Катафатическая теология
Часть серии о |
Философия религии |
---|
Указатель статей по философии религии |
Катафатическая теология или катафатическая теология – это теология , которая использует « позитивную » терминологию для описания или ссылки на божественное – в частности, Бога – т.е. терминологию, которая описывает или относится к тому, чем считается божественное, в отличие от «негативной» терминологии, используемой в апофатическое богословие, указывающее на то, чем, как считается, божественное не является.
Этимология
[ редактировать ]«Катафатический» происходит от греческого слова κατάφασις kataphasis, означающего «утверждение». [ 1 ] исходящий из ката (усилитель) [ 2 ] и φάναι phanai («говорить»).
Терминология
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2024 г. ) |
Некоторые считают, что говорить о Боге или божественном катафатически по своей природе является формой ограничения Бога или божественного. Это было одним из основных положений сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита , который сказал о Боге: «Нет ни чувства, ни образа, ни мнения, ни разума, ни познания о Нем». [ 3 ] Определяя, что такое Бог или божественное, мы ограничиваем безграничное. Как писал святой Августин, «если вы можете постичь [Бога], то это не Бог». [ 4 ] Катафатическим способом выражения Бога было бы то, что Бог есть любовь. Апофатическим путем было бы заявить, что Бог не есть ненависть (хотя такое описание можно обвинить в том же дуализме). Или сказать, что Бог не есть любовь, поскольку он превосходит даже наше представление о любви. В конечном счете, можно было бы отказаться даже от идеи Троицы или утверждения о том, что Бог един, потому что божественность выше числа. Что Бог находится за пределами всякой двойственности, потому что Бог содержит в себе все вещи, и что Бог находится за пределами всех вещей. Апофатический путь, как учил святой Дионис, заключался в устранении любого концептуального понимания Бога, которое могло бы стать всеобъемлющим, поскольку в своей ограниченности это понятие начало бы навязывать падшее понимание человечества абсолютному и божественному. [ 5 ]
Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
![]() |
Восточное православие
[ редактировать ]В Восточной Православной Церкви катафатическое богословие может привести к некоторому познанию Бога, но несовершенным способом. Совершенный и единственный путь, подходящий по отношению к Богу, — это апофатический путь, поскольку катафатический путь имеет своим объектом то, что существует, но Бог находится за пределами всего существующего. [ 6 ]
Римский католицизм
[ редактировать ]- Жизнь Моисея - Григорий Нисский
- Святой Августин
- Ансельм Кентерберийский
Катафатическая трактовка высшей реальности в буддизме
[ редактировать ]В буддизме Махаяны существует разновидность писаний, в которых дается описательный намек на Абсолютную Реальность, используя позитивную терминологию, говоря о ней. Это проявление буддизма особенно заметно в Дзогчен и Татхагатагарбха формах религии . Нирвана , например, приравнивается к Истинному Я Будды (чистому, нетварному и бессмертному) в некоторых писаниях Татхагатагарбхи и других буддийских тантрах (таких как Кунджед Гьялпо «Всесоздающего Царя» или тантра ), Изначальный Будда, Самантабхадра , описывается как «чистое и полное сознание» — «ствол», «основа» и «корень» все, что существует. [ 7 ]
В Гаудия-вайшнавизме
[ редактировать ]Гаудия-вайшнавизм положительно говорит о трансцендентных качествах Кришны . Как Верховная Личность Бога, Он обладает 64 трансцендентными качествами, хотя эти качества объясняются как нематериальные и находящиеся за пределами двойственности. [ 8 ] Парадоксальная природа Кришны , Абсолюта, не поддающаяся описанию и обладающего качествами, обсуждается во всей литературе Гаудия-вайшнавизма . [ 9 ] Среди 64 качеств Кришны 4 качества являются уникальными, которыми обладает только Кришна, это:
- Он является творцом чудесных игр (особенно Своих детских игр).
- Его окружают преданные, наделенные чудесной любовью к Богу.
- Играя на Своей флейте, Он может привлечь все живые существа во всех вселенных.
- Он обладает удивительным совершенством красоты, с которым невозможно соперничать ни в одном творении.
Есть еще 60 качеств Кришны, но они есть и у Нараяны . Из них 5 являются особыми, которых нет у джива- атм или (согласно взглядам вайшнавов) у других индуистских божеств, даже у Брахмы или Шивы :
- Он обладает невообразимой силой.
- Бесчисленные вселенные рождаются из Его тела.
- Он является первоисточником всех воплощений.
- Он податель спасения врагам, которых Он убивает.
- Он притягивает освобожденные души.
Другие 55 трансцендентных качеств встречаются у Брахмы и Шивы, хотя они общие для Нараяны и Кришны, но не встречаются в джива-атмах. И, наконец, всего 50 трансцендентных качеств можно найти у джива-атм, которые не находятся на уровне божеств, но Кришна и Нараяна также обладают этими качествами. Также следует внимательно отметить, что эти качества проявляются в джива-атмах лишь в незначительных качествах и только в том случае, если они становятся чистыми преданными Кришны- Чайтаньи . С другой стороны, Кришна обладает этими 64 качествами в полной мере. Полный список см. здесь: 64 качества Господа Кришны. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, краткое содержание» .
- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, κατά» .
- ^ Фома Аквинский, Summa Theologica, Часть 1, Вопрос 12, Статья 1, Возражение 1. Перевод отцов английской Доминиканской провинции. Доступ онлайн: 13 августа 2024 г.; URL: http://www.freecatholicebooks.com/books/summa.pdf .
- ^ Святой Августин. Проповедь № 117, раздел 5. В Институте наследия Августина, «Творения святого Августина: перевод для 21 века», часть III (Проповеди), том 4. Переводчик, Эдмонд Хилл. Бруклин, Нью-Йорк: New York City Press. 1992. Страница 211.
- ^ Корриган, Кевин; Харрингтон, Л. Майкл (2023), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Псевдо-Дионисий Ареопагит» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2023 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 18 августа 2024 г.
- ^ Владимир Лосский , Мистическое богословие Православной Церкви (1957 [1944]), стр. 25. [ нужна цитата для проверки ]
- ^ Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде Кунджед Гьялпо , Чогьял Намкай Норбу и Адриано Клементе, Snow Lion, Итака, 1999, стр. 157.
- ^ А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (13 июля 2021 г.). «Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 25.54» .
- ^ А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (13 июля 2021 г.). «Кришна, Верховная Личность Бога, глава 87» .
- ^ 64 Качества Господа Кришны Шрилы Рупы Госвами .
Литература
[ редактировать ]- Владимир Лосский Мистическое богословие Восточной Церкви (1957 [1944]), репринты: СВС Пресс, 1997 ( ISBN 0-913836-31-1 ), James Clarke & Co Ltd, 1991 ( ISBN 0-227-67919-9 ).
- Кларенс Эдвин Ролт, Дионисий Ареопагит о божественных именах и мистическом богословии (1920).