Jump to content

Шломо ибн Адерет

(Перенаправлено с Соломона бен Адерета )
Шломо бен Авраам ибн Адерет
Персональный
Рожденный 1235
Умер 1310 г. (74–75 лет)
Религия иудаизм

Шломо бен Авраам ибн Адерет ( иврит : Шломо бен Авраам ибн Адерет или Соломон, сын Авраама, сын Адерета ) [ 1 ] (1235–1310) был средневековым раввином , галахистом и талмудистом . Он широко известен как Рашба (иврит: רשב״א ‎), еврейская аббревиатура его титула и Ра би Шломо имени бен Аврахам : .

Адерет родился в Барселоне , Короне Арагона , в 1235 году. Он стал успешным банкиром и лидером испанского еврейства своего времени. Его слава как раввинского авторитета была такова, что его называли Эль Раб д'Эспанья («Раввин Испании»). Он служил раввином Главной синагоги Барселоны в течение 50 лет. Он умер в 1310 году.

Биография

[ редактировать ]

Учителями Адерета были Нахманид и Йона Геронди . Он был мастером в изучении Талмуда и не был противником Каббалы. Адерет был очень активным раввином и писателем. Под его эгидой и по его рекомендации часть комментариев Маймонида к Мишне была переведена с арабского языка на иврит. Его лекции по Талмуду посещали толпы учеников, многие из которых приезжали из отдаленных мест. Множество вопросов, касающихся ритуала, самых разнообразных тем Галахи и религиозной философии, адресовались ему из Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии, Моравии и даже из Малой Азии.

Ответ Адерета Моравии в 1255 году представляет собой самое раннее зарегистрированное свидетельство постоянного еврейского присутствия в Аустерлице и Тршешти , а также один из самых ранних зарегистрированных еврейских источников для этого региона. [ 2 ]

Его ответы свидетельствуют о широком кругозоре, остром интеллекте и систематическом мышлении. Они также дают четкое представление об общественной жизни того времени, изображая современников Адерета, и представляют ценность для изучения не только раввинских процедур, но и интеллектуального развития эпохи, в которой он жил. Опубликована только половина этих ответов, а их насчитывается три тысячи.

Среди его многочисленных учеников были Йом Тов Азевилли и Бахья бен Ашер .

Рукопись, якобы являющаяся долговым свидетельством, датированная 1262 годом, в пользу некоего Соломона Адрета, еврея из Барселоны, и паспорт того же Адрета, датированный 1269 годом, до сих пор сохранились. [ 3 ]

Защита иудаизма

[ редактировать ]

Адерет пришлось бороться с внешними врагами иудаизма, а также с религиозными разногласиями и эксцессами внутри своих собственных рядов. Он написал опровержение обвинений Раймона Мартини , монаха-доминиканца из Барселоны, который в своей работе «Пуджио Фидеи» собрал отрывки из Талмуда и Мидраша и интерпретировал их во враждебной иудаизму манере. Эти обвинения также побудили Адерет написать комментарий к Агадот, от которого сейчас сохранился лишь фрагмент. Он также опроверг нападки мусульманина , который утверждал, что священники фальсифицировали Библию. М. Шрайнер [ 4 ] показал, что этим мусульманином был Ахмад ибн Хазм , а упомянутая книга называлась «Аль-Милал валь-Нихаль» («Религии и секты»).

Адерет также выступал против растущей расточительности каббалистов , которые добились больших успехов в Испании и были представлены Ниссимом бен Авраамом из Авилы, мнимым творцом чудес, и Авраамом Абулафией , каббалистическим провидцем. Он энергично боролся с ними, но выказывал не меньшую враждебность по отношению к господствовавшей тогда философско-рационалистической концепции иудаизма, особенно во Франции, которую представлял Леви бен Авраам бен Хайим , который трактовал важнейшие религиозные вопросы с предельной свободой и который был к ним присоединились испанец Исаак Альбалаг и другие.

Адерет и Абба Мари

[ редактировать ]

Им противостояла другая тенденция, главной целью которой было сохранение чистой веры иудаизма. Во главе этого движения стоял Абба Мари бен Моисей ха-Ярхи . Он обратился к Адерету за помощью. Между властями южной Франции и северной Испании завязалась обширная переписка, в которой Адерет играл самую важную роль. Впоследствии эта переписка была собрана и опубликована Аббой Мари в отдельном труде под названием «Минхат Кенаот». [ 5 ]

Адерет, чей нрав был миролюбивым, поначалу пытался примирить враждующие души. В конце концов он был призван решить этот вопрос, и 26 июля 1305 года вместе со своими коллегами из раввината Барселоны он объявил запрет на отлучение (херем) от всех, кто изучал физику или метафизику до достижения им тридцатого года жизни. . Протест против этого запрета можно найти в стихотворении, в котором Философия «громким голосом призывает против... Соломона бен Адрета и против всех раввинов Франции... которые подвергли запрету всех людей, приближающихся к ней». . [ 6 ] От запрета были освобождены те, кто хотел изучать медицину как профессию. Особый запрет был объявлен против рационалистических экзегетов Библии и философских комментаторов Агады, их сочинений и их приверженцев. Обеспечение соблюдения этих запретов доставило Адерету много неприятностей и ожесточило последние годы его жизни. У него осталось три сына: Исаак, Иуда и Астрюк Соломон, все из которых знали Талмуд.

Маймонидовский спор

[ редактировать ]

Адерет защищал Маймонида во время современных дебатов по поводу его работ и санкционировал перевод комментария Рамбама к Мишне с арабского языка на иврит.

Тем не менее, Адерет был противником философско-рационалистического подхода к иудаизму, часто ассоциируемого с Рамбамом, и входил в состав бет-дина (раввинского суда) в Барселоне, который запрещал мужчинам моложе 25 лет изучать светскую философию или естествознание , хотя было исключение. сделано для тех, кто изучал медицину. 26 июля 1305 года Рашба писала:

«В этом городе [Барселоне] есть те, кто беззаконно пишет о Торе, и если найдется еретик, пишущий книги, их следует сжечь, как если бы они были книгой колдунов». [ 7 ]

Работает

[ редактировать ]

Из произведений Соломона бен Адерета в печати появились:

  • Руководство по кашруту (диетическим законам) и другим религиозным законам, соблюдаемым дома, «Торат ха-Баит ха-Арох» («Длинный закон дома»), изданное в Венеции в 1607 году, в Берлине в 1762 году, в Вене в 1811 году и т. д.
  • Более короткое руководство, «Торат ха-Баит ха-Кацар» («Краткий закон дома»), опубликовано в Кремоне в 1565 году и в Берлине в 1871 году. ряд его комментариев и новелл к талмудическим трактатам. Был напечатан
  • Мишмерет ха-Баит , защита от Аарона ха-Леви критики в адрес Торат ха-Баит .
  • Шаар ха-Маим , работа, посвященная законам микве ( ритуального омовения).
  • Пискей Халла (Решения о Халле), опубликованные в Константинополе в 1518 году и в Иерусалиме в 1876 году.
  • Аводат хаКодеш (Святая служба) о законах субботы и праздников, опубликованная в Венеции в 1602 году.
  • Его полемическая работа против ислама была отредактирована Перлесом как приложение к его монографии об Адерете. [ 8 ]

Комментарии Талмуда

[ редактировать ]

Его комментарии к семи талмудическим трактатам, опубликованным в Константинополе в 1720 году и в Берлине в 1756 году. Подобные исследования пяти трактатов были опубликованы в Венеции в 1523 году и в Амстердаме в 1715 году. Кроме того, он написал ряд исследований по отдельным трактатам. Его комментарии к Талмуду теперь известны как Хиддушей ха-Рашба .

Не все комментарии, традиционно приписываемые Рашбе, на самом деле были написаны им. Эльхонон Вассерман заявил, что комментарий к Сукке, приписываемый Рашбе, на самом деле был написан Йом Тов Азевилли , комментарий к Кетуботу был фактически написан Нахманидом , а комментарий к Менахот был написан неизвестным автором, кроме Рашбы. Исраэль Меир Каган предположил, что комментарий к Менахоту был написан Исайей ди Трани , в то время как Исраэль Джошуа Транк утверждал, что автором был Соломон бен Авраам из Монпелье . [ 9 ] : 41 

Адерет считался выдающимся раввинским авторитетом, и более 3000 его респонсов известно, что сохранилось . К нему обращались с вопросами из Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии и даже из Малой Азии. Его ответы, охватывающие всю гамму еврейской жизни, кратки и широко цитируются галахическими авторитетами.

Ответы Адерета также иллюстрируют его неприятие мессианизма и пророческих претензий как общего явления, приводя примеры против Ниссима бен Авраама и Авраама Абулафии .

Его ответы были напечатаны в Болонье (1539 г.), Венеции (1545 г.), Ханау (1610 г.) и других местах. Вторая часть его ответа появилась под названием «Толедот Адам» («Поколения человека») в Ливорно в 1657 году, третья часть там же в 1778 году, четвертая часть в Салониках в 1803 году и пятая часть в Ливорно в 1803 году. 1825. [ 8 ]

По словам Эльхонона Вассермана, некоторые респонсы, приписываемые Рашбе, на самом деле были написаны другими авторами, в частности Меиром Ротенбургским . [ 9 ] : 41 

Академическая генеалогия

[ редактировать ]
Нахманид Йона Джеронди
Рашба
Бахья бен Ашер Йом Тов Азевилли


  Учителя
  Студенты

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Имя Шломо бен Авраам ибн Адерет может быть написано по-разному. Его имя пишется как Шломо или Соломон. Адерет иногда пишется Адрет или Адерет. «Бен» на иврите и «ибн» на арабском языке означают «сын». Иногда имя «Бен Авраам» удаляется, и его имя остается Шломо ибн Адерет.
  2. ^ Бретхольц, Бертольд (1934), История евреев Моравии в средние века. 1. Часть (до 1350 г.) , Брюн, Прага, Лейпциг, Вена: Рудольф М. Рорер, стр. 100–101.
  3. ^ Джейкобс, «Источники», стр. 16, 43, № 130.
  4. ^ "ЗДМГ" xlviii, 39
  5. Опубликовано в Пресбурге, 1838 г. Полный анализ см. в книге Ренана «Les Rabbins Français», стр. 647–694.
  6. ^ См. Х. Хиршфельд , «Еврей. Кварта. Преподобный». xii. 140
  7. ^ Г.З. Димитровский, изд. Тешубот ХаРишба , Том. 2 (Иерусалим: Моссад Харав Кук, 1990) I, Pt. я, с. 361.
  8. ^ Перейти обратно: а б Кайзерлинг, Мейер. «АДРЕТ, СОЛОМОН БЕН АВРААМ (или РаШБа)» . Еврейская энциклопедия . Проверено 23 июля 2017 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Роль рукописей в принятии галахических решений: Хазон Иш, его предшественники и современники
[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «АДРЕТ, СОЛОМОН БЕН АВРААМ (или РаШБа)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

АхаронимРишонимГеонимСавораимАмораимТаннамЗугот
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08843bcad2e9ed0e7bfa656f39865ca5__1719251700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/a5/08843bcad2e9ed0e7bfa656f39865ca5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shlomo ibn Aderet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)