Jump to content

Резонанс (социология)

Резонанс — качество взаимоотношений человека с миром, предложенное Хартмутом Розой . Роза, профессор социологии , Йенского университета концептуализировала теорию резонанса в книге «Resonanz» (2016), чтобы объяснить социальные явления посредством фундаментального человеческого импульса к «резонансным» отношениям. [1]

Роза обрисовал причину нескольких кризисов современности в своей монографии о социальном ускорении и динамической стабилизации. [2] В этой монографии Роза выдвинула социальное ускорение как культурную логику современности и причину современного кризиса выгорания , экологических проблем и массового отчуждения . [3] Резонанс призван найти решение проблемы отчуждения, вызванного социальным ускорением в позднем Новом времени . [3] Он предполагает, что резонанс, нормативный опыт, в котором человек испытывает трансформационное, отзывчивое и аффективное отношение к миру, является решением крайностей отчуждения, вызванных современностью. [3]

Определение

[ редактировать ]

С целью теоретизирования социологии «добра» в диалектической противоположности отчуждению Роза дает следующее определение резонанса:

... своего рода отношение к миру, формируемое посредством аффектов и эмоций, внутреннего интереса и воспринимаемой самоэффективности, в которых субъект и мир взаимно затрагиваются и трансформируются.

Резонанс — это не эхо, а ответные отношения, требующие, чтобы обе стороны говорили своим голосом. Это возможно только там, где затрагиваются сильные оценки. Резонанс подразумевает аспект конститутивной недоступности.

Резонансные отношения требуют, чтобы и субъект, и мир были достаточно «закрытыми» или самосогласованными, чтобы каждый говорил своим собственным голосом, и в то же время оставались достаточно открытыми, чтобы на них могли влиять или достигать друг друга.

Резонанс – это не эмоциональное состояние, а нейтральный по отношению к эмоциональному содержанию режим отношений. Вот почему мы можем любить грустные истории. [3]

Резонансный член

[ редактировать ]

Акустический термин «резонанс» описывает отношения субъект - объект как вибрирующую систему, в которой обе стороны взаимно стимулируют друг друга. Однако, как и камертон , они не просто возвращают принятый звук, а говорят «своим голосом». По словам Розы, такие резонансные переживания влияют на реляционные способности субъектов и ощущение своего места в мире и преобразуются. Таким образом, негативный или отчужденный опыт – это опыт, которому не хватает резонанса и который обеспечивает то, что Рахель Джегги называет «отношением отсутствия отношений». [3] [4] Таким образом, резонанс — это способ подойти к вопросу успешных отношений между субъектом и миром в смысле «хорошей жизни», что знаменует собой значительный отход от критической теории, в первую очередь ориентированной на отношения отчуждения. [5]

Рука звучит на двух камертонах (слева).
В своей монографии Роза использует множество метафор, чтобы проиллюстрировать концепцию резонанса. Он сравнивает это с «проводом к миру» и сравнивает с феноменом двух камертонов, вибрирующих в гармонии, каждый из которых издает свой собственный отчетливый голос. [3]

Возможные точки отсчета таких резонансов повсеместны и описываются в четырех осях:

  • Горизонтальные резонансы имеют место между двумя (или более) людьми в любовных и семейных отношениях, дружбе или политическом пространстве.
  • Оси диагонального резонанса — это отношения с миром вещей и обычными занятиями, такими как учеба в школе или спортивные тренировки.
  • Вертикальные оси резонанса — это отношения к абстрактным онтологическим категориям, таким как природа, искусство, история или религия.
  • Недавнее четвертое дополнение к теории резонанса Розы — это ось самости, степень, в которой человек ощущает неотчужденное чувство связи со своим собственным телом и психикой. [6]

Например, горизонтальные отношения резонанса проявляются в отношениях между новорожденным и лицами, осуществляющими основной уход, благодаря чьему принятию или отклонению взаимодействий развиваются фундаментальные модели привязанности . Диагональные резонансы Роза передает через концепцию Райнера Марии Рильке «Пение вещей», которая передает ощущение призыва материальными вещами, такими как горы, произведения искусства или домашние вещи. [7] Ощущение себя частью природы, эпохи истории или момента поклонения объясняется резонансом вертикальной оси.

Во всех этих контекстах резонансные переживания соседствуют с молчаливыми или инструментальными мировыми отношениями, определяемыми ориентацией на доминирование и получение ресурсов, которые в первую очередь связаны с достижением полезной цели. [5] Например, горный тур, ориентированный на туристов, может быть либо резонансным опытом (как возможность столкнуться с красивой, но сложной прогулкой), либо более целенаправленным, инструментальным и, следовательно, «немым» опытом.

Фотография Бен-Невиса в ясный день. Ясное голубое небо, большая гора и очень зеленый лес.
Роза утверждает, что чисто эстетических, легкодоступных встреч с природой недостаточно для резонанса, заявляя, что «активные, даже воинственные и сопротивляющиеся отношения с природой», такие как сложный поход в горы, могут представлять собой скромные отношения с миром. [3]

Отношения, которые контролируют, враждебны или враждебны, приводят к «тихому», нерезонансному опыту. Роза утверждает, что большая часть потребительской культуры обещает резонанс, комментируя: « Купи себе резонанс ! Это неявная песня сирены почти всех рекламных кампаний и коммерческих предложений». Однако попытка контролировать переживание резонанса в конечном итоге приводит к его подавлению, инструментализации. Роза утверждает, что медиопассивность, когда субъект не является полностью активным или пассивным в переживании, допускает достаточную неконтролируемость для возникновения резонанса. [8] [9] Еще одной предпосылкой установления резонансов являются сильные оценки субъекта, которые придают объекту значимость, выходящую за рамки желания или привлекательности.

Если сделать попытку очертить как резонанс то, что люди ищут и чего жаждут в своем сокровенном существе, то это ни в коем случае не воспринимается как постоянное состояние, которое может быть установлено, но всегда как избирательный, сиюминутный успех или самотрансформация, которая выделяется. на фоне мира преимущественно молчаливого, инструментального. Таким образом, резонанс в этом смысле по существу характеризуется тем, что он не может быть создан систематически и намеренно, но в конечном итоге недоступен. Тем не менее, Роза призывает к институциональным реформам, направленным на резонанс и избегающим видов экстрактивной инструментальной деятельности, вызывающей отчуждение. [1]

Социальная теория

[ редактировать ]

Как социологическая теория, теория резонанса занимается социальными условиями, которые способствуют или препятствуют успешным мировым отношениям. Условия современности создали то, что он называет социальным ускорением, подходом ко времени, направленным на увеличение ресурсов и инноваций в максимально короткие сроки. [2] Это приводит к логике роста, которая требует постоянного продолжения совершенствования и умножения ресурсов. Это сопровождается растущим давлением ускорения: чтобы сохранить статус-кво в современном обществе, общества должны постоянно увеличивать количество услуг, инноваций и возможностей материального производства. Роза считает этот режим динамической стабилизации определяющей характеристикой современности. [2] В то время как досовременные общества трансформируются адаптивно, т.е. в ответ на изменившиеся условия, современное общество практически определяется стремлением к непрерывной экономической, социальной и технологической трансформации. [10]

Картина Тёрнера «Дождь, пар и скорость». Очень свободный экспрессионистский стиль живописи передает поезд, мчащийся сквозь сильный дождь.
Тернера Роза использует «Дождь, пар и скорость» , чтобы визуализировать социальное ускорение современности, «явно видя попытку перевести динамизацию и фрагментацию опыта пространства и мира на новый формальный язык». [10]

Если нынешняя фаза позднего модернизма характеризуется высокой резонансной чувствительностью и ожиданием своих субъектов, то режим динамической стабилизации приводит к потере резонанса. Роза отмечает три существенных проявления нынешнего кризиса современности:

  • экологический кризис из-за быстрого извлечения ограниченных природных ресурсов, питающих неограниченное ожидание увеличения
  • политический кризис, возникающий из-за того, что демократические переговорные процессы слишком медленны, чтобы идти в ногу с ускоренными технологическими изменениями, что приводит к социальным изменениям, которые поэтому считаются неэффективными или устаревшими
  • психологический кризис испытуемых, подавленных ускорением и поэтому испытывающих выгорание

Таким образом, теория резонанса продолжает традицию критической теории от Маркса до Адорно , от Хоркхаймера до Хабермаса и Хоннета . [3] Он разделяет центральный вывод об отчуждении как препятствии на пути к успешной жизни, но пытается противопоставить этому позитивную контрконцепцию - концепцию резонанса. Хоннет, например, уже предпринял подобную попытку с концепцией признания. [11] Несмотря на критику расплывчатости понятия резонанса, Роза рассматривает его как универсальное понятие, включающее в себя такие понятия, как признание, справедливость или самоэффективность .

Политика

[ редактировать ]

Роза говорит, что «эта социология человеческих отношений с миром не преследует свою собственную политическую повестку дня». [3] Однако он утверждает, что резонанс может служить движущей силой политических дебатов, обеспечивая стандарт для действий. [3] Он перечисляет, например:

  • Сохранение резонансов в том, как мы взаимодействуем с миром природы. Например, проблематизирующие практики, такие как испытания на животных и массовое промышленное сельское хозяйство.
  • Признание труда ценным как сфера резонанса, а не просто экономический результат.
  • Школы превращаются в резонансные пространства, стремящиеся уменьшить отчуждение
  • Демократическое устройство, которое рассматривает демократию как инструмент «адаптивного преобразования государственных институтов, формирующих структур и общего жизненного мира и, таким образом, создает возможности для опыта подлинной коллективной самоэффективности». [3]

Хабермаса Роза находит некоторое созвучие между резонансом и концепцией коммуникативного действия . [12] [3] Однако он критикует Хабермаса за то, что он главным образом рассматривает «интерсубъективные резонансные отношения» и игнорирует отношения с миром, вещами и нечеловеческими существами. [3] Более того, он предполагает, что Хабермас упускает из виду эстетические и эмоциональные отношения, наблюдаемые у Фромма, Маркузе и Адорно. Он находит больше соответствия в теории распознавания Хоннета, в которой:

…понимание направлено на внутреннее согласие и коммуникативное приспособление к Другим… признание в трёх формах любви/дружбы, юридического признания и социального уважения устанавливает три вида резонансных осей в социальном мире, которые позволяют людям ощущать себя уверенность, самоуважение и чувство собственного достоинства. [2]

Выступая за систему, которая подчеркивает плюрализм голосов и критикует логику эскалации, резонанс критикует как чрезмерную бюрократию , так и социальное ускорение. Роза выступает за политику, которая поможет добиться «смены парадигмы от логики эскалации к чувствительности к резонансу», предваряя это тем, что «это не означает, что на рынках нет места для конкуренции», но вместо этого необходимо усилить регулирование против «слепой эскалации». [3]

Розе приписывают поиск далеко идущих рамок для решения социальных проблем в вопросе, который резко контрастирует с критической теорией, которая смотрит на мир в негативных терминах, часто резюмируемой словами Адорно : «В мире нет правильной жизни». неправильный». [5] Подобную оценку теории резонанса как положительного продолжения критической теории можно найти у Анны Хенкель. [5] Миха Брумлик видит во всеобъемлющем сочетании междисциплинарных направлений завершение, но вместе с тем и конец критической теории, которая тем самым теряет свою «теоретически обоснованную непримиримость, холодно смотрящую на общество». С другой стороны, Брумлик утверждает, что этот всеобъемлющий вывод концепции резонанса из множества точек зрения и контекстов ошибочен, поскольку «резонанс» имеет почти произвольный эффект, которому не хватает концептуальной точности. [5] Брумлик заключает, что поэтому оно в конечном итоге непригодно в качестве базовой социально-философской концепции. [5]

Другие критики ссылаются на предполагаемое обращение Розы к интеллектуальному миру романтизма . [13] Роза действительно часто ссылается на чувствительность к резонансу, присущую романтизму, даже в сознательном противоречии рационалистическим концепциям, но в то же время видит опасность отстаивания романтизмом чисто субъективных эмоций вместо резонанса. [1] Таким образом, он скорее описывает продолжающееся влияние резонансных концепций романтизма в современности, не пропагандируя возврат к ним. [1]

В книге Розы утверждается, что социально-политический взгляд на конкретные решения оставляет желать лучшего, и он публично поделился своим недовольством путями пост-роста, предложенными в его оригинальной монографии. [3] [14] Несмотря на ссылки на предложения политических реформ, таких как всеобщий базовый доход и новые пилотные проекты в пост-ростовых экономиках, Роза не обязательно указывает прямой путь к этому:

Это сродни вопросу о том, как человечество смогло выйти из социальных формаций «средневековья» в современность. Оба случая включают в себя фундаментальную трансформацию отношений человечества с миром, которая приводит в движение одновременно субъективный и институциональный, культурный и структурный, когнитивный, аффективный и привычный уровни, без четкой отправной точки или однолинейного направления распространения. Однако изложенная здесь теория резонанса пытается предоставить небольшой строительный блок, по крайней мере, позволяющий снова воспринимать другую форму существования. [3]

Литературный теоретик Рита Фельски , одна из создателей посткритики , которая выступает за литературную теорию, выходящую за рамки герменевтики подозрений , прославила теорию резонанса как образовательный подход, включающий как критическую теорию , так и эстетическую оценку. [15] Фельски утверждает, что резонанс обеспечивает альтернативу параметрическим и инструментальным подходам к образованию, и приводит доводы в пользу образовательного опыта, который «говорит о силе интеллектуального взаимодействия ради самого себя», основанного на привязанности, очаровании и аффекте. [15]

Особый интерес вызывают идеи Розы в области исследований в области образования. Было опубликовано несколько исследований, исследующих возможность резонансных школьных структур и педагогики. [16] [17] [18] [19] [20]

  1. ^ Jump up to: а б с д Роза, Хартмут (2016). Резонанс. Социология мировых отношений . Берлин: Suhrkamp Verlag. ISBN  978-3-518-58626-6 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Роза, Хартмут (2013). Социальное ускорение: новая теория современности . Перевод Вагнера, Джеймса. Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-14835-1 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Роза, Хартмут (2019). Резонанс: социология наших отношений с миром . Перевод Вагнера, Джеймса. Политика.
  4. ^ Джегги, Рахель; Нойхаузер, Фредерик; Смит, Алан (26 августа 2014 г.). Отчуждение . Издательство Колумбийского университета. дои : 10.7312/Колумбия/9780231151986.001.0001 . ISBN  978-0-231-15198-6 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Брумлик, Миша. Резонанс, или: Конец критической теории . стр. 120–123.
  6. ^ Роза, Хартмут (2018). «Идея резонанса как социологическая концепция». Глобальный диалог . 8 (2): 41–44.
  7. ^ Шабассон, Дэниел С. (2015). «Английский перевод стихотворения Рильке «Я так боюсь народного слова «Народное слово» » . Учебные труды .
  8. ^ Роза, Хартмут Роза (2020). Неуправляемость мира . Политика.
  9. ^ Роза, Хартмут (2023). «Резонанс как медио-пассивная, освободительная и преобразующая сила: ответ моим критикам» . Журнал китайской социологии . 10 (1). дои : 10.1186/s40711-023-00195-4 .
  10. ^ Jump up to: а б Роза, Хартмут (2015). Ускорение: изменение структур времени в современности . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. ISBN  978-3-518-29360-7 .
  11. ^ Хоннет, Аксель (2012). Я в Мы: исследования по теории узнавания . Кембридж: Политическая пресса. ISBN  978-0-7456-5233-7 .
  12. ^ «Коммуникативная концепция действия» , Понимание Хабермаса: коммуникативное действие и совещательная демократия , Bloomsbury Academic, ISBN  978-1-4742-1321-9 , получено 30 апреля 2024 г.
  13. ^ Томя, Дитер (8 июля 2016 г.). Хартмут Роза: Социология с камертоном . ISSN   0044-2070 .
  14. ^ «Против агрессии: чудовищные и резонансные формы неуправляемости» . Ютуб . 28 ноября 2023 г., 1:23:30 . Проверено 23 января 2024 г.
  15. ^ Jump up to: а б Фельски, Рита (2020). «Резонанс и образование» . Журнал исследований и дискуссий . 3 (9). дои : 10.17899/on_ed.2020.9.2 . ISSN   2571-7855 .
  16. ^ Пруто, Франсуа; Этье, Рено; Валленхорст, Натанаэль (15 июня 2022 г.). «Критика, утопия и сопротивление: три функции педагогики резонанса в антропоцене» . Ежеквартальный журнал по научной педагогике . 98 (2): 202–215. дои : 10.30965/25890581-09703042 . ISSN   0507-7230 . S2CID   251428034 .
  17. ^ Фридендал, Стайн; Вещь, Одинокий Фриис (5 января 2023 г.). «Физика как резонанс? Роль физического воспитания в системе ускоренного образования» . Спорт, образование и общество : 1–13. дои : 10.1080/13573322.2022.2161502 . ISSN   1357-3322 . S2CID   255721204 .
  18. ^ Гёлльнер, Майкл; Хонненс, Иоганн; Крупп, Валери; Оравец, Лина; Шмид, Силке, ред. (2023). 44-й ежегодный том рабочей группы по исследованию музыкального образования: = 44-й ежегодник Немецкой ассоциации исследований в области музыкального образования . Исследования в области музыкального образования Исследования в области музыкального образования. Мюнстер, Нью-Йорк: Ваксманн. ISBN  978-3-8309-4764-6 .
  19. ^ Лопес-Дефлори, Камелия; Перрон, Амели; Миро-Боне, Маргалида (2023). «Социальное ускорение, отчуждение и резонанс: труды Хартмута Розы применительно к медсестринскому делу» . Сестринское дело . 30 (2): e12528. дои : 10.1111/nin.12528 . hdl : 20.500.13003/18260 . ISSN   1320-7881 . ПМИД   36115014 .
  20. ^ Шим, Сын Хван (08 декабря 2022 г.). «Резонанс как образовательный ответ на отчуждение и акселерацию в современном обществе» . Обзор образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе . дои : 10.1007/s12564-022-09814-0 . ISSN   1598-1037 . S2CID   254479780 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e248db4a6a9da1842da28851e1d0551__1714477860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/51/0e248db4a6a9da1842da28851e1d0551.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Resonance (sociology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)