Jump to content

Дуализм в космологии

(Перенаправлено из Морального дуализма )

Дуализм в космологии или дуалистическая космология — это моральная или духовная вера в существование двух фундаментальных концепций, которые часто противостоят друг другу. Это общий термин, который охватывает разнообразие взглядов различных религий, включая как традиционные, так и библейские религии.

Моральный дуализм — это вера в великое дополнение или конфликт между доброжелательным и злонамеренным. Это просто подразумевает, что действуют две моральные противоположности, независимые от любой интерпретации того, что может быть «моральным», и независимо от того, как они могут быть представлены. Моральные противоположности могут, например, существовать в мировоззрении, в котором есть один бог, несколько богов или ни одного. Напротив, дуотеизм , битеизм или дитеизм подразумевают (по крайней мере) двух богов. В то время как битеизм подразумевает гармонию, дитеизм подразумевает соперничество и противостояние, например, между добром и злом, светом и тьмой, летом и зимой. Например, дитеистическая система может быть такой, в которой один бог является творцом, а другой — разрушителем. В богословии дуализм может также относиться к отношениям между божеством и творением или божеством и вселенной (см. теистический дуализм). Эта форма дуализма является верой, разделяемой некоторыми традициями христианства и индуизма . [1] Альтернативно, в онтологическом дуализме мир разделен на две всеобъемлющие категории. В китайской культуре и философии противостояние и сочетание двух основных принципов Вселенной выражаются как инь и ян и традиционно являются основополагающими доктринами даосизма , конфуцианства и некоторых китайских буддийских школ.

Многие мифы и мотивы творения с дуалистической космологией описаны в этнографической и антропологической литературе. Мотивы представляют мир как созданный, организованный или находящийся под влиянием двух демиургов , культурных героев или других мифологических существ, которые конкурируют друг с другом или выполняют дополняющие функции в создании, организации или влиянии на мир. Существует огромное разнообразие таких космологий. В некоторых случаях, например, у чукчей , существа скорее сотрудничают, чем конкурируют, и вносят равный вклад в творение. Во многих других случаях эти два существа не имеют одинаковой важности или силы (иногда одно из них даже характеризуют как доверчивое). Иногда их можно противопоставить добру и злу. [2] Их часто можно считать близнецами или, по крайней мере, братьями. [3] [4] Дуалистические мотивы в мифологиях можно наблюдать на всех обитаемых континентах. Золотарев заключает, что они не могут быть объяснены диффузией или заимствованием, а скорее имеют конвергентное происхождение. Они связаны с дуалистической организацией общества ( фратриями ); в некоторых культурах социальная организация, возможно, перестала существовать, но мифология сохраняет память все более и более замаскированными способами. [5]

Моральный дуализм

[ редактировать ]

Моральный дуализм — это вера в великое дополнение или конфликт между доброжелательным и злонамеренным. Как и дитеизм/битеизм (см. ниже), моральный дуализм не предполагает отсутствия монистических или монотеистических принципов. Моральный дуализм просто подразумевает, что действуют две моральные противоположности, независимые от какой-либо интерпретации того, что может быть «моральным» и — в отличие от дитеизма/битеизма — независимо от того, как они могут быть представлены.

Например, маздеизм (маздейский зороастризм ) является одновременно дуалистическим и монотеистическим (но не монистическим по определению), поскольку в этой философии Бог — Творец — чисто добр, а антитеза — которая также несотворена — абсолютна. Мандеизм является монотеистическим и гностическим, и в его космологии Мир Света ( alma d-nhūra ), который является добром, противопоставляется Миру Тьмы или подземному миру ( alma d-hšuka ), который является злом. [6] [7] Зурванизм (зурванитский зороастризм) и манихейство являются представителями дуалистической и монистической философии, поскольку каждая из них имеет высший и трансцендентный Первый Принцип, из которого затем исходят две равные, но противоположные сущности. Это также верно и для менее известных христианских гностических религий, таких как богомилы , катары и так далее. Существуют также более сложные формы монистического дуализма, например, в герметизме , где Нус «мыслил» — который, как описано, создал человека — порождает как добро, так и зло, в зависимости от интерпретации, получает ли он подсказку от Бога или от Демона. . Двойственность с плюрализмом считается логической ошибкой.

Моральный дуализм зародился как богословская вера. Впервые дуализм имплицитно проявился в египетских религиозных верованиях в противопоставлении богов Сета (беспорядок, смерть) и Осириса (порядок, жизнь). [8] Первая явная концепция дуализма пришла из древнеперсидской религии зороастризма примерно в середине пятого века до нашей эры. Зороастризм — монотеистическая религия, которая считает, что Ахура Мазда — вечный создатель всего хорошего. Любые нарушения приказа Ахура Мазды возникают из-за друджа , который есть все несотворенное. Из этого следует, что людям предстоит сделать важный выбор. Либо они полностью участвуют в жизни человека ради Ахура Мазды, либо нет и дают друджам силу . Личный дуализм еще более отчетливо проявляется в верованиях более поздних религий.

Религиозный дуализм христианства между добром и злом не является совершенным дуализмом, поскольку Бог (добро) неизбежно уничтожит сатану (зло). Раннехристианский дуализм во многом основан на платоническом дуализме (См.: Неоплатонизм и христианство ). В христианстве также существует личный дуализм с различием души и тела, основанный на идее нематериальной христианской души . [9]

Дуотеизм, битеизм, дитеизм

[ редактировать ]

При использовании в отношении нескольких богов дуализм может относиться к дуотеизму, битеизму или дитеизму. не обязательно подразумевает теизм ( теос = бог Хотя дитеизм/битеизм подразумевают моральный дуализм, они не эквивалентны: дитеизм/битеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм вообще ).

И битеизм, и дитеизм подразумевают веру в двух одинаково могущественных богов с дополняющими или антонимичными свойствами; однако, в то время как битеизм подразумевает гармонию, дитеизм подразумевает соперничество и противостояние, например, между добром и злом, светлым и темным или летом и зимой. Например, дитеистической системой будет такая, в которой один бог созидателен, другой — разрушитель (ср. теодицея ). в первоначальной концепции зороастризма Например, Ахура Мазда был духом абсолютного добра, а Ариман ( Ангра-Майнью ) был духом абсолютного зла.

Напротив, в битеистической системе, где два божества не находятся в конфликте или противостоянии, одно может быть мужчиной, а другое женщиной (ср. дуотеизм). [ нужны разъяснения ] ). Один хорошо известный пример битеистической или дуотеистической теологии, основанной на гендерной полярности, можно найти в неоязыческой религии Викка . В Викке дуализм представлен верой в бога и богиню как двойное партнерство в управлении вселенной. В основе этого поклонения лежит поклонение божественной паре , Богине Луны и Рогатому Богу , которые считаются любовниками. Тем не менее, в традиционной Викке также присутствует дитеистическая тема, поскольку Рогатый Бог имеет двойные аспекты: светлый и темный, относящиеся к дню/ночи, лету/зиме, выраженные как Король Дуба и Король Падуба , которые в викканских мифах и ритуалах Говорят, что два раза в год они вступают в битву за руку Богини, в результате чего времена года меняются. (В Викке светлое и темное не соответствуют понятиям «добро» и «зло», а являются аспектами мира природы, во многом подобно инь и ян в даосизме .)

Радикальный и смягченный дуализм

[ редактировать ]
  • Радикальный дуализм – или абсолютный дуализм, постулирующий две равные божественные силы. [10] Манихейство представляет собой два ранее сосуществовавших царства света и тьмы, которые вступают в конфликт из-за хаотических действий последнего. Впоследствии некоторые элементы света оказались захвачены тьмой; Цель материального творения состоит в том, чтобы осуществить медленный процесс извлечения этих отдельных элементов, в конце которого царство света восторжествует над тьмой. Манихейство, вероятно, наследует эту дуалистическую мифологию от зороастризма , в котором вечному духу Ахура Мазде противостоит его антитеза Ангра-Майнью ; эти двое вовлечены в космическую борьбу, в результате которой Ахура Мазда также одержит победу. « Гимн Жемчужины » включал веру в то, что материальный мир соответствует своего рода злонамеренному опьянению, вызванному силами тьмы, удерживающими элементы света в ловушке внутри него в состоянии пьяного отвлечения.
  • Смягченный дуализм – это когда один из двух принципов в чем-то уступает другому. Такие классические гностические движения, как сифианство, считали материальный мир созданным меньшим божеством, чем истинный Бог, который был объектом их поклонения. Духовный мир понимается как радикально отличающийся от материального мира, равный по размеру истинному Богу и являющийся истинным домом некоторых просветленных членов человечества; таким образом, эти системы выражали чувство острого отчуждения внутри мира, и их результирующая цель заключалась в том, чтобы позволить душе избежать ограничений, налагаемых физическим миром. [10]

Однако битеистические и дитеистические принципы не всегда так легко противопоставить, например, в системе, где один бог является представителем лета и засухи, а другой — зимы, дождя/плодородия (ср. мифологию Персефоны ). Маркионизм , раннехристианская секта, считал, что Ветхий и Новый Заветы были произведением двух противоположных богов: оба были Первыми Принципами, но принадлежали к разным религиям. [11]

Теистический дуализм

[ редактировать ]

В богословии дуализм может относиться к отношениям между Богом и творением или Богом и вселенной. Эта форма дуализма — убеждение, разделяемое некоторыми традициями христианства и индуизма. [12] [1]

Зороастризм

[ редактировать ]

Зороастризм или «Маздаясна» — одна из старейших постоянно практикуемых религий в мире, основанная на учении ираноязычного пророка Зороастра . [13] [14] У него есть дуалистическая космология добра и зла и эсхатология , предсказывающая окончательную победу зла добром. [15] Зороастризм превозносит несотворенное и доброжелательное божество мудрости, известное как Ахура Мазда ( букв. « Мудрый Господь » ), как свое высшее существо. [16]

манихейство

[ редактировать ]

Манихейство было основной религией [17] основанный в III веке нашей эры парфянами [18] пророк Мани ( ок. 216–274 н.э. ), в Сасанидской империи . [19] Манихейство учило сложной дуалистической космологии, описывающей борьбу между добрым , духовным миром света и злым , материальным миром тьмы . [20] В ходе непрерывного процесса, происходящего в истории человечества, свет постепенно удаляется из мира материи и возвращается в мир света, откуда он пришел. Его верования основывались на местных месопотамских религиозных движениях и гностицизме . [21]

В христианстве

[ редактировать ]
Катаров изгоняют из Каркассона в 1209 году. Римско-католическая церковь объявила катаров еретиками за их дуалистические убеждения.

Дуализм между Богом и творением существовал как центральная вера во многих исторических сектах и ​​традициях христианства, включая маркионизм , катаризм , павликианство и другие формы гностического христианства. Христианский дуализм относится к вере в то, что Бог и творение различны, но взаимосвязаны неделимой связью. [1] Однако гностицизм — это разнообразное, синкретическое религиозное движение , состоящее из различных систем верований, обычно объединенных верой в различие между верховным, трансцендентным Богом и слепым, злым демиургом, ответственным за создание материальной вселенной , тем самым удерживая божественную искру в материи. Гностицизм не ограничивается христианством, а также включает в себя верования других авраамических традиций, таких как ранние еврейские секты. [22]

В таких сектах, как катары и павликиане, это дуализм между материальным миром, созданным злым богом, и моральным богом. Историки делят христианский дуализм на абсолютный дуализм, согласно которому добрые и злые боги одинаково могущественны, и смягченный дуализм, согласно которому материальное зло подчинено духовному добру. [23] Убеждение христианских богословов, придерживающихся либертарианского или компатибилистского взгляда на свободу воли, о том, что свободная воля отделяет человечество от Бога, также характеризуется как форма дуализма. [1] Богослов Лерой Стивенс Рунер сравнивает дуализм христианства с дуализмом, существующим в зороастризме и санкхья традиции индуизма . Богословское использование слова «дуализм» восходит к 1700 году в книге, описывающей дуализм между добром и злом. [1]

Терпимость к дуализму широко варьируется в различных христианских традициях. Как монотеистическая религия, конфликт между дуализмом и монизмом существовал в христианстве с момента его зарождения. [24] 1912 года В Католической энциклопедии описывается, что в католической церкви «дуалистическая гипотеза вечного мира, существующего бок о бок с Богом, была, конечно, отвергнута» в тринадцатом веке, но дуализм разума и тела - нет. [25] Проблему зла трудно примирить с абсолютным монизмом, и она побудила некоторые христианские секты склониться к дуализму. Гностические формы христианства были более дуалистическими, и некоторые гностические традиции утверждали, что Дьявол отделен от Бога как независимое божество. [24] Христианские дуалисты Византийской империи, павликиане , рассматривались византийскими богословами как манихейские еретики. Эта традиция христианского дуализма, основанная Константином-Сильваном , утверждала, что вселенная была создана посредством зла и отделена от морального Бога. [26]

Катары . , христианская секта на юге Франции, верили, что существует дуализм между двумя богами, один из которых представляет добро, а другой — зло Обладали ли катары прямым историческим влиянием древнего гностицизма, является предметом споров, поскольку основные концепции гностической космологии можно найти в верованиях катаров (наиболее отчетливо в их представлении о меньшем боге-творце), хотя и в отличие от второго века. Гностики, они, очевидно, не придавали особого значения знанию ( гнозису ) как действенной спасительной силе. В любом случае Римско-католическая церковь объявила катаров еретиками и стремилась подавить это движение в 13 веке. Альбигойский крестовый поход был инициирован Папой Иннокентием III в 1208 году с целью изгнания катаров из Лангедока во Франции, где они были известны как альбигойцы. Инквизиция папе , начавшаяся в 1233 году при Григории IX , также преследовала катаров. [27]

В индуизме

[ редактировать ]

Школа Двайта Веданта индийской философии поддерживает дуализм между Богом и вселенной, теоретизируя существование двух отдельных реальностей . Первая и наиболее важная реальность — это реальность Шивы , Шакти , Вишну или Брахмана . Шива, или Шакти, или Вишну — это высшее «Я» , Бог, абсолютная истина вселенной, независимая реальность. Вторая реальность — это реальность зависимой, но столь же реальной вселенной, существующей со своей отдельной сущностью. Все, что состоит из второй реальности, например, индивидуальная душа ( джива ), материя и т. д., существует в своей отдельной реальности. Отличительным фактором этой философии в отличие от Адвайта Веданты ( монистического заключения Вед) является то, что Бог берет на себя личную роль и рассматривается как реальная вечная сущность, которая управляет и контролирует вселенную. [28] [ нужен лучший источник ] Поскольку существование индивидов основано на божественном, они изображаются как отражения, образы или даже тени божественного, но никогда никоим образом не тождественны божественному. Поэтому спасение описывается как осознание того, что вся конечная реальность существенно зависит от Всевышнего. [29]

Онтологический дуализм

[ редактировать ]
Инь и Ян символизируют двойственность природы и всего сущего в традиционной китайской медицине, конфуцианстве и даосской религии.

Альтернативно, дуализм может означать тенденцию людей воспринимать и понимать мир как разделенный на две всеобъемлющие категории . В этом смысле дуалистично воспринимать дерево как вещь, отдельную от всего, что его окружает. Эта форма онтологического дуализма существует в даосизме и конфуцианстве и является основополагающей теорией традиционной китайской медицины, верованиями, которые делят вселенную на взаимодополняющие противоположности инь и ян . [30] В таких традициях, как классический индуизм ( самкхья , йога , вайшешика и более поздние школы веданты , принявшие теорию гун ), китайская Чистая земля и дзен -буддизм или исламский суфизм , ключом к просветлению является «превосхождение» такого рода дуалистического мышления. без простой замены дуализма монизмом или плюрализмом .

В китайской философии

[ редактировать ]

Противостояние и сочетание двух основных принципов Вселенной — инь и ян — составляет значительную часть китайской философии и является важной особенностью даосизма , как философии, так и религии, хотя эта концепция возникла гораздо раньше. Некоторые утверждают, что Инь и Ян изначально были богами земли и неба соответственно. [31]

Некоторые из распространенных ассоциаций с Ян и Инь соответственно: мужское и женское, свет и тьма , активное и пассивное, движение и неподвижность. Некоторые ученые полагают, что эти две идеи, возможно, первоначально относились к двум противоположным сторонам горы, обращенным к солнцу и от него. [31] Символ инь и ян на самом деле имеет мало общего с западным дуализмом; вместо этого он представляет философию баланса, где две противоположности сосуществуют в гармонии и способны превращаться друг в друга. В символе Инь-Ян есть точка Инь в Ян и точка Ян в Инь. В даосизме это символизирует взаимосвязь противоположных сил как различных аспектов Дао, Первого Принципа. Контраст необходим для создания различимой реальности, без которой мы ощутили бы небытие. Следовательно, независимые принципы инь и ян фактически зависят друг от друга в своем различимом существовании.

Дополнительная дуалистическая концепция, наблюдаемая в Инь и Ян, представляет собой взаимное взаимодействие во всей природе, связанное с петлей обратной связи , где противоположные силы не обмениваются противоположными силами, а вместо этого обмениваются взаимно, способствуя стабилизации, подобной гомеостазу . Основной принцип даосизма гласит, что внутри каждой независимой сущности лежит часть ее противоположности. В болезни заключено здоровье, и наоборот. Это происходит потому, что все противоположности являются проявлениями единого Дао и, следовательно, не независимы друг от друга, а скорее являются вариациями одной и той же объединяющей силы во всей природе.

В других религиях

[ редактировать ]

Самоедские народы

[ редактировать ]

В ненецком мифе Нум и Нга сотрудничают и конкурируют друг с другом, создавая землю, [32] существуют и другие мифы о конкурирующих и сотрудничающих демиургах. [33]

Сравнительные исследования кетов и соседних народов.

[ редактировать ]

В частности, дуалистические мифы исследовались и в исследованиях, пытавшихся сопоставить мифологии сибирских народов и решить проблему их происхождения. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров сравнили мифологию кетов с мифологией носителей уральских языков , полагая в исследованиях, что присутствуют моделирующие семиотические в сравниваемых мифологиях системы; а также они провели типологические сравнения. [34] [35] Среди прочего, из возможно уральских мифологических аналогий, у обских угров [36] and Samoyedic peoples [37] упоминаются. Некоторые другие обсуждаемые аналогии (сходные фольклорные мотивы , а также чисто типологические соображения, определенные бинарные пары в символике) могут быть связаны с дуалистической организацией общества — некоторые такие дуалистические черты можно обнаружить у этих сравниваемых народов. [38] Надо признать, что для кетов не существует дуалистической организации общества. [39] ни космологический дуализм [40] была тщательно исследована: если такие особенности вообще существовали, то они либо ослабли, либо остались во многом неоткрытыми; [39] хотя есть сообщения о разделении на две экзогамные патрилинейные фратрии, [41] фольклор о конфликтах мифологических персонажей, а также о сотрудничестве двух существ в создании земли: [40] ныряние водоплавающих птиц. [42] Если мы включим дуалистические космологии, понимаемые в широком смысле, не ограничивающиеся какими-то конкретными мотивами, то мы обнаружим, что они гораздо более распространены, существуют не только у некоторых сибирских народов, но есть примеры на каждом обитаемом континенте. [43]

Чукотский миф и его варианты повествуют о сотворении мира; в некоторых вариантах это достигается сотрудничеством нескольких существ ( птиц , сотрудничающих на равных; или творца и ворона , сотрудничающих на равных; или одного творца, использующего птиц только как помощников). [44]

Огнеземельцы

[ редактировать ]

У всех трех огнеземельских племен существовали дуалистические мифы о культурных героях . [45] У Ямана есть дуалистические мифы о двух братьях. Они выступают в роли героев культуры, а иногда находятся в антагонистических отношениях друг с другом, вводя противоположные законы. Их фигуры можно сравнить с братьями Кваньип из Селкнама . [46] В целом наличие дуалистических мифов в двух сравниваемых культурах не обязательно предполагает родство или распространение . [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Рунер, Лерой (1983). Вестминстерский словарь христианского богословия . Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 166. ИСБН  978-0-664-22748-7 .
  2. ^ Золотаржов 1980 , с. 42.
  3. ^ Золотаржов 1980 , с. 43.
  4. ^ Победа 1966 , стр. 71, 181.
  5. ^ Золотаржов 1980 , с. 54.
  6. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN  0-19-515385-5 . OCLC   65198443 .
  7. ^ Ханиш, Шак (2019). «Мандеи в Ираке» . В Роу, Пол С. (ред.). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . п. 163. ИСБН  9781317233794 .
  8. ^ «Египет и Месопотамия» . Британская энциклопедия .
  9. ^ Найт, Кевин. "Душа" . Католическая энциклопедия (онлайн-изд.) . Проверено 13 декабря 2017 г.
  10. ^ Jump up to: а б Попов 2010 .
  11. ^ Исправьте это 2008 .
  12. ^ О школе дуализма в индуизме см.: Клуни, Фрэнсис X. (2010). Индуистский Бог, христианский Бог: как разум помогает разрушить границы между религиями . Издательство Оксфордского университета . стр. 51–58, 111–115. ISBN  978-0199738724 .
  13. ^ «Заратустра – иранский пророк» . Проверено 9 июня 2017 г.
  14. ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . www.iranicaonline.org . Проверено 29 марта 2021 г.
  15. ^ Скьярво, Prods Oktor (2005). «Введение в зороастризм» (PDF) . Иранские исследования в Гарвардском университете . Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2021 г. Проверено 15 декабря 2021 г.
  16. ^ «АХУРА МАЗДА - Иранская энциклопедия» . Энциклопедия Ираника . Проверено 13 июля 2019 г.
  17. ^ Брук, Р. ван ден; Ханеграаф, Воутер Дж. (1998). Гносис и герметизм от древности до современности . СУНИ Пресс . п. 37. ИСБН  978-0-7914-3611-0 .
  18. ^ Яршатер, Эхсан (1983). Кембриджская история Ирана . Том. 3. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  19. ^ «Манихейство» . Новая энциклопедия Адвента . Проверено 4 октября 2013 г.
  20. ^ «Космогония и космология III. В манихействе» . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 февраля 2018 г. [В] манихействе мир был тюрьмой для демонов...
  21. ^ Виденгрен, Гео- месопотамские элементы в манихействе (Царь и Спаситель II): Исследования манихейской, мандейской и сирийско-гностической религии , Lundequistiska bokandeln, 1946.
  22. ^ Пейджелс, Элейн (1989). Гностические Евангелия . Нью-Йорк: Рэндом Хаус .
  23. ^ Питерс, Эдвард (2011). Ересь и власть в средневековой Европе . Издательство Пенсильванского университета . п. 106. ИСБН  978-0-8122-0680-7 .
  24. ^ Jump up to: а б Рассел, Джеффри (1998). История небес: поющая тишина . Издательство Принстонского университета . п. 53. ИСБН  978-0-691-00684-0 .
  25. ^ Католическая энциклопедия: международный справочный материал по конституции, доктрине, дисциплине и истории католической церкви . Компания Роберта Эпплтона. 1912. с. 170.
  26. ^ Гамильтон, Джанет; Гамильтон, Бернард; Стоянов, Юрий (1998). Христианские дуалистические ереси в византийском мире, ок. 650-ок. 1450: Избранные источники . Издательство Манчестерского университета . стр. 1–2 . ISBN  978-0-7190-4765-7 .
  27. ^ Чидестер, Дэвид (2001). Христианство: глобальная история . ХарперКоллинз . стр. 266–268. ISBN  978-0-06-251770-8 .
  28. ^ Эттер, Кристофер. Исследование качественного неплюрализма . iUniverse Inc., стр. 59–60. ISBN  0-595-39312-8 – через Google Книги .
  29. ^ Фаулер, Джинин Д. Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс . стр. 340–344. ISBN  1-898723-93-1 – через Google Книги . [ постоянная мертвая ссылка ]
  30. ^ Жирардо, Нью-Джерси (1988). Миф и смысл в раннем даосизме: тема хаоса (хун-тун) . Издательство Калифорнийского университета . п. 247. ИСБН  978-0-520-06460-7 .
  31. ^ Jump up to: а б Робертс, Джереми. «Инь и Ян» . Древняя и средневековая история . Факты в файле . Проверено 19 марта 2017 г.
  32. ^ Вертес 1990 , стр. 104, 105.
  33. ^ Золотаржов 1980 , с. 47–48.
  34. ^ Ivanov & Toporov 1973 .
  35. ^ Иванов (1984а) , с. 390, в послесловии Хоппала.
  36. ^ Иванов 1984б , стр. 225, 227, 229.
  37. ^ Иванов 1984б , стр. 229, 230.
  38. ^ Иванов 1984б , стр. 229–231.
  39. ^ Jump up to: а б Золотаржов 1980 , с. 39.
  40. ^ Jump up to: а б Золотаржов 1980 , с. 48.
  41. ^ Золотаржов 1980 , с. 37.
  42. ^ Иванов 1984б , с. 229.
  43. ^ Jump up to: а б Золотаржов 1980 , с. 56.
  44. ^ Anisimov 1966 ; Anisimov 1971 ; Zolotarjov 1980 , pp. 40–41.
  45. ^ Победа 1966 , с. 71.
  46. ^ Победа 1966 , с. 181.

Библиография

[ редактировать ]
  • Anisimov, F. А. (1966). Dukhovnaya zhizn' pervobytnogo obshchestva Духовная жизнь первобытново общества [ Духовная жизнь первобытной общины ] (на русском языке). Москва: Ленинград: Наука.
  • Anisimov, F. А. (1971). Istoricheskiye osobennosti pervobytnogo myshleniya Исторические особенности первобытново мышления [ Историческое будущее первобытного разума ] (на русском языке). Москва: Ленинград: Наука.
  • Гусинде, Мартин (1966). Северный ветер – южный ветер. Мифы и сказки индейцев Огненной Земли [ Северный ветер — южный ветер. Мифы и сказки огнеземельцев ] (на немецком языке). Кассель: Э. Рёт.
  • Иванов Вячеслав ; Топоров, Владимир (1973). «К описанию кетских семиотических систем». Семиотика . 9 (4). Гаага; Прага; Нью-Йорк: Мутон: 318–346.
  • Иванов, Вячеслав (1984а). «Языки и мифологии» [Языки и мифологии]. Язык, миф, культура [ Язык, миф, культура ] (на венгерском языке). Сборник, приложение, редакционное послесловие Хоппала Михая. Будапешт: Мысль. ISBN  963-281-186-0 .
  • Иванов, Вячеслав (1984б). «Оби-угорские и кетские фольклорные контакты» [Оби-угорские и кетские фольклорные контакты]. Язык, миф, культура [ Язык, миф, культура ] (на венгерском языке). Сборник, приложение, редакционное послесловие Хоппала Михая. Будапешт: Мысль. стр. 215–233. ISBN  963-281-186-0 .
  • Лавацца, Андреа; Робинсон, Ховард, ред. (2014). Современный дуализм: защита . Исследования Рутледжа в современной философии. Нью-Йорк: Рутледж . ISBN  978-0-415-81882-7 .
  • Popov, Igor N. (2010). Metafizika absolyutnogo dualizma: oratoriya preodoleniya Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления [ Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления ] (на русском языке). Барнаул: Азбука. ISBN  978-5-93957-396-2 .
  • Рипарелли, Энрико (2008). Лицо дуалиста Христа. От Маркиона до катаров [ Лик дуалистического Христа. От Маркиона до катаров ] (на итальянском языке). Берн; Берлин; Брюссель; Франкфурт-на-Майне; Нью-Йорк; Оксфорд; Вена: Питер Ланг ISBN .  978-3-03911-490-0 .
  • Вертес, Эдит (1990). ( на Системы верований наших языковых родственников в Сибири венгерском языке). Будапешт: Издательство учебников. ISBN  963-18-2603-1 .
  • Золотарев, А.М. (1980). «Социальная структура и дуалистические мифы о творении в Сибири». В Хоппале, Михай (ред.). Сыны Млечного Пути. Исследования верований финно-угорских народов [ Сыны Млечного Пути. Исследования систем верований финно-угорских народов ] (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. стр. 29–58. ISBN  963-07-2187-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 891fc405799a24e9b52fddcaa876d467__1708514820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/67/891fc405799a24e9b52fddcaa876d467.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dualism in cosmology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)