Одинокий человек веры
Автор | Иосиф Борисович Соловейчик |
---|---|
Издатель | Даблдей (1992) |
ISBN | 978-1-61329-003-3 |
Веб-сайт | коренпаб |
«Одинокий человек веры» — философское эссе, написанное раввином Джозефом Б. Соловейчиком , впервые опубликованное в летнем выпуске журнала «Традиция» за 1965 год , а затем в виде книги издательства «Даблдэй» в 1992 году.
В «Одиноком верующем» Соловейчик читает первые две главы Книги Бытия как два образа Адама , во многом противоречащие друг другу. Первый Адам, или «величественный человек», использует свои творческие способности, чтобы овладеть окружающей средой так, как это предписано Богом; второй образ Адама — совершенно иной договорной человек, отдающий себя воле Божией. Соловейчик описывает, как верующий человек должен объединить обе эти идеи, стремясь следовать воле Божией.
В первой главе Адам I создается вместе с Евой , и им дается мандат подчинить природу, овладеть космосом и превратить мир «в область их власти и суверенитета». Адам I — величественный человек, который подходит к миру и отношениям (даже с божественным) с функциональной, прагматической точки зрения. Адам I, созданный по образу Бога, выполняет этот явно « светский » мандат, завоевывая вселенную, навязывая миру свои знания, технологии и культурные институты. Человеческая способность к взаимоотношениям, изображенная в Бытие 1 , носит утилитарный характер и соответствует как Божьему повелению, так и нашей собственной мирской потребности развивать мир для себя и нашего дальнейшего существования.
Соловейчик выделяет второй образ Адама во второй главе Книги Бытия. В то время как Адаму I было поручено подчинить себе сад, Адам II является «человеком по договору», хранителем сада, который возделывает и охраняет его. Этот образ представлен словами: «Не хорошо человеку быть одному» — и через вмешательство Бога и жертву Адама (метафорического ребра) он обретает товарищество и облегчение своего экзистенциального одиночества - в отличие от Адама I, это заветное сообщество требует участия Божества. Во второй главе Божьего творения его недостаточно. Человек должен быть просто создан по его образу и получить вотчину. Адам II — это «одинокий человек веры», «искупительный Адам», привносящий «искупительную интерпретацию смысла существования».
Соловейчик не объявляет какой-то один образ Адама правильным, а скорее определяет борьбу, которую мы должны пройти как человеческие существа в этом существовании, данном Богом, которое является одновременно духовным и материальным, мистическим и научным, искупительным, но наделенным силой.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Одинокий человек веры на Archive.org
- Аудиосериал «Одинокий человек веры» с сайта WebYeshiva.org (архив на YUTorah.org).
- Симпозиум на ATID.org, посвященный 40-летию «Одинокого человека веры»
- Комментарий к «Одинокому верующему» Р. Бора, ISBN 978-1480206625