Экосистемная адаптация
Адаптация на основе экосистем ( EBA или EbA ) включает в себя широкий набор подходов к адаптации к изменению климата . Все они связаны с управлением экосистемами и их услугами с целью снижения уязвимости человеческих сообществ к последствиям изменения климата . Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) определяет EBA как «использование биоразнообразия и экосистемных услуг как часть общей стратегии адаптации, призванной помочь людям адаптироваться к неблагоприятным последствиям изменения климата ». [1] [2]
EbA предполагает сохранение , устойчивое управление и восстановление экосистем , таких как леса , луга , водно-болотные угодья , мангровые заросли или коралловые рифы, чтобы уменьшить вредное воздействие климатических опасностей, включая изменение характера или уровней осадков, изменения максимальных и минимальных температур, более сильные штормы, и все более изменчивые климатические условия. Меры EbA могут быть реализованы сами по себе или в сочетании с инженерными подходами (такими как строительство водохранилищ или дамб), гибридными мерами (такими как искусственные рифы ) и подходами, которые укрепляют возможности отдельных лиц и учреждений по борьбе с климатическими рисками (такими как как внедрение систем раннего предупреждения ).
Совместное планирование ученых, политиков и членов сообщества является важным элементом экосистемной адаптации. Опираясь на опыт сторонних экспертов и местных жителей, EbA стремится разработать уникальные решения уникальных проблем, а не просто копировать прошлые проекты. [2]
EbA является частью более широкой концепции природных решений и дополняет и имеет общие элементы с широким спектром других подходов к повышению устойчивости социально-экологических систем . [3] Эти подходы включают адаптацию на уровне сообществ, снижение риска стихийных бедствий на основе экосистем , климатически оптимизированное сельское хозяйство и зеленую инфраструктуру , и часто делают акцент на использовании совместных и инклюзивных процессов и взаимодействии сообщества/заинтересованных сторон . Концепция EbA продвигалась через международные форумы, включая процессы Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и КБР. Ряд стран прямо ссылаются на EbA в своих стратегиях по адаптации к изменению климата и своих определяемых на национальном уровне вкладах (NDC) в соответствии с Парижским соглашением . [4]
Несмотря на то, что барьеры на пути широкого внедрения EbA со стороны заинтересованных сторон государственного и частного сектора и лиц, принимающих решения, являются существенными, сотрудничество, направленное на более глубокое понимание потенциала EbA, хорошо развито среди исследователей, защитников и практиков из групп охраны природы и устойчивого развития. EbA все чаще рассматривается как эффективное средство решения взаимосвязанных проблем изменения климата и бедности в развивающихся странах, где жизнь и средства к существованию многих людей зависят от природных ресурсов. [5]
Обзор
[ редактировать ]Экосистемная адаптация (EbA) описывает различные подходы к адаптации к изменению климата , каждый из которых предполагает управление экосистемами с целью снижения уязвимости человеческих сообществ к воздействиям изменения климата, таким как ущерб от ураганов и наводнений, наносимый физическим активам, прибрежным эрозия, засоление ресурсов пресной воды и потеря продуктивности сельского хозяйства. EbA находится на стыке вопросов адаптации к изменению климата , социально-экономического развития и сохранения биоразнообразия (см. Рисунок 1).
Хотя экосистемные услуги всегда использовались обществом, термин «Адаптация на основе экосистем» был придуман в 2008 году Международным союзом охраны природы (МСОП) и его учреждениями-членами на Конференции ООН по изменению климата в 2008 году. [6] EbA было официально определено в 2009 году на конференции ООН по биологическому разнообразию. [1]
Адаптация к опасностям изменения климата
[ редактировать ]Здоровые экосистемы предоставляют важные экосистемные услуги , которые могут способствовать адаптации к изменению климата. Например, здоровые мангровые экосистемы обеспечивают защиту от последствий изменения климата, часто для некоторых из наиболее уязвимых людей в мире, поглощая энергию волн и штормовых нагонов, адаптируясь к повышению уровня моря и стабилизируя береговые линии от эрозии . EbA фокусируется на выгодах, которые люди получают от биоразнообразия и экосистемных услуг , а также на том, как эти выгоды можно использовать для управления рисками воздействия изменения климата. Адаптация к изменению климата особенно актуальна в развивающихся странах и многих малых островных развивающихся государствах , которые уже испытывают на себе наиболее серьезные последствия изменения климата, имеют экономику, которая очень чувствительна к потрясениям и имеет более низкую адаптационную способность.
Активное использование биоразнообразия и экосистемных услуг
[ редактировать ]EbA может включать широкий спектр мероприятий по управлению экосистемами, направленных на снижение уязвимости людей к опасностям изменения климата (таким как повышение уровня моря, изменение режима выпадения осадков и более сильные штормы) посредством использования природы. Например, меры EbA включают восстановление прибрежной среды обитания в таких экосистемах, как; коралловые рифы, мангровые леса и болота для защиты сообществ и инфраструктуры от штормовых нагонов ; агролесоводство для повышения устойчивости сельскохозяйственных культур к засухе или чрезмерным дождям; комплексное управление водными ресурсами , чтобы справиться с последовательными засушливыми днями и изменением режима выпадения осадков; и мероприятия по устойчивому управлению лесами для стабилизации склонов, предотвращения оползней и регулирования стока воды для предотвращения внезапных наводнений (см. Таблицу 1 и Рисунок 2).
Сопутствующие преимущества EbA
[ редактировать ]Сторонники внедрения EbA утверждают, что многие другие преимущества для людей и природы получаются одновременно. Эти взаимосвязанные выгоды включают улучшение здоровья человека, социально-экономическое развитие , продовольственную и водную безопасность , снижение риска стихийных бедствий , секвестрацию углерода и сохранение биоразнообразия . Например, восстановление таких экосистем, как леса и прибрежные водно-болотные угодья, может способствовать продовольственной безопасности и повышению уровня жизни за счет сбора недревесных лесных продуктов, поддержания функциональности водораздела и улавливания углерода для смягчения последствий глобального потепления. Восстановление мангровых экосистем может помочь повысить продовольственную безопасность и безопасность средств к существованию за счет поддержки рыболовства, а также снизить риск стихийных бедствий за счет уменьшения высоты и силы волн во время ураганов и штормов.
Реализация и примеры
[ редактировать ]Примеры мер и результатов EBA
[ редактировать ]Отдельные экосистемы могут предоставлять различные конкретные выгоды (или услуги) по адаптации к изменению климата. Наиболее подходящие меры EbA будут зависеть от местного контекста , состояния экосистемы и основной опасности изменения климата, которую необходимо устранить. В таблице ниже представлен обзор этих факторов, общих мер EbA и предполагаемых результатов.
Опасности изменения климата | Потенциальное воздействие на людей | Меры EBA по типам экосистем | Ожидаемые результаты |
---|---|---|---|
Неустойчивое количество осадков Наводнения Смена времен года Повышение температуры Засуха Экстремальная жара | Более высокие риски наводнений для людей и инфраструктуры; Снижение сельскохозяйственного (и животноводческого) производства; отсутствие продовольственной безопасности; Экономические потери и/или отсутствие безопасности; Угрозы здоровью и благополучию людей; Более высокий риск тепловых ударов Недостаток воды | Горы и леса:
Внутренние воды:
Сельское хозяйство и засушливые земли:
Городские районы:
| Улучшенное регулирование воды; Предотвращение эрозии; Улучшенная емкость хранения воды; Снижение риска наводнений; Улучшенное водоснабжение; Улучшенная емкость хранения воды; Адаптация к более высоким температурам;Буферизация тепловой волны |
Штормовые нагоны Циклоны Засоление Береговая эрозия | Более высокие риски наводнений для людей и инфраструктуры; Повышенный риск ураганов и циклонов для людей и инфраструктуры; Снижение сельскохозяйственного (и животноводческого) производства; отсутствие продовольственной безопасности; Экономические потери и/или отсутствие безопасности;Угрозы здоровью и благополучию людей;Недостаток питьевой воды | Морские и прибрежные:
| Уменьшение штормов и циклонов; Снижение риска наводнений; Улучшение качества воды;Адаптация к более высоким температурам |
Принципы и стандарты внедрения EBA
[ редактировать ]С момента развития концепции и практики EBA были разработаны различные принципы и стандарты, определяющие передовой опыт внедрения. [7] [8] Руководящие принципы, принятые КБР, основаны на этих усилиях и включают набор принципов, определяющих планирование и реализацию. [9] Принципы в целом сгруппированы в четыре темы:
- Повышение устойчивости и повышение адаптивного потенциала посредством вмешательств EBA;
- Обеспечение инклюзивности и справедливости в планировании и реализации;
- Учет множества пространственных и временных масштабов при разработке вмешательств EBA;
- Повышение эффективности и результативности EBA, например, за счет внедрения адаптивного управления, выявления ограничений и компромиссов, интеграции знаний коренных народов и местных сообществ.
Эти принципы дополняются гарантиями, которые представляют собой социальные и экологические меры, позволяющие избежать непредвиденных последствий EBA для людей, экосистем и биоразнообразия.
Также были разработаны стандарты, чтобы помочь практикам понять, какие вмешательства квалифицируются как EBA, включая элементы помощи людям в адаптации к изменению климата, активное использование биоразнообразия и экосистемных услуг, а также участие в общей стратегии адаптации. [8] Проблемы
Хотя интерес к экосистемной адаптации вырос, а метаанализ тематических исследований демонстрирует эффективность и экономическую эффективность вмешательств EbA, [5] существуют признанные проблемы, которые следует решить или рассмотреть, чтобы активизировать внедрение этого подхода. К ним относятся:
Потенциальные ограничения экосистемных услуг в условиях меняющегося климата. Одной из задач, стоящих перед EbA, является определение пределов и пороговых значений, за которыми EbA может не принести преимуществ по адаптации, а также определения степени, в которой экосистемы могут предоставлять экосистемные услуги в условиях меняющегося климата. [10] [11]
Трудности в мониторинге, оценке и создании доказательной базы для эффективной EbA. Путаница в отношении того, что означает адаптация на основе экосистем, привела к появлению множества различных методологий, используемых для оценок, а отсутствие последовательных и сопоставимых количественных показателей успеха и неудач EbA затрудняет аргументацию в пользу EbA с социально-экономической точки зрения. [11] [12] Исследования EbA также в значительной степени опирались на западные научные знания без должного учета местных и традиционных знаний. [12] Кроме того, может быть сложно реализовать план мониторинга и оценки из-за потенциально длительных сроков, необходимых для наблюдения за воздействием EbA.
Управление и институциональные ограничения. Поскольку EbA является многосекторальной политической проблемой, проблемы управления и планирования огромны. [11] Частично это связано с тем, что в EbA участвуют как сектора, управляющие экосистемами, так и те, которые получают выгоду от экосистемных услуг. [11]
Экономические и финансовые ограничения. Общие макроэкономические соображения, такие как экономическое развитие, бедность и доступ к финансовому капиталу для реализации вариантов адаптации к изменению климата, являются факторами, способствующими возникновению ограничений, препятствующих более широкому внедрению EbA. [11] Государственное и многостороннее финансирование проектов EbA до сих пор осуществлялось через Международную климатическую инициативу Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии, Глобальный экологический фонд, Зеленый климатический фонд, Европейский Союз, Департамент международных отношений. Развитие правительства Соединенного Королевства, Шведского агентства по международному сотрудничеству в области развития и Датского агентства международного развития, а также других источников.
Социальные и культурные барьеры. Явным фактором, ограничивающим EbA, является различное восприятие рисков и культурные предпочтения в отношении конкретных типов подходов к управлению, например, культурные предпочтения в отношении того, как должен выглядеть конкретный ландшафт. [11] Потенциальные заинтересованные стороны могут иметь негативное представление об определенных типах стратегий EbA. [13]
Политические рамки
[ редактировать ]Несколько международных политических форумов признали многочисленные роли, которые экосистемы играют в предоставлении услуг и решении глобальных проблем, в том числе связанных с изменением климата, стихийными бедствиями, устойчивым развитием и сохранением биоразнообразия.
Политика изменения климата
[ редактировать ]Парижское соглашение прямо признает роль природы в оказании помощи людям и обществам в борьбе с изменением климата, призывая все стороны признать «важность обеспечения целостности всех экосистем, включая океаны, и защиты биоразнообразия, признанного некоторыми культурами Матерью-Землей». ; его статьи включают несколько ссылок на экосистемы, природные ресурсы и леса.
Эта идея воплотилась в национальные намерения на высоком уровне, как показал сравнительный анализ определяемых на национальном уровне вкладов (ОНВ), представленных в Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) странами, подписавшими Парижское соглашение. [14] [15] [16] РКИК ООН также установила процесс национального плана адаптации (НПД) как способ облегчить планирование адаптации в наименее развитых странах (НРС) и других развивающихся странах . Из-за более низкого уровня развития риски изменения климата усугубляют проблемы развития для НРС.
Политика снижения риска стихийных бедствий
[ редактировать ]Меры и вмешательства, применяемые в рамках EbA, часто тесно связаны или аналогичны тем, которые используются в рамках снижения риска стихийных бедствий на основе экосистем (Эко-СРБ). В Сендайской рамочной программе по снижению риска стихийных бедствий признается, что для усиления управления рисками стихийных бедствий и управления рисками стихийных бедствий и их снижения на глобальном и региональном уровнях важно «содействовать трансграничному сотрудничеству, чтобы обеспечить возможность политики и планирования для реализации подходов, основанных на экосистемах». что касается общих ресурсов, например, в речных бассейнах и вдоль береговой линии, для повышения устойчивости и снижения риска стихийных бедствий, включая риск эпидемий и перемещения населения».
Политика устойчивого развития
[ редактировать ]Цели устойчивого развития (ЦУР) представляют собой совокупность 17 глобальных целей, установленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2015 году. Биоразнообразие и экосистемы занимают видное место во многих ЦУР и связанных с ними задачах. Они непосредственно способствуют человеческому благополучию и приоритетам развития. Биоразнообразие находится в центре многих видов экономической деятельности, особенно тех, которые связаны с растениеводством и животноводством, лесным хозяйством и рыболовством. Во всем мире почти половина населения Земли напрямую зависит от природных ресурсов как источника средств к существованию, а многие из наиболее уязвимых групп населения напрямую зависят от биоразнообразия для удовлетворения своих повседневных потребностей в существовании. [17] Экосистемная адаптация предлагает потенциал для вклада в реализацию многочисленных ЦУР, включая цели, связанные с адаптацией к изменению климата ( ЦУР 13 ), ликвидацией бедности и голода (ЦУР 1 и 2), обеспечением средств к существованию и экономического роста ( ЦУР 8 ) и обеспечением жизни на основе экосистем. земля и жизнь под водой (ЦУР 14 и 15) и другие.
Политика сохранения биоразнообразия
[ редактировать ]Стратегический план по сохранению биоразнообразия на 2011–2020 годы и в Айти целевые задачи по сохранению биоразнообразия , принятые в рамках Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), направлены на то, чтобы остановить утрату биоразнообразия , чтобы обеспечить устойчивость экосистем и продолжать предоставлять основные услуги. Совсем недавно Конференция Сторон приняла добровольные руководящие принципы по разработке и эффективному осуществлению экосистемных подходов к адаптации и снижению риска бедствий. [9]
EbA и аналогичные подходы призывались к использованию в других политических рамках, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) и Рамсарскую конвенцию .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б КБР (2009). Соединение биоразнообразия и смягчения последствий изменения климата и адаптации: отчет второй специальной группы технических экспертов по биоразнообразию и изменению климата. Монреаль, Техническая серия № 41, 126 страниц.
- ^ Перейти обратно: а б «ebaflagship.org» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2015 года . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Коэн-Шачем, Э., Уолтерс, Г., Янзен, К. и Магиннис, С. (ред.) (2016). Природные решения для решения глобальных социальных проблем. Гланд, Швейцария: МСОП. xiii + 97стр.
- ^ Седдон, Н., Хоу-Джонс, X., Пай, Т., Рид, Х., Роу, Д., Маунтин, Д. и Ризви, А.Р. (2016). Адаптация на основе экосистемы: беспроигрышная формула устойчивости в условиях потепления в мире? Брифинг МИЭР. Лондон: Международный институт окружающей среды и развития.
- ^ Перейти обратно: а б Рид, Х. и др. (2019). Эффективна ли адаптация на основе экосистем? Результаты и уроки, извлеченные из 13 проектных площадок. В печати.
- ^ РКИК ООН. 2008. Идеи и предложения по элементам, содержащимся в пункте 1 Балийского плана действий. Материалы от межправительственных организаций. Приложение. FCCC/AWGLCA/2008/MISC.6/Add.2
- ^ Андраде, А., Кордова, Р., Дэйв, Р., Жиро, П., Эррера-Ф, Б., Манро, Р., Вергар, В. (2011). Проект принципов и руководящих указаний по интеграции экосистемных подходов к адаптации при разработке проектов и политики: документ для обсуждения. Получено из IUCN-CEM, CATIE, Турриальба, Коста-Рика.
- ^ Перейти обратно: а б FEBA (Друзья экосистемной адаптации) (2017). Обеспечение эффективности адаптации на основе экосистем: основа для определения квалификационных критериев и стандартов качества (технический документ FEBA, разработанный для UNFCCC-SBSTA 46). Бертрам М., Барроу Э., Блэквуд К., Ризви А.Р., Рид Х. и фон Шелиха-Давид С. (авторы). GIZ, Бонн, Германия, IIED, Лондон, Великобритания и МСОП, Гланд, Швейцария.
- ^ Перейти обратно: а б КБР (2018). Решение, принятое Конференцией Сторон Конвенции о биологическом разнообразии: 14/5 Биоразнообразие и изменение климата. CBD/COP/DEC/14/5.
- ^ Робертс Д., Бун Р., Дидерихс Н., Даувес Э., Говендер Н., Макиннес А. и др. (2012). Изучение адаптации на основе экосистем в Дурбане, Южная Африка: «обучение на практике» на угольном забое местного правительства. Окружающая среда. Городской. 24 (1), 167–195.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Налау Дж., Беккен С. и Б. Макки (2018). «Адаптация на основе экосистем: обзор ограничений». Экологическая наука и политика 89: 357-364.
- ^ Перейти обратно: а б Досвальд Н., Манро Р., Роу Д., Джулиани А., Кастелли И., Стивенс Дж. и др. (2014). Эффективность экосистемных подходов к адаптации: обзор доказательной базы. Клим. Дев. 6 (2), 185–201
- ^ Досвальд, Н. и Ости, М. (2011). Экосистемные подходы к адаптации и смягчению последствий: примеры передовой практики и уроки, извлеченные в Европе. БфН, Федеральное агентство охраны природы
- ^ Седдон, Н., Дэниелс, Э., Дэвис, Р., Харрис, Р., Хоу-Джонс, X и др. (в обзоре). Глобальное признание того, что экосистемы являются ключом к устойчивости человека в условиях потепления. Нат. Клим. Чанг.
- ^ Седдон Н., Эспиноза, М.Г., Хаулер, И., Герр, Д., Сенгупта, С. и Ризви, А.Р. (в печати). Решения, основанные на природе, и вклад, определяемый на национальном уровне: синтез и рекомендации по повышению амбиций и действий к 2020 году. Отчет, подготовленный МСОП и Оксфордским университетом.
- ^ «Платформа политики природных решений» . Оксфордский университет .
- ^ КБР (2016). Биоразнообразие и Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Техническая записка. Монреаль, 25 страниц.