Спасибо
В иудаизме абераха בְּרָכָה , браха , брохо , брохе ( ивр .: ; «благословение», «благословение » ; мн. בְּרָכוֹת , берахот , бройс ) — это формула благословения или благодарения, произносимая публично или конфиденциально, обычно перед выступлением. из заповедь , наслаждение едой или ароматами, а также хвалу в различных случаях.
Функция Берахи – признать Бога источником всех благословений. [ 1 ] Это может быть как декларация зависимости, так и выражение благодарности Богу и Его дарам. Берахот также выполняет образовательную функцию, превращая различные повседневные действия и происшествия в религиозные переживания, призванные постоянно повышать осведомленность о Боге. С этой целью талмудический мудрец рабби Меир заявил, что обязанностью каждого еврея является чтение ста брахот каждый день. [ 2 ]
Мишна Берахота трактата Берахот и гемара в обоих Талмудах содержат подробные раввинские обсуждения , на которых основаны законы и практика произнесения благословений. [ 3 ]
Берахот обычно начинается со слов «Благословен Ты, Господь Бог наш…».
Тот, кто слышит, как другой читает Бераху , отвечает аминь ; но тому, кто занимается молитвой, в определенные моменты может быть запрещено произносить другие речи, включая ответ «аминь» . За немногими исключениями, человек не отвечает «аминь» на свою браху, хотя другие молитвы, такие как кадиш, включают в свой текст слово « аминь ».
Категории благословений
[ редактировать ]Существует три основные категории Берахи :
- о приятных переживаниях ( иврит : ברכות הנהנין birkhot ha'nehenin ), например, перед едой или запахом ароматов.
- при выполнении заповеди (ивр. ברכות המצוות бирхот хамицвот ), например, при зажигании субботних свечей
- в хвале, благодарности или признании справедливости Бога (ивр. ברכות שבח והודאה бирхот ха-шевах в'ха'ходая ), например, увидев внушающие трепет природные явления или услышав очень хорошие или очень плохие новости.
Благословения над едой предназначены для освящения физического акта принятия пищи, произносимые перед выполнением заповеди служат для предотвращения выполнения действия бездумным, механическим способом, а хвалебные благословения служат напоминанием людям о присутствии Бога в все ситуации. [ 3 ]
Перед наслаждением
[ редактировать ]Иудаизм учит, что пища в конечном итоге принадлежит единому великому Поставщику, Богу, и что для того, чтобы законно принять ее, необходимо выразить благодарность Богу, заранее произнеся соответствующее благословение . [ 4 ] Перед употреблением различных продуктов произносятся шесть видов благословений: Ха-Моци/Хамойци Мезонот/Мезойнес Ха-гефен/Хагофен Ха-эц/хо-эйц Ха-'адама/Хо-адомо и Ше-ха-коль . [ 5 ]
Кроме того, после употребления различных продуктов произносятся 5 благословений: Биркат Хамазон , Аль Хамихья, Аль Хагефен, Аль Хаэц и Борей Нефашот. Однако эти благословения необходимы только в том случае, если определенный заранее определенное количество ( Кезаит для твердой пищи и Ревиит для жидкости) потребляется в течение заранее определенного периода времени (различно для твердой пищи и жидкостей).
При выполнении мицвы
[ редактировать ]Благословения, произносимые перед соблюдением мицвы ( заповеди), начинаются с формулы «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам…» и упоминают конкретную мицву о быть выполнено.
За благословением на исполнение заповеди иногда следует другое благословение (например, при зажигании ханукальных свечей читается дополнительная Бераха «...сотворившая чудеса предкам нашим давным-давно в это время года»). Когда мицва совершается впервые в году, также добавляется благословение Шехечейану («... который сохранил нам жизнь, сохранил нас и позволил нам достичь этого сезона»).
В отличие от обычного благословения перед заповедью, благословение на облегчение телесных нужд и благословение на ритуальное омовение рук произносятся после этого. В первом случае запрещено произносить какое-либо благословение, пока человек чувствует нужду, и поэтому благословение откладывается. В последнем случае предварительно благословение также можно не читать, так как обязательным условием для чтения благословения являются чистые руки. Даже если человек уверен, что его руки чисты (например, при раввинистическом ополаскивании перед преломлением хлеба), он все равно произносит благословение после этого, чтобы избежать путаницы.
Также вопреки обычной схеме благословения произносятся после определенных публичных чтений Танаха, а также перед ним. Примеры включают публичное чтение Торы , чтение пророков, называемых Хафтарой , а также чтение Псалмов Хвалы и Псалмов Халель .
Заповеди, благословение на которые не читается
[ редактировать ]На исполнение определенных заповедей не произносится благословение. Некоторые комментаторы полагают, что причина в том, что не произносится благословение перед выполнением заповедей, не предполагающих каких-либо действий (например, оставление угла поля нищим) или соблюдение которых возможно только в нежелательных обстоятельствах (ибо например, развод или возврат украденного). Что касается других заповедей (например, цдака «благотворительность»), комментаторы говорят, что это происходит потому, что не существует фиксированной суммы или предела соблюдения заповеди; однако общего согласия относительно основополагающих принципов не существует. [ 3 ]
Давид Абудархам писал, что существует несколько причин, по которым эти заповеди не имеют благословений. [ 6 ] Абудархам [ 6 ] и Шломо ибн Адерет [ 7 ] предлагается не произносить благословение на цдаку, потому что получатель может отказаться от подарка, а благословения не произносятся, когда неясно, будет ли исполнена мицва.
Барух Эпштейн предположил, что благословение не произносится во время межличностных мицвот, потому что стандартный текст благословения относится к евреям, которые отличаются от других народов, которые не выполняют мицву; однако неевреи действительно совершают добрые дела в межличностном общении. [ 8 ]
Йехиэль Яаков Вайнберг предположил, что межличностные мицвот лучше всего выполнять из любви и заботы о получателе, а не из-за заповеди или принуждения, поэтому благословение, относящееся к заповеди, не произносится. [ 9 ]
Похвалить по разным поводам
[ редактировать ]Основная цель этой категории благословений, часто называемых «благословениями хвалы», состоит в том, чтобы постоянно напоминать людям о Создателе. [ 10 ]
Эти благословения произносятся по разным поводам, в том числе после получения хороших и плохих новостей; став свидетелем удивительных природных явлений, таких как гром и молния, высокие горы или океан, [ 11 ] или радуга ; [ 12 ] после посещения места, где в прошлом совершались чудеса, особенно в Земле Израиля , и Биркат ха-Гомель , после спасения от опасности.
Благословение Ха-тов ве-ха-метив («Благословен тот, кто добр и делает добро») произносится человеком, когда он слышит хорошие новости, которые также принесут пользу другим, например, новости о том, что он получил наследство или когда дождь начинает идти после засухи. Это также говорится после употребления дополнительного вина, отличного от того, которое было выпито ранее во время еды. [ 3 ]
Структура благословений
[ редактировать ]Большинство благословений начинаются со слов Барух Атта Адонай («Благословен Ты, Господь»). Когда благословение происходит в начале молитвы, добавляются слова Элохейну Мелех ха-Олам («Бог наш, Царь Вселенной»).
Существует три типа формул благословений: [ 3 ]
- короткое благословение ( матбеа кацар , «короткая формула»), за которым после вступительных слов следуют несколько хвалебных слов, специфичных для данного случая, например, благословение на хлеб: ха-моци лехем мин ха-арец («производящий хлеб из земли»).
- длинное благословение ( матбеа арох , «длинная формула»), в котором за вступлением следует более подробный текст, например, в первом разделе Биркат Хамазон (Благодать после еды), после чего следует заключительная формула благословения читается в конце молитвы, например, Барух Атах Адонай ха-зан эт ха-кол («Благословен Ты, Господь, кормящий всех»).
- благословение является частью серии ( бераха хасмуха л'чавертах , «благословение, которое находится рядом с другим»), и начальная формула опускается, за исключением первого благословения каждой серии, и только заключение сформулировано в стиль долгого благословения. Второй раздел Биркат Хамазон, например, начинается словами Ноде Леха ( נודה לך , «Мы благодарим Тебя») и заканчивается благословением Барух Атта Адонай аль ха-Арец ве-аль ха-мазон («Блаженны Ты, Господь, за землю и пищу»).
Сафек Бераха
[ редактировать ]В некоторых случаях сомнительно, следует ли произносить благословение. Например, когда кто-то не помнит, произнес ли он уже надлежащее благословение или нет. Нельзя утверждать, что следует произносить благословение «просто для уверенности», потому что запрещено произносить « бераха леватала » (ненужное благословение), чтобы не нарушить строгий запрет произносить имя Бога всуе. Решение в таких случаях состоит в том, чтобы произнести благословение в случае Д'Орайты и не произносить его в случае Д'Раббанана . [ нужна ссылка ]
Читая аминь
[ редактировать ]Наиболее распространенный контекст, в котором «аминь» требует галаха , — это после того, как кто-то слышит произнесение Берака. [ 13 ] Фактически, запрещено умышленно воздерживаться от ответа «аминь», когда на это указано. [ 14 ] Источником этого требования является стих из Второзакония 32:3: «Когда я провозглашаю имя Всевышнего , воздайте славу Богу нашему».
Этот мандат относится к упоминанию Тетраграмматона , который произносился только в определенное время в пределах Храма в Иерусалиме . Тот, кто слышал это особое упомянутое имя Бога, был обязан ответить Барух шем квод малхуто л'олам ваед ( ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד , «Благословенно имя Его славного царства во веки веков»). [ 15 ] Однако после разрушения Храма в 70 г. н.э. произнесение Тетраграмматона было запрещено. [ 16 ] и было заменено произношением Адонай . Хотя этот термин несет в себе значительную святость (и фактически является одним из семи имен Бога) и не может произноситься без цели, его можно произносить, когда это уместно, в молитве и благословениях. Однако вышеупомянутый ответ Тетраграмматона не является оправданным, когда кто-то слышит Адонаи произнесение .
Поэтому Хазал , который (талмудические мудрецы) предписывали отвечать «аминь» после завершения благословения вне Храма, что можно сравнить с барух-шем использовался в Священном Храме. [ 17 ] Однако, хотя « барух шем — это выражение хвалы и чести, аминь — это подтверждение веры». [ 18 ] Талмуд « учит, что слово Аминь» является аббревиатурой от א ל מ לך נ אמן ( «Эль мелех неэман» , «Бог, надежный царь»). [ 19 ] слово «аминь» Само этимологически связано с еврейским словом эмуна ( אמונה , «вера»), утверждающим, что человек подтверждает фундаментальные убеждения иудаизма. [ 20 ]
Хотя в иудаизме «аминь» чаще всего называют ответом на благословение, включающее в себя имя Бога, в более общем смысле «аминь» — это подтверждение любого заявления. Соответственно, в некоторых общинах принято отвечать «аминь» после каждого харачамана в «Благодати» после еды. [ 21 ] и после мишебейраха . При произнесении «аминь» важно, чтобы ответ не был громче самого благословения. [ 22 ] Однако, пытаясь побудить других ответить «аминь» , можно повысить свой голос, чтобы побудить других ответить тем же. [ 23 ]
Поскольку ответ «аминь» означает одобрение содержания благословения, уместно ответить «аминь» на чужое благословение, даже если человек не может галахически произнести благословение самостоятельно. Например, когда коэны произносят благословение: «...Который освятил нас святостью Аарона и повелел нам благословлять народ Его Израиль любовью», прихожане отвечают «аминь», даже несмотря на то, что они не являются потомками Аарон Первосвященник. Подобным образом, язычник может ответить «аминь» на благословение еврея, даже если благословение содержит текст: «...Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам...», поскольку, отвечая «аминь», язычник согласен с тем, что иудей был освящен заповедью, которую предстояло исполнить. То же самое касается благословений на еду и запахи; не обязательно также принимать участие, чтобы ответить «аминь».
Когда один человек произносит благословение за другого, а второй говорит « аминь », это считается, как если бы второй человек произносил благословение по доверенности. Таким образом, человек может выполнить свою обязанность по чтению кидуша или произнесению благословения перед едой, не произнося самого благословения, а произнося одно слово « аминь ».
Правильная артикуляция при ответе «аминь»
[ редактировать ]Отвечая «аминь» , его следует произносить надлежащим образом, в соответствии с его значением в Галахе. Есть несколько способов ответить «аминь» , которые не одобряются как неуважительные или небрежные. Артикуляция алефа ( א , первая буква «аминь» на иврите) и ее правильная огласовка должны быть ясными. Если гласная камец произносится торопливо и неправильно произносится как гласная шва , аминь называется аминь чатуфа , поскольку чатуфа является синонимом швы . [ 24 ] Другой тип аминь чатуфа — это тот, который читается до завершения благословения, вслед за которым он читается; это происходит от еврейского слова чатуф ( . «вырвали») [ 25 ] Нетерпеливая спешка ответить «аминь» еще до того, как благословение было завершено, запрещена. [ 26 ] оказывается недостаточное напряжение Если на монахиню ( נ , последняя буква аминь на иврите) и мем ( מ , средняя буква) заглушает его, это называется аминь ктуфа ( אמן קטופה , «разрезанное аминь »). [ 27 ] Нельзя также произносить «аминь» слишком быстро; следует выделить достаточно времени для аминь , чтобы произнести «Эль мелех нееман ». [ 24 ] Слишком быстрое произнесение «аминь кецара» ( אמן קצרה , «короткое аминь ») свидетельствует о недостатке терпения.
Ситуации, в которых нельзя произносить «аминь»
[ редактировать ]всуе не запрещено Хотя произносить слово «аминь» неприлично , хазал указал на особые обстоятельства, при которых отвечать «аминь» . [ 28 ] Аминь йетома ( אמן יתומה «осиротевший аминь ») является одним из таких примеров неправильного произнесения аминь . существует спор Среди галахических авторитетов относительно того, что именно представляет собой сиротское аминь .
- Поскольку «аминь» произносится как подтверждение того, что только что было произнесено благословением, тот, кто не знает, какое благословение было только что произнесено, определенно не может подтвердить это утверждение с истинной убежденностью. Поэтому, если кто-то просто приходит в какое-то место и слышит, как другие произносят «аминь» на неизвестное благословение, он или она может не ответить «аминь» вместе с ними. [ 29 ]
- Противоположная точка зрения придерживается гораздо более узкого определения «аминь йетома» . Они утверждают, что его применение ограничено ситуацией, в которой кто-то намеревается услышать чужое благословение и ответить «аминь» с намерением выполнить свое обязательство произнести это благословение. В такой ситуации, если какой-либо член слушающей стороны не услышит какое-либо из слов благословения, это будет равносильно пропуску произнесения этого слова (в соответствии с принципом шомеа конех ), и Таким образом, ответ «аминь» будет запрещен, даже если слушатель знал, какое благословение произносится. [ 30 ]
- Другой тип йетомы «аминь» — это когда кто-то не отвечает «аминь» сразу после того, как услышал заключение благословения, а делает паузу на несколько секунд ( точ к'дей дибур ), [ 31 ] тем самым заставляя аминь терять связь с благословением. Отвечать таким словом «аминь» запрещено. Однако если некоторые люди все еще отвечают «аминь» на благословение, можно начать отвечать «аминь» , даже если этот временной интервал прошел. [ 32 ]
Нельзя ответить аминь на бераха ле-ватала ( « благословение, сделанное напрасно»). [ 33 ] Таким образом, не следует отвечать «аминь» на благословение, сделанное кем-то, кто просто читает благословение в образовательных целях (т.е. чтобы научиться его читать). [ 34 ] Однако рекомендуется отвечать «аминь» на благословения детей, даже если они не обязаны произносить благословения.
Поскольку человек не может засвидетельствовать свое собственное благословение больше, чем он или она уже имеет, читая его, отвечать «аминь» на собственное благословение излишне, и нельзя этого делать. [ 35 ] Если благословение произносится на еду, тот, кто отвечает аминь на собственное благословение, либо вызовет хефсейк ( הפסק , «[запрещенное] прерывание») [ 36 ] или, скорее всего, произнесет « аминь йетома» , в зависимости от того, отреагирует ли человек немедленно или ждет, пока он проглотит немного еды или питья, соответственно.
Исключением из этого правила является ситуация, в которой человек произносит серию благословений; в таком случае некоторые авторитеты разрешают человеку ответить «аминь» на последнее благословение, чтобы сигнализировать об окончании серии. [ 35 ] Хотя существует множество примеров серии благословений в еврейских молитвенных службах, ашкеназская традиция требует, чтобы аминь не произносилась в конце серии благословений. Единственным исключением из этого является «Благодать после еды» после третьего благословения Боне Йерушалаим ; Чтобы показать, что первые три благословения предписаны Библией , в отличие от четвертого благословения, предписанного раввинами , Талмуд [ 37 ] требует, чтобы при его закрытии произнесли «аминь» . [ 38 ]
Ответ «аминь» будет считаться запрещенным прерыванием.
[ редактировать ]Когда ответ «аминь» представляет собой хефсейк ( הפסק , «[запрещенное] прерывание»), не следует отвечать «аминь» . Примером такой ситуации может быть вечерний кидуш в еврейские праздники , когда благословение шехехеяну добавляется к молитве кидуш .
Внимательно слушая и отвечая «аминь» на каждое благословение кидуш -молитвы, все присутствующие могут эффективно выполнить свою обязанность по чтению кидуша , даже если на самом деле его читает только один человек, по принципу шомеа коне ( שומע כעונה , «Один кто слышит, тот эквивалентен тому, кто читает»).
В то время как мужчины либо читают шехехеяну благословение во время кидуша , либо выполняют свои обязанности, слушая, как его произносит кто-то другой, женщины обычно читают свое благословение шехехеяну во время зажигания свечей . Раввин Цви Песах Франк отмечает, что любой, кто зажигал свечи, должен воздерживаться от ответа «аминь» на благословение шехехеяну во время кидуша, потому что это фактически будет прерыванием выполнения им чтения кидуша , поскольку они уже произнесли благословение шехехеяну .
См. также
[ редактировать ]- Берака («Долина благословений»)
- Барака ( ислам ; арабская версия)
- Барух (имя)
- Бракха (ежедневная молитва в мандеизме )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сефер Хачинух Глава. 430
- ^ Менахот 43б
- ^ Jump up to: а б с д и «Благословения». Энциклопедия иудаики . Гейл. 2007.
- ^ Bavli Berakhot 35a
- ^ Мишна Берахот 6:1
- ^ Jump up to: а б «Абудархам, Третьи врата; Благословения по заповедям 12» . www.sefaria.org .
- ^ Шут хаРашба 1:254
- ^ Тора Темима в Исходе 24:12; аналогичная причина фигурирует в «Шут Атерет Паз» , часть 1, том 2, Йоре Деа, раздел 10, примечание 4.
- ^ Sridei Esh 1:61 page 172
- ^ Маймонид, Моисей. «Берахот 1:4». Мишне Тора: Яд Хазака (на иврите).
- ^ Раввин Элиэзер Меламед , Путеводитель: Благословения для особых достопримечательностей на Арутц-Шева .
- ^ Зохайр ХаБрит
- ^ Орах Хаим 124:6
- ^ Чайей Адам 6:1
- ^ Второзаконие 32:3 и связанный с ним комментарий Раши и суперкомментарии Мизрахи и Гур Арье.
- ^ Чайей Адам 5:27
- ^ См. Трактат Брахот 63а и связанный с ним комментарий Раши , в которых говорится, что барух-шем использовался не только в ответ на чтение Тетраграмматона , но также всякий раз, когда кто-то слышал благословение в Храме.
- ^ Форст, Биньомин. Законы Брахоса , Artscroll 1990, ISBN 0-89906-220-2 страницы 86-87.
- ^ Трактат Шаббат 119б и Трактат Синедрион 111а
- ^ Риетти, раввин Джонатан . Величайшее когда-либо данное обещание: вечность еврейского народа. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine (аудио).
- ↑ Маген Авраам 215:3, со ссылкой на Мидраш.
- ^ Орах Хаим 124:12
- ^ Мишна Берура 124:47
- ^ Jump up to: а б Орах Хаим 124:8
- ^ Орах Хаим 124:8
- ^ Мишна Берура 124:30
- ^ Трактат Брахот 47а
- ^ Хаваат Даат Йоре Деа 110 ( Диней с'фейк с'фейка , Шах , примечание 20)
- ↑ Моисей Иссерлес Орах Хаим 124:8, 11.
- ^ Орах Хаим 124:8 + связанный Беэр Хейтев
- ^ Мишна Брура 124:34
- ^ Мишна Брура 124:34, 42.
- ^ Орах Хаим 215:4
- ^ Орах Хаим 215:3
- ^ Jump up to: а б Орах Хаим 215:1
- ^ Мишна Брура 215:1
- ^ Трактаты Берахот 45b
- ^ Мишна Брура 215:4