Виртуальность (философия)
Виртуальность – это концепция с долгой историей в философии , наиболее известная из последних версий которой разработана французским мыслителем Жилем Делёзом . [1]
Обзор [ править ]
Делёз использовал термин «виртуальный» для обозначения аспекта реальности, который идеален, но, тем не менее, реален. Примером этого является значение или смысл предложения, которое не является материальным аспектом этого предложения (письменного или устного), но, тем не менее, является атрибутом этого предложения. [2] В «Бергсонизме » Делёз пишет, что «виртуальное» не противопоставляется «реальному», а противопоставляется «актуальному», тогда как «реальное» противопоставляется «возможному». [3] Делез отождествляет виртуальное, рассматриваемое как непрерывную множественность , с бергсоновской « длительностью »: «оно является виртуальным, поскольку оно актуализируется, в ходе актуализации оно неотделимо от движения его актуализации». [4]
Делез утверждает, что Анри Бергсон развил «понятие виртуального в высшей степени» и что он основал на нем всю свою философию. [5] И Анри Бергсон , и сам Делёз строят свою концепцию виртуального, ссылаясь на цитату, в которой писатель Марсель Пруст определяет виртуальность, память как «реальную, но не актуальную, идеальную, но не абстрактную». [ нужна ссылка ]
Прием [ править ]
Еще одно ключевое значение было выявлено Дени Бертье в его книге 2004 года «Размышления о реальном и виртуальном». [6] («Размышления о реальном и виртуальном»), основанные на использовании в науке ( виртуальный образ ), технике ( виртуальный мир ) и этимологии (происхождение от добродетели — латинское virtus) . [7] ). На том же онтологическом уровне, что и «возможные» (то есть идеально-возможные) абстракции, представления или воображаемые «фикции», действительно-реальный «материальный» или действительно-возможный «вероятный», «виртуальное» есть «идеальное». -настоящий". Это то, что не реально , но проявляет все качества реального — явно актуальным (т. е. не потенциальным) образом. Прототипический : оно уже здесь, независимо от того , случай — отражение в зеркале видим его или нет; оно не ждет какой-либо реализации. Это определение позволяет понять, что реальные эффекты могут исходить от виртуального объекта, так что наше восприятие его и все наше отношение к нему полностью реальны, даже если это не так. Это объясняет, как виртуальную реальность можно использовать для лечения фобий .
Брайан Массуми показывает политические последствия этого. По словам Массуми в «Притчах для виртуального» , [8] виртуальное — это нечто «недоступное для чувств» и его последствия можно ощутить. Далее его определение объясняет виртуальность с помощью топологической фигуры, в которой наложенные друг на друга кадры всех шагов ее трансформации создают виртуальное изображение. Его виртуальность заключается в том, что его невозможно увидеть или правильно изобразить на диаграмме, однако его можно изобразить в воображении.
Однако обратите внимание, что авторы, прежде всего, по-разному используют такие термины, как «возможный», «потенциальный» и «реальный», и по-разному соотносят виртуальное с этими другими терминами. Делёз считает действительным противоположность виртуального. Роб Шилдс утверждает, что противоположностью виртуального является материал, поскольку существуют и другие реальности, такие как вероятность (например, «риски» — это реальные опасности, которые еще не материализовались, но существует «вероятность» того, что они материализуются). [9] Среди делезианцев Александр Бард и Ян Сёдерквист даже утверждают (согласно Квентину Мейясу ) в книге «Процесс и событие» , что виртуальность должна быть отделена от потенциальности, и, следовательно, предполагают потенциал настоящего как связующее звено между виртуальным будущего и актуальным. прошлое.
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Дэниел Смит; Джон Протеви (14 февраля 2018 г.). «Жиль Делёз» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Пирсон, К. Анселл (1999). Зародышевая жизнь. Разница и повторение Делёза . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Делёз (1966, 96-98).
- ^ Делез (1966, 42-43, 81) и Делёз (2002a, 44).
- ^ Делёз (1966, 43).
- ^ Бертье, Дени (июнь 2004 г.). Размышления о реальном и виртуальном . Харматтан. ISBN 2-7475-6640-4 .
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» .
- ^ Брайан., Массуми (2002). Притчи для виртуального: движение, аффект, ощущение . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0822328828 . OCLC 48557573 .
- ^ Шилдс, Роб The Virtual Routledge 2003.
Источники [ править ]
- Делёз, Жиль . 1966. Бергсонизм . Пер. Хью Томлинсон и Барбара Хабберджам. Нью-Йорк: Зона, 1991. ISBN 0-942299-07-8 .
- ---. 2002а. Необитаемые острова и другие тексты 1953–1974 гг. Пер. Давид Лапужад. Эд. Майкл Таормина. Полутекст(д) Иностранные агенты сер. Лос-Анджелес и Нью-Йорк: Semiotext(e), 2004. ISBN 1-58435-018-0 .
- ---. 2002б. «Актуальное и виртуальное». В Диалогах II . Преподобный изд. Пер. Элиот Росс Альберт. Нью-Йорк и Чичестер: Columbia UP. 148-152. ISBN 0-8264-9077-8 .
- Кристин Буси-Глюксманн , Безумие видения: эстетика виртуального , Галилей, 2002 г.
- Массуми, Брайан . 2002. Притчи для виртуального: движение, аффект, ощущение . Постсовременные вмешательства сер. Дарем и Лондон: Duke UP. ISBN 0-8223-2897-6 .
- «Истоки виртуализма: интервью с Фрэнком Поппером, проведенное Джозефом Нечваталем », CAA Art Journal, весна 2004 г., стр. 62–77.
- Фрэнк Поппер , От технологического к виртуальному искусству , Leonardo Books, MIT Press, 2007
- Роб Шилдс , Виртуальный Рутледж, 2003.
- Роб Шилдс «Виртуальность», теория, культура и общество 23:2-3. 2006. стр. 284–86.