Ангелы в иудаизме
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
В иудаизме иврит ангелы ( « : מלאכוך , латинизированный : мал'ах , букв. посланник», множественное число: מלאוקים мал'ахим ) являются сверхъестественными существами . [1] которые появляются в Танахе ( еврейской Библии ), раввинской литературе , апокрифах и псевдоэпиграфах , еврейской философии и мистицизме , а также традиционной еврейской литургии как агенты Бога Израиля . Они распределены по разным иерархиям . Их сущность часто связана с огнем. Талмуд описывает их суть как огонь. [2]
Этимология
[ редактировать ]Еврейский малах — стандартное слово, обозначающее «посланник», как человеческий, так и божественный, в еврейской Библии ; оно также связано со словом «ангел» на арабском ( malāk ملاك ), арамейском и эфиопском языках . оно редко используется для обозначения посланников-людей, В современном иврите поскольку последний обычно обозначается термином шалиах ( שליח ). [3] Существительное происходит от глагольного согласного корня l-'-k ( ל-א-ך ), означающего конкретно «отправить с сообщением», и со временем было заменено на более применимое sh-lh . [4]
В библейском иврите этот корень встречается только в этом существительном и в существительном מְלָאכָה məlʾāḵā́ , означающем «работа», «занятие» или «мастерство».
Морфологическая структура слова малах предполагает, что это мактальная форма корня, обозначающего инструмент или средство его выполнения. [5] Таким образом, термин малах просто означает «посланный», что часто переводится как «посланник» применительно к людям; например, малах — это корень имени пророка Малахии , имя которого означает «мой посланник». В современном иврите малах – это общее слово, означающее «ангел». Таким же образом, по-видимому, и пророк Аггей описывается как «вестник Господень с посланием Господним» (малах `Элохим бе-малахут `Элогим; Книга Аггея 1:13).
В Танахе (еврейские библейские тексты)
[ редактировать ]Еврейская Библия сообщает, что ангелы являлись каждому из Патриархов , Моисею , Иисусу Навину и многим другим личностям. Они являются Агари в Бытие 16:9, Лоту в Бытие 19:1 и Аврааму в Бытие 22:11, они поднимаются и спускаются по лестнице Иакова появляются Иакову в Бытие 28:12 и снова в Бытие 31:11–13. . Бог обещает послать человека к Моисею в Исходе 33:2 и посылает человека встать на пути Валаама в Числах 22:31.
Исайя говорит об מַלְאַךְ פָּנָיו , « Ангеле Присутствия » («Во всех скорбях их Он страдал, и ангел присутствия Его спасал их; в Своей любви и в Своей жалости Он искупил их; и Он родил их, и понес их». во все дни древности») ( Исаия 63:9).
В Книге Псалмов сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе, чтобы охранять тебя на всех путях твоих» (Псалмы 91:11).
Различные части Библии в разной степени посвящены ангелам. Во многих местах Библии встречается идея Небесного воинства или «воинства небесного» и связанный с ним божественный эпитет « Господь Саваоф ». Хотя собрание иногда изображается в военной манере, оно также служит прославлению Бога, в описаниях напоминающее царский двор. В Бытии есть Элохим , Бене Элохим ( Сыны Божьи ), как и в Книге Иова ; В Псалмах есть родственные bənê ēlîm и bənê elîon, а также Shinnan и Qedoshim . [6] [7]
В пророческих книгах , которые обычно не пишут об ангелах, тем не менее упоминаются Серафимы , Херувимы и Офаним , Чайот Ха Кодеш , Эрелим и Хашмаллим . В Книге Захарии несколько эпизодов явно содержат ангелов. В книге Даниила ангелы приобретают некоторые характеристики, которыми они обладали в постбиблейской апокалиптической литературе , например, каждый из них служит личным покровителем народов (Персия, Греция), а некоторые имеют личные имена (Гавриил, Михаил). [6] [7]
В раввинской литературе
[ редактировать ]Как подкатегория небесных существ, малакимы занимают шестой из десяти рангов в Маймонида еврейской ангельской иерархии .
Михаил, Габриэль, Уриэль и Рафаэль
[ редактировать ]Числа Раба называет четырех ангелов, которые позже будут известны как архангелы , окружающие Божий престол:
Как Святой, благословен Он, создал четыре ветра (направления) и четыре знамени (для армии Израиля), так и Он создал четырех ангелов, чтобы окружить Свой Престол — Михаила , Гавриила , Уриэля и Рафаила . Михаил находится справа от него, что соответствует колену Рувима; Слева от него Уриил, соответствующий колену Дана, находившемуся на севере; Гавриил впереди, соответствующий колену Иуды, а также Моисею и Аарону, находившимся на востоке; и Рафаил сзади, соответствующий колену Ефрема, находившемуся на западе. [8]
Сродство между ангелами и мудрецами в раввинской литературе
[ редактировать ]Вавилонский Талмуд содержит переработанную древнюю традицию мифа о падших ангелах – здесь этому повествованию придается новое значение и, соответственно, именно выдающиеся раввины изображаются как отпрыски небесных посланников. Наиболее явное изложение этого понятия можно найти в Трактате Шаббат . В тексте рассказывается галахическая дискуссия мудрецов, в которой раввин Хизкия хвалит способности раввина Йоханана, восклицая: «Это не человек!». Сразу после его высказывания появляется следующий отрывок.
Рабби Зейра сказал, что Рава бар Зимуна сказал: Если ранние поколения характеризуются как сыновья ангелов, то мы - сыновья человеческие. И если ранние поколения характеризуются как сыны человеческие, то мы подобны ослам. И я не имею в виду, что мы похожи либо на осла рабби Ханины бен Доса, либо на осла рабби Пинхаса бен Яира, которые оба были чрезвычайно умными ослами; скорее, мы похожи на других типичных ослов. [9]
Хотя на первый взгляд это кажется юмористической аллегорией, этот отрывок представляет собой более широкую традицию объединения ангелов и раввинов, которая проявляется в других отрывках, разбросанных по Вавилонскому Талмуду. Эта тенденция имеет два компонента, и, с одной стороны, текст сравнивает мудрецов с ангелами в различных отношениях, таких как знание (например, мудрецы должны быть хорошими учителями, играющими функцию ангела Господня в Агиге , [10] некоторые из их галахических решений отмечены как ангельские по происхождению в Песахиме. [11] ), или внешний вид (например, согласно Шабату [12] Субботняя одежда рабби Йехуды бар Илая напоминает одежду ангела Господня в Кидушине . [13] вавилонские ученые сравниваются со служащими ангелами). С другой стороны, Вавилонский Талмуд изображает ангелов очень напоминающими самих раввинов: они опытные галахисты (например, в Менахот [14] ангел оспаривает законы границ с раввином Каттиной в Аводе Зара [15] ангел смерти выдает его глубокое знание правил ритуального забоя), лингвистов (например, в Бава Батра [16] Гавриил и Михаил внимательно изучают семантику термина кадкод, известного из Ис. 54:12) и учителя (например, в Мегилле [17] и Синедрион [18] ангельский принц упрекает Джошуа за пренебрежение изучением Торы). В целом количественные данные показывают, что мудрецов часто сравнивают с ангелами, и основным критерием сравнения является их интеллектуальная компетентность. Когда дело доходит до отображения конкретных раввинских компетенций на ангелах, наиболее популярной является способность участвовать в галахическом исследовании и обучении. В общем, такое представление мудрецов как ангелов можно рассматривать как выражение чувства элитарности, свойственного вавилонским мудрецам. [19]
Ангельская иерархия
[ редактировать ]Маймонид
[ редактировать ]Маймонид в своей «Мишне Торе» насчитал десять рангов ангелов в еврейской ангельской иерархии, начиная с высшего: [20] [21] [22] [23]
Классифицировать | Ангельский класс | Примечания |
---|---|---|
1 | Чайот Ха Кодеш [24] | См. Иезекииль 1 и Иезекииль 10. |
2 | Офаним | См. Иезекииль 1 и Иезекииль 10. |
3 | Эрелим | См. Исаия 33:7. |
4 | Хашмаллим | См. Иезекииля 1:4. |
5 | Серафим | См. Исаия 6. |
6 | Малахим | Посланники, ангелы |
7 | Элохим | « Божественные существа » |
8 | Бене Элохим | « Сыны Божьи » |
9 | Херувимы | См. Хагига 13б. |
10 | Мы были | «человекоподобные существа», см. Бытие 18:2 Даниил 10:5. |
Зоар
[ редактировать ]Зоар Исходе в 43а также перечисляет десять рангов ангелов, начиная с самого высокого: [25]
Классифицировать | Ангельский класс |
---|---|
1 | жадный |
2 | Эрелим |
3 | Серафим |
4 | Чайот |
5 | Офаним |
6 | Хашмаллим |
7 | Элим |
8 | Элохим |
9 | Бене Элохим |
10 | Мы были |
Масекет Ацилут
[ редактировать ]Яаков Назир в своем «Масекет Ацилут » также перечислил десять чинов ангелов, начиная с высшего: [25]
Классифицировать | Ангельский класс |
---|---|
1 | Серафим |
2 | Офаним |
3 | Херувимы |
4 | Синаним |
5 | Таршишим |
6 | Мы были |
7 | Хашмаллим |
8 | жадный |
9 | Бене Элохим |
10 | Эрелим |
Берит Менуха
[ редактировать ]Авраам бен Исаак Гранадский в своей «Берит Менуха» также перечислил десять чинов ангелов, начиная с высшего: [25]
Классифицировать | Ангельский класс |
---|---|
1 | Эрелим |
2 | Мы были |
3 | Бене Элохим |
4 | жадный |
5 | Хашмаллим |
6 | Таршишим |
7 | Шиннаним |
8 | Херувимы |
9 | Офаним |
10 | Серафим |
Reshit Chochmah
[ редактировать ]Элияху де Видас в своей «Решит Хохма » также перечислил десять чинов ангелов, начиная с высшего:
Классифицировать | Ангельский класс |
---|---|
1 | Чайот Ха Кодеш |
2 | Офаним |
3 | Серафим |
4 | Херувимы |
5 | Эрелим |
6 | Таршишим |
7 | Хашмаллим |
8 | Элим |
9 | жадный |
10 | Мы были |
В Каббале
[ редактировать ]Каббала подробно описывает ангелов. В литературе по каббале ангелы описываются как силы, передающие информацию и ощущения между человечеством и Тетраграмматоном. Их сравнивают с атомами, длинами волн или каналами, которые помогают Богу в Его творении, и поэтому предполагается, что им не следует поклоняться, молиться или призывать их. Они не физические по своей природе, а духовные существа, подобные духовным атомам. Следовательно, рассуждает каббала, когда они появляются в еврейской Библии, их описание происходит с точки зрения человека, получившего видение, пророчество или событие, которое будет антропоморфным. Однако они не являются материальными существами, а подобны одной эмоции, чувству или материалу, контролируемому Богом для Его цели творения.
В еврейской литургии
[ редактировать ]Шалом-Алейхем — еврейский гимн, впервые задокументированный в 17 веке, который обычно поют накануне Шаббата , либо по возвращении домой со службы, либо за обеденным столом.
שלום עליכם מלאכי השרתМир вам, ангелы сервера
Мир вам, Малахей ха-Шарет (Ангелы служения)
מלאכי עליוןВысшие ангелы
Ангелы Всевышнего
ממלך מלכי המלכיםКороль королей королей
От Царя царей царей
הקדוש ברוך הואСвятой, благословен Он
Святой, благословен Он
Перед сном многие евреи читают традиционную молитву, называя четырех архангелов : «Справа от меня Михаил, слева от меня Гавриил, передо мной Уриэль, позади меня Рафаил, а над моей головой Божья Шехина [присутствие Бога]». ." [26]
В еврейский праздник Симхат -Тора принято звать всех мальчиков (в некоторых синагогах всех детей) на чтение Торы и всем собранием читать стих из благословения Иакова Ефрему Манаше и (Манассасу) . [27]
Да благословит детей ангел, избавляющий меня от всякого зла, и да наречется в них имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да процветают они, как рыбы, во множестве среди земли.
- Бытие 48:16
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людвиг Блау; Кауфман Колер (1906). «Ангелология» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Ангелы Дэвида Альберта Джонса : История Oxford University Press, 2010 ISBN 978-0199582952 с. 36
- ^ Оксфордский иврит-английский словарь
- ^ Д. Н. Фридман; Б. Е. Уиллоби (1973). Богословский словарь Ветхого Завета . Штутгарт. стр. 897–904.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Косиор, Войцех (июнь 2013 г.). «Ангел в еврейской Библии со статистической и герменевтической точек зрения. Некоторые замечания по теории интерполяции» . Польский журнал библейских исследований . 12 (1 [23]): 55–70. ISSN 1641-7224 . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ангелы и ангелология» . Энциклопедия иудаики . Макмиллан. 2006 [1972].
- ^ Перейти обратно: а б Дэн, Бен-Амос; Каллус, Менахем (2006). «Ангелы » Энциклопедия YIVO .
- ^ (Числа Раба 2:10). См. http://jhom.com/topics/angels/talmud_fourangels.htm. Архивировано 31 августа 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «Шаббат 112б:8» . www.sefaria.org . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Чагига 15б» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Песахим 33а» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Шаббат 25б» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Кидушин 72а» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Менахот 41а» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Авода Зара 20б» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Бава Батра 75а» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Мегилла 3а» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Синедрион 44б» . www.sefaria.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Косиор, Войцех (12 июня 2023 г.). «Ангелизированные раввины и раввинизированные ангелы. Переработанный мотив ангельского потомства в Вавилонском Талмуде (bShabb 112b)» . Verbum Vitae . 41 (2): 411–427. дои : 10.31743/vv.15570 . ISSN 2451-280X .
- ^ Дэвидсон, Густав (1994). Словарь ангелов: включая падших ангелов . Свободная пресса. п. 336. ИСБН 978-0029070529 .
- ^ «Йешохей хаТора 2:7» . Хабад.орг .
- ^ «Мишне Тора, 2:7 Маймонида» . Сефария .
- ^ Деннис, Джеффри В. (2016). Энциклопедия еврейских мифов, магии и мистицизма: второе издание . Ллевеллин. п. 128. ИСБН 978-0738745916 .
- ^ «Тора и правонарушения…» Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвидсон, Густав (1994). Словарь ангелов: включая падших ангелов . Свободная пресса. п. 337. ИСБН 978-0029070529 .
- ^ См. любой сидур (еврейский молитвенник), Крият Шема Шеаль Хамита (Чтение Шма перед сном).
- ^ «Чего ожидать от услуг Симхат Тора» . www.chabad.org . Проверено 13 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия, «Ангелология»
- «Ангелы и ангелология» . Энциклопедия иудаики . 2006.
- Дэн, Бен-Амос; Каллус, Менахем (2006). «Ангелы » Энциклопедия YIVO .
- Еврейское видео от лица: Ангелы и демоны (YouTube)
- Исраэль Регарди, Золотая Заря, Llewellyn Publications, 1992, ISBN 0875426638
- Элионим веТахтоним . Интернет-база данных ангелов, демонов, призраков и монстров из Библии и Вавилонского Талмуда.