Jump to content

Ксенофан

(Перенаправлено с Ксенофана Колофонского )
Ксенофан
Вымышленный портрет Ксенофана с гравюры 17 века.
Рожденный в. 570 г. до н.э.
Колофон , Ионический союз
(современный Дегирмендере, Измир , Турция )
Умер в. 478 г. до н.э. (около 92 лет)
Эра Досократическая философия
Область Западная философия
Основные интересы
Социальная критика
Катафаза
Натуральная философия
Эпистемология
Известные идеи
Религиозные политеистические взгляды как человеческие проекции
Земля и вода - это арка
Различие между знанием и простой истинной верой .

Ксенофан из Колофона ( / z ə ˈ n ɒ f ə n z / zə- NOF -neez ; [1] [2] Древнегреческий : Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος [ksenopʰánɛːs ho kolopʰɔ̌ːnios] ; в. 570 – ок. 478 г. до н. э.) — греческий философ , богослов , поэт и критик Гомера , из Ионии путешествовавший по грекоязычному миру в период ранней классической античности .

Как поэт Ксенофан был известен своим критическим стилем, написав стихи, которые считаются одними из первых сатир . Он также сочинял элегические куплеты , критикующие традиционные ценности его общества, такие как богатство, излишества и спортивные победы. Он также критиковал Гомера и других поэтов в своих произведениях за то, что они изображали богов глупыми или морально слабыми. Его стихи не сохранились в первозданном виде; лишь фрагменты некоторых его работ сохранились в цитатах более поздних философов и литературных критиков.

Ксенофан считается одним из самых важных философов-досократиков . Будучи весьма оригинальным мыслителем, Ксенофан искал объяснения физических явлений, таких как облака или радуга, не ссылаясь на божественные или мифологические объяснения, а вместо этого основываясь на основных принципах . Он также проводил различие между различными формами знания и убеждений, что является ранним примером эпистемологии . Более поздние философы, такие как элеаты и пирронисты, также считали Ксенофана основателем своих доктрин и интерпретировали его работы с точки зрения этих доктрин, хотя современные ученые оспаривают эти утверждения.

Античный биограф Диоген Лаэртский сообщает, что Ксенофан родился в Колофоне , городе, некогда существовавшем в Ионии, на территории современной Турции. [3] [а] Лаэртий говорит, что расцвет Ксенофана приходится на 60-ю Олимпиаду (540–537 до н. э.). [б] и современные ученые обычно относят его рождение примерно к 570–560 гг. до н.э. [3] Его сохранившиеся работы относятся к Фалесу , Эпимениду и Пифагору . [с] а сам он упоминается в сочинениях Гераклита и Эпихарма . [д]

По его собственному сохранившемуся рассказу, [и] он был странствующим поэтом, который покинул свою родину в возрасте 25 лет, а затем прожил 67 лет в других греческих землях и умер в возрасте 92 лет или позже. [3] Хотя в древних свидетельствах отмечается, что он похоронил своих сыновей, другой биографической информации о нем или его семье, которую можно было бы достоверно установить, мало. [3]

Считается, что физические теории Ксенофана находились под влиянием милетцев . Например, его теория о том, что радуга — это облака, в одной из интерпретаций рассматривается как ответ на теорию Анаксимена о том, что радуга — это свет, отраженный от облаков. [4]

Ксенофан охарактеризовал свои путешествия как «метание вверх и вниз». [ф] « Древняя Греция в архаический период . Его путешествия привели его от Колофона , Иония на территории современной Турции , до колоний в Великой Греции на территории современной Италии. [3]

О взглядах Ксенофана можно узнать из фрагментов его стихов, которые сохранились в виде цитат более поздних греческих писателей. В отличие от других философов-досократиков, таких как Гераклит или Парменид , которые написали только одну работу, Ксенофан написал множество стихотворений, и никакие два фрагмента не могут быть однозначно идентифицированы как принадлежащие к одному и тому же тексту. [5] По словам Диогена Лаэртского, [г] Ксенофан написал стихотворение об основании Колофона и Элеи, насчитывающее около 2000 строк. [5] Более поздние показания также свидетельствуют о том, что его сборник сатир состоял как минимум из пяти книг. [6] Хотя многие более поздние источники приписывают Ксенофану стихотворение под названием «О природе», современные ученые сомневаются в этом ярлыке, поскольку, вероятно, это было название, данное учеными Александрийской библиотеки произведениям, написанным философами, которых Аристотель определил как « фусикоев », изучавших природа. [5]

Поздние авторы называют сатиры Силлои , и это имя может восходить к самому Ксенофану, но оно может происходить от того факта, что пирронист философ- Тимон из Флия , «силограф» (3 век до н.э.), поместил большую часть своей собственной сатиры. на других философов в уста Ксенофана, одного из немногих философов, которых Тимон восхваляет в своих трудах. [7]

Сохранившиеся сочинения Ксенофана демонстрируют скептицизм, который стал более широко выражаться в четвертом веке до нашей эры. Некоторые философские фрагменты взяты из комментариев комментаторов Гомера. Свою критику он направил на политеистические религиозные взгляды ранних греческих поэтов и своих современников.

Судя по этим более поздним рассказам, [час] его элегическая и ямбическая поэзия критиковала и высмеивала широкий спектр идей, включая Гомера и Гесиода , [8] вера в пантеон антропоморфных . богов почитание греками атлетизма и

О природе

[ редактировать ]

Ни один авторитетный источник не утверждает, что Ксенофан специально написал философскую поэму. [7] Джон Бернет говорит, что «Самая старая ссылка на стихотворение Περὶ φύσεως находится в Женевском схолии на Илиаду XXI. 196, [я] и это восходит к Ящикам Маллуса . Надо помнить, что такие титулы более поздние, а место среди философов Ксенофану было отведено задолго до времен Кратеса. Поэтому все, что мы можем сказать, это то, что пергамские библиотекари дали название Περὶ φύσεως какому-то стихотворению Ксенофана » . как облака или радуги, и поэтому вполне вероятно, что философские замечания Ксенофана были выражены случайно в его сатирах. [7]

Философия

[ редактировать ]

Хотя Ксенофана традиционно интерпретировали в терминах элеатов и скептиков , которые находились под его влиянием и считали его своим предшественником и основателем, современные исследования показали, что он был весьма оригинальным и самобытным философом, чья философия выходит далеко за рамки того влияния, которое он оказал на более поздние философские школы. [9] Будучи социальным критиком, Ксенофан сочинял стихи о правильном поведении на симпозиуме и критиковал культурное прославление спортсменов. [9] Ксенофан стремился реформировать понимание божественной природы, ставя под сомнение греческую мифологию, переданную Гесиодом и Гомером , чтобы сделать ее более соответствующей представлениям о благочестии из древнегреческой религии . [9] Он сочинил естественные объяснения таких явлений, как образование облаков и радуги , а не мифы. [9] высмеивая традиционные религиозные взгляды своего времени как человеческие проекции . [10] Будучи одним из первых мыслителей эпистемологии , он проводил различия между идеями знания и веры в отличие от истины , которая, по его мнению, была возможна только для богов. [9]

Социальная критика

[ редактировать ]
Изображение древнегреческого симпозиума , VI век до нашей эры . Ксенофан критиковал эти попойки, которые в его время прославлялись, за их эксцессы и неспособность почтить богов. [9]

Ксенофан написал ряд элегических стихотворений о правильном поведении на симпозиуме . [9] древнегреческие попойки, которые проводились в честь спортивных или поэтических побед или для того, чтобы приветствовать молодых людей в аристократическом обществе. Сохранившиеся фрагменты подчеркивают важность благочестия и почитания богов. [Дж] и они препятствуют пьянству [к] и невоздержанность, одобряющая умеренность и критикующая роскошь и излишества. [л] Ксенофан также отверг ценность спортивных побед, заявив, что развитие мудрости важнее. [м] [9]

Божественная природа

[ редактировать ]

Орфизм и пифагорейская философия привнесли в греческую духовность понятия вины и чистоты, вызвав дихотомическую веру между божественной душой и смертным телом. Эта доктрина контрастирует с традиционными религиями, которых придерживались Гомер и Гесиод . [11] Бог перемещает все сущее, но считается, что он неподвижен и характеризуется единством. [н] [12] и единство, вечность, [the] и духовная природа, которая бестелесна и не антропоморфна. [п] Он обладает свободной волей и является Высшим Благом, он воплощает красоту нравственного совершенства и отсутствия греха. [11]

Ксенофан придерживался убеждения, что « Бог един, верховен среди богов и людей, и не подобен смертным ни телом, ни разумом». Он утверждал, что существует один величайший Бог. Бог — одно вечное существо, сферическое по форме, охватывающее все сущее внутри себя, есть абсолютный разум и мысль, [д] следовательно, разумен и движет всем, но не имеет никакого сходства с человеческой природой ни телом, ни разумом. Хотя Ксенофан отверг гомеровскую теологию, он не подвергал сомнению существование божественной сущности; скорее его философия была критикой древнегреческих писателей и их концепции божественности. [13] Ксенофана, Что касается позитивного богословия можно сформировать пять ключевых концепций о Боге. Бог есть: за пределами человеческой морали, не похож на человеческую форму, не может умереть или родиться (Бог божествен, поэтому вечен), никакой божественной иерархии не существует, и Бог не вмешивается в человеческие дела. [13]

Натуральная философия

[ редактировать ]
Ксенофан, вероятно, был первым философом, предложившим натуралистическое, а не мифологическое объяснение огня Святого Эльма . [14]

Понимание Ксенофаном божественной природы как отдельной и не вовлеченной в человеческие дела побудило его придумать натуралистические объяснения физических явлений. [9]

Ксенофан был, вероятно, первым философом, придумавшим объяснение проявлению огня Святого Эльма , который появляется на мачтах кораблей, когда они проходят сквозь облака во время грозы. Хотя фактическое явление, стоящее за огнем Святого Эльма, не было понято до открытия статического электричества в современную эпоху, объяснение Ксенофана, который пытался объяснить свечение, вызванное движением маленьких капель облаков. [р] был уникальным в древнем мире. [14]

В космологии Ксенофана есть только одна граница Вселенной. [15] тот, который «видим нашими ногами». [с] Ксенофан считал, что Земля простирается бесконечно далеко вниз, а также бесконечно далеко во всех направлениях. [15] Следствием его веры в бесконечно протяженную Землю было то, что вместо того, чтобы солнце проходило под землей на закате, Ксенофан считал, что солнце и луна движутся по прямой линии на запад. [т] после чего после затмения будет восстановлено новое солнце или луна. [в] [15] Хотя эта потенциально бесконечная серия путешествий солнц и лун, вероятно, будет сочтена нежелательной для современных учёных, [15] это означает, что Ксенофан понимал солнце и луну как «тип» объекта, появляющегося на небе, а не конкретный индивидуальный объект, появляющийся вновь каждый новый день. [15]

Ксенофан пришел к такому выводу на основе исследования окаменелостей морских существ, найденных над сушей. [v] эта вода когда-то, должно быть, покрывала всю поверхность Земли . [16] Он использовал это свидетельство, чтобы прийти к выводу, что архе или космический принцип вселенной был приливом и отливом между влажным и сухим, или землей (γῆ) и водой (ὕδωρ). Эти два крайних состояния чередовались друг с другом, и при этом чередовании человеческая жизнь то угасала, то возрождалась (или наоборот, в зависимости от доминирующей формы). [17] Этот аргумент можно рассматривать как упрек воздушной теории Анаксимена . [17] Идея чередующихся состояний и гибели и возвращения человеческой жизни предполагает, что он верил в принцип причинности, еще один отличительный шаг, который Ксенофан делает от древних философских традиций к традициям, основанным больше на научных наблюдениях. [16] [ нужны разъяснения ] Такое использование доказательств стало важным шагом на пути перехода от простого изложения идеи к ее подтверждению фактами и наблюдениями. [17]

Эпистемология

[ редактировать ]

Ксенофан — один из первых философов, проявивший интерес как к эпистемологическим, так и к метафизическим вопросам. действительно существует объективная истина Он считал, что в реальности . [В] но люди, простые смертные, не способны этого знать . [х] Ему также приписывают то, что он был одним из первых философов, проводивших различие между истинной верой и знанием . [и] а также признать возможность того, что можно думать, что он что-то знает, но на самом деле не знать этого. [18]

Его стихи о скептицизме цитируются Секстом Эмпириком следующим образом:

Однако что касается богов и того, что я говорю обо всем:
Ни один человек не видел того, что ясно, и никто никогда этого не узнает.
Нет, даже если бы он случайно подтвердил то, что действительно существует,
Он сам этого не знает; ибо все подвержено влиянию мнений. [С]

Из-за отсутствия целых работ Ксенофана его взгляды трудно интерпретировать, так что вывод о том, что знание является чем-то более глубоким («более ясная истина»), может иметь особые последствия или может означать, что вы не можете узнать что-то, просто взглянув на него. на этом. [18] Известно, что самые и самые разнообразные доказательства считались Ксенофаном самым верным способом доказательства теории. [16]

Наследие и влияние

[ редактировать ]

Влияние Ксенофана интерпретировалось по-разному: как «основателя эпистемологии, поэта и рапсода, а вовсе не философа, первого скептика, первого эмпирика, теолога-рационалиста, реформатора религии и многих других». [19] Карл Поппер считал Ксенофана ранним предшественником критического рационализма , говоря, что можно действовать только на основе рабочих гипотез — мы можем действовать так, как если бы мы знали истину, пока мы знаем, что это крайне маловероятно. [20]

Влияние на Элеатик

[ редактировать ]

Многие более поздние древние источники связывают Ксенофана с греческой колонией в итальянском городе Элея либо как автора поэмы об основании этого города, либо как автора поэмы об основании этого города, либо как автора поэмы об основании этого города. [аа] или как основатель Элейской философской школы, [аб] или как учитель Парменида Элейского . [и] Другие связывают его с пифагореизмом . Однако современные ученые в целом полагают, что существует мало исторических или философских оправданий для этих ассоциаций между Пифагором, Ксенофаном и Парменидом, как это часто утверждается в преемственности так называемой « итальянской школы ». [3] было обычным Точно так же со времен античности видеть в Ксенофане учителя Зенона Элейского , коллеги Парменида, но сегодня также распространено мнение, что это неверно. [21]

На девяносто втором году жизни он, как мы видели, все еще вел странствующую жизнь, что вряд ли согласуется с утверждением, что он поселился в Элее и основал там школу, особенно если считать, что он провел свои последние дни. при Гиерона дворе . Весьма примечательно, что ни один древний писатель прямо не говорит, что он когда-либо был в Элее, и все имеющиеся у нас свидетельства кажутся несовместимыми с тем, что он вообще там поселился. [22]

Влияние на пирронизм

[ редактировать ]

Ксенофана иногда считают первым скептиком западной философии. [23] [объявление] Предполагаемый скептицизм Ксенофана также можно рассматривать как предшественник пирронизма . Секст цитирует последователя Пиррона Тимона, который восхвалял Ксенофана и посвящал ему свои сатиры, а также приводил его в пример человека, который не является совершенным скептиком (как Пиррон), но простительно близок к нему. [24]

Евсевий, цитируя Аристокла Мессенского, говорит, что Ксенофан был основателем направления философии, кульминацией которого стал пирронизм. Эта линия начинается с Ксенофана и проходит через Парменида , Мелисса Самосского , Зенона Элейского , Левкиппа , Демокрита , Протагора , Несса Хиосского , Метродора Хиосского , Диогена Смирнского, Анаксарха и, наконец, Пиррона . [но]

Пантеизм

[ редактировать ]

Из-за развития концепции «единого бога, величайшего среди богов и людей», Ксенофана часто считают одним из первых монотеистов в западной философии религии . Однако та же самая цитата относится к множеству «богов», которых превосходит Верховный Бог. [25] Этот бог «трясет все» только силой своей мысли. В отличие от человеческих существ, Бог обладает властью «немедленно казнить» (по-гречески: френ ) и эффективно использовать свои познавательные способности (по-гречески: нус ). [из]

Мысль Ксенофана была резюмирована как монолатриозная и пантеистическая древними доксографиями Аристотеля Эмпирика , Цицерона , Диогена Лаэртского , Секста и Плутарха . Аристотеля В частности, «Метафизика» резюмировала его точку зрения как «Все есть Бог». [в] Псевдоаристотелелевский трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии» также содержит важное свидетельство его учения. [ах] Пьер Бейль считал взгляды Ксенофана сходными со взглядами Спинозы . [26] Физик и философ Макс Бернхард Вайнштейн специально назвал Ксенофана одним из первых пандеистов . [есть]

Взгляд Ксенофана на безличного бога, похоже, повлиял на досократического Эмпедокла, который рассматривал бога как бестелесный разум. [28] точку зрения Ксенофана о том, что Земля плоская и простирается вниз навсегда . Однако Эмпедокл назвал глупостью [29] [30]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ ( ДК 21А1 )
  2. ^ Диоген Лаэртский, ix. 18-20 ( ДК 21А1 )
  3. ^ Диоген Лаэртский
  4. ^ Диоген Лаэртский, ix. 1; Аристотель, Метафизика
  5. ^ ( ДК 21B8 )
  6. ^ ( ДК 21B8 )
  7. ^ ДК 28А1
  8. ^ Диоген Лаэртский, ix. 18-20 ( ДК 21А1 )
  9. ^ ДК 21Б30
  10. ^ Воспевать хвалу богам; и так / С чистыми возлияниями и хорошо организованными клятвами / Чтобы завоевать у них силу действовать справедливо / Ибо это происходит от благосклонности Богов; ( DK 21B1 )
  11. ^ И никогда не давай человеку кубок взять / И сначала налить вино; но пусть вода / Сначала придет, а после этого потом вино.( ДК 21Б5 )
  12. ^ Разным бесполезным глупостям они научились / От женоподобных лидийцев, пока они / Находились в рабстве резкой тирании / Они выходили на форум богато одетые / В пурпурных одеждах, многочисленными компаниями / Чья сила составляла не менее тысячи человек / Хвастаясь роскошно убранными волосами / Стекающими с дорогими и душистыми маслами. ( DK 21B3 )
  13. ^ Ибо мудрость далеко превосходит по реальной ценности / Телесную силу человека или скорость лошадей; / Но толпа судит о таких вещах наугад; / Хотя неправильно предпочитать силу чувству:( DK 21B2 )
  14. ^ «Один бог, величайший среди богов и людей, ни по форме, ни по мыслям, как у смертных». ( ДК 21B23 )
  15. ^ ДК 21Б26
  16. ^ ДК 21Б14-15 , ДК 21Б16
  17. ^ Диоген Лаэртский, ix. 18-20 ( ДК 21А1 )
  18. ^ DK 21A39 : «Эти звездообразные призраки, которые моряки называют Диоскурами , — на самом деле они представляют собой облака: маленькие, которые светятся из-за некоторого волнения».
  19. ^ ДК 21А28
  20. ^ DK 21 A41a
  21. ^ DK 21 A41a
  22. ^ ДК 21А33
  23. ^ ( ДК 21B18 )
  24. ^ ДК 21Б34
  25. ^ ДК 21Б34
  26. ^ цитируется Секстом Эмпириком , ( DK 21B34 )
  27. ^ ДК 28А1
  28. ^ А8,30,36
  29. ^ А2, А30, А31
  30. ^ DK 21B49
  31. ^ ДК 21А49
  32. ^ ДК 21Б25
  33. ^ ДК 21А30
  34. ^ ДК 21А28
  35. ^ «Это пандеизм, когда элеат Ксенофан (из Колофона около 580-492 гг. до н.э.) сказал о Боге: «Он полностью дух, мысль и вечен», «он видит целиком, он мыслит целиком и абсолютно, он слышит полностью." [27]
  1. ^ Запись «Ксенофан» в словаре английского языка Коллинза .
  2. ^ Звуковой файл
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Лешер 1992 , с. 3-4.
  4. ^ Ксенофан (январь 2001 г.). Джеймс Х. Лешер (ред.). Фрагменты . Университет Торонто Пресс. п. 140. ИСБН  9780802085085 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккензи 2021 , с. 24-27.
  6. ^ ДК 21B21a .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бёрнет 1892 г.
  8. ^ Барнс 1982 , с. 40.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лешер 2019 .
  10. ^ Йохансен 1999 , стр. 49.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меза 2010 , стр. 55-57.
  12. ^ Бернет 1892 , с. 119.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккирахан 1994 , с. 60-62.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мурелатос 2008 , с. 134.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мурелатос 2008 , с. 138-139.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккирахан 1994 , с. 66.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккирахан 1994 , с. 65-66.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн 2004 , с. 66-67.
  19. ^ Бог в облаках?: Заметки о Ксенофане Майкла Севела
  20. ^ Поппер 1998 , с. 46.
  21. ^ Лешер 1992 , с. 102.
  22. ^ Бернет 1892 , с. 115.
  23. ^ Скептицизм Ксенофана Джеймса Х. Лешера, Phronesis Vol. 23, № 1 (1978), стр. 1-21.
  24. ^ АА Лонг. От Эпикура к Эпиктету . п. 86.
  25. ^ Лешер 2021 .
  26. ^ Бэйль, Критический словарь, с. 574
  27. ^ Вайнштейн 1910 , с. 231.
  28. ^ «Эмпедокл» Кембриджская энциклопедия философии (1961) Чарльза Кана, стр. 498
  29. ^ ДК 21Б28
  30. ^ ДК31Б39

Библиография

[ редактировать ]

Древние первоисточники

[ редактировать ]

В Дильса-Кранца нумерации свидетельств и фрагментов досократической философии Ксенофан занесен в каталог под номером 21.

Последнее издание этого каталога: Дильс, Герман; Кранц, Вальтер (1957). Пламбёк, Герт (ред.). Фрагменты досократиков (на древнегреческом и немецком языках). Ровольт. ISBN  5875607416 . Проверено 11 апреля 2022 г. .

Биография

[ редактировать ]

Апофегемы

[ редактировать ]

Описания стихов

[ редактировать ]

Доктрины

[ редактировать ]

Фрагменты - Элегии

[ редактировать ]

Фрагменты - Тогда

[ редактировать ]

Фрагменты - О природе

[ редактировать ]

Имитация

[ редактировать ]

Современная критика

[ редактировать ]

Современная стипендия

[ редактировать ]

Переводы фрагментов с комментариями

[ редактировать ]

Расширенные исследования и обзоры

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b6315e87b08ffb976024bf9fd8e254a__1715206620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/4a/3b6315e87b08ffb976024bf9fd8e254a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xenophanes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)