Ксенофан
Ксенофан | |
---|---|
![]() Вымышленный портрет Ксенофана с гравюры 17 века. | |
Рожденный | в. 570 г. до н.э. |
Умер | в. 478 г. до н.э. (около 92 лет) |
Эра | Досократическая философия |
Область | Западная философия |
Основные интересы | Социальная критика Катафаза Натуральная философия Эпистемология |
Известные идеи | Религиозные политеистические взгляды как человеческие проекции Земля и вода - это арка Различие между знанием и простой истинной верой . |
Ксенофан из Колофона ( / z ə ˈ n ɒ f iː ə n z / zə- NOF -ə -neez ; [1] [2] Древнегреческий : Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος [ksenopʰánɛːs ho kolopʰɔ̌ːnios] ; в. 570 – ок. 478 г. до н. э.) — греческий философ , богослов , поэт и критик Гомера , из Ионии путешествовавший по грекоязычному миру в период ранней классической античности .
Как поэт Ксенофан был известен своим критическим стилем, написав стихи, которые считаются одними из первых сатир . Он также сочинял элегические куплеты , критикующие традиционные ценности его общества, такие как богатство, излишества и спортивные победы. Он также критиковал Гомера и других поэтов в своих произведениях за то, что они изображали богов глупыми или морально слабыми. Его стихи не сохранились в первозданном виде; лишь фрагменты некоторых его работ сохранились в цитатах более поздних философов и литературных критиков.
Ксенофан считается одним из самых важных философов-досократиков . Будучи весьма оригинальным мыслителем, Ксенофан искал объяснения физических явлений, таких как облака или радуга, не ссылаясь на божественные или мифологические объяснения, а вместо этого основываясь на основных принципах . Он также проводил различие между различными формами знания и убеждений, что является ранним примером эпистемологии . Более поздние философы, такие как элеаты и пирронисты, также считали Ксенофана основателем своих доктрин и интерпретировали его работы с точки зрения этих доктрин, хотя современные ученые оспаривают эти утверждения.
Жизнь
[ редактировать ]Античный биограф Диоген Лаэртский сообщает, что Ксенофан родился в Колофоне , городе, некогда существовавшем в Ионии, на территории современной Турции. [3] [а] Лаэртий говорит, что расцвет Ксенофана приходится на 60-ю Олимпиаду (540–537 до н. э.). [б] и современные ученые обычно относят его рождение примерно к 570–560 гг. до н.э. [3] Его сохранившиеся работы относятся к Фалесу , Эпимениду и Пифагору . [с] а сам он упоминается в сочинениях Гераклита и Эпихарма . [д]
По его собственному сохранившемуся рассказу, [и] он был странствующим поэтом, который покинул свою родину в возрасте 25 лет, а затем прожил 67 лет в других греческих землях и умер в возрасте 92 лет или позже. [3] Хотя в древних свидетельствах отмечается, что он похоронил своих сыновей, другой биографической информации о нем или его семье, которую можно было бы достоверно установить, мало. [3]
Считается, что физические теории Ксенофана находились под влиянием милетцев . Например, его теория о том, что радуга — это облака, в одной из интерпретаций рассматривается как ответ на теорию Анаксимена о том, что радуга — это свет, отраженный от облаков. [4]
Стихи
[ редактировать ]
О взглядах Ксенофана можно узнать из фрагментов его стихов, которые сохранились в виде цитат более поздних греческих писателей. В отличие от других философов-досократиков, таких как Гераклит или Парменид , которые написали только одну работу, Ксенофан написал множество стихотворений, и никакие два фрагмента не могут быть однозначно идентифицированы как принадлежащие к одному и тому же тексту. [5] По словам Диогена Лаэртского, [г] Ксенофан написал стихотворение об основании Колофона и Элеи, насчитывающее около 2000 строк. [5] Более поздние показания также свидетельствуют о том, что его сборник сатир состоял как минимум из пяти книг. [6] Хотя многие более поздние источники приписывают Ксенофану стихотворение под названием «О природе», современные ученые сомневаются в этом ярлыке, поскольку, вероятно, это было название, данное учеными Александрийской библиотеки произведениям, написанным философами, которых Аристотель определил как « фусикоев », изучавших природа. [5]
Сатира
[ редактировать ]Поздние авторы называют сатиры Силлои , и это имя может восходить к самому Ксенофану, но оно может происходить от того факта, что пирронист философ- Тимон из Флия , «силограф» (3 век до н.э.), поместил большую часть своей собственной сатиры. на других философов в уста Ксенофана, одного из немногих философов, которых Тимон восхваляет в своих трудах. [7]
Сохранившиеся сочинения Ксенофана демонстрируют скептицизм, который стал более широко выражаться в четвертом веке до нашей эры. Некоторые философские фрагменты взяты из комментариев комментаторов Гомера. Свою критику он направил на политеистические религиозные взгляды ранних греческих поэтов и своих современников.
Судя по этим более поздним рассказам, [час] его элегическая и ямбическая поэзия критиковала и высмеивала широкий спектр идей, включая Гомера и Гесиода , [8] вера в пантеон антропоморфных . богов почитание греками атлетизма и
О природе
[ редактировать ]Ни один авторитетный источник не утверждает, что Ксенофан специально написал философскую поэму. [7] Джон Бернет говорит, что «Самая старая ссылка на стихотворение Περὶ φύσεως находится в Женевском схолии на Илиаду XXI. 196, [я] и это восходит к Ящикам Маллуса . Надо помнить, что такие титулы более поздние, а место среди философов Ксенофану было отведено задолго до времен Кратеса. Поэтому все, что мы можем сказать, это то, что пергамские библиотекари дали название Περὶ φύσεως какому-то стихотворению Ксенофана » . как облака или радуги, и поэтому вполне вероятно, что философские замечания Ксенофана были выражены случайно в его сатирах. [7]
Философия
[ редактировать ]Хотя Ксенофана традиционно интерпретировали в терминах элеатов и скептиков , которые находились под его влиянием и считали его своим предшественником и основателем, современные исследования показали, что он был весьма оригинальным и самобытным философом, чья философия выходит далеко за рамки того влияния, которое он оказал на более поздние философские школы. [9] Будучи социальным критиком, Ксенофан сочинял стихи о правильном поведении на симпозиуме и критиковал культурное прославление спортсменов. [9] Ксенофан стремился реформировать понимание божественной природы, ставя под сомнение греческую мифологию, переданную Гесиодом и Гомером , чтобы сделать ее более соответствующей представлениям о благочестии из древнегреческой религии . [9] Он сочинил естественные объяснения таких явлений, как образование облаков и радуги , а не мифы. [9] высмеивая традиционные религиозные взгляды своего времени как человеческие проекции . [10] Будучи одним из первых мыслителей эпистемологии , он проводил различия между идеями знания и веры в отличие от истины , которая, по его мнению, была возможна только для богов. [9]
Социальная критика
[ редактировать ]
Ксенофан написал ряд элегических стихотворений о правильном поведении на симпозиуме . [9] древнегреческие попойки, которые проводились в честь спортивных или поэтических побед или для того, чтобы приветствовать молодых людей в аристократическом обществе. Сохранившиеся фрагменты подчеркивают важность благочестия и почитания богов. [Дж] и они препятствуют пьянству [к] и невоздержанность, одобряющая умеренность и критикующая роскошь и излишества. [л] Ксенофан также отверг ценность спортивных побед, заявив, что развитие мудрости важнее. [м] [9]
Божественная природа
[ редактировать ]Орфизм и пифагорейская философия привнесли в греческую духовность понятия вины и чистоты, вызвав дихотомическую веру между божественной душой и смертным телом. Эта доктрина контрастирует с традиционными религиями, которых придерживались Гомер и Гесиод . [11] Бог перемещает все сущее, но считается, что он неподвижен и характеризуется единством. [н] [12] и единство, вечность, [the] и духовная природа, которая бестелесна и не антропоморфна. [п] Он обладает свободной волей и является Высшим Благом, он воплощает красоту нравственного совершенства и отсутствия греха. [11]
Ксенофан придерживался убеждения, что « Бог един, верховен среди богов и людей, и не подобен смертным ни телом, ни разумом». Он утверждал, что существует один величайший Бог. Бог — одно вечное существо, сферическое по форме, охватывающее все сущее внутри себя, есть абсолютный разум и мысль, [д] следовательно, разумен и движет всем, но не имеет никакого сходства с человеческой природой ни телом, ни разумом. Хотя Ксенофан отверг гомеровскую теологию, он не подвергал сомнению существование божественной сущности; скорее его философия была критикой древнегреческих писателей и их концепции божественности. [13] Ксенофана, Что касается позитивного богословия можно сформировать пять ключевых концепций о Боге. Бог есть: за пределами человеческой морали, не похож на человеческую форму, не может умереть или родиться (Бог божествен, поэтому вечен), никакой божественной иерархии не существует, и Бог не вмешивается в человеческие дела. [13]
Натуральная философия
[ редактировать ]
Понимание Ксенофаном божественной природы как отдельной и не вовлеченной в человеческие дела побудило его придумать натуралистические объяснения физических явлений. [9]
Ксенофан был, вероятно, первым философом, придумавшим объяснение проявлению огня Святого Эльма , который появляется на мачтах кораблей, когда они проходят сквозь облака во время грозы. Хотя фактическое явление, стоящее за огнем Святого Эльма, не было понято до открытия статического электричества в современную эпоху, объяснение Ксенофана, который пытался объяснить свечение, вызванное движением маленьких капель облаков. [р] был уникальным в древнем мире. [14]
В космологии Ксенофана есть только одна граница Вселенной. [15] тот, который «видим нашими ногами». [с] Ксенофан считал, что Земля простирается бесконечно далеко вниз, а также бесконечно далеко во всех направлениях. [15] Следствием его веры в бесконечно протяженную Землю было то, что вместо того, чтобы солнце проходило под землей на закате, Ксенофан считал, что солнце и луна движутся по прямой линии на запад. [т] после чего после затмения будет восстановлено новое солнце или луна. [в] [15] Хотя эта потенциально бесконечная серия путешествий солнц и лун, вероятно, будет сочтена нежелательной для современных учёных, [15] это означает, что Ксенофан понимал солнце и луну как «тип» объекта, появляющегося на небе, а не конкретный индивидуальный объект, появляющийся вновь каждый новый день. [15]
Ксенофан пришел к такому выводу на основе исследования окаменелостей морских существ, найденных над сушей. [v] эта вода когда-то, должно быть, покрывала всю поверхность Земли . [16] Он использовал это свидетельство, чтобы прийти к выводу, что архе или космический принцип вселенной был приливом и отливом между влажным и сухим, или землей (γῆ) и водой (ὕδωρ). Эти два крайних состояния чередовались друг с другом, и при этом чередовании человеческая жизнь то угасала, то возрождалась (или наоборот, в зависимости от доминирующей формы). [17] Этот аргумент можно рассматривать как упрек воздушной теории Анаксимена . [17] Идея чередующихся состояний и гибели и возвращения человеческой жизни предполагает, что он верил в принцип причинности, еще один отличительный шаг, который Ксенофан делает от древних философских традиций к традициям, основанным больше на научных наблюдениях. [16] [ нужны разъяснения ] Такое использование доказательств стало важным шагом на пути перехода от простого изложения идеи к ее подтверждению фактами и наблюдениями. [17]
Эпистемология
[ редактировать ]Ксенофан — один из первых философов, проявивший интерес как к эпистемологическим, так и к метафизическим вопросам. действительно существует объективная истина Он считал, что в реальности . [В] но люди, простые смертные, не способны этого знать . [х] Ему также приписывают то, что он был одним из первых философов, проводивших различие между истинной верой и знанием . [и] а также признать возможность того, что можно думать, что он что-то знает, но на самом деле не знать этого. [18]
Его стихи о скептицизме цитируются Секстом Эмпириком следующим образом:
Однако что касается богов и того, что я говорю обо всем:
Ни один человек не видел того, что ясно, и никто никогда этого не узнает.
Нет, даже если бы он случайно подтвердил то, что действительно существует,
Он сам этого не знает; ибо все подвержено влиянию мнений. [С]
Из-за отсутствия целых работ Ксенофана его взгляды трудно интерпретировать, так что вывод о том, что знание является чем-то более глубоким («более ясная истина»), может иметь особые последствия или может означать, что вы не можете узнать что-то, просто взглянув на него. на этом. [18] Известно, что самые и самые разнообразные доказательства считались Ксенофаном самым верным способом доказательства теории. [16]
Наследие и влияние
[ редактировать ]Влияние Ксенофана интерпретировалось по-разному: как «основателя эпистемологии, поэта и рапсода, а вовсе не философа, первого скептика, первого эмпирика, теолога-рационалиста, реформатора религии и многих других». [19] Карл Поппер считал Ксенофана ранним предшественником критического рационализма , говоря, что можно действовать только на основе рабочих гипотез — мы можем действовать так, как если бы мы знали истину, пока мы знаем, что это крайне маловероятно. [20]
Влияние на Элеатик
[ редактировать ]Многие более поздние древние источники связывают Ксенофана с греческой колонией в итальянском городе Элея либо как автора поэмы об основании этого города, либо как автора поэмы об основании этого города, либо как автора поэмы об основании этого города. [аа] или как основатель Элейской философской школы, [аб] или как учитель Парменида Элейского . [и] Другие связывают его с пифагореизмом . Однако современные ученые в целом полагают, что существует мало исторических или философских оправданий для этих ассоциаций между Пифагором, Ксенофаном и Парменидом, как это часто утверждается в преемственности так называемой « итальянской школы ». [3] было обычным Точно так же со времен античности видеть в Ксенофане учителя Зенона Элейского , коллеги Парменида, но сегодня также распространено мнение, что это неверно. [21]
На девяносто втором году жизни он, как мы видели, все еще вел странствующую жизнь, что вряд ли согласуется с утверждением, что он поселился в Элее и основал там школу, особенно если считать, что он провел свои последние дни. при Гиерона дворе . Весьма примечательно, что ни один древний писатель прямо не говорит, что он когда-либо был в Элее, и все имеющиеся у нас свидетельства кажутся несовместимыми с тем, что он вообще там поселился. [22]
Влияние на пирронизм
[ редактировать ]Ксенофана иногда считают первым скептиком западной философии. [23] [объявление] Предполагаемый скептицизм Ксенофана также можно рассматривать как предшественник пирронизма . Секст цитирует последователя Пиррона Тимона, который восхвалял Ксенофана и посвящал ему свои сатиры, а также приводил его в пример человека, который не является совершенным скептиком (как Пиррон), но простительно близок к нему. [24]
Евсевий, цитируя Аристокла Мессенского, говорит, что Ксенофан был основателем направления философии, кульминацией которого стал пирронизм. Эта линия начинается с Ксенофана и проходит через Парменида , Мелисса Самосского , Зенона Элейского , Левкиппа , Демокрита , Протагора , Несса Хиосского , Метродора Хиосского , Диогена Смирнского, Анаксарха и, наконец, Пиррона . [но]
Пантеизм
[ редактировать ]Из-за развития концепции «единого бога, величайшего среди богов и людей», Ксенофана часто считают одним из первых монотеистов в западной философии религии . Однако та же самая цитата относится к множеству «богов», которых превосходит Верховный Бог. [25] Этот бог «трясет все» только силой своей мысли. В отличие от человеческих существ, Бог обладает властью «немедленно казнить» (по-гречески: френ ) и эффективно использовать свои познавательные способности (по-гречески: нус ). [из]
Мысль Ксенофана была резюмирована как монолатриозная и пантеистическая древними доксографиями Аристотеля Эмпирика , Цицерона , Диогена Лаэртского , Секста и Плутарха . Аристотеля В частности, «Метафизика» резюмировала его точку зрения как «Все есть Бог». [в] Псевдоаристотелелевский трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии» также содержит важное свидетельство его учения. [ах] Пьер Бейль считал взгляды Ксенофана сходными со взглядами Спинозы . [26] Физик и философ Макс Бернхард Вайнштейн специально назвал Ксенофана одним из первых пандеистов . [есть]
Взгляд Ксенофана на безличного бога, похоже, повлиял на досократического Эмпедокла, который рассматривал бога как бестелесный разум. [28] точку зрения Ксенофана о том, что Земля плоская и простирается вниз навсегда . Однако Эмпедокл назвал глупостью [29] [30]
Примечания
[ редактировать ]- ^ ( ДК 21А1 )
- ^ Диоген Лаэртский, ix. 18-20 ( ДК 21А1 )
- ^ Диоген Лаэртский
- ^ Диоген Лаэртский, ix. 1; Аристотель, Метафизика
- ^ ( ДК 21B8 )
- ^ ( ДК 21B8 )
- ^ ДК 28А1
- ^ Диоген Лаэртский, ix. 18-20 ( ДК 21А1 )
- ^ ДК 21Б30
- ^ Воспевать хвалу богам; и так / С чистыми возлияниями и хорошо организованными клятвами / Чтобы завоевать у них силу действовать справедливо / Ибо это происходит от благосклонности Богов; ( DK 21B1 )
- ^ И никогда не давай человеку кубок взять / И сначала налить вино; но пусть вода / Сначала придет, а после этого потом вино.( ДК 21Б5 )
- ^ Разным бесполезным глупостям они научились / От женоподобных лидийцев, пока они / Находились в рабстве резкой тирании / Они выходили на форум богато одетые / В пурпурных одеждах, многочисленными компаниями / Чья сила составляла не менее тысячи человек / Хвастаясь роскошно убранными волосами / Стекающими с дорогими и душистыми маслами. ( DK 21B3 )
- ^ Ибо мудрость далеко превосходит по реальной ценности / Телесную силу человека или скорость лошадей; / Но толпа судит о таких вещах наугад; / Хотя неправильно предпочитать силу чувству:( DK 21B2 )
- ^ «Один бог, величайший среди богов и людей, ни по форме, ни по мыслям, как у смертных». ( ДК 21B23 )
- ^ ДК 21Б26
- ^ ДК 21Б14-15 , ДК 21Б16
- ^ Диоген Лаэртский, ix. 18-20 ( ДК 21А1 )
- ^ DK 21A39 : «Эти звездообразные призраки, которые моряки называют Диоскурами , — на самом деле они представляют собой облака: маленькие, которые светятся из-за некоторого волнения».
- ^ ДК 21А28
- ^ DK 21 A41a
- ^ DK 21 A41a
- ^ ДК 21А33
- ^ ( ДК 21B18 )
- ^ ДК 21Б34
- ^ ДК 21Б34
- ^ цитируется Секстом Эмпириком , ( DK 21B34 )
- ^ ДК 28А1
- ^ А8,30,36
- ^ А2, А30, А31
- ^ DK 21B49
- ^ ДК 21А49
- ^ ДК 21Б25
- ^ ДК 21А30
- ^ ДК 21А28
- ^ «Это пандеизм, когда элеат Ксенофан (из Колофона около 580-492 гг. до н.э.) сказал о Боге: «Он полностью дух, мысль и вечен», «он видит целиком, он мыслит целиком и абсолютно, он слышит полностью." [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запись «Ксенофан» в словаре английского языка Коллинза .
- ^ Звуковой файл
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Лешер 1992 , с. 3-4.
- ^ Ксенофан (январь 2001 г.). Джеймс Х. Лешер (ред.). Фрагменты . Университет Торонто Пресс. п. 140. ИСБН 9780802085085 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккензи 2021 , с. 24-27.
- ^ ДК 21B21a .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бёрнет 1892 г.
- ^ Барнс 1982 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лешер 2019 .
- ^ Йохансен 1999 , стр. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меза 2010 , стр. 55-57.
- ^ Бернет 1892 , с. 119.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккирахан 1994 , с. 60-62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мурелатос 2008 , с. 134.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мурелатос 2008 , с. 138-139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккирахан 1994 , с. 66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккирахан 1994 , с. 65-66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн 2004 , с. 66-67.
- ^ Бог в облаках?: Заметки о Ксенофане Майкла Севела
- ^ Поппер 1998 , с. 46.
- ^ Лешер 1992 , с. 102.
- ^ Бернет 1892 , с. 115.
- ^ Скептицизм Ксенофана Джеймса Х. Лешера, Phronesis Vol. 23, № 1 (1978), стр. 1-21.
- ^ АА Лонг. От Эпикура к Эпиктету . п. 86.
- ^ Лешер 2021 .
- ^ Бэйль, Критический словарь, с. 574
- ^ Вайнштейн 1910 , с. 231.
- ^ «Эмпедокл» Кембриджская энциклопедия философии (1961) Чарльза Кана, стр. 498
- ^ ДК 21Б28
- ^ ДК31Б39
Библиография
[ редактировать ]Древние первоисточники
[ редактировать ]В Дильса-Кранца нумерации свидетельств и фрагментов досократической философии Ксенофан занесен в каталог под номером 21.
Последнее издание этого каталога: Дильс, Герман; Кранц, Вальтер (1957). Пламбёк, Герт (ред.). Фрагменты досократиков (на древнегреческом и немецком языках). Ровольт. ISBN 5875607416 . Проверено 11 апреля 2022 г. .
Биография
[ редактировать ]- А1.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- А2.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- А3.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- A4. CiceroЦицерон Академический II.118
- А5.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:8. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- А6. Псевдо Люциан - Макробиус 20 .
- A7. Цензорин (1900). «О старости » Рождества В день 15, 3
- А8. Климент Александрийский . . Строматы – через Wikisource .
- А9. EusebiusЕвсевий Пасхальная хроника Ох 56.
- A10. IamblichusЯмвлих Iamblichus Theologoumena arithmeticae (на латыни).
Апофегемы
[ редактировать ]- А11. Плутарх . «Изречения королей и полководцев» . Моралия . Стефанус п. 175с .
- А12. Аристотель . Риторика . Беккер 1399б .
- А13. Аристотель . Риторика . Беккер 1400б .
- A14. Аристотель . Риторика . Беккер 1377а .
- А15. Аристотель . Метафизика . Беккер 1399б .
- А16. Плутарх . «О соответствии». Моралия . 530е .
- А17. Плутарх . «Об общих представлениях против стоиков» . Моралия . Архивировано из оригинала 15 июля 2019 г.
Описания стихов
[ редактировать ]- А18.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- А19.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- А20. Страбон . География .
- А21. ApuleiusАпулей Флорида
- А22. Прокл . Комментарий к трудам и дням Гесиода .
- А23. ScholiaШкола
- А24. Ариус Близнец Греческие доксографы .
- А25. CiceroЦицерон Академический II.74 .
- А26. Филон . О Провиденсе .
- А27. AthenaeusАфиней Деипнософисты 632кд .
Доктрины
[ редактировать ]- А28. Псевдо- Аристотель (1936). « О Мелиссе, Ксенофане, Горгии ». Аристотель: Малые сочинения . Классическая библиотека Леба . Издательство Гарвардского университета. Беккер п. 977а-979а . ISBN 978-0-674-99338-9 . Проверено 14 апреля 2022 г.
- А29. Платон . Софист . Стефанус 242c-d .
- А30. Аристотель . Метафизика . Беккер 986б .
- А31. Симплиций Киликийский . Комментарий к физике Аристотеля .
- А32. Псевдо-Плутарх . «Мнения философов». Моралия . Книга II.4 .
- А33. Ипполит Римский . Опровержение всех ересей . п. – через Wikisource .
- А34. CiceroЦицерон Академический II.118
- А35. Псевдо- Гален . История философии .
- А36-46. AetiusАэций Пожалуйста
- А47. Аристотель . На Небесах . Беккера 294а.
- А48. Псевдо- Аристотель . Об услышанных чудесных вещах . Беккер 833а.
- А49. Аристокл Мессенский . О философии . Цитируется у Евсевия , Praeparatio Evangelica, книга 14, глава XVII .
- А50. MacrobiusМакробиус Комментарии ко сну Сципиона (на латыни). – через Wikisource .
- А51. Тертуллиан . Трактат о душе . Глава XLIII .
- А52. CiceroЦицерон О гадании
Фрагменты - Элегии
[ редактировать ]- Б1. Афаней . Деипнософисты . 11.462с .
- Б2. Афаней . Деипнософисты . 10.413ф .
- Б3. Афаней . Деипнософисты . 12.526а .
- Б4. Юлий Поллукс . Ономастикон .
- Б5. AthanaeusАфаней Деипнософисты 11.782а .
- Б6. Афаней . Деипнософисты . 9.368е .
- Б7.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:8. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Б8.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Б9. Подлинная этимология . γῆρας
Фрагменты - Тогда
[ редактировать ]- Б10. Элий Иродиан О сомнительных слогах . 296,6.
- Б11. Секст Эмпирик . Против физиков . Книга I.193.
- Б12. Секст Эмпирик . Против грамматистов . Книга I.289.
- Б13. Авл Геллий . Чердачные ночи . 3.11.
- Б14-15. Климент Александрийский . Строматы . п. – через Wikisource .
- Б16. Климент Александрийский . Строматы . п. – через Wikisource .
- Б17. Схолия рыцарям Аристофану .
- Б18. Стобеус . Эклоги . Книга I/8/2.
- Б19.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:1. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Б20.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:1. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Б21. Схолия Аристофану Мир .
- Б21а. Оксиринховые папирусы . 1087,40.
- Б22. AthenaeusАфиней Деипнософисты 2.54е.
Фрагменты - О природе
[ редактировать ]- Б23. Климент Александрийский . Строматы . 5.109.
- Б24. Секст Эмпирик . Против физиков . Книга I.144.
- Б25. Симплиций Киликийский . Комментарий к физике Аристотеля . 23.19.
- Б26. Симплиций Киликийский . Комментарий к физике Аристотеля . 23.10.
- Б27. Теодорет . Лечение греческих состояний .
- Б28. Ахиллес Татиус Введение в явления Арата .
- Б29. Иоанн Филопон . Комментарий к физике Аристотеля . 1.5.125.
- Б30. Женевская Схолия к Илиаде 21 196
- Б31. Гераклит (комментатор) (2005). Гомерические задачи . Общество библейской литературы. 44.5. ISBN 978-1-58983-122-3 . Проверено 20 апреля 2022 г.
- Б32. Аллен, Томас Уильям (1931). Гомеровская Схолия . Х. Милфорд. БЛТ Илиада 11.27.
- Б33. Секст Эмпирик . Против физиков . Книга II.314.
- Б34. Секст Эмпирик . Против логиков . Книга I.49 .
- Б35. Плутарх . «Застольная беседа». Моралия . Стефанус п. 746б .
- Б36. Элий Иродиан О сомнительных слогах . 296,9.
- Б37. Элий Иродиан О своеобразном стиле . 30
- Б38. Элий Иродиан О своеобразном стиле . 41,5.
- Б39. Юлий Поллукс . Ономастикон .
- Б40. Подлинная этимология . ватрахос
- Б41. Джон Цецес Схолия Дионисию Перигете 940
- Б42. Элий Иродиан О своеобразном стиле . 41,5.
- Б45. Схолия к книге «Об эпидемиях» . 1.13.3.
Имитация
[ редактировать ]- С1. Еврипид . Геракл (Еврипид) .
- С2 AthanaeusАфаней Деипнософисты
Современная критика
[ редактировать ]- Поппер, Карл (1998). Мир Парменида: Очерки досократического Просвещения . Психология Пресс. п. 46. ИСБН 978-0-415-17301-8 . Проверено 13 апреля 2022 г.
Современная стипендия
[ редактировать ]Переводы фрагментов с комментариями
[ редактировать ]- Бернет, Джон (1892). «Наука и религия». Ранняя греческая философия . А. и К. Блэк. стр. 83–129 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Фэрбенкс, Артур (1898). Первые философы Греции . Нью-Йорк: Скрибнер . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Грэм, Дэниел В. (2010). «Ксенофан» . Тексты ранней греческой философии: полные фрагменты и избранные свидетельства основных досократиков . Издательство Кембриджского университета. стр. 95–134. ISBN 978-0-521-84591-5 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Кирк, Г.С.; Рэйвен, Дж. Э.; Шофилд, М. (29 декабря 1983 г.). Досократические философы: критическая история с подборкой текстов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27455-5 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Лешер, Джеймс Х. (1992). Ксенофан из Колофона: Фрагменты: текст и перевод с комментарием . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8508-5 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Маккирахан, Ричард Д. (1994). «Ксенофан Колофонский» . Философия до Сократа: введение с текстами и комментариями . Издательская компания Хакетт. ISBN 978-0-87220-175-0 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Тшаскома, Стивен М.; Смит, Р. Скотт; Брюне, Стивен; Палайма, Томас Г. (1 марта 2004 г.). Антология классического мифа: первоисточники в переводе . Издательство Хакетт. п. 433. ИСБН 978-1-60384-427-7 . Проверено 14 апреля 2022 г.
- Вайнштейн, Макс Бернхард (1910). взгляды на мир и жизнь; возникли из религии, философии и познания природы (на немецком языке). Литров. п. 231. ИСБН 978-5-04-120710-6 . Проверено 14 апреля 2022 г.
Расширенные исследования и обзоры
[ редактировать ]- Барнс, Джонатан (1982). Досократические философы . Рутледж. ISBN 978-0-415-05079-1 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Далби, Эндрю (2006). Новое открытие Гомера . Нью-Йорк, Лондон: Нортон. п. 123. ИСБН 0-393-05788-7 .
- Эдвардс, MJ (2005). «Ксенофан Христианин?» . Греческие, римские и византийские исследования . 32 (3). Издательство Университета Дьюка : 220. ISBN. 9781351219143 . ISSN 0017-3916 . OCLC 8162351763 . Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года.
- Йохансен, Карстен Фриис (1999). История древней философии: от истоков до Августина . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203979808 .
- Лешер, Джеймс (2019). «Ксенофан» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Лешер, Джеймс (2021). «Ксенофан» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2021 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 12 июня 2022 г.
- Лухте, Джеймс (2011). Ранняя греческая мысль: перед рассветом . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-0567353313 .
- Маккензи, Том (2021). «Ксенофан» . Поэзия и поэтика у досократических философов: чтение Ксенофана, Парменида и Эмпедокла как литературы . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 24–64. ISBN 9781108843935 .
- Меза, Карлос Густаво Карраско (2010). «La tradición en la teología de Jenofanes» [Традиция в богословии Ксенофана] (PDF) . Byzantion nea hellás (на испанском и английском языках) (29). Сантьяго: Университет Чили : 55, 57. doi : 10.4067/S0718-84712010000100004 (неактивно 31 января 2024 г.). ISSN 0718-8471 . OCLC 7179329409 . Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 года.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Мурелатос, Александр (2008). «Облако — астрофизика Ксенофана и ионический материальный монизм» . Оксфордский справочник по досократической философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 134–168. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Осборн, Кэтрин (22 апреля 2004 г.). Досократическая философия: очень краткое введение . ОУП Оксфорд. стр. 61–79. ISBN 978-0-19-157822-9 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- Уоррен, Джеймс (2007). Досократики . Проницательность. ISBN 978-1-84465-091-0 . Проверено 14 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Творог, Патрисия (2020). «Досократическая философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Классен, CJ 1989. «Ксенофан и традиция эпической поэзии». В ионической философии . Под редакцией К. Будуриса, 91–103. Афины, Греция: Международная ассоциация греческой философии .
- «Ксенофан» . Интернет-энциклопедия философии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Ксенофан из Колофона автора Яннис Стамателлос
- Ксенофан Колофонский - Первичные и вторичные ресурсы (ссылка неработающая, 9 июня 2019, страница в архиве )
- Дж. Лешер, Досократический вклад в теорию познания , 1998 г.
- У. Де Янг, «Гомеровские боги и противоположная теория божественного Ксенофана», 2000 г.
- Смерти 470-х годов до н.э.
- 570-е гг. до н.э., рождение
- Греческие философы VI века до н.э.
- Поэты VI века до нашей эры
- Греческие философы V века до н.э.
- Поэты V века до нашей эры
- Древние колофонисты
- Древнегреческие поэты-элегики
- Древнегреческие эпистемологи
- Древнегреческие метафизики
- Древнегреческие сатирики
- Древние философы-скептики
- Ямбические поэты
- Философы древней Ионии
- Философы религии
- Досократические философы