Джафар аль-Садик
Джафар аль-Садик | |
---|---|
Джафар Аль-Садик | |
шестой шиитский имам | |
В офисе 732–765 | |
Предшественник | Мухаммад аль-Бакир |
Преемник | |
Персональный | |
Рожденный | в. 702 г. н. э. (ок. 83 г. хиджры ) [ 1 ] |
Умер | 765 [ 1 ] Медина, Аббасидский халифат | (63–64 года) 148 АХ
Место отдыха | Аль-Баки , Медина, современная Саудовская Аравия. 24 ° 28'1 ″ с.ш. 39 ° 36'50,21 ″ в.д. / 24,46694 ° с.ш. 39,6139472 ° в.д. |
Религия | Шиитский ислам |
Супруг |
|
Дети | Список |
Родители | |
Эра | Поздний Омейяд – ранний Аббасид |
Родословная | Ахль аль-Байт ( Хусейнид ) |
Другие имена | Джафар ибн Мухаммад ибн Али |
Старшая должность | |
Студенты |
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Джафар ибн Мухаммад ас-Садик ( арабский : مُحَمَّد ٱلصَّادِق , латинизированный : Джафар ибн Мухаммад аль-Хадик ; ок. 702–765 гг. Н. Э.) был мусульманским ученым- шиитом , юристом . и богослов . جَعْفَر بْن Двенадцатеричная ветви и исмаилитская шиитского ислама . [ 3 ] Известный под титулом аль-Садик («Правдивый»), Джафар был основателем Джафари школы исламской юриспруденции . Хадисы , записанные от ас-Садика и его предшественника Мухаммада аль-Бакира , считаются более многочисленными, чем все хадисы, сохранившиеся от исламского пророка Мухаммеда и других шиитских имамов, вместе взятые. [ 4 ] Среди других богословских вкладов он разработал доктрину насса (боговдохновенное обозначение каждого имама предыдущим имамом) и исмы (непогрешимость имамов), а также такию (религиозное притворство в условиях преследований). [ 1 ]
Аль-Садик также почитается мусульманами-суннитами как надежный передатчик хадисов . [ 5 ] [ 6 ] и учитель суннитских ученых Абу Ханифы и Малика ибн Анаса , однофамильцев Ханафи и Малики . школ юриспруденции [ 7 ] Аль-Садик также занимает видное место в инициатических цепочках многих суфийских орденов . [ 8 ] Ему приписывался широкий спектр религиозных и научных работ, хотя ни одного произведения, написанного ас-Садиком, не сохранилось. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ]
Джафар ас-Садик родился около 700 г. н. э., возможно, в 702 г. [ 1 ] Ему было около тридцати семи, когда его отец, Мухаммад аль-Бакир , умер после того, как назначил его следующим имамом. [ 11 ] [ 12 ] Будучи шестым шиитским имамом, Садик держался в стороне от политических конфликтов, охвативших регион. [ 13 ] [ 1 ] уклоняясь от просьб о поддержке, которые он получал от повстанцев. [ 14 ] [ 15 ] Он стал жертвой притеснений со стороны халифов Аббасидов и в конечном итоге, согласно шиитским источникам, был отравлен по наущению халифа аль-Мансура . [ 16 ] [ 4 ] Вопрос о преемственности после смерти ас-Садика разделил раннюю шиитскую общину. Некоторые считали, что следующим имамом будет его старший сын Исмаил аль-Мубарак , который умер раньше своего отца. Другие приняли имамат его младшего сына и брата Исмаила Мусы аль-Казима . Первая группа стала известна как исмаилиты , тогда как вторая, более крупная группа получила название Джафари или Двенадцать . [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Рождение и молодость
[ редактировать ]Джафар ибн Мухаммад ибн Али ас-Садик родился в Медине около 700 г. н.э., а в большинстве источников, по словам Глива, указывается 702 год. [ 1 ] Джафар был старшим сыном Мухаммада ибн Али аль-Бакира . [ 11 ] пятый шиитский имам , который был потомком Али ибн Аби Талиба , двоюродного брата и зятя Мухаммеда, и Фатимы , дочери Мухаммеда. Мать Джафара, Умм Фарва , была правнучкой первого рашидуна халифа- Абу Бакра . [ 17 ] [ 18 ] В течение первых четырнадцати лет своей жизни Джафар жил рядом со своим дедом Зейном аль-Абидином , четвертым шиитским имамом, и был свидетелем ухода последнего из политики. [ 19 ] и его ограниченные усилия на фоне народного призыва Мухаммада ибн аль-Ханафии . Джафар также отметил уважение, которое известные ученые Медины испытывали к Зейну аль-Абидину. [ 17 ] В доме матери Джафар также общался со своим дедом, Касимом ибн Мухаммадом ибн Аби Бакром , известным традиционалистом своего времени. В этот период правление Омейядов достигло своего пика, и детство ас-Садика совпало с растущим интересом жителей Медины к религиозным наукам и толкованиям Корана . После смерти Зейна аль-Абидина Джафар рано стал взрослым и участвовал в усилиях своего отца в качестве представителя семьи Мухаммеда ( Ахль аль-Байт ). [ 17 ] Джафар совершил ритуал хаджа вместе со своим отцом аль-Бакиром и сопровождал его, когда последний был вызван в Дамаск халифом Омейядов Хишамом для допроса. [ 5 ] [ 1 ]
При правителях Омейядов
[ редактировать ]Мусульманские историки часто описывают большинство правителей Омейядов как коррумпированных, нерелигиозных и вероломных. [ 20 ] Широкое политическое и социальное недовольство халифатом Омейядов было инициировано большой семьей Мухаммеда, которую мусульмане считали вдохновленными Богом лидерами в их религиозной борьбе за установление справедливости над нечестием. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Имамат ас-Садика распространялся на вторую половину халифата Омейядов, который был отмечен многими (часто шиитскими) восстаниями и в конечном итоге стал свидетелем насильственного свержения Омейядов Аббасидами, потомками дяди Мухаммеда по отцовской линии аль-Аббаса . [ 1 ] Ас-Садик в этот период поддерживал политику квиетизма своего отца и, в частности, не участвовал в восстании своего дяди Зайда , пользовавшегося поддержкой мутазилитов и традиционалистов Медины и Куфы . [ 24 ] Аль-Садик также не сыграл никакой роли в свержении Омейядов Аббасидами. [ 1 ] Его ответом на просьбу о помощи Абу Муслима , лидера повстанцев Хорасана , было сжечь свое письмо, сказав: «Этот человек не один из моих людей, на этот раз не мое». [ 14 ] [ 15 ] В то же время ас-Садик не выдвигал своих претензий на халифат, хотя и считал себя назначенным Богом лидером исламской общины ( уммы ). [ 25 ] [ 1 ] [ 26 ] Этот духовный, а не политический имамат ас-Садика сопровождался учением доктрины такия (религиозного притворства) для защиты шиитов от преследования со стороны суннитских правителей. [ 27 ] [ 25 ] [ 28 ] , в этот период ас-Садик спокойно преподавал в Медине и заработал значительную репутацию ученого По словам Момена . [ 11 ]
При правителях Аббасидов
[ редактировать ]Годы перехода от Омейядов к Аббасидам были периодом слабой центральной власти, позволявшей аль-Садику свободно преподавать. Таким образом, сообщается, что около четырех тысяч ученых учились у ас-Садика. [ 29 ] [ 11 ] [ 27 ] Среди них были Абу Ханифа и Малик ибн Анас , основатели Ханафи и Малики в суннитском исламе. юридических школ [ 30 ] [ 27 ] [ 31 ] [ 32 ] Василь ибн Ата , основатель школы мысли мутазилитов , также был среди его учеников. [ 16 ] [ 32 ] После свержения Омейядского халифата Аббасиды жестоко преследовали своих бывших шиитских союзников против Омейядов. [ 5 ] [ 33 ] [ 4 ] Поскольку они полагались на общественную симпатию к Ахль аль-Байт, чтобы прийти к власти, [ 34 ] Аббасиды считали ас-Садика потенциальной угрозой своему правлению. [ 5 ] [ 16 ] Будучи лидером политически спокойной ветви шиитов, [ 35 ] он был вызван аль-Мансуром в Багдад, но, как сообщается, смог убедить халифа позволить ему остаться в Медине, процитировав хадис: «Человек, который уезжает, чтобы зарабатывать на жизнь, достигнет своей цели, но тот, кто придерживается своей семьи продлит ему жизнь». [ 16 ] [ 36 ] Аль-Садик оставался пассивным в 762 году нашей эры по отношению к неудавшемуся восстанию своего племянника Мухаммада ан-Нафса аз-Закийи. [ 14 ] [ 16 ] [ 34 ] Тем не менее, он был арестован и допрошен аль-Мансуром и содержался под стражей в Самарре , недалеко от Багдада, прежде чем ему разрешили вернуться в Медину. [ 16 ] [ 4 ] [ 37 ] [ 5 ] Его дом был сожжен по приказу аль-Мансура, хотя он не пострадал. [ 36 ] и есть сообщения о многочисленных арестах и покушениях на его жизнь со стороны халифа. [ 28 ] [ 4 ] [ 38 ]
Имамат
[ редактировать ]Джафару ас-Садику было около тридцати семи лет, когда его отец аль-Бакир умер после того, как назначил его следующим шиитским имамом. [ 11 ] [ 12 ] Он занимал пост Имамата не менее двадцати восьми лет. [ 12 ] Его Имамат совпал с решающим периодом в истории ислама , поскольку он стал свидетелем свержения Аббасидами Омейядского халифата в середине 8-го века (661–750 гг. Н. Э.), а затем преследования Аббасидами своих бывших шиитских союзников против Омейяды. Руководство ранней шиитской общины также оспаривалось между ее различными фракциями. [ 5 ] [ 1 ] В этот период различные восстания Алидов против Омейядов, а затем и Аббасидов получили значительную поддержку среди шиитов. Среди лидеров этих движений были Зайд ибн Али (дядя ас-Садика), Яхья бин Зайд (двоюродный брат ас-Садика), Мухаммад ан-Нафс аз-Закия и его брат (племянники ас-Садика). [ 14 ] [ 25 ] [ 34 ] [ 39 ] , эти заявители считали имамат и халифат неразделимыми для установления верховенства справедливости По словам Джафри . [ 40 ] В частности, Зайд утверждал, что имамат может принадлежать любому потомку Хасана или Хусейна, который образован, набожен и восстает против тиранов своего времени. [ 41 ] [ 42 ] [ 21 ] Напротив, подобно своему отцу и деду, ас-Садик занял молчаливую позицию и держался в стороне от политики. [ 13 ] Он рассматривал имамата и халифат как отдельные институты до тех пор, пока Бог не сделает имама победителем. Этот Имам, который должен быть потомком Мухаммеда через Али и Фатиму, черпает свою исключительную власть не из политических притязаний, а из насса (боговдохновенного обозначения предыдущего Имама), а также наследует особые знания ( илм ), которые дают ему право на позиция. Аль-Садик не был автором этой теории имамата, которая уже была принята его предшественниками Зейном аль-Абидином и аль-Бакиром. [ 43 ] [ 1 ] Скорее всего, ас-Садик использовал внезапную политическую нестабильность для свободного распространения и развития шиитских учений, включая теорию имамата. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ а ]
Преемственность
[ редактировать ]После смерти Джафара ас-Садика его последователи распались, и самая большая группа, известная как « Двунадесятники» , последовала за его младшим сыном Мусой аль-Кадхимом . [ 1 ] Похоже также, что многие ожидали, что следующим имамом станет старший сын ас-Садика, Исмаил , который умер раньше своего отца. [ 28 ] Эта группа, которая позже сформировала исмаилитскую ветвь, либо считала, что Исмаил все еще жив, либо вместо этого приняла имамата сына Исмаила, Мухаммеда . [ 1 ] [ 16 ] Хотя двунадесятники и исмаилиты являются единственными существующими сегодня шиитскими сектами, [ 47 ] [ 48 ] в то время фракций было больше: некоторые последователи ас-Садика приняли имамата его старшего выжившего сына Абдуллы аль-Афтаха . [ 27 ] Сообщается, что несколько влиятельных последователей ас-Садика сначала последовали за Абдуллой, а затем перешли на сторону Мусы. [ 28 ] Поскольку позже Абдулла умер бездетным, большинство его последователей вернулись к Мусе. [ 27 ] Меньшая часть последователей ас-Садика присоединилась к другому его сыну, Мухаммаду ад-Дибаю , который возглавил неудачное восстание против халифа аль-Мамуна , после чего отрекся от престола и публично признал свою ошибку. [ 49 ] Последняя группа считала, что ас-Садик не умер и вернется как Махди , обещанный спаситель в исламе. [ 27 ]
Смерть
[ редактировать ]
Аль-Садик умер в 765 году нашей эры (148 году хиджры) в возрасте шестидесяти четырех или шестидесяти пяти лет. [ 1 ] [ 50 ] Его смерть в шиитских источниках связывается с отравлением по наущению аль-Мансура. [ 28 ] [ 5 ] По словам Табатабаи , после задержания в Самарре ас-Садику разрешили вернуться в Медину, где он провел остаток жизни, скрываясь, пока не был отравлен по приказу аль-Мансура. [ 4 ] Он был похоронен на кладбище аль-Баки , будучи одним из 4 имамов, похороненных на этом кладбище (другими имамами были Хасан ибн Али [ 51 ] , Али ибн Хусейн [ 52 ] и Мухаммад ибн Али [ 11 ] ), в Медине, и его могила была местом паломничества до 1926 года. Именно тогда ваххабиты под руководством Ибн Сауда , короля-основателя Саудовской Аравии , во второй раз завоевали Медину и разрушили все гробницы, кроме гробницы исламский пророк. [ 53 ] [ 5 ] [ 54 ] По словам Табатабаи, узнав о его смерти, аль-Мансур приказал губернатору Медины обезглавить наследника ас-Садика, будущего имама. Губернатор, однако, узнал, что ас-Садик выбрал четырех человек, а не одного, для исполнения своей воли: самого аль-Мансура, губернатора, старшего (выжившего) сына имама Абдуллу аль-Афтаха и Мусу аль-Казима, его младший сын. Таким образом, заговор Аль-Мансура был сорван. [ 55 ]
Семья
[ редактировать ]Аль-Садик женился на Фатиме, потомке Хасана , от которой у него было два сына, Исмаил (шестой исмаилитский имам) и Абдулла аль-Афтах . Он также женился на Хамиде Хатун, рабыне из Бербера или Андалусии, которая родила ас-Садику еще трех сыновей: Мусу аль-Казима (седьмого имама-двунадесятника), Мухаммада аль-Дибая и Исхака аль-Мутамина. [ 56 ] Она была известна как Хамида Чистая и уважалась за свои религиозные знания. Аль-Садик часто направлял других женщин учиться у нее принципам ислама. [ 57 ] Сообщается, что он похвалил ее: «Хамида очищена от всех примесей, как слиток чистого золота». [ 58 ] Говорят, что Исхак аль-Мутамин женился на Сайиде Нафисе , потомке Хасана . [ 59 ]
Предки Джафара ас-Садика |
---|
Взносы
[ редактировать ]После Али, [ 11 ] аль-Садик, возможно, самый известный религиовед дома Мухаммеда. [ 18 ] [ 12 ] [ 60 ] широко признанный авторитет в области исламского права, теологии, хадисов, а также эзотерических и оккультных наук. [ 5 ] Амир-Моэцци считает его, возможно, самым блестящим ученым своего времени. [ 61 ] а разнообразие (порой противоречивых) взглядов, приписываемых ас-Садику, позволяет предположить, что он был влиятельной фигурой в истории ранней исламской мысли, поскольку почти все ранние интеллектуальные фракции ислама (за исключением, возможно, хариджитов ) хотели включить ас-Садика в свой состав. Садика в свою историю, чтобы укрепить позиции своих школ. [ 6 ] Он цитируется в широком спектре исторических источников, включая работы ат-Табари , Якуби , аль-Масуди и Ибн Халликана . [ 18 ] [ 62 ] Эта популярность, однако, препятствовала попыткам ученых выяснить истинные взгляды ас-Садика. [ 6 ] Ряд религиозных и научных работ также носят имя ас-Садика, хотя ученые обычно считают их недостоверными. Кажется вероятным, что он был учителем, оставившим писать другим. [ 16 ] [ 6 ] [ 46 ] По словам Глива, наиболее обширный вклад ас-Садика был нанесен шиитам-двунадесятникам, что помогло им утвердиться в качестве серьезной интеллектуальной силы в период позднего Омейядов и раннего Аббасида. [ 6 ] Табатабай пишет, что количество традиций, оставленных ас-Садиком и его отцом аль-Бакиром, было больше, чем все хадисы, записанные от Мухаммеда и других шиитских имамов, вместе взятые. [ 4 ] Шиитская мысль продолжала развиваться на основе учений шиитских имамов, в том числе ас-Садика. [ 63 ] По словам Ризви , ас-Садик проповедовал против рабства. [ 64 ]
Учение об имамате
[ редактировать ]Вслед за своими предшественниками, Зейном аль-Абидином и аль-Бакиром, [ 43 ] [ 1 ] ас-Садик далее развил шиитскую доктрину имамата. [ 43 ] что стало отличительной чертой шиитских теологий двунадесятников и исмаилитов, [ 48 ] [ 65 ] но отвергнутый Зайдитами . [ 1 ] В этой доктрине имам является потомком Мухаммеда через Али и Фатиму, который черпает свою исключительную власть не из политических притязаний, а из насса , то есть богодухновенного обозначения предыдущего имама. [ 43 ] [ 1 ] Как преемник Мухаммеда, имам обладает всеобъемлющим мандатом светского и религиозного руководства исламским сообществом. [ 66 ] хотя эта доктрина рассматривает имамата и халифата как отдельные институты до тех пор, пока Бог не сделает имама победителем. [ 43 ] Имам также наследует от своего предшественника особые знания ( илм ), которые дают ему право на эту должность. [ 43 ] [ 1 ] Подобно Мухаммеду, [ 67 ] Имам считается непогрешимым благодаря этому уникальному знанию. [ 68 ] что также делает его единственным авторитетным источником для толкования откровения и руководства мусульман по правильному пути. [ 69 ] [ 39 ] Эта линия имамов в шиитском исламе восходит к Али, который стал преемником Мухаммеда по божественному указу. [ 70 ]
Юридическая школа Джафари
[ редактировать ]Закон в исламе – это всеобъемлющий свод постановлений, которые регулируют богослужение и ритуалы в дополнение к надлежащей правовой системе. [ 18 ] Опираясь на работу своего отца, [ 71 ] ас-Садика помнят как одноименного основателя юридической школы Джафари ( аль-Мадхаб аль-Джафари ), за которым следовали шииты-двунадесятники. [ 27 ] [ 5 ] [ 6 ] По словам Лалани, исмаилитская юриспруденция ( фикх ), систематизированная аль-Кади ан-Нуманом , также в первую очередь основана на большом корпусе утверждений, оставленных аль-Садиком и его отцом аль-Бакиром. [ 18 ] [ 1 ] Аль-Садик осудил современное использование мнений ( луч ), личных юридических рассуждений ( эйтехад ) и рассуждений по аналогии ( киас ) как попытки человека навязать закономерность и предсказуемость законам Бога. [ 6 ] [ 72 ] Он утверждал, что закон Божий случайен и непредсказуем и что мусульмане должны подчиняться непостижимой воле Бога, открытой имамом. Он также принял делегированную систему юридической власти: [ 6 ] Ас-Садику приписывают следующее: «Мы [имамы] должны устанавливать основополагающие правила и принципы ( усул ), а вы [ученые] должны выводить конкретные юридические постановления для реальных случаев». [ 73 ] Аналогичным образом, когда его спросили, как следует решать юридические споры внутри сообщества, ас-Садик назвал государственный аппарат злом ( тагут ) и призвал шиитов обращаться к «тех, кто передает наши [т.е. имамские] хадисы», потому что имамы «сделали такого судьей ( хакам ) над тобой». [ 6 ] Суннитская юриспруденция основана на трёх столпах Корана, практиках Мухаммада ( сунна ) и консенсусе ( иджма’ ), [ 74 ] тогда как юриспруденция шиитов-двунадесятников добавляет к этим столпам четвертый столп рассуждений ( акл ) во время затмения Махди . В шиитском исламе сунна также включает практики шиитских имамов. [ 75 ]
Учение о благочестии
[ редактировать ]Такия – это форма религиозного притворства. [ 28 ] где человек может скрыть свои убеждения под преследованием. [ 76 ] Такию представил аль-Бакир. [ 77 ] и позже ас-Садик выступал за защиту своих последователей от преследования в то время, когда аль-Мансур , халиф Аббасидов , вел жестокую кампанию против Алидов и их сторонников. [ 28 ] [ 76 ] Эта доктрина основана на стихе 16:106 Корана, где говорится, что гнев Божий ожидает отступника, «кроме тех, кто принужден, пока их сердца тверды в вере». [ 78 ] [ 76 ] По словам Амира-Моэцци, в ранних источниках такия означает «хранение или защита тайн учения имамов». [ 79 ] что иногда могло приводить к противоречивым традициям имамов. [ 79 ] [ 76 ] В таких случаях, если одно из противоречивых сообщений соответствует соответствующей суннитской доктрине, оно будет отклонено, поскольку имам должен был договориться с суннитами, чтобы избежать преследования себя или своей общины. [ 76 ] Армстронг предполагает, что такия также сводила к минимуму конфликты с теми религиозными учеными ( улемами ), которые не соглашались с шиитским учением. [ 80 ]
Свободная воля
[ редактировать ]По вопросу о предопределении и свободной воле, который в то время активно обсуждался, [ 81 ] аль-Садик последовал за своим отцом, изображая человеческую ответственность, но сохраняя самодержавие Бога. [ 18 ] утверждая, что Бог постановил некоторые вещи абсолютно, но оставил другие на усмотрение человека. [ 16 ] Этот компромисс, широко принятый впоследствии, [ 16 ] подчеркивается, когда ас-Садика спросили, заставляет ли Бог Своих слуг творить зло или Он делегировал им власть: он ответил отрицательно на оба вопроса и вместо этого предположил: «Благословения вашего Господа находятся между этими двумя». [ 6 ] Ас-Садик учил, что «Всевышний Аллах предопределил некоторые вещи для нас, и Он также установил некоторые вещи через наше посредство: то, что Он предписал для нас или от нашего имени, Он скрыл от нас, но то, что Он предписал через наше посредничество Он открыл нам. Поэтому нас не столько заботит то, что Он предписал для нас, сколько то, что Он предписал через наше посредничество». [ 81 ] Аль-Садику также приписывают утверждение, что Бог «не приказывает сотворенным существам делать что-то, не предоставляя им средств не делать этого, хотя они не делают этого или не делают этого без разрешения Бога». Аль-Садик заявил: «Тот, кто утверждает, что Бог приказал злу, солгал о Боге. Тот, кто утверждает, что ему приписывают и добро, и зло, солгал о Боге». [ 6 ] В своих молитвах он часто говорил: «Нет дела заслуг ни за себя, ни за другого, и во зле нет оправдания ни мне, ни другому». [ 46 ]
Толкование Корана
[ редактировать ]Аль-Садику приписывают то, что считается наиболее важным принципом оценки традиций: хадис следует отвергать, если он противоречит Корану, какие бы другие доказательства ни могли его поддержать. [ 81 ] [ 16 ] В своих книгах «Хакаек ат-Тафсир» и «Зиадат Хакаек ат-Тафсир» автор Абд-ар-Рахман Солами цитирует аль-Хадика как один из своих основных (если не основных) источников. [ 6 ] Говорят, что ас-Садик объединил внутренний и внешний значения Корана, чтобы достичь его новой интерпретации ( та'вил ). [ 18 ] Ас-Садику приписывается, что «Книга Бога [Коран] включает в себя четыре вещи: изложенное утверждение ( ибара ), подразумеваемый смысл ( ишара ), скрытые смыслы, относящиеся к сверхчувственному миру ( лата'). ij ) и возвышенные духовные доктрины ( хакаик ). Буквальное утверждение предназначено для простых верующих ( авамм ). Подразумеваемый смысл – это забота элиты. хавасс ). Скрытые смыслы принадлежат Друзьям Бога ( аулия' ). Возвышенные духовные доктрины - удел пророков ( анбия' ).» Эти замечания перекликаются с заявлением Али, первого шиитского имама. [ 82 ]
Просмотры
[ редактировать ]Значение Джафара ас-Садика в формировании ранней мусульманской мысли подтверждается тем фактом, что его имя используется в качестве ссылки в суфийских , научных, суннитских юридических, исмаилитских и гулатских кругах. Большинство из этих групп хотели использовать его наследие в своих целях. Однако традиция имамитов-шиитов является наиболее полным источником его учения. [ 6 ]
Шиитский ислам
[ редактировать ]В то время как сунниты уважают ас-Садика как передатчика хадисов и правоведа ( факих ), шииты считают его имамом и, следовательно, непогрешимым, и записывают его высказывания и действия в произведениях по хадисам и юриспруденции ( фикх ). В шиитских трудах Имамии его правовые постановления составляют наиболее важный источник закона Имамии. Фактически, правовая доктрина Имама называется юриспруденцией Джафари ( Мазхаб Джафари ) как имамитами, так и суннитами, чтобы указать на его юридический авторитет. [ 1 ] [ 83 ] Шииты считали ас-Садика единственным законным человеком, который мог представлять шариат в свое время и иметь власть управлять. [ 84 ] По мнению имамитов-шиитов, Джафар ас-Садик является шестым имамом, ответственным за превращение имамии в мощное интеллектуальное движение в эпоху позднего Омейядов и раннего Аббасида. [ 6 ] Ас-Садик представлен Якуби как одна из самых уважаемых личностей своей эпохи, добавляя, что ас-Садика было принято называть «ученым». [ 12 ] [ 81 ]
Суннитский ислам
[ редактировать ]Аль-Садик уважаем в суннитском исламе как юрист и главный преподаватель хадисов. [ 5 ] [ 6 ] который цитируется в нескольких иснадах (цепочках передач). [ 85 ] Среди его учеников были Абу Ханифа и Малик ибн Анас , основатели Ханафи и Малики в суннитском исламе. юридических школ [ 30 ] [ 27 ] [ 31 ] [ 32 ] По словам Джафри, известный суннитский юрист Малик ибн Анас цитировал ас-Садика так: «Правдивый ( сика ) Джафар ибн Мухаммад сам сказал мне, что…» (Аналогичное мнение сообщает Абу Ханифа . [ 12 ] ) Малик был учителем аш-Шафии . [ 86 ] который был, в свою очередь, учителем Ахмада ибн Ханбала . [ 87 ] Таким образом, было отмечено, что все четыре имама суннитского фикха прямо или косвенно связаны с Джафаром. [ 87 ] Василь ибн Ата , основатель школы мысли мутазилитов , также был среди учеников ас-Садика. [ 16 ] [ 32 ] Суннитский ученый ад-Захаби признает вклад аль-Садика в суннитскую традицию: [ 18 ] [ 62 ] а аль-Шахрастани , влиятельный суннитский историк, отдает аль-Садику высокую оценку его работы. [ 15 ] [ 35 ] [ 12 ] Существует также множество суннитских традиций, в которых ас-Садик и другие потомки Али ибн Аби Талиба отрицают какую-либо принадлежность к шиитам, хотя эти традиции, вероятно, возникли из-за более поздней суннитской пропаганды. [ 88 ]
суфизм
[ редактировать ]Аль-Садик занимает особое место среди суфийских орденов: [ 8 ] [ 18 ] с ас-Садиком связан ряд ранних суфийских деятелей; в суфийской литературе его хвалят за знание Тариката ( букв. « путь » ), и в суфийских кругах ему приписывают многочисленные высказывания и сочинения о духовном прогрессе. [ 8 ] также считают его главой суфийской линии святых и мистиков Суфийские писатели Абу Нуайм и Фарид ад-Дин Аттар . [ 18 ] [ 8 ] Аттар восхваляет ас-Садика как человека, «который больше, чем другие имамы, говорил о тарикате » , который «преуспел в написании сокровенных тайн и истин и был бесподобен в разъяснении тонкостей и тайн откровения». [ 8 ] Однако некоторые материалы, приписываемые ас-Садику в суфийской литературе, считаются апокрифическими. Среди прочих, шиит Мокаддас Ардабили таким образом отверг предполагаемые связи между ас-Садиком и суфизмом как попытку получить авторитет ас-Садика для суфийских учений. [ 8 ] Глив и Бауэринг предполагают, что «Тафсир аль-Коран» , «Манафе Совар аль-Коран» и «Кавасс аль-Коран аль-Азам», три мистических комментария к Корану, приписываемые ас-Садику, были написаны после его смерти, поскольку эти работы демонстрируют мастерство новейший лексикон мусульманского мистицизма. [ 6 ] С другой стороны, Тейлор уверен, что традиции толкования Корана, отредактированные мистиком Зу ан-Нун Мисри, можно проследить до Имама. [ 89 ] Учитывая привлекательность и влияние ас-Садика за пределами круга его шиитских сторонников, Алгар предполагает, что он, вероятно, сыграл некоторую роль в формировании суфизма. И Абу Нуайм, и Аттар рассказывают о нескольких встречах между ас-Садиком и современными протосуфиями, чтобы подчеркнуть его аскетизм ( зухд ). [ 8 ] В одной из встреч описывается, как Софьян Таври, известный юрист и аскет, позволил себе упрекнуть имама за его шелковую одежду только для того, чтобы имам показал под ней скромный белый шерстяной плащ, объяснив, что наряды предназначены для мужчин, а шерстяные плащ для Бога. Таким образом, Имам продемонстрировал первое и скрыл второе. [ 8 ] [ 90 ]
Ждать
[ редактировать ]
Одной из отличительных особенностей гулата является обожествление имама . Одна группа из них, называемая Муфавидда , проповедовала, что Бог дал Мухаммеду и имамам власть создавать и заботиться обо всем живом. [ 92 ] Многие шиитские традиции двунадесятников утверждают, что аль-Бакир и аль-Садик не обладали сверхъестественными способностями и не совершали приписываемых им чудес. [ 93 ] Несмотря на эти опровержения, ряд хадисов , содержащих концепции гулата, попали в сборники хадисов шиитов-двунадесятников. [ 93 ]
По мнению некоторых ранних ересиографов -имамитов , Абу аль-Хаттаб (умер в 755 г.) [ 94 ] утверждал, что он был выбран посланником ас-Садика и получил доступ к его скрытым доктринам. Похоже, что взгляды Абу аль-Хаттаба на божественность ас-Садика и его собственный статус как пророческого посланника Бога в конечном итоге привели ас-Садика отречься от него в 748 году. Его сторонников называли Хаттабийя . Более поздняя традиция двунадесятников отрицает любую связь между ас-Садиком и взглядами Абу аль-Хаттаба. [ 1 ]
Те же ересиографы-имамиты также утверждают, что аль-Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи (умер до 799 г.) и его последователи Муфаддалия также считали аль-Садика богом, а себя - его пророками. [ 6 ] Однако неясно, существовала ли когда-либо Муфаддалия . [ 95 ] а в двунадесятом хадисе аль-Муфаддал постоянно фигурирует как близкий товарищ Джафара ас-Садика и его сына Мусы аль-Казима, за исключением короткого периода опалы с Джафаром ас-Садиком из-за его склонностей к Хаттабийе . [ 92 ] Согласно традициям Двенадцати, аль-Муфаддал был даже назначен ас-Садиком для контроля над бесчинствами Хаттабии . [ 6 ] Тем не менее, статус аль-Муфаддала как близкого доверенного лица Джафара ас-Садика привел к тому, что более поздние авторы приписывали ему большое количество произведений, в том числе крупные гулатские произведения, такие как « Китаб аль-Хафт ва-л-азилла » (' Книга семи и теней») и Китаб ас-Сират («Книга Пути»). [ 95 ]
Работает
[ редактировать ]Большое количество религиозных книг носит имя ас-Садика как своего автора, но ни одну из них нельзя с уверенностью отнести к ас-Садику. [ 16 ] Было высказано предположение, что ас-Садик был писателем, который оставил писательскую работу своим ученикам. [ 83 ] [ 27 ] [ 9 ] В этом отношении некоторые из работ, приписываемых Джабиру ибн Хайяну ( ок. 850 – ок. 950 ), также претендуют на роль простого изложения учения ас-Садика. [ 83 ] [ 27 ] [ 9 ] Комментарий к Корану ( тафсир ), книга по гаданию ( Кетб аль-Джафр ), многочисленные проекты его завещания и несколько сборников юридических изречений входят в число работ, приписываемых ас-Садику. [ 1 ]
Экзегеза
[ редактировать ]Большинство дошедших до нас произведений, приписываемых ас-Садику, представляют собой комментарии ( тафсиры ) к Корану : В суфийских кругах ас-Садику приписывают ряд мистических толкований Корана, таких как Тафсир аль-Коран , Манафе Совар аль-Коран и Кавасс аль-Коран аль-Азам . [ 6 ] [ 5 ]
Другая приписываемая работа — это книга Джафра , мистический комментарий, который, по словам Ибн Халдуна, был написан ас-Садиком о скрытом ( батин ) значении Корана. [ 9 ] [ 5 ] [ 6 ] По словам Ибн Халдуна, эта книга была передана от ас-Садика и записана Харуном ибн Саидом аль-Иджли. [ 96 ]
Возможно, самым влиятельным мистическим толкованием, приписываемым ас-Садику, является « Хакаик ат-тафсир» , составленный Абу Абд ар-Рахманом ас-Сулами (ум. 330/942). Этот текст был впервые представлен современной науке Луи Массиньоном , а позже опубликован в критическом издании Полом Нвайей. [ б ] Другая версия была опубликована Али Зайуром. [ с ] Одной из выдающихся особенностей этой экзегезы является акцент на буквенном мистицизме. [ 56 ] [ 96 ] Это считается старейшим мистическим комментарием Корана после Сахля ат-Тустари . толкования [ 96 ]
Тафсир ан-Нухмани - еще одно толкование, приписываемое ас-Садику, которое он предположительно передал со слов Али от Мухаммеда . Этот трактат был составлен Мухаммадом ибн Ибрагимом ан-Нумани, также известным как Ибн Аби Зайнаб. Ученый 17-го века Мохаммад-Бакер Маджлеси записал это в своем «Бихар аль-Анвар» . Его краткое изложение также приписывают Двенадцати богословам Шарифу аль-Муртазе и было опубликовано под названием «Рисалат аль-мухкам ва-ль -муташабих». [ 96 ]
Тафсир аль-Имам ас-Садик - это еще один комментарий, приписываемый ас-Садику, о котором Ага Бозорг Тегерани упоминает в своей книге ад-Дхариа под названием « Тафсир аль-Имам Джафар бин Мухаммад ас-Садик» , и считается, что один из учеников Садика рассказал это от него. Фуат Сезгин называет это произведение «Тафсир аль-Коран» . Его копия под названием « Тафсир аль-Имам аль-Садик» , согласно каталогу Восточной библиотеки Банкипура , написана ан-Нухмани на основе высказываний ас-Садика. Этот комментарий составлен в соответствии с сурами Корана и охватывает только те слова Корана, которые требуют объяснения. Этот комментарий, являющийся разновидностью мистического комментария, касается как экзотерического (захир), так и эзотерического (батин) аспектов Корана. В основном речь идет о Боге и его отношениях с человечеством, а также о знании человеком Бога и отношениях между Мухаммедом и Богом. [ 96 ]
Таухид аль-Муфаддал
[ редактировать ]«Таухид аль-Муфадал» («Декларация аль-Муфаддала о единстве Бога»), также известная как « Китаб фи бад' аль-хальк ва-ль-хатс хала аль-и'тибар» («Книга о начале творения и Подстрекательство'), или Созерцание'). [ 97 ] представляет собой трактат девятого века, посвященный доказательству существования Бога , приписываемый финансовому агенту Джафара ас-Садика аль-Муфаддалу ибн Умару аль-Джуфи (умер до 799 г.). Работа представляет собой диалог между аль-Муфаддалом и Джафаром аль-Садиком, который является основным оратором. [ 95 ]
Как и большинство других работ, приписываемых аль-Муфадалу, « Таухид аль-Муфадал» на самом деле был написан более поздним анонимным автором, который воспользовался статусом аль-Муфаддала как одного из ближайших доверенных лиц Джафара ас-Садика, чтобы приписать свои собственные идеи прославленному Имаму . [ 98 ] Однако он отличается от других трактатов, приписываемых аль-Муфаддалу, отсутствием какого-либо содержания, которое было бы специфически шиитским по своей природе, - черта, которую он разделяет только с одним другим трудом Муфаддала - также имеющим дело с рациональным доказательством существования Бога - Китаб аль-Ихлиладжа («Книга плодов Миробалана »). Хотя оба они сохранены шиитским ученым 17-го века Мухаммадом Бакиром аль-Маджлиси (умер в 1699 г.), единственное, что связывает « Таухид аль-Муфадал» и « Китаб аль-Ихлиджа» с шиизмом в более общем плане, - это их приписывание Джа' далеко аль-Садик и аль-Муфаддал. На их содержание, по-видимому, влияет не шиитская доктрина, а мутазилизм , рационалистическая школа исламского спекулятивного богословия ( калам ). [ 95 ]
« Таухид аль-Муфадал» на самом деле представляет собой переработанную версию произведения, ошибочно приписываемого известному писателю-мутазилиту аль-Джахизу (ум. 868) под названием «Китаб ад-Далаил ва-ль-итибар алала аль-хальк ва-ль». - тадбир («Книга Доказательства и размышления о творении и управлении»). [ 99 ] И « Таухид аль-Муфадал» , и , » псевдоДжахиза «Китаб ад-Далаил вероятно, восходят к более раннему тексту 9-го века, [ 100 ] которую иногда называют Китаб аль-Фикр ва-л-итибар («Книга размышлений и созерцания»), написанную христианином-несторианцем 9-го века Джибрилем ибн Нухом ибн Аби Нухом ан-Насрани аль-Анбари. [ 101 ]
Телеологический аргумент в пользу существования Бога, использованный в « Таухид аль-Муфадал» , вдохновлен сирийской христианской литературой (особенно комментариями к «Гексамерону » ) и в конечном итоге восходит к эллинистическим моделям, таким как псевдоаристотелевское « De mundo» (« О Вселенной ») . , III/II века до н. э.) и стоическое богословие , записанное в » Цицерона (106–43 до н. э.) «Де натура деорум . [ 102 ]
Другие работы
[ редактировать ]Мисбах аш-Шариа и Мифтах аль-Хакика - еще одна работа, приписываемая ас-Садику. Речь идет о личном поведении, главы посвящены различным темам, таким как юридические интересы, перемежающиеся общими моральными вопросами, а также советы о том, как вести духовную жизнь и таким образом очистить душу. [ 6 ] , первый человек, который наткнулся на эту книгу в VII веке хиджры, Сайед ибн Тавус описал ее как сборник хадисов Джафара ас-Садика. Оно включает в себя предсказание будущих событий и страданий. [ 56 ] В «Знаниях об имамах» есть особая шиитская глава, в которой имена всех имамов (как до ас-Садика, так и после него) упоминаются во время обмена сообщениями между Мухаммедом и Салманом Персом . [ 6 ] Мохаммад Бакер Маджлеси считал, что эта работа была написана Шакиком аль-Балхи , который предположительно цитировал ее «одного из знающих людей», а не явно Джафара аль-Садика. [ 6 ] Несмотря на сомнения Маджлеси в ее подлинности, эта работа остается очень популярной как руководство по личному поклонению и стала предметом ряда комментариев видных шиитских и суфийских ученых. Он также был переведен на разные языки. [ 6 ] Ее рукопись имеется в библиотеке Готы . [ 56 ]
Существует также книга по толкованию снов, приписываемая ас-Садику и известная под названием Таксим аль-Ройа . Она идентична работе «Кетаб ат-таксим фи табир аль-Хольм» , авторство которой принадлежит Джафару ас-Садику. В этой книге Джафар ас-Садик интерпретирует восемьдесят различных типов сновидений, начиная от религиозных (сны о Боге, ангелах, пророках и имамах) и заканчивая мирскими (сны о мясе, жире и сыре). По словам Роберта Глива, не всегда ясно, можно ли рассматривать их как произведения, приписываемые Джафару ас-Садику, или как произведения, приписываемые Али ибн Аби Талибу , которые передаются через Джафара ас-Садика. С точки зрения шиитов, это не проблема, поскольку с религиозной точки зрения нет заметной разницы между знаниями одного имама и знаниями другого. [ 6 ]
«Китаб аль-Ихлиладжа» представлен как мнение ас-Садика, переданное через аль-Муфаддала. Работа якобы является ответом на просьбу аль-Муфаддала об опровержении атеистов. Джафар аль-Садик описывает свой собственный спор с индийским врачом-атеистом. Обсуждение происходило во время приготовления лекарственного средства на растительной основе миробалана (известного по-арабски как Ихлилай , отсюда и название работы). [ 6 ]
Шиитские ученики
[ редактировать ]Момен утверждает, что из нескольких тысяч студентов, которые, как утверждается, учились у ас-Садика, лишь немногие могли быть шиитами, учитывая, что ас-Садик не выдвигал открыто своих претензий к имамату. [ 11 ] Включены известные шиитские студенты аль-Садика.
- Хишам ибн аль-Хакам был знаменитым учеником ас-Садика, который предложил ряд доктрин, которые позже стали ортодоксальными в теологии Двенадцати, включая рациональную необходимость имама, направляемого Богом в каждую эпоху, чтобы учить и руководить Божьей общиной. [ 6 ]
- Абан ибн Таглиб был выдающимся юристом и традиционалистом и сподвижником ас-Садика в Куфе , а также Зейна аль-Абидина и аль-Бакира. Сообщается, что последний похвалил Абана: «Сидите в мечети Куфы и выносите народу юридические решения. Действительно, я бы хотел видеть среди своих шиитов таких, как вы». [ 103 ]
- Бурайд ибн Муавия аль-Иджли в Куфе был известным учеником аль-Бакира, а затем и аль-Садика, который позже стал ключевым авторитетом в шиитской юриспруденции ( фикх ). Аль-Бакир похвалил его (вместе с Абу Басиром Моради , Мухаммадом бин Муслимом и Зурарой) как достойного рая. [ 104 ]
- Абу Басир аль-Асади считался одним из полюсов интеллектуального руководства имамитской общины Куфы. Его имя включено в число шести сподвижников аль-Бакира и ас-Садика, хадисы, рассказанные любым из них, многими шиитскими учеными считаются достоверными. Некоторые считают Абу Басира аль-Моради одним из этих шести человек вместо Абу Басира аль-Асади. [ 105 ] [ 106 ]
- Абу Басир Моради , известный шиитский юрист ( факих ) и традиционалист, был еще одним соратником аль-Бакира и аль-Садика. Считается, что Аль-Садик сказал Моради, Зураре, Бурайду и Мухаммаду ибн Муслиму, что без них пророческие хадисы были бы утеряны. [ 104 ]
- Абу Джафар Мухаммад ибн Али ибн Нуман, известный как Мумин ат-Так, был выдающимся богословом в Куфе и преданным последователем аль-Бакира и аль-Садика, чьи дебаты об имамате известны. Китаб аль-Имама и Китаб аль-Радд алла аль-Муазила фи Имамат аль-Мафдул входят в число его работ. [ 107 ]
- Зурара ибн Аян в Куфе был учеником аль-Хакама ибн Утайбы до того, как присоединиться к аль-Бакиру. Как выдающийся традиционалист и богослов, Зурара сыграл важную роль в развитии шиитской мысли. Зурара прожил достаточно долго, чтобы также стать близким учеником Джафара ас-Садика. [ 108 ]
- Фудайл ибн Ясар - еще один известный соратник аль-Бакира и ас-Садика, о котором ас-Садик сказал то же, что Мухаммед сказал о Салмане Персе , что «Фудайл от нас, Ахл аль-Байт ». [ 104 ]
- Маймун ибн аль-Асвад аль-Кадда был ярым сторонником аль-Бакира и его сына аль-Садика. Необразованный, но обладающий впечатляющей личностью, Маймун, вероятно, решил записать то, что слышал от имамов. Его сын Абдаллах является предполагаемым предком исмаилитских имамов. [ 109 ]
Избранные цитаты
[ редактировать ]- «Самый совершенный из людей в интеллекте — лучший из них в этике». [ 110 ]
- «Благотворительность – это закят (милостыня) благословений, заступничество – это закят достоинства, болезни – это закят тел, прощение – это закят победы, и то, чье закят выплачено, безопасно от взятия (Богом)». [ 110 ]
- «Тот, кто отвечает на все, что его спрашивают, несомненно, безумен». [ 110 ]
- «Кто боится Бога, того Бог заставляет бояться всего; а кто не боится Бога, того Бог заставляет бояться всего». [ 111 ]
- «Всемогущий Бог сказал: люди дороги мне как семья. Поэтому лучший из них тот, кто добрее относится к другим и делает все возможное, чтобы удовлетворить их нужды». [ 112 ]
- «Одно из дел, которые Всемогущий Бог ценит больше всего, — это сделать своих благочестивых слуг счастливыми. Это можно сделать, утолив их голод, избавив их от печалей или погасив их долги». [ 112 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Суннитские источники, однако, утверждают, что такие доктрины, как имамат, были сформулированы через много лет после ас-Садика и ошибочно приписывались ему. [ 27 ]
- ^ см. «Мистический тафсир, приписываемый Гафару Садику: критическое издание» (Нвия, Мистический тафсир, 179–230).
- ↑ Он опубликовал исправленную версию под названием «АтТафсир аль-Суфи лил-Коран Инда л-Садик».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Глив 2008 .
- ^ Краткая история четырнадцати непогрешимых . Кум: Публикации Ансариян. 2004. стр. 123, 131. ISBN. 964-438-127-0 .
- ^ Бакли 2022a .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Табатабай 1977 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Поле 2009 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Глив 2012 .
- ^ Чемберс и Носко 2015 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Алгар 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д Де Смет 2012 .
- ^ Каземи Муссави 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Момент 1985 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джафри 1979 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци 1994 , стр. 64, 65.
- ^ Jump up to: а б с д Амир-Моэцци 1994 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1933 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хейвуд 2022 .
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1979 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Роу 2006г .
- ^ Строка 2004 , с. 31.
- ^ Момент 1985 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 184.
- ^ Хоутинг 2006 .
- ^ Дакаке 2012 , с. 177.
- ^ Джафри 1979 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Армстронг 2002 , с. 57.
- ^ Дафтари 2013 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Takim 2004a .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Момент 1985 , с. 39.
- ^ Табатабай 1977 , с. 203, 204.
- ^ Jump up to: а б Адамец 2017 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Абдаллах 2013 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Дональдсон 1933 , с. 132.
- ^ Момент 1985 , стр. 39, 71.
- ^ Jump up to: а б с Мавани 2013 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1966 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 131.
- ^ Момент 1985 , стр. 38, 39.
- ^ Тейлор 1966 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Стюарт и др. 2004 , с. 625.
- ^ Джафри 1979 , стр. 195, 196.
- ^ Момент 1985 , стр. 49, 50.
- ^ Дженкинс 2010 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джафри 1979 , с. 197.
- ^ Табатабай 1977 , с. 203.
- ^ Бакли 2022b .
- ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1933 , с. 137.
- ^ Строка 2004 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Стюарт и др. 2004 .
- ^ Дафтари 2020 , с. 35.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 141.
- ^ Маделунг 2003 .
- ^ Маделунг 1985 , стр. 137, 138.
- ^ Адамец 2017 , с. 53.
- ^ Дафтари 2013 , с. 56.
- ^ Табатабай 1977 , с. 204, 205.
- ^ Jump up to: а б с д В сезоне 2019 г.
- ^ Аббас 2021 , стр. 175, 176.
- ^ Ризви 2001 , с. 51.
- ^ Кассам и Бломфилд 2015 , с. 219.
- ^ Дафтари 2013 , с. 46.
- ^ Амир-Моэцци 1994 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1966 , с. 97.
- ^ Табатабай 1977 , с. 109.
- ^ Ризви 2001 , с. 11.
- ^ Момент 1985 , с. 69.
- ^ Мавани 2013 , стр. 43, 44.
- ^ Мавани 2013 , с. 7.
- ^ Мавани 2013 , с. 52.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 53, 54.
- ^ Джафри 1979 , с. 199.
- ^ Дафтари 2013 , с. 51.
- ^ Тейлор 1966 , с. 109.
- ^ Мавани 2013 , с. 136.
- ^ Фадил 2006 .
- ^ Момент 1985 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б с д и Глив 2004 .
- ^ Дафтари 2013 , с. 44.
- ^ Адамец 2017 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци 1994 , с. 26.
- ^ Армстронг 2002 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с д Дональдсон 1933 , с. 135.
- ^ Корбин 2014 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Ходжсон 1999 , с. 375.
- ^ Ходжсон 1999 , с. 374.
- ^ Строка 2004 .
- ^ Даттон 2013 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б «Имам Джафар как Садик» . История ислама . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Льюис 2012 .
- ^ Тейлор 1966 , стр. 102, 103.
- ^ Тейлор 1966 , с. 106.
- ^ Фоторепродукция Галиба 1964 , с. 202 (редактированный текст на стр. 198).
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2000–2012 гг .
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , стр. 209, 210.
- ^ О ком см. Сачедина 1983–2012 ; Амир-Моэци 2013 .
- ^ Jump up to: а б с д Асатрян 2000–2012 гг .
- ^ Jump up to: а б с д и Бакли 2018 .
- ^ Таухид аль-Муфадал , вероятно, идентичен Китаб фи бад аль-хальк ва-ль-хатс хала аль-итибар, упомянутый шиитским библиографом-двунадесятником ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ); См. Chokr 1993 , эта часть, глава I, 3 раза относится к Шафару аль-Садику , 10; Модаресси 2003 , с. 334. Согласно Chokr 1993, истинное название, данное в самой работе, — « Китаб аль-Адилья ала аль-хальк ва-л-тадбир ва-л-радд ала аль-каилин би-л-ихмал ва-мункири аль-хамд». . Арабский текст в аль-Маджлиси 1983 , вып. 3, с. 57–151.
- ^ Асатрян 2017 , с. 59.
- ^ Асатрян 2000–2012 , ссылка на Чокр 1993 , стр. 85–87, 100–102.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 12.
- ^ Дайбер 2014 , с. 172, со ссылкой на Дайбера 1975 , 159 и далее; Ван Эсс 1980 » псевдоДжахиза , стр. 65, 79, примечание 7. Дайбер и ван Эсс говорят только о «Китаб ад-Далаиле и его более поздних адаптациях, игнорируя « Таухид аль-Муфадал» .
- ^ Дайбер 2014 , стр. 171–178; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 10–17.
- ^ Строка 2004 , стр. 108, 109.
- ^ Jump up to: а б с Роу 2004 , с. 110.
- ^ Ризви, Саид Ахтар (1988). Коран и хадисы . Мусульманская миссия Билал в Танзании. п. 90. ИСБН 9976956878 . Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Катчи 2020 .
- ^ Строка 2004 , с. 111.
- ^ Строка 2004 , с. 109.
- ^ Строка 2004 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с аль-Хусейн аль-Музаффар, Мохаммед (1998). Имам Ас-Садик . Перевод Джасима ар-Рашида. Кум: Публикации Ансариян. стр. 165–166, 230–247. ISBN 964-438-011-8 .
- ^ Дональдсон 1933 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Мухаммади Рейшахри, Мухаммад (2010). Мизан аль-Хикма . Том. 2. Кум: Дар аль-Хадис. стр. 433, 435.
Источники
[ редактировать ]- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Абдаллах, Умар Ф. (2013). Малик и Медина: исламское правовое обоснование в период становления . БРИЛЛ. ISBN 9789004247888 .
- Адамец, Людвиг В. (2017). Исторический словарь ислама (Третье изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442277236 .
- Алгар, Хамид (2012). «ДЖАФАР АЛЬ-ТАДЕК III. И суфизм» . Энциклопедия Ираника Том. XIV. стр. 100-1 356–362. Архивировано 23 октября. из оригинала Получено 30 августа.
- аль-Маджлиси, Мухаммад Бакир (1983). Бихар аль-анвар аль-джамиа ли-дурар ахбар аль-аимма аль-атхар . Бейрут: Дар Ихья аль-Турат аль-Араби. ( Таухид аль-Муфадал , том 3, стр. 57–151; Китаб аль-Ихлиладжа , том 3, стр. 152–198)
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (1994). Божественный наставник в раннем шиизме: источники эзотерики в исламе . Перевод Стрейта, Дэвида. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2122-8 .
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2013). «Хаттабия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Армстронг, Карен (2002). Ислам: Краткая история . Современная библиотека. ISBN 9781435297081 .
- Асатрян, Мушег (2000–2012). «Мофазал аль-Джуфи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Асатрян, Мушег (2017). Споры в формирующемся шиитском исламе: мусульмане-гулаты и их верования . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781784538958 .
- Бакли, Рон П. (2018). Джейн Даммен Маколифе (ред.). Джафар аль-Садик . Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия: Энциклопедия Корана. Архивировано из оригинала 29 апреля 2022 года . Проверено 5 августа 2022 г.
- Бакли, Рон П. (2022a). «Джафар аль-Садик». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт К. (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Том. 4. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_32681 .
- Бакли, Рон П. (2022b). «Мухаммад аль-Бакир». Энциклопедия ислама (Третье изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Кампо, Хуан Э. (2009). «Джафар аль-Садик» . Энциклопедия ислама . Факты в файле, Inc. стр. 386, 387. ISBN. 978-0-8160-5454-1 .
- Чемберс, Симона; Носко, Питер (2015). Несогласие в отношении основных убеждений: религиозные и светские перспективы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107101524 .
- Чокр, Мельхем (1993). Зандака и зиндики в исламе во втором веке Хиджры . Дамаск: Французский институт Дамаска. doi : 10.4000/books.ifpo.5349 . ISBN 9782901315025 . OCLC 910729151 . Архивировано из оригинала 3 сентября 2022 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Перевод Шеррарда, Лиадайн; Шеррард, Филип. Рутледж. ISBN 9781135198893 .
- Дафтари, Фархад (2020). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748679225 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . Академик Блумсбери. ISBN 9781780768410 .
- Дайбер, Ганс (1975). Богословско-философская система Муаммара ибн Аббада ас-Сулами (ум. 830 г. н.э.) . Бейрутские тексты и исследования. Том 19. Бейрут/Висбаден: Восточный институт Немецкого восточного общества. ISBN 3515018409 . OCLC 963435324 .
- Дайбер, Ганс (2014). «Возможные отголоски De mundo в арабо-исламском мире: христианские, исламские и еврейские мыслители». В Томе, Йохан К. (ред.). Космический порядок и божественная сила: Псевдо-Аристотель, О космосе . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 169–180. дои : 10.1628/978-3-16-156432-1 . ISBN 978-3-16-152809-5 .
- Дакаке, Мария Масси (2012). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . СУНИ Пресс. ISBN 9780791480342 .
- Де Смет, Дэниел (2012). «ДЖАФАР АЛЬ-ТАДЕК iv. И эзотерические науки» . Энциклопедия Ираника . Том. XIV. стр. 362–363. Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия (История ислама в Персии и Ираке) . Лондон: Лузак и компания.
- Даттон, Ясин (2013). Истоки исламского права: Коран, Муватта и практика Медины Рутледж. ISBN 9781136110665 .
- Фадил, Мохаммад Х. (2006). «ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 2. Рутледж. стр. 449, 450. ISBN. 978-0-415-96691-7 .
- Галиб, Мустафа (1964). аль-Хафт аш-Шариф . Бейрут: Дар аль-Андалус. OCLC 977409505 .
- Глив, Роберт (2004). «ТАКИЯ» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Макмиллана. стр. 678, 679. ISBN. 0028656059 .
- Глив, Роберт (2008). «ДЖАФАР АЛЬ-ТАДЕК и. Жизнь» . Энциклопедия Ираника . Том. XIV. стр. 349–351. Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Глив, Роберт (2012). «ДЖАФАР АЛЬ-ТАДЕК II. Учение» . Энциклопедия Ираника . Том. XIV. стр. 351–356. Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Хоутинг, Джеральд Р. (2006). «ОМАЙЯДЫ» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 2. Рутледж. стр. 846–848. ISBN 978-0-415-96691-7 .
- Хейвуд, Джон А. (2022). «Джафар аль-Садик» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Ходжсон, Маршалл Г.С. (1999). «Джафар ас-Садик». Энциклопедия ислама . (Энциклопедия ислама, издание на компакт-диске (Лейден: Brill.
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Дженкинс, Эверетт (2010). Мусульманская диаспора (том 1, 570–1500): Всесторонняя хронология распространения ислама в Азии, Африке, Европе и Америке . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-4713-8 . Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Кассам, Зейн; Бломфилд, Бриджит (2015). «Вспоминая Фатиму и Зайнаб: гендер в перспективе» (PDF) . Шиитский мир: пути в традициях и современности . 210 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Каземи Мусави, Ахмад (2012). «ДЖАФАР АЛЬ-ТАДЕК против и фитотерапия » Энциклопедия Ираника Том. XIV. стр. 100-1 264–266. Архивировано 23 октября. из оригинала Получено 30 августа.
- Льюис, Б. (2012). «Алиды» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0543 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, Уилферд (1985). «Али Б. Хосайн Б. Али Б. Аби Талеб» . Энциклопедия Ираника I/8 . стр. 849–850. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года.
- Маделунг, Уилферд (2003). «ХАСАН Б. АЛИ Б. АБИ ТАЛЕВ» . Энциклопедия Ираника . Фонд Энциклопедии Ираника . Архивировано из оригинала 17 ноября 2013 года.
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 978-0-415-62440-4 .
- Модаресси, Хосейн (2003). Традиции и выживание: библиографический обзор ранней шиитской литературы . Оксфорд: Один мир. ISBN 1-85168-331-3 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Лалани, Арзина Р. (2004). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1850435921 .
- Лалани, Арзина Р. (2006). «ДЖАФАР АЛЬ-САДИК» . В Мэри, Джозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 409, 410. ISBN. 978-0-415-96691-7 .
- Пакачи, Ахмад (2019). «Джафар ас-Садик (а), Имам» . Центр Большой исламской энциклопедии . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Пакачи, Ахмад (2020). «Абу Басир» . Центр Большой исламской энциклопедии . Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Ризви, Сайид Саид Ахтар (2001). Рабство: исламские и западные перспективы . Фонд Ахлула Байта Южной Африки. Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- Сачедина, Абдулазиз (1983–2012). «Абу'л-Хаттаб Асади » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника Архивировано 6 сентября. из оригинала Получено 7 сентября.
- Стюарт, Девин Дж.; Пино, Дэвид; Дафтари, Фархад; Глив, Роберт (2004). «ШИА» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Макмиллана. стр. 621–630. ISBN 0028656059 .
- Табатабай, Сайид Мухаммад Хусейн (1977). Шиитский ислам . Перевод Сейеда Хоссейна Насра . СУНИ пресс. ISBN 0-87395-390-8 .
- Таким, Лиякатали (2004a). «ДЖАФАР АЛЬ-САДИК (ок. 701-765)» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 1. Справочник Макмиллана. стр. 369, 370. ISBN. 0028656040 .
- Таким, Лиякат (2004b). Джестис, Филлис Г. (ред.). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . Том. 3. АВС-КЛИО. п. 415. ИСБН 9781576073551 . Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- Тейлор, Джон Б. (1966). «Джафар ас-Садик, духовный предок суфиев». Исламская культура . 40 (2): 97–113.
- Ван Эсс, Йозеф (1980). «Ранние исламские богословы о существовании Бога». В Семаане, Халил И. (ред.). Ислам и средневековый Запад: аспекты межкультурных отношений. Доклады, представленные на девятой ежегодной конференции Центра исследований средневековья и раннего Возрождения Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 64–81. ISBN 0-87395-409-2 . (перепечатано в Ван Эсс, Джозеф (2018). Мелкие шрифты . Лейден: Брилл. стр. 1431–1445. дои : 10.1163/9789004336483_099 . ISBN 978-90-04-31224-1 . )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фахд, Туфик, изд. (6–9 мая 1968 г.), «Ğa'far aṣ-Ṣâdiq et la Tradition Scientifique Arabe [Джафар аш-садик и арабская научная традиция]», Le Shi'isme Imâmite (на французском языке), Париж: Presses Universitaires de Франция , Страсбургская конференция, с. 131–142
Внешние ссылки
[ редактировать ]
