Сикандар Хан Лоди
Сикандар Хан Лоди | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан Дели Султан Индостана Абу Аль-Музаффар Гази Султан Сикандар Хан Лоди | |||||
30-й султан Дели | |||||
Царствование | 17 июля 1489 г. - 21 ноября 1517 г. | ||||
Коронация | 17 июля 1489 г. | ||||
Предшественник | Бахлул Хан Лоди | ||||
Преемник | Ибрагим Хан Лоди | ||||
Рожденный | Низам Хан 17 июля 1458 г. Дели Делийский султанат | ||||
Умер | 21 ноября 1517 г. (59 лет) Агра Делийский султанат | ||||
Похороны | |||||
Проблема | Ибрагим Хан Лоди Даулат-Хан-Лоди | ||||
| |||||
Династия | Династия Лоди | ||||
Отец | Бахлул Хан Лоди | ||||
Мать | Биби Амбха | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Сикандар Хан Лоди ( персидский : سكاندر لودي ; 17 июля 1458 — 21 ноября 1517), урожденный Низам Хан ( персидский : نیزام خان ), был султаном Делийского султаната между 1489 и 1517 годами. [ 1 ] Он стал правителем династии Лоди после смерти своего отца Бахлул-хана Лоди в июле 1489 года. Второй и наиболее успешный правитель династии Лоди Делийского султаната , он также был поэтом на персидском языке и подготовил диван из 9000 стихи. [ 2 ] Он предпринял попытку вернуть утраченные территории, некогда входившие в состав Делийского султаната, и смог расширить территорию, контролируемую династией Лоди .
Биография
[ редактировать ]Сикандар был вторым сыном султана Бахлула Лоди , который основал правящую династию Лоди Делийского султаната . [ 3 ]
Сикандар был способным правителем, который поощрял торговлю на своей территории. Он распространил власть Лоди на регионы Гвалиор и Бихар . Он заключил договор с Алауддином Хуссейном Шахом и его королевством Бенгалия . В 1503 году он заказал строительство современного города Агры . [ 4 ]
Конфликт с Ман Сингхом Томаром
[ редактировать ]Недавно коронованный раджа Ман Сингх Томар не был готов к вторжению из Дели и решил избежать войны, заплатив Бахлулу Лоди дань в размере 800 000 танков (монет). [ 5 ] В 1489 году Сикандар Лоди сменил Бахлула Лоди на посту султана Дели. В 1500 году Манасимха предоставил убежище некоторым повстанцам из Дели, которые были вовлечены в заговор с целью свержения Сикандара Лоди. Султан, желая наказать раджу Ман Сингха Томара и расширить свою территорию, начал карательную экспедицию против Гвалиора . В 1501 году он захватил Дхолпур , владение Гвалиора, правитель которого Винаяка-дев бежал в Гвалиор. [ 6 ]
Затем Сикандар Лоди двинулся в сторону Гвалиора, но после пересечения реки Чамбал вспышка эпидемии в его лагере вынудила его остановить марш. Раджа Ман Сингх Томар воспользовался этой возможностью, чтобы примириться с Лоди, и отправил своего сына Кунвара Викрамадитью в лагерь Лоди с подарками для султана. Он пообещал изгнать повстанцев из Дели при условии, что Дхолпур будет возвращен Винаяке-деву. Сикандар Лоди согласился на эти условия и ушел. Историк Кишори Саран Лал предполагает, что Винаяка Дева вообще не потерял Дхолпур: это повествование было создано летописцами Дели, чтобы польстить султану. [ 7 ]
В 1504 году Сикандар Лоди возобновил войну против короля Томара Гвалиора. Сначала он захватил форт Мандраял , расположенный к востоку от Гвалиора. [ 7 ] Он разграбил территорию вокруг Мандраяла, но многие из его солдат погибли в результате последующей вспышки эпидемии, что вынудило его вернуться в Дели. [ 4 ] Некоторое время спустя Лоди перенес свою базу во вновь основанный город Агра , который располагался ближе к Гвалиору. Он захватил Дхолпур, а затем выступил против Гвалиора, охарактеризовав экспедицию как джихад . С сентября 1505 по май 1506 года Лоди удалось разграбить сельские районы вокруг Гвалиора, но не смог захватить форт Гвалиора из Раджи Ман Сингха Томара -за тактики наездов . Нехватка еды, вызванная уничтожением Лоди посевов, вынудила Лоди отказаться от осады. Во время своего возвращения в Агру устроил засаду на свою армию возле Джатвара раджа Ман Сингх Томар , нанеся захватчикам тяжелые потери. [ 8 ] Раджпуты потерпели поражение, когда прибыла поддержка основной армии Лоди, что привело к гибели многих людей. Уолсли Хейд (1928). Кембриджская история Индии, Том 3: Турки и афганцы . Издательство Макмиллан . п. 243.
Не сумев захватить форт Гвалиор, Лоди решил захватить меньшие форты, окружающие Гвалиор. К этому времени Дхолпур и Мандраял уже были под его контролем. В феврале 1507 года он захватил форт Удитнагар (Утгир или Авангарх), лежащий на пути Нарвар — Гвалиор. [ 9 ] В сентябре 1507 года он выступил против Навара, правитель которого (член клана Томара) колебался в своей преданности между Томарами Гвалиора и султанатом малва . Он захватил форт после годичной осады. [ 10 ] В декабре 1508 года Лоди поставил Навара во главе Раджа Сингха Каччвахи и двинулся в Лахар (Лахайер), расположенный к юго-востоку от Гвалиора. Он пробыл в Лахаре несколько месяцев, в течение которых очистил окрестности от повстанцев. [ 10 ] В течение следующих нескольких лет Лоди продолжал участвовать в других конфликтах. В 1516 году он составил план захвата Гвалиора, но болезнь помешала ему это сделать. Раджа Ман Сингх Томар умер в 1516 году, и болезнь Сикандара Лоди также привела к его смерти в ноябре 1517 года. [ 11 ]
Покровитель и поэт
[ редактировать ]Сикандер покровительствовал обучению и стипендиям во время своего правления. [ 12 ] Его влияние положило начало возрождению поэзии и музыки в Дели: индуистский поэт Дунгар преподавал в мусульманском колледже. [ 13 ] Он был не только щедрым покровителем писателей, но и талантливым учёным и поэтом, писавшим персидские стихи под псевдонимом Гуль Рухи. [ 12 ]
Лахджат Сикандар Шахи ва-латаиф-и ла-мутанахи , редкое музыкальное произведение, было создано в результате покровительства Сикандара музыкальному образованию. [ 13 ] Эта композиция продемонстрировала глубокий интерес Сикандара к индийской музыке. [ 12 ]
Религия
[ редактировать ]Поскольку мать Сикандара была индуисткой, он пытался доказать свою исламскую приверженность, прибегая к сильной суннитской ортодоксии в качестве политической целесообразности. Он разрушил индуистские храмы и под давлением улемов допустил казнь брамина , заявившего, что индуизм так же правдив, как и ислам. Он также запретил женщинам посещать мазары (мавзолеи) мусульманских святых и запретил ежегодное шествие копья легендарного мусульманского мученика Салара Масуда . [ 14 ]
До времен Сикандара судебные обязанности в небольших деревнях и городах выполнялись местными администраторами, а сам султан консультировался с учеными исламского права ( шариата ). Сикандар учредил шариатские суды в нескольких городах, что позволило кази применять законы шариата к большему количеству населения. Хотя такие суды были созданы в районах со значительным мусульманским населением, они также были открыты для немусульманского населения, в том числе по нерелигиозным вопросам, таким как имущественные споры. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 122–125. ISBN 978-9-38060-734-4 .
- ^ Рам Натх Шарма, История образования в Индии , Atlantic (1996), с. 61
- ^ Династия Лоди - Британская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1963 , с. 176.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 155.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1963 , с. 175.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 177.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , стр. 177–178.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1963 , с. 179.
- ^ Кишори Саран Лал 1963 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с Ахмад 1953 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б Имамуддин 1986 , с. 784.
- ^ Перейти обратно: а б Гревал 1998 , с. 10.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмад, Назир (1953). «Лабжат-и-Сикандар Шахи, уникальная и исчерпывающая книга об индийской музыке времен Сикандара Лоди (1489-1517)». Труды Индийского исторического конгресса . 16 : 219–225.
- Кишори Саран Лал (1963). Сумерки Султаната . Издательство Азия. OCLC 500687579 .
- Гревал, Дж. С. (1998). Сикхи Пенджаба . Новая Кембриджская история Индии (пересмотренная редакция). Издательство Кембриджского университета. п. 10 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- Имамуддин, СС (1986). «Лодис». В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Льюис, Б.; Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. В: Хе-Махи. Э. Дж. Брилл. стр. 782–785.