Сакхи Сарвар (святой)
Сахи Сарвар Султан Сахи Сарвар | |
---|---|
![]() Миниатюрная картина с изображением Сакхи Сарвара, также известного как «Лахдата». | |
Рожденный | 1128 Шахкот, Джанг , Пенджаб |
Умер | 1174 Сакхи Сарвар , Дера Гази Хан , Пенджаб |
Почитается в | суфизм |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Сакхи Сарвар был пенджабским мусульманином. [ 1 ] Суфийский святой, предположительно живший в регионе Пенджаб в XII веке.
В колониальном Пенджабе святыня Сакхи Сарвара одинаково привлекала мусульман, индуистов и сикхов и имела особое значение для сикхов Пенджаба. [ 2 ] Он занимает видное место в пенджабском суфизме . [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Несмотря на популярность культа Сарвара в Пенджабе, особенно в XIX и XX веках, надежных биографических сведений о Сакхи Сарваре нет. Трудно установить, был ли он исторической или мифической личностью. [ 4 ]
Согласно мифу, распространенному в Пенджабе XIX века, он родился у Сайеда Зайн-уль-Абидина в 1128 году в Шахкоте в Джанге . Его настоящее имя было Сайед Ахмад Султан, а мать была дочерью пастуха- хохара из соседнего села. [ 4 ] Из-за вражды с семьей он уехал в Багдад , а затем побывал в различных частях Пенджаба. Он перебрался в селение Нигаха в составе Дера-Гази-хана , где был убит своими родственниками в 1174 году. По другому мифу, он был убит из-за вражды с джатами и патанами, когда женился на дочери афганского вождя. [ 5 ]
Святыни
[ редактировать ]Дера Гази Хан
[ редактировать ]Сакхи Сарвар также известен под различными другими именами, такими как Султан (король), Лахдата (даритель миллионов), Лаланвала (мастер рубинов), Нигахия Пир (святой Нигахи) и Рохианвала (повелитель лесов). Его последователи известны как Султаниас или Сарвариас. [ 6 ] Храм Сакхи Сарвара был первоначально построен во время правления императора Великих Моголов Аурангзеба , а позже был восстановлен двумя немусульманами Лахпатом Раем и Джаспатом Раем в 1730 году. [ 1 ] До обретения Пакистаном независимости в 1947 году преданные из районов Джаландхар , Хошиарпур и Гурдаспур приходили к его главной святыне в поисках духовных благословений. [ 7 ]
Нига
[ редактировать ]Святой избрал город Нигаха , чтобы поселиться и жить там. Он известен как «последнее место» из-за неблагоприятных географических и климатических условий. По словам Роуза (1970), здания святыни состоят из гробницы Сакхи Сарвара на западе и святыни, связанной с Гуру Нанаком Дев Джи, на северо-западе. На востоке находится квартира, в которой есть табурет и прялка Май Айеши, матери Сакхи Сарвара. Рядом находится Тхакурдвара, а в другой квартире — изображение Бхайравы . [ 8 ]

Внутри храма находятся могилы Сакхи Сарвара, его жены, известной как Биби Бай, и джиннов, которых он , как говорят, держал в своей власти и которым, как сообщается, приписывают сотворение с ним многих чудес. [ 6 ]
Рядом со святилищем в Нигахе есть еще два святых места, называемые Чом и Моза, оба связаны с Муртазой, зятем Сакхи Сарвара. Говорят, что в Чоме отпечаток руки первого остался отпечатком, когда он предотвратил обрушение горы над пещерой, в которой он укрылся. [ 6 ]
К западу от надворных построек и внутри ограды храма растут два мертвых дерева, которые, как говорят, выросли из колышков, которые использовались для крепления головы и пяток Каки, кобылы святого. [ 8 ]
Другие места
[ редактировать ]Другие святыни в его честь расположены в Дхаункале в районе Вазирабад , а также в Пешаваре и Лахоре . [ 8 ]
В индийском Пенджабе есть множество святынь, где они известны как Нигаха. В некоторых местах Сакхи Сарвару поклоняются вместе с Гуггой , а их общие святыни вместе с другими божествами известны как Пандж Пирс или Нигахас. [ 8 ]
Храм Бабы Лахдаты в районе Уна в Химачал-Прадеше известен как Чотта (малая/малая) Нигаха, где каждый год проводится большая ярмарка. [ 9 ]
Последователи
[ редактировать ]Его последователи, посещающие святилище Пира в Нигахе, известны как санг и называют друг друга бхараи. Бардов-барабанов, которые выступают в качестве профессиональных гидов и жрецов в местных святилищах, называют пирханами. Члены санга обращаются друг к другу как пирбхаиор и пирбахин (брат или сестра по вере соответственно). [ 6 ]
Их остановки на маршрутах известны как чауки (посты), где паломники традиционно спали на земле. Преданные, неспособные совершить паломничество в Нигаху, должны были посетить хотя бы один из чауки. Если не могли, шли на ночлег в любую другую деревню по маршруту. Те, кто вообще не мог никуда идти, минимум одну ночь в году спали дома на земле. [ 6 ]
Этот ритуал сна на земле, а не на кроватке, называется чауки бхарна. [ 6 ]
Ярмарки
[ редактировать ]проводятся различные ярмарки В регионе Пенджаб . В святилище в Нигахе в апреле проводится недельная ярмарка Байсакхи. [ 10 ] Ярмарки также проводятся в Дхаункале в районе Гуджранвала в июне/июле, в Джандон Вала Мела (ярмарка флагов) в Пешаваре и Кадмон Вала Мела (ярмарка ног) в Лахоре . [ 10 ] [ 8 ]
Традиционно соблюдается обычный ритуал - раз в год в пятницу предлагать раут (огромный буханку, приготовленную из 18 килограммов пшеничной муки, подслащенной неочищенным сахаром, весом в половину этого количества). [ 6 ]
Раут . традиционно готовят бхараи, которые берут четверть подношения рота, а оставшуюся часть потребляет семья-донор и распределяет среди других султаниас (последователей Сакхи Сарвара) [ 6 ]
Знаменитая ярмарка, известная как «Чаункиан да Мела», проводится в Мукандпуре в ознаменование Сакхи Сарвара визита в Балачаур , который начинает свое путешествие из Раттевала и достигает Мукандпура, где, как сообщается, Сакхи Сарвар пробыл девять дней. С тех пор эта ярмарка проводится в Мукандпуре и длится девять дней. « Саанг » начинается из Раттевала и достигает Мукандпура. Лидер « Саанга » держит флаг, который называется «Тог».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рой, Анджали Гера (2023). «Речь объединяет, письмо разделяет» . В Тахаре — Опиндерджит Каур ; Якобш, Дорис Р. (ред.). Глобальные сикхи: истории, практики и идентичность . Лондон: Рутледж . стр. 241–259. дои : 10.4324/9781003281849-15 . ISBN 978-1-003-28184-9 .
- ^ Гилмартин, Дэвид (2020). Кровь и вода: бассейн реки Инд в современной истории . Издательство Калифорнийского университета. п. 266. ИСБН 978-0-520-35553-8 .
- ^ Мир, Фарина (2010). Социальное пространство языка: народная культура в британском колониальном Пенджабе . Издательство Калифорнийского университета. п. 108. ИСБН 978-0-520-26269-0 .
- ^ Jump up to: а б Оберой, Харджот (1992). «Популярные святые, богини и деревенские священные места: перечитывание опыта сикхов в девятнадцатом веке» . История религий . 31 (4): 363–384. дои : 10.1086/463293 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 1062800 .
- ^ Сингх, Каран (12 мая 2023 г.). Синкретические святыни и паломничества: динамика индийского национализма . Тейлор и Фрэнсис. п. 161. ИСБН 978-1-000-88003-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «САХИ САРВАР — Мусульманские правители и суфийские святые» . Сайт сикхской энциклопедии.com . 19 декабря 2000 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Преданные разных вероисповеданий в Sakhi Sarwar Dawn (газета), опубликовано 17 марта 2006 г., проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бхатти, Харвиндер Сингх (2000). Народная религия: изменение и преемственность . Джайпур: Публикации Равата. ISBN 978-81-7033-608-2 .
- ^ «Репликация памяти, создание образов: пиры и дарги в популярном искусстве и средствах массовой информации современного Восточного Пенджаба» . Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сухайль Юсуф и Мухаммад Умар (15 апреля 2014 г.). «Сакхи Сарвар: Храм на горе» . Заря (газета) . Проверено 20 мая 2020 г.