Критика идеологии
Критика идеологии — понятие, используемое в критической теории , литературоведении и культурологии . Основное внимание уделяется анализу идеологии, содержащейся в культурных текстах, независимо от того, являются ли эти тексты произведениями массовой культуры или высокой культуры, философией или телевизионной рекламой. Эти идеологии могут быть выражены имплицитно или эксплицитно. Основное внимание уделяется анализу и демонстрации основных идеологических предположений текстов, а затем критике отношения этих работ. Важная часть критики идеологии связана с «подозрительным взглядом на произведения искусства и разоблачением их как инструментов угнетения». [1]
Терминология
[ редактировать ]Критика . идеологии имеет особое понимание «идеологии», отличное от политической точки зрения или мнений Это специализированное значение происходит от корня этого термина в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса . Для критики идеологии идеология — это форма ложного сознания . Идеология – это ложь о реальном положении дел в мире. По словам Рэймонда Уильямса, речь идет об «идеологии как иллюзии, ложном сознании, нереальности, перевернутой реальности». [2]
Немецкий философ Маркус Габриэль определяет идеологию как «любую попытку объективировать человеческий разум [...], чтобы искоренить его исторические измерения, превратить что-то исторически случайное, произведенное людьми, в некую естественную необходимость». [3] В работах Маркса и Энгельса идеология представляла собой ложное убеждение в том, что капиталистическое общество является продуктом человеческой природы, хотя на самом деле оно было навязано, часто насильственно, в определенных обстоятельствах, в определенных местах, в определенные исторические периоды.
Термин «критика» употребляется также в особом смысле. «Критика» происходит не как синоним критики, а от использования этого термина Иммануилом Кантом, что означало исследование структур, в которых мы живем, думаем и действуем. Критик идеологии в этом смысле — это не просто тот, кто выражает несогласие или неодобрение, но и тот, кто способен выявить истинные условия возможного существования веры. Поскольку условия постоянно меняются, показ того, что существование убеждения построено на простых условиях, неявно показывает, что они не вечны, естественны или органичны, а являются историческими, случайными и, следовательно, изменчивыми. Философ Франкфуртской школы Макс Хоркхаймер назвал теорию критической, если она направлена на «освобождение людей от обстоятельств, которые их порабощают». [4]
После Маркса
[ редактировать ]Не существует общепринятого определения или модели идеологии. Классическое марксистское определение идеологии — это ложная вера, возникшая из репрессивного общества , и ортодоксальное которое воспитывает своих граждан быть послушными работниками. Неудачи революций 1918 года , подъем сталинизма и фашизма , а также взрыв новой мировой войны привели к новому акценту на важности идеологии среди марксистов. Идеология была признана не просто ложью политико-экономического истеблишмента, а силой сама по себе. Вильгельм Райх , а позднее Франкфуртская школа дополнили теорию общества Маркса теорией субъекта Фрейда, отойдя от ортодоксального марксизма и ленинских традиций и заложив основы того, что позже стало называться «критической теорией».
Райх рассматривал подъем фашизма как выражение долго подавляемой сексуальности . Философ Франкфуртской школы Теодор Адорно в своем эссе «Индустрия культуры: Просвещение как массовый обман» написал, как массовые развлечения притупляют возможности освободительных действий, создавая и удовлетворяя ложные потребности.
Заинтересованные стороны любят объяснять культурную индустрию с точки зрения технологий. Они утверждают, что миллионы участников требуют процессов воспроизводства, которые неизбежно приводят к использованию стандартных продуктов для удовлетворения одних и тех же потребностей в бесчисленных местах. Техническая противоположность между небольшим количеством производственных центров и широко рассредоточенным приемом требует организации и планирования со стороны тех, кто контролирует ситуацию. Утверждается, что стандартизированные формы изначально были созданы из потребностей потребителей: именно поэтому они принимаются с таким небольшим сопротивлением. В действительности, цикл манипуляций и ретроактивных потребностей все сильнее объединяет систему. [5]
Адорно определяет рассуждения о спросе и предложении как идеологические. Это не просто ложное убеждение: это ложное мировоззрение или философия, которая позволяет поддерживать случайный исторический статус-кво, хотя и выглядит объективным и научным. Основная тема Франкфуртской школы заключается в том, что те способы мышления, которые поначалу носят освободительный характер, со временем могут стать идеологическими. [5]
См. также
[ редактировать ]- Бинарная оппозиция
- Имманентная критика
- Интерпелляция
- « Идеология и идеологические государственные аппараты ».
- Луи Альтюссер
- Возвышенный объект идеологии
- Славой Жижек
- Индустрия культуры
- Культурная гегемония
- Антонио Грамши
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рита Фельски (2004) «Роль эстетики в культурных исследованиях» в книге «Эстетика культурных исследований» (под ред. Майкла Берубе ). Молден, Массачусетс: Блэквелл, с. 30
- ^ Раймонд Уильямс (1988) Ключевые слова . Фонтана Пресс, с. 156.
- ^ Против нейрофетишизма | Лекция Маркуса Габриэля , получено 9 июля 2021 г.
- ^ «Критическая теория» , Arc.Ask3.Ru , 7 июля 2021 г. , получено 9 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Адорно, Теодор В. (26 августа 2016 г.). Диалектика просвещения . ISBN 978-1-78478-679-3 . OCLC 1023101131 .