Jump to content

Права человека и изменение климата

Европейский 9 апреля 2024 года суд по правам человека постановил, что права человека включают право на эффективную защиту со стороны государственных органов от серьезных неблагоприятных последствий изменения климата для жизни, здоровья и благополучия.

Права человека и изменение климата представляют собой концептуальную и правовую основу, в рамках которой международные права человека и их связь с глобальным потеплением изучаются, анализируются и рассматриваются. [1] Эта основа использовалась правительствами, организациями системы Организации Объединенных Наций , межправительственными и неправительственными организациями , защитниками прав человека и окружающей среды, а также учеными для определения национальной и международной политики в области изменения климата в соответствии с по изменению Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и Конвенцией ООН климата. основные международные документы по правам человека . [2] [3] [4] В 2022 году Рабочая группа II МГЭИК предположила, что «климатическая справедливость включает в себя справедливость, которая связывает развитие и права человека для достижения основанного на правах подхода к решению проблемы изменения климата». [5]

Анализ прав человека и изменения климата фокусируется на ожидаемых последствиях для людей, связанных с глобальными экологическими явлениями, включая повышение уровня моря , опустынивание , повышение температуры, экстремальные погодные явления и изменения в количестве осадков, а также на мерах по адаптации и смягчению последствий , принимаемых правительствами в ответ на те явления, которые могут затрагивать права человека или соответствующую правовую защиту. Многие правовые подходы к изменению климата используют право на здоровую окружающую среду , другие смежные права или другие возникающие подходы экологического права, такие как права природы , для пропаганды новых или необходимых действий со стороны правительств и частных субъектов посредством пропаганды климатической справедливости и климатических судебных разбирательств. .

8 октября 2021 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию, признающую право человека на безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду – резолюцию 48/13. [6] [7]

Инуитская активистка Шейла Уотт-Клотье подала петицию в Межамериканскую комиссию по правам человека

В 2005 году инуитская активистка Шейла Уотт-Клотье подала петицию в Межамериканскую комиссию по правам человека с просьбой о возмещении ущерба «от нарушений прав человека, возникших в результате воздействия глобального потепления и изменения климата, вызванного действиями и бездействием Соединенных Штатов». [8] Петиция была отклонена, но Комиссия пригласила и заслушала показания представителей инуитов о взаимосвязи между правами человека и изменением климата в 2007 году. [9]

В том же году Декларация Мале о человеческом измерении глобального изменения климата «прямо заявила (и впервые в международном соглашении), что «изменение климата имеет четкие и непосредственные последствия для полного осуществления прав человека», и призвала Система прав человека ООН должна срочно решить эту проблему». [10] [11]

В следующем году Совет ООН по правам человека (СПЧ) единогласно принял резолюцию 7/23, признав, что «изменение климата представляет собой непосредственную и далеко идущую угрозу для людей и сообществ во всем мире и имеет последствия для полного осуществления прав человека». "и ссылаясь на Устав Организации Объединенных Наций , Всеобщую декларацию прав человека , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах . [12] СПЧ подтвердил и расширил эти заявления в резолюции 10/4 от 25 марта 2009 г. [13] и 18/22 от 30 сентября 2011 г. [14]

В 2009 году Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) опубликовало аналитическое исследование, в котором определены конкретные права и группы людей, которые могут пострадать от климатических изменений. [15] В докладе использованы материалы около 30 стран, а также десяти агентств ООН и десятков других организаций. [16] В докладе в качестве основных проблем указаны перемещенные лица, конфликты и риски безопасности, а также нарушение прав коренных народов, женщин и детей. [17]

В 2010 году Конференция сторон РКИК ООН воспроизвела формулировку СПЧ, определяющую взаимосвязь между правами человека и изменением климата, в своем отчете о Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2010 года в Канкуне , Мексика. [18] В отчете об итогах конференции подчеркивалось, что «Стороны должны во всех действиях, связанных с изменением климата, полностью уважать права человека». [19]

В последние годы возросло признание связи между правами человека и окружающей средой, однако остается много вопросов, касающихся взаимосвязи между ними. В результате в 2012 году СПЧ утвердил мандат по обязательствам в области прав человека, касающихся пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой. [20] В предварительном отчете назначенного независимого эксперта Джона Х. Нокса далее говорится, что приоритетом должно быть обеспечение большей концептуальной ясности в применении обязательств по правам человека, связанных с окружающей средой. [21]

В 2014 году все 78 мандатариев специальных процедур Организации Объединенных Наций опубликовали совместное заявление по случаю Дня прав человека , призывая государства включить свои существующие обязательства в рамках системы прав человека в переговоры по изменению климата. [22] Это приведет к тому, что права тех, кто пострадал от изменения климата, будут выдвинуты на передний план всех стратегий реагирования.

По состоянию на март 2015 года в стране назначен Специальный докладчик по правам человека и окружающей среде, что является продлением мандата бывшего Независимого эксперта по обязательствам в области прав человека, связанным с осуществлением права на безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду . [23] В преддверии конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2015 года в Париже Специальный докладчик сообщил государствам, что им следует обеспечить, чтобы их обязательства в области прав человека включали соответствующую перспективу изменения климата при переговорах по будущим соглашениям. [24]

Парижское соглашение , принятое 12 декабря 2015 года на Конференции Сторон, является наиболее важным показателем повышения осведомленности о взаимосвязи между изменением климата и правами человека. [25] Парижское соглашение является первым климатическим соглашением, признающим актуальность прав человека и устанавливающим: [26]

Принимая меры по решению проблемы изменения климата, Стороны должны уважать, поощрять и учитывать свои соответствующие обязательства в отношении прав человека, права на здоровье, прав коренных народов, местных общин, мигрантов, детей, лиц с ограниченными возможностями и людей, находящихся в уязвимом положении, и право на развитие, а также гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и равенство между поколениями .

Закон о правах человека и изменение климата

[ редактировать ]

Изменение климата вызывает не только экологические изменения, но также влияет на социальные, экономические, политические, культурные и правовые аспекты общества во всем мире. СПЧ подтвердил, что обязательства в области прав человека способны укрепить как международную, так и национальную политику в области изменения климата. [13] 1972 года Стокгольмская декларация заложила основу для дальнейшей разработки права человека на качество окружающей среды. [27]

Защита окружающей среды обычно не включается в договоры по правам человека. Скорее защита окружающей среды вытекает из прав, которые защищают эти договоры, таких как права на жизнь, питание, воду и здоровье. [28] В дальнейшем право прав человека в контексте разработки политики в области изменения климата может помочь установить минимальные стандарты основных прав человека, которые могут быть приняты в международных и национальных мерах по смягчению последствий и адаптации. Климатический апартеид – это условия мировой политики, когда только богатые могут избежать последствий изменения климата . [29] [30] По мнению Филипа Олстона , эксперта ООН, глобальное потепление, скорее всего, подорвет демократию и верховенство закона, а также основные права человека на жизнь. [30]

В 2021 году на своей 48-й сессии Совет по правам человека принял Резолюцию 13: Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду .

Принципы Осло в отношении глобальных обязательств государств и предприятий в области изменения климата частично основаны на законодательстве о правах человека. Согласно Принципам Осло, как государства, так и предприятия обязаны обеспечить ограничение глобального потепления 2 градусами Цельсия.

Затрагиваемые права

[ редактировать ]

В большинстве международных заявлений о правах человека и изменении климата подчеркивается потенциальное неблагоприятное воздействие изменения климата на права на жизнь , еду , воду , здоровье , жилье , развитие и самоопределение . [31] [32] Эти права перечислены в основных конвенциях международного права прав человека , хотя не все члены СПЧ или стороны РКИК ООН подписали эти конвенции.

Право на жизнь

[ редактировать ]

Право на жизнь защищено статьей 6 МПГПП, где каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. [33] Право на жизнь неразрывно связано с мерой реализации других прав. Существуют как прогнозируемые, так и наблюдаемые последствия изменения климата для права на жизнь. Межправительственной группы экспертов по изменению климата ( МГЭИК ) В четвертом оценочном докладе прогнозируется рост числа людей, погибших и получивших травмы в результате увеличения наводнений, ураганов, волн тепла, пожаров и засух. [34] Изменение климата в равной степени повлияет на право на жизнь через рост голода и недоедания и связанных с ними расстройств, влияющих на рост и развитие детей, респираторную заболеваемость и приземный озон. [34] Повышение уровня моря является одним из последствий изменения климата, вызванного потеплением воды и таянием ледниковых щитов. Измерение повышения уровня моря — сложная задача, однако МГЭИК прогнозирует повышение среднего глобального уровня моря. [35] от 0,44 до 0,74 м к 2100 году. [36] Для низменных прибрежных островов, таких как Мале на Мальдивах, повышение уровня моря на 0,5 метра приведет к затоплению 15 процентов острова к 2025 году и затоплению половины его к 2100 году. [28] Поскольку 42 процента населения проживает в пределах 100 метров от береговой линии, даже частичное затопление может привести к утоплению, травмам и гибели людей.

Наблюдаемые последствия – это случаи, когда право на жизнь уже ущемило право на жизнь. Изучать последствия самого изменения климата сложно из-за проблемы масштаба; изменение климата измеряется десятилетиями. [36] составляет более 95 процентов . Вероятность того, что антропогенное изменение климата в четыре раза увеличило риск экстремальной летней жары в Европе за десятилетие с 1998 по 2008 год, [37] Существует вероятность 75 процентов, что волна жары 2003 года в Европе была связана с изменением климата. [36] Таким образом, только во Франции избыточный уровень смертности от этого события составил 15 000 смертей. [38]

Право на питание

[ редактировать ]

Это вытекает из статьи II МПЭСКП, согласно которой государства-участники Пакта должны максимально использовать имеющиеся ресурсы для достижения права на достаточное питание. [39] Изменение климата повлияет на все четыре основы продовольственной безопасности ; наличие, доступ, использование и стабильность. В докладе Специального докладчика по вопросу о праве на питание за 2008 год говорится, что способы выращивания продовольствия в мире должны подвергнуться радикальным изменениям, чтобы справиться с ростом населения и последствиями изменения климата, избегая при этом экологического коллапса. [40] Парижское соглашение признает основополагающий приоритет обеспечения продовольственной безопасности и особую уязвимость систем производства продуктов питания перед неблагоприятными последствиями изменения климата. [41] Статья 2 призывает к адаптации к неблагоприятным последствиям изменения климата и снижению выбросов парниковых газов таким образом, чтобы не ставить под угрозу производство продуктов питания. [41] В четвертом оценочном отчете МГЭИК прогнозируется, что производство продовольствия увеличится в средних и высоких широтах при повышении температуры на 1–3 °C, однако в более низких широтах урожайность сельскохозяйственных культур снизится, что увеличивает риск отсутствия продовольственной безопасности в более бедных регионах. мира. [36] По оценкам Программы развития ООН , еще 600 миллионов человек столкнутся с недоеданием из-за изменения климата. [42] Это, вероятно, окажет особенно разрушительное воздействие на страны Африки к югу от Сахары. [43]

Право на воду

[ редактировать ]
Мальчик пьет из-под крана на объекте водоснабжения NEWAH WASH в Пуваре Шикхар, округ Удаяпур , Непал .

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ( КЭСКП ) отмечает, что право на воду является не только важнейшим условием выживания, но также и тем, что оно неразрывно связано с другими правами, такими как; жилье , достижимый уровень здоровья , достаточный уровень жизни и право на питание . [44] В Stern Review говорится, что люди сильнее всего почувствуют последствия изменения климата из-за изменений в структуре распределения воды по всему миру. [45] Те районы, которые уже испытывают засушливые условия, будут испытывать дальнейшее снижение доступности воды, при этом некоторые (но не все) климатические модели предсказывают сокращение годового стока до 30 процентов в Средиземноморском бассейне, некоторых частях южной Африки и Южной Африки. Америка — за повышение глобальной температуры на 2 °C, и 40–50 процентов — за повышение глобальной температуры на 4 °C. [1] говорится В пятом оценочном отчете МГЭИК , что риски, связанные с пресной водой, значительно возрастают с увеличением концентрации парниковых газов , а изменение климата в 21 веке, согласно прогнозам, приведет к значительному сокращению возобновляемых ресурсов поверхностных и подземных вод в большинстве засушливых субтропических регионов. [41]

Право на здоровье

[ редактировать ]

Статья 12 МПЭСКП определяет «право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». [46] Большинство национальных конституций тем или иным образом защищают право на здоровье, и оно широко охраняется в других международных и региональных документах. [47] Изменение климата приведет к усилению различий в состоянии здоровья между богатыми и бедными в разных частях мира. По оценкам Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ), с 1970 года изменение климата является причиной 150 000 смертей каждый год из-за увеличения заболеваемости диареей, малярией и недоеданием преимущественно в Африке и других развивающихся регионах. [1] Повышение глобальной температуры всего на 1 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем может удвоить ежегодную смертность от изменения климата (по данным ВОЗ). [45]

Право на безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду

[ редактировать ]
Эти деревья создают безмятежную красоту и кислород в нашей окружающей среде.

8 октября 2021 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию, признающую право человека на безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду – резолюцию 48/13. [6] [7]

Конкретные вопросы

[ редактировать ]

Смещение

[ редактировать ]

Потенциальная миграция, вызванная изменением климата, в настоящее время является одним из наиболее спорных последствий изменения климата. Исследования показывают, что изменение климата может привести к появлению от 50 до 200 миллионов новых внутренне перемещенных лиц и международных беженцев к 2100 году. [48] «Мегадельты» в Азии, Африке и на малых островах подвержены высокому риску наводнений и штормов, которые вызовут масштабное перемещение местного населения. [49] Миграция, вызванная изменением климата, либо повлияет, либо нарушит основные международные нормы в области прав человека.

Климатическая справедливость

[ редактировать ]

Вокруг концепции климатической справедливости для экологических мигрантов или «климатических беженцев» ведутся серьезные дискуссии. Эта концепция направлена ​​на то, чтобы заполнить пробел в правовом и политическом секторах для миллионов людей, которые не могут получить международную правовую защиту, поскольку этот источник миграции еще не включен в региональное и международное право. [50] В настоящее время не существует устоявшегося определения того, кого можно классифицировать как климатического беженца, поскольку оно еще не закреплено в международном праве. В 2014 году Сьего Алесана покинул небольшое островное развивающееся государство Тувалу из- за неопределенности вокруг неблагоприятных последствий изменения климата. [51] Тувалу находится на высоте всего 4,6 м над уровнем моря и сталкивается с непосредственной опасностью, создаваемой повышением уровня моря. Хотя последствия изменения климата были выдвинуты от имени Алесаны и его семьи, в основном это дело основывалось на гуманитарных соображениях. Однако Трибунал по иммиграции и защите заявил, что деградация окружающей среды, вызванная изменением климата, уже является характерной чертой жизни в Тувалу. [51] Хотя это решение не было основано на последствиях изменения климата, это не означает, что факторы, связанные с изменением климата, вообще не были приняты во внимание. [52] Международная организация по миграции предложила рабочее определение экологического мигранта: [53]

Экологические мигранты – это лица или группы лиц, которые преимущественно по причинам внезапного или постепенного изменения окружающей среды, отрицательно влияющего на их жизнь или условия жизни, вынуждены покинуть свои привычные дома или решают сделать это временно или навсегда, и которые переезжают внутри своей страны или за границу.

Пока не будет юридически обязательного определения того, что представляет собой экологический мигрант, будет трудно добиться истинного правосудия. Концепция климатической справедливости предполагает, что все права человека будут реализованы наиболее прозрачным образом, чтобы поддерживать базовые стандарты перед лицом неизвестных последствий, которые будут вызваны изменением климата. [50]

Конфликт

[ редактировать ]

Международная миротворческая организация International Alert называет 46 стран, в которых последствия изменения климата (включая нехватку воды , потерю пахотных земель, экстремальные погодные явления, сокращение вегетационного периода и таяние ледников) могут взаимодействовать с экономическими, социальными и политическими силами, создавая «высокий риск». насильственного конфликта». [54]

Коренные народы

[ редактировать ]

Коренные народы занимают уникальную позицию, когда дело доходит до дискуссий о том, какое влияние изменение климата окажет на население. Многие коренные народы ведут натуральный образ жизни, который, в свою очередь, серьезно нарушается из-за воздействия изменения климата. Во многих странах муниципальное право применяется к коренным народам по-разному, чем к остальному населению, что усложняет применение любых средств правовой защиты. [55] Изменение климата по-разному влияет на коренные народы не только из-за их физической и духовной связи с землей и водой, но и потому, что они обладают специализированными экологическими и традиционными знаниями, которые можно использовать для поиска наилучшей стратегии смягчения этих последствий. [56]

Органы ООН по правам человека определили , что права коренных народов особенно уязвимы к разрушительным последствиям изменения климата. [57] [58] Из-за изменения климата средства к существованию и культурная самобытность коренных народов оказались под угрозой во всем мире в Северной Америке, Европе, Латинской Америке, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе. Затронуто около 370 миллионов коренных жителей. [59]

Права детей

[ редактировать ]
Программа по правам ребенка

Исследователи из Института зарубежного развития установили, что дети в Южной Азии могут быть особенно уязвимы к нарушениям прав человека после климатических катастроф. К ним могут относиться гендерное насилие, детский труд, распад семей и препятствия на пути их развития и обучения. Исследователи утверждают, что права ребенка редко занимают приоритетное место в политике по снижению риска бедствий или адаптации к изменению климата и что политика адаптации к изменению климата должна адаптировать меры для решения важнейших аспектов прав ребенка, особенно защиты детей и образования. [60]

Разработка

[ редактировать ]

Учитывая, что многие из беднейших граждан мира напрямую или частично зависят от окружающей среды, многие международные агентства по развитию рассматривают изменение климата и развитие как «неразрывно связанные между собой». [61] [62] [63]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Стивен Хамфрис, изд. (2010). Права человека и изменение климата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-511-76998-6 . OCLC   652432164 .
  2. ^ «Новый доклад ООН подробно описывает связь между изменением климата и правами человека» . ООН Окружающая среда . 05.10.2017 . Проверено 20 марта 2022 г.
  3. ^ «Отчет Совета по правам человека о его тридцать первой сессии. Предварительная неотредактированная версия» . Совет по правам человека . 22 июля 2016 г. Проверено 17 августа 2022 г.
  4. ^ Раджамани, Лаванья (26 июня 2019 г.). «Интеграция прав человека в климатическую архитектуру Парижа: конкуренция, контекст и последствия» . Климатическое право . 9 (3): 180–201. дои : 10.1163/18786561-00903003 . ISSN   1878-6553 . S2CID   199289341 .
  5. ^ «ДО6 Изменение климата 2022: последствия, адаптация и уязвимость — МГЭИК» . Проверено 20 марта 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Право на чистую и здоровую окружающую среду: 6 вещей, которые нужно знать» . Новости ООН . 15 октября 2021 г. Проверено 3 ноября 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б "a/hrc/48/l.23/rev.1" . undocs.org . Проверено 9 ноября 2021 г.
  8. ^ «Петиция в Межамериканскую комиссию по правам человека с просьбой о возмещении ущерба от нарушений, возникших в результате глобального потепления, вызванного действиями и бездействием Соединенных Штатов» (PDF) . Приполярный совет инуитов . 7 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2013 г. . Проверено 25 апреля 2012 г.
  9. ^ Зиг, Ричард (2 марта 2007 г.). «В Международной комиссии инуиты хотят увидеть изменения в политике США по глобальному потеплению» . Архивировано из оригинала 1 июля 2010 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
  10. ^ Лимон, Марк (2009). «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА: ПОДГОТОВКА ОБОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ» (PDF) . Гарвардский обзор экологического права . 33 (2): 439–476 . Проверено 25 апреля 2012 г.
  11. ^ «Декларация Мале о человеческом измерении глобального изменения климата» (PDF) . Центр международного экологического права . 14 ноября 2007 г.
  12. ^ «Резолюция СПЧ ООН 7/23, Права человека и изменение климата» (PDF) . Управление Верховного комиссара по правам человека . 28 марта 2008 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Резолюция СПЧ ООН 10/4, Права человека и изменение климата» (PDF) . Управление Верховного комиссара по правам человека . 25 марта 2009 г.
  14. ^ «A/HRC/RES/18/22 Права человека и изменение климата» . Объединенные Нации . 30 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ «Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о взаимосвязи между изменением климата и правами человека» (PDF) . Объединенные Нации . 15 января 2009 г. A/HRC/10/61. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2011 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
  16. ^ «Исследование УВКПЧ о взаимосвязи между изменением климата и правами человека: полученные материалы и справочные документы» . Проверено 25 апреля 2012 г.
  17. ^ См. «Отчет» (PDF) . Объединенные Нации . Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2011 года . Проверено 25 апреля 2012 г. , д.8, в 15-22.
  18. ^ «Дополнение, Часть вторая: Действия, принятые Конференцией Сторон на ее шестнадцатой сессии». Отчет Конференции Сторон о работе ее шестнадцатой сессии, проходившей в Канкуне с 29 ноября по 10 декабря 2010 г. (PDF) . Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Отчет). 15 марта 2011 г.
  19. ^ «Решение 1/CP.16, Канкунские соглашения: результаты работы Специальной рабочей группы по долгосрочным мерам сотрудничества согласно Конвенции». Отчет Конференции Сторон о работе ее шестнадцатой сессии, проходившей в Канкуне с 29 ноября по 10 декабря 2010 г. (PDF) . Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Отчет). 15 марта 2011 г.
  20. ^ «Резолюция СПЧ ООН 19/10, Права человека и окружающая среда» (PDF) . Объединенные Нации . 19 апреля 2012 г.
  21. ^ Доклад независимого эксперта по вопросу обязательств в области прав человека, касающихся пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой (PDF) . Организация Объединенных Наций (Отчет). 24 декабря 2012 г. A/HRC/22/43.
  22. ^ «Заявление мандатариев специальных процедур Организации Объединенных Наций по случаю Дня прав человека, Женева, 10 декабря 2014 г.» . Управление Верховного комиссара по правам человека . Проверено 5 сентября 2017 г.
  23. ^ «Резолюция СПЧ ООН 28/11, Права человека и окружающая среда» (PDF) . Объединенные Нации . 7 апреля 2015 г.
  24. ^ «COP21: «Обязательства государств по правам человека включают изменение климата» – эксперт ООН» . Управление Верховного комиссара по правам человека . Проверено 5 сентября 2017 г.
  25. ^ Джон Х. Нокс (1 февраля 2016 г.). «Доклад Специального докладчика по вопросу обязательств в области прав человека, касающихся пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой». ССНН   2729611 .
  26. ^ «Принятие Парижского соглашения» (PDF) . Рамочная конвенция ООН об изменении климата . 12 декабря 2015 г. FCCC/CP/2015/L.9/Rev.1.
  27. ^ Бирни, Патрисия В. (2009). Международное право и окружающая среда . Бойл, Алан Э., Редгуэлл, Кэтрин. (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198764229 . OCLC   271647969 .
  28. ^ Jump up to: а б МакИнерни-Лэнкфорд, Шивон Элис; Дэрроу, Мак; Раджамани, Лаванья (2011). Права человека и изменение климата: обзор международно-правовых аспектов . Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. ISBN  9780821387207 . OCLC   724352139 .
  29. ^ « Климатический апартеид»: эксперт ООН говорит, что права человека могут не выжить» . Хранитель . 25 июня 2019 г. Проверено 28 августа 2022 г.
  30. ^ Jump up to: а б «Миру грозит риск «климатического апартеида», еще 120 миллионов человек живут в нищете: эксперт ООН» . Новости ООН . 25 июня 2019 г. Проверено 28 августа 2022 г.
  31. ^ См. Декларацию Мале, № 4; Резолюция КПЧ ООН 18/22, № 7; A/HRC/10/61, № 8; FCCC/CP/2010/7/Add.1, № 10.
  32. ^ «Права человека, изменение климата и трансграничное перемещение» . Группа универсальных прав . Проверено 10 февраля 2016 г.
  33. ^ «Международный пакт о гражданских и политических правах» (PDF) . Управление Верховного комиссара по правам человека . 23 марта 1976 года.
  34. ^ Jump up to: а б «Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о взаимосвязи между изменением климата и правами человека» (PDF) . Управление Верховного комиссара по правам человека . 15 января 2009 г. A/HRC/10/61.
  35. ^ «Каково определение глобального среднего уровня моря (GMSL) и его скорости?» . Группа исследования уровня моря Таможенного союза . Университет Колорадо. Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 г. Проверено 15 октября 2017 г.
  36. ^ Jump up to: а б с д Раджендра К. Пачаури; Энди Райзингер; и др., ред. (2007). Изменение климата 2007: Сводный отчет. Вклад рабочих групп I, II и III в Четвертый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата (PDF) . Женева: МГЭИК. Архивировано из оригинала (PDF) 17 января 2015 г.
  37. ^ Кристидис, Николаос; Стотт, Питер А.; Джонс, Гарет С.; Сиогама, Хидео; Нодзава, Тору; Лютербахер, Юрг (01 февраля 2012 г.). «Деятельность человека и аномально теплые сезоны в Европе» . Международный журнал климатологии . 32 (2): 225–239. Бибкод : 2012IJCli..32..225C . дои : 10.1002/joc.2262 . ISSN   1097-0088 . S2CID   129931524 .
  38. ^ Фуйе, А.; Рей, Г.; Лоран, Ф.; Павильон, Г.; Беллек, С.; Гиэннек-Жуйо, К.; Клавель, Дж.; Джоугла, Э.; Эмон, Денис (2006). «Избыточная смертность, связанная с волной жары в августе 2003 года во Франции» . Международные архивы гигиены труда и окружающей среды . 80 (1): 16–24. Бибкод : 2006IAOEH..80...16F . дои : 10.1007/s00420-006-0089-4 . ISSN   0340-0131 . ПМК   1950160 . ПМИД   16523319 .
  39. ^ «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» . УВКПЧ . 1966 г .: статьи 2(1), 11(1) и 23.
  40. ^ Де Шуттер, Оливье (8 сентября 2008 г.). «Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на питание; Повышение устойчивости: рамки прав человека для мировой продовольственной и пищевой безопасности» (PDF) . Управление Верховного комиссара по правам человека . А/HRC/9/23.
  41. ^ Jump up to: а б с Р.К. Пачаури; Л. А. Мейер, ред. (2014). Изменение климата, 2014 год: сводный отчет. Вклад рабочих групп I, II и III в Пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата (PDF) .
  42. ^ «Борьба с изменением климата: человеческая солидарность в разделенном мире» (PDF) . Отчет о человеческом развитии : 8. 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2021 г. Проверено 6 сентября 2017 г.
  43. ^ МЛ Пэрри; ОФ Канциани; Дж. П. Палутиков; Пи Джей ван дер Линден; CE Хэнсон, ред. (2007). Изменение климата, 2007 г.: последствия, адаптация и уязвимость. Вклад Рабочей группы II в Четвертый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата (PDF) . Издательство Кембриджского университета. п. 275.
  44. ^ «Замечание общего порядка № 15: Право на воду (статьи 11 и 12 Пакта)» (PDF) . Рефмир . 20 января 2003 года. E/C.12/2002/11.
  45. ^ Jump up to: а б «Суровый обзор экономических последствий изменения климата» . Обзор народонаселения и развития . 32 (4): 793–798. 01 декабря 2006 г. дои : 10.1111/j.1728-4457.2006.00153.x . ISSN   1728-4457 .
  46. ^ «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» . УВКПЧ . 1966.
  47. ^ МакИнерни-Лэнкфорд, Шивон; Дэрроу, Мак; Раджамани, Лаванья (2011). Права человека и изменение климата: обзор международно-правовых измерений . Публикации Всемирного банка. ISBN  9780821387207 .
  48. ^ Дочерти, Бонни; Тайлер Джаннини (2009). «Противостояние нарастающей волне: предложение по конвенции о беженцах, связанных с изменением климата» (PDF) . Гарвардский обзор экологического права . 33 : 349–403 . Проверено 25 апреля 2012 г.
  49. ^ «Перемещение, вызванное последствиями изменения климата: кто пострадает и каковы пробелы в нормативной базе по их защите? | Брукингский институт» . Брукингс . 16 февраля 2017 г. Проверено 16 февраля 2017 г.
  50. ^ Jump up to: а б Ману, Димитра; Болдуин, Эндрю; Куби, Даг; Мир, Аня; Торп, Тереза ​​М. (12 мая 2017 г.). Изменение климата, миграция и законодательство в области прав человека и перспективы политики . Лондон. ISBN  9781317222330 . OCLC   987699915 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  51. ^ Jump up to: а б «AD (Тувалу)» . Новозеландский институт правовой информации . 4 июня 2014 г. 501370 . Проверено 15 октября 2017 г.
  52. ^ « Возвращение к «климатическим беженцам»: более пристальный взгляд на решение Тувалу» . Вернон Рив . Архивировано из оригинала 4 октября 2017 г. Проверено 15 октября 2017 г.
  53. ^ «Определительные вопросы» . Международная организация по миграции . 29 января 2015 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
  54. ^ Смит, Дэн; Джанани Вивекананда (ноябрь 2007 г.). «Климат конфликта: связь между изменением климата, миром и войной» (PDF) . Международная тревога .
  55. ^ Абате, Рэндалл; Уорнер, Элизабет Энн Кронк, ред. (2013). Изменение климата и коренные народы: поиск средств правовой защиты . Челтнем, Великобритания: Эдвард Элгар. ISBN  9781783474172 . OCLC   811732784 .
  56. ^ Джеррард, Эмили (2008). «Изменение климата и права человека: проблемы и возможности для коренных народов». Юридический журнал Университета Нового Южного Уэльса . 31 .
  57. ^ «Изменение климата и коренные народы» . www.ohchr.org . Проверено 12 января 2021 г.
  58. ^ Хэмпсон, Франсуаза (13 июля 2004 г.). «Положение с правами человека коренных народов в штатах и ​​территориях, которым угрожает исчезновение по экологическим причинам» (PDF) . Управление Верховного комиссара по правам человека . E/CN.4/Sub.2/AC.4/2004/CRP.1.
  59. ^ Уильямс, Джей (01 мая 2012 г.). «Воздействие изменения климата на коренное население – последствия для культурных, духовных, экономических и юридических прав коренных народов». Международный журнал по правам человека . 16 (4): 648–688. дои : 10.1080/13642987.2011.632135 . ISSN   1364-2987 . S2CID   145663936 .
  60. ^ «Экстремальные климатические условия и права детей в Южной Азии: приоритет, которым пренебрегают» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2013 г. Проверено 12 января 2021 г.
  61. ^ «Интеграция изменения климата в развитие» (PDF) . Агентство США по международному развитию . Ноябрь 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2009 г.
  62. ^ Развитие и изменение климата: Стратегическая основа Группы Всемирного банка (PDF) . Всемирный банк (Отчет). 2008.
  63. ^ Ходай, Кишан (7 мая 2007 г.). «Изменение климата и право на развитие. Таяние гималайских ледников и будущее развития Тибетского нагорья» (PDF) . Периодический доклад Отдела подготовки докладов о человеческом развитии . Проверено 26 апреля 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2f8d709d425e49042b40da39e40c297__1713548040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/97/c2f8d709d425e49042b40da39e40c297.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human rights and climate change - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)