественники утверждали, что высшее счастье Бога, божественная сущность — это собственное знание Бога. Крескас отвергает это как неадекватное и вместо этого утверждает Божью любовь, всегда стремящуюся к общению и творению добра. Он выступает против Маймонида за допустимость божественных атрибутов. С субъективной точки зрения человека может показаться, что атрибуты предполагают различия в Боге; но это не значит, что они делают это в Боге объективно. В Боге, в Абсолютном Благом, они сливаются в тождественное единство; предикаты, особенно имеющие только логическое или концептуальное значение, неспособны вызвать реальную множественность или композицию.
Поскольку человек неизмеримо наиболее выдающийся, вплоть до того, что есть такие, которые верят, что он может соединиться и стать единым с активным интеллектом, то из этого с необходимостью следует, что всякий, кто по рангу ближе к активному интеллекту, , из-за своей важности, будет более подчинен провидению, а все, что стоит выше по рангу, из-за своего недостатка будет недостойно того, чтобы к нему приложило провидение. Вполне уместно, что так оно и есть. Ибо очевидно, что для Бога все умопостигаемое действительно, а человек в отношении многих из них находится в потенциальности. И очевидно, что относительно актуального оно совершенствует и осуществляет то, что находится в потенциальности; и когда в интеллигибельном происходит переход от потенциальности к актуальности, действующее лицо и объект воздействия в некотором роде едины. Следовательно, с этой точки зрения вполне уместно, чтобы совершенный человек, который мыслит в действительности, который соединен с Богом и един с Ним, должен иметь провидение, простирающееся на него; и уместно, чтобы тот, кто, несмотря на потенциал и предрасположенность, не обладает интеллектом в действительности, поскольку он не приобрел этого союза и привязанности, должен быть оставлен из-за его недостатков и дефектов.
- Хасдай Крескас
Таким образом, познание Бога присутствует в каждом моменте существования: это может дать нам знание обо всех вещах, происходящих в Мире, т. е. Провидение ; это может быть добродетелью лучшего и высшего мудреца, знающего по воле и думающего о Боге. Мудрость и знание провидения могут быть качеством «праведного человека», которым в Торе является образ мудреца, пророка и цадика . Хасдай Крескас дает видение о промысле Божием также и в Торе:
Как сказали наши мудрецы благословенной памяти: «Объяви передо Мной три вещи: царствование, поминовение и шофар . Царство — чтобы ты избрал Меня своим царем; поминание — чтобы Я запомнил тебя навсегда; какими средствами? — посредством средства шофара». Это очень хорошо согласуется с тем, что мы сказали, а именно с тем, что шофар, который является инструментом, обычно звучал в день коронации царя, как сказано: «И они трубили в шофар, и весь народ провозглашал: Да живёт царь! » достоин присутствовать в тот день, когда Царство Небесное утвердится в своей единственности, в память об овне Исаака, запутавшемся в чаще своими рогами. Природа истины заключается в том, что она свидетельствует о себе и согласуется с самой собой со всех точек зрения.
- Хасдай Крескас
Мудрецы Израиля учат, что « добро » исходит от Бога, Царя Небесного и Творца мира, которым Он управляет с провидением, то есть для Аводы , Иерусалимского Храма … « Сиона », где Авраам , Ицхак и Яков обретает свой вечный Брит с Богом.
Шесть фундаментальных доктрин
[ редактировать ]Во втором разделе Крескас перечисляет шесть фундаментальных доктрин, предполагаемых богооткровенной верой, без которых, по его мнению, иудаизм рухнет: Божье всеведение, провидение и всемогущество; вера в пророчество, Свободную волю и в то, что мир был создан с определенной целью.
Всезнание Бога объемлет все бесчисленные индивидуальные существа; Бог знает то, чего еще не существует; Бог знает, какая из всех возможностей произойдет, хотя природа возможного от этого не меняется. Знание Бога отличается от знания человека: умозаключения одного к другому недействительны. (Здесь он выступает на стороне Маймонида против Герсонида.)
Промысел Божий охватывает прямо и косвенно все виды и индивидуумы. Оно вознаграждает и наказывает, особенно в будущей жизни. Крескас отвергает теории Маймонида и Герсонида по этому поводу. Любовь, а не знание (интеллектуальное) является связью между Богом и человеком. Из любви Божией исходит только добро, и наказание тоже по своей сути добро. Всемогущество Бога бесконечно не только во времени, но и в интенсивности.
Откровение , и только оно («creatio ex nihilo»), проясняет это. Естественный закон не является ограничением для Бога, но все, что иррационально, не доказывает ни всемогущества Бога, ни отсутствия у Него силы; то есть Бог действует разумно.
Пророчество – это высшая степень человеческого мышления. Маймонид ставит его в зависимость от определенных условий. Хотя Крескас и признает это, он отличается от Маймонида тем, что не признает отказа от пророческого дара при выполнении этих условий. Связь и общение с Богом совершаются не знанием, а любовью и благоговением, ведущими нас к Богу, если мы соблюдаем Его заповеди.
Очень обширно представление Крескаса о свободе воли. Он склоняется к ее неприятию; во всяком случае, до его ограничения. Закон причинности настолько всепроникающ, что человеческое поведение не может отказаться от его действия. Более того, всеведение Бога предвосхищает наши решения. Но Тора учит свободе выбора и предполагает наше самоопределение. Таким образом, он приходит к выводу, что человеческая воля в одних отношениях свободна, но детерминирована в других. Воля действует как свободный агент, если рассматривать ее отдельно, но если рассматривать ее по отношению к отдаленной причине, она действует по необходимости; или воля действует свободно, как сама по себе, так и в отношении провоцирующей причины, но связана, если ее анализировать с точки зрения божественного всеведения. Человек чувствует себя свободным; поэтому он несет ответственность и должен быть вознагражден или наказан. Сопутствующее чувство (готовность или нежелание действовать) делает поступок нашим собственным.
Цель мира
[ редактировать ]Маймонид отверг как бесполезные и необоснованные любые исследования конечной цели мира. Крескас постулирует такую конечную цель и предполагает, что это счастье души. В этой жизни душа напряженно стремится к соединению с божественным; законы Торы помогают осуществить это, никогда не утихающее стремление души. После смерти душа откроет большие возможности любви в высшем существовании. Мыслители прошлого ставили бессмертие в зависимость от знаний. Крескас считал, что это противоречит учению религии, а также совершенно неразумно. Любовь, по Крескасу, приносит душе вечное счастье в загробной жизни и, как следствие, следует общение с Богом. «Душа — это форма и сущность человека, тонкая духовная субстанция, способная к познанию, но по своей сути еще не познавшая».
Этим определением Крескас пытается установить независимость души от познания. Знание не порождает душу. Высшее совершенство человека достигается не через знание, а главным образом через любовь, стремление и стремление к источнику всякого добра. Последней целью человека, его высшим благом является любовь, проявляющаяся в послушании законам Божиим. Высшая цель Бога – заставить человека участвовать в грядущем вечном блаженстве.
Третий основной отдел уделяет большое внимание теориям творения. Однако какую бы теорию ни принять, вера в чудеса и откровения не затрагивается. Религиозная традиция настолько преобладает в пользу предположения о том, что мир и материя сотворены, а контрдоводы Герсонида настолько неубедительны, что Крескас считает отрицание творения неортодоксальным. Бессмертие, наказание, награда, воскресение (чудо, но не иррациональное), неотвратимость и вечное обязательство Закона, вера в урим и туммим и мессианское искупление — вот другие принципы, рассматриваемые как доктрины, которые следует принять, но которые являются не строго говоря, базовый.
В четвертом разделе перечислены тринадцать мнений, открытых для спекулятивного решения, среди них вопросы, касающиеся распада мира. (Крескас считает, что земля исчезнет, а небеса останутся.) Существовали ли другие миры, кроме нашего? Наделены ли небесные тела душой и разумом? Имеют ли амулеты и заклинания какое-либо значение? Что такое «Шедим»? А как насчет метемпсихоза?
Противник Маймонида по философским соображениям, Крескас был также недоволен методом свода законов Маймонида, Мишне Тора . Это произошло из-за отсутствия указаний на источники, редких упоминаний о различных мнениях и отсутствия возможности учитывать новые случаи из-за пренебрежения к установлению общих принципов универсального применения («Ор Адонай», Предисловие).
Если среди евреев он долгое время оказывал сколько-нибудь заметное влияние только через Йозефа Альбо , хотя его изучали, например, дон Исаак Абраванель , который особенно оспаривает его мессианские теории, и Абрам Шалом в его «Неве Шалом », то работа Крескаса была первостепенное и фундаментальное значение, поскольку оно сыграло роль в формировании Баруха Спинозы системы . Различие Спинозы между атрибутами и свойствами идентично различению Крескаса между субъективно приписываемыми атрибутами и их объективной реальностью в Боге. Связь взглядов Спинозы на творение и свободную волю, на любовь к Богу и к другим людям со взглядами Крескаса установлена Жоэлем в его «Происхождении Спинозы» (Бреслау, 1871).
Семь принципов
[ редактировать ]…все стремятся к добру. Нет поэтому сомнения, что абсолютное благо, которым является Бог, есть в каждом религиозном человеке, и все страстно любят Его и жаждут Его… И если бы человеку дали осознать, что он является получателем щедрости Божией, его любовь возросла бы еще больше. молитвы утверждается, … В начале великой Галельской что добро есть род, заключающий в себе все разновидности добра: «Благодарите Господа, ибо Он благ. Его доброта длится вечно». Здесь подразумевается, что Бог — это абсолютное добро. Поскольку абсолютное добро должно быть вечным, сказано: «Его доброта пребывает вовек».
— «Ор Адонай»
Хасдай Крескас учит, что Тора позволяет с безупречным видом выполнять все заповеди , то есть служение всех верующих. Все это ради достижения «конца Торы»: добра, любви и радости. Семь принципов — это божественная необходимость.
Эсхатология
[ редактировать ]Следовательно, согласно правильному предположению, бессмертие очевидно и необходимо само по себе. Именно на это намекал Соломон, когда говорил: «Но прах возвратится на землю такой, какая она была, и дух вернется к Богу, даровавшему его». Однако есть разница между материальной частью и духовной. Простые компоненты материи вернутся к своим элементам и соединятся с ними, так как они однородны и не приобрели через материю устойчивого совершенства, так как материя постоянно движется и изменяется. Но вполне уместно и необходимо, чтобы духовная часть, поскольку она приобрела путем своего постижения совершенство и привязанность к Высшему Свету, который устойчив и неизменен, оставалась стабильной в себе и в своем совершенстве. Это действительно требует бессмертия
- Хасдай Крескас
Тогда отводится достаточно места до конца Мира, то есть до конца вселенной, которая может раствориться в небытии; мир (творение и «твари», т.е. человечество , животные и Природа ) конечен именно потому, что материя недуховна, а духовность попадает в сферу вечной жизни: душа и тело ( земля по- еврейски «Адама», а Адам — это первый человек , созданный Богом из четырех видов праха в мире, то есть с Севера, Юга, Востока и Запада… «Memento, homo, quia pulvis es, et in pulverem reverteris», так Адам в раввинской литературе называется соотношение духа и материи). Бог сотворил Мир с милостью и благодатью, и Чахамим , еврейские мудрецы, пришли к выводу, что Бог может создать другие миры после конца этого, хотя все еще сомневались, сможет ли это продолжаться вечно: в «Ор Хашем» или «Ор Адонай» и в еврейской литургической песне « Адон Олам » упоминается конец света, и все это без упоминания об Олам ХаБа , что верно и для них в их еврейском богословии.
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и Эмиль Г. Хирш (1901–1906). «Ты растешь, Хасдай бен Авраам» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.