Очень хороший
Summum bonum — латинское выражение, означающее высшее или предельное благо, которое было введено римским философом Цицероном. [1] [2] для обозначения фундаментального принципа, на котором базируется некая система этики, — то есть цели действий, которая, если последовательно следовать ей, приведет к наилучшей возможной жизни. Со времен Цицерона это выражение приобрело вторичное значение как сущность или окончательный метафизический принцип самого Добра, или того, что Платон называл Формой Добра . Эти два значения не обязательно совпадают. Например, философы- эпикурейцы и киренаики утверждали, что «хорошая жизнь» последовательно нацелена на удовольствие, не предполагая при этом, что удовольствие составляет смысл или сущность Добра вне этической сферы. В «De finibus » Цицерон объясняет и сравнивает этические системы нескольких школ греческой философии, включая стоицизм , эпикурейство , аристотелизм и платонизм , основываясь на том, как каждая из них по-разному определяет этическое summum bonum .
Этот термин использовался в средневековой философии . В томистском синтезе аристотелизма и христианства высшее благо обычно определяется как жизнь праведника и/или жизнь, проводимая в общении с Богом и по Божьим заповедям . [2] В кантианстве оно использовалось для описания высшей важности , единственной и наиважнейшей цели, которую должны преследовать люди. [3]
Платон и Аристотель
[ редактировать ]Платона » В « Государстве утверждалось, что «в мире знаний идея добра появляется последней и считается... универсальным автором всего прекрасного и правильного». [4] [5] Безмолвное созерцание было путем к пониманию идеи добра. [6]
Аристотель в своей «Никомаховой этике» признал, что целью человеческой деятельности «должно быть «добро», то есть высшее благо», но бросил вызов платоновской идее добра, задав прагматический вопрос: «Будет ли тот, у кого было видение, самой идеи стать таким образом лучшим врачом или генералом?». [7] Однако, по крайней мере, можно утверждать, что концепция Аристотеля о неподвижном двигателе во многом обязана платоновской идее добра. [8]
Эллинский синкретизм
[ редактировать ]Филон Александрийский объединил ветхозаветного Бога с неподвижным двигателем и идеей добра. [9] Плотин , философ- неоплатоник , основывал свою концепцию Всевышнего на Платоновском Благе, а Плутарх опирался на зороастризм , чтобы разработать свой вечный принцип добра. [10]
Августин Гиппонский в своих ранних произведениях предлагал summum bonum как высшую человеческую цель, но позже определил ее как черту христианского Бога. [11] в De natura boni ( «О природе добра» , ок. 399). Августин отрицает позитивное существование абсолютного зла , описывая мир с Богом как высшее добро в центре и определяя различные степени зла как разные стадии удаленности от этого центра. [12]
Более поздние события
[ редактировать ]summum bonum продолжает оставаться в центре внимания западной философии, как светской, так и религиозной. Гегель заменил диалектическое восхождение Платона к Благу своим собственным диалектическим восхождением к Реальному. [13]
Дж. Э. Мур считал высшим благом личные отношения и созерцание красоты – даже если не все его последователи в группе Блумсбери, возможно, оценили то, что Клайв Белл назвал «важнейшим различием между «добром в целом» и «добром как весь'". [14]
Учение о высшем благе, поддерживаемое Иммануилом Кантом, можно рассматривать как исполнение всей разумной воли. [15] Это высшая цель воли, означающая, что помимо достижения доброй воли , которая представляет собой моральное совершенство, означаемое соблюдением категорического императива и чистого практического разума , она не сводится к гипотетическим императивам, таким как счастье. [3] Более того, в силу доктрины высшего блага Кант постулирует существование Бога и вечное существование разумных агентов, чтобы согласовать три предпосылки: (i) что агенты морально обязаны полностью достичь высшего блага; (ii) объект обязательства агента должен быть возможным; (iii) полная реализация агентом высшего блага невозможна. [16]
Суждения
[ редактировать ]Суждения о высшем благе обычно делятся на четыре категории: [2]
- Утилитаризм , когда высшее благо отождествляется с максимально возможным психологическим счастьем для максимального числа людей;
- Эвдемонизм или этика добродетели , когда высшее благо отождествляется с процветанием ;
- Рациональный деонтологизм , когда высшее благо отождествляется с добродетелью или долгом;
- Рациональный эвдемонизм, или умеренный деонтологизм, когда добродетель и счастье соединяются в высшем благе.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ На границах , Книга II, 37 и след.
- ^ Jump up to: а б с Диннин 1909 года .
- ^ Jump up to: а б Базалья, Федерика (2016). «Высшее благо и понятие добра как предмет чистого практического разума». В Хёвинге, Томас (ред.). Высшее благо в философии Канта . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110369007-005 . ISBN 978-3-11-036900-7 .
- ^ Б. Джоветт транс, The Essential Plato (1999), стр. 269
- ^ 517b – c (Стефан)
- ^ Александр Кожев , Введение в чтение Гегеля (1980), с. 108
- ^ H, Треденник ред., Этика Аристотеля (1976), с. 63 и с. 72
- ^ Треденник, с. 352
- ^ Изд. Дж. Бордмана, Оксфордская история классического мира (1991), стр. 703
- ^ Бордман, с. 705-7
- ^ Дж. Маквильям, Августин (1992), с. 152-4
- ^ Ге, Юнхуа (3 мая 2021 г.). Многие и Единое: Творение как участие у Августина и Фомы Аквинского . Роуман и Литтлфилд. стр. 33–34. ISBN 978-1-7936-2911-1 .
- ^ Кожев, с. 181-4
- ^ Цитируется по Х. Ли, Вирджиния Вульф (1996), с. 253
- ^ Томази, Габриэле (2016). «Бог, высшее благо и разумность веры: размышления о моральном доказательстве Кантом существования Бога». В Хёвинге, Томас (ред.). Высшее благо в философии Канта . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110369007-010 . ISBN 978-3-11-036900-7 .
- ^ Зильбер, Джон Р. (октябрь 1959 г.). «Кантовская концепция высшего блага как имманентного и трансцендентного». Философское обозрение . 68 (4): 469. дои : 10.2307/2182492 . JSTOR 2182492 .
- Атрибуция
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Диннин, МФ (1909). « Высшее благо ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 81.