Разочаровывающий
Дидану ( аккадский : 𒁲𒁕𒀀𒉡 Дидану , [ 1 ] Угаритовый : 𐎄𐎚𐎐 [ 2 ] Дитан [ 3 ] ) был легендарным аморейским правителем или предком, засвидетельствованным в месопотамских и угаритских текстах . Предполагается, что его имя произошло от термина Тидну, который в третьем тысячелетии до нашей эры относился к определенной племенной группе среди амореев , о чем свидетельствуют источники времен Гудеа и Шу-Сина . После периода Ура III варианты этого термина появляются только в литературных текстах, к концу бронзового века они использовались только для обозначения чисто мифической фигуры. Различные династии заявляли о своем происхождении от Дидану, в том числе цари Ассирии (возможно, еще во время правления Шамши-Адада I ), Первая династия Вавилона и монархи Угарита . В последнем из этих государств Дидану также считался божеством .
Этимология
[ редактировать ]Имя Дидану (Ditanu [ 2 ] ), как предполагается, имеет общее происхождение с множеством терминов в семитских языках, происходящих от корня ddn или dtn , которые по-разному используются для обозначения племен, топонимов, имен мифических предков и, возможно, мифических животных. [ 4 ] Подтвержденные примеры включают такие термины, как Тидну, Тиданум, Тиднум и Тидан. [ 5 ] Джанни Маркези переводит это слово на английский как «Tidneans» как термин, обозначающий группу людей. [ 6 ] Было высказано предположение, что все эти слова были связаны со словом дидану ( дитану ), по-разному интерпретируемым как бизон , [ 7 ] зубр или, возможно, мифическое животное, хотя это остается неопределенным. [ 8 ] Утверждалось, что животное могло служить символом клана амореев , который впоследствии стал обозначаться его именем. [ 7 ] Другая точка зрения состоит в том, что имя Дитану и другие связанные с ним термины являются родственниками аккадского слова datnu , «воинственный». [ 9 ]
Большинство упоминаний о Тиднуме встречается в текстах, написанных на шумерском языке между концом третьего тысячелетия до нашей эры и концом древневавилонского периода . [ 6 ] Самый старый пример, где этот термин определенно встречается как ярлык, обозначающий группу людей или государство, - это надпись Гудеа , хотя он, возможно, уже присутствовал в качестве топонима в текстах Фара , Абу Салабиха и Эблы . [ 4 ] Самым молодым свидетельством, которое можно с уверенностью датировать, является ссылка в « Ниппурском плаче» . [ 10 ] В надписях периода Ура III используется термин Тиднум и его варианты параллельно с другими словами, относящимися к амореям, одним из примеров является ссылка на стену, построенную во время правления Шу-Сина , называемую «Крылом Тиднима/Датнима». ( му-ри-ик ти-ид-ни-им/ти-да-ним/да-ат-ни-им ) на аккадском языке и как «Стена Марду» (БАД 3 МАР.ДУ 2 ) по-шумерски. [ 2 ] Однако в более раннем административном тексте из Эблы проводится различие между амореями и ДА-ДА-ну, возможно, ранним вариантом Тиднума. [ 11 ] На основании другой надписи Шу-Сина предполагается, что последняя надпись была более конкретной и обозначала лишь одну группу среди людей, называемых амореями в Месопотамии . [ 12 ] Предположительно, они населяли степи Северной Месопотамии или части Сирии . [ 13 ] Предлагаемые места, связанные с ними, включают районы вокруг Джебель-Хамрина , Джебель-Бишри или Джебель-Абдель-Азиза . [ 14 ] Вполне возможно, что многие из этих предложений верны, и территория, где они обитают, со временем изменилась. [ 15 ] После периода Ура III этот термин, по-видимому, никогда не относится к современному государству или этнической группе и ограничивается литературными текстами. [ 4 ] Лишь одну надпись можно отнести к Тиднеану — посвящению богине Белет-Шухнир, обнаруженному в окрестностях современного Киркука, автор которого называет себя «Амиштамаром, сыном Диданиума». [ 16 ] К концу бронзового века этот термин функционировал только как имя мифического королевского предка, который, по общему мнению, не является исторической фигурой. [ 17 ]
В Месопотамии
[ редактировать ]В « Списке ассирийских царей» ( AKL ), известном по копиям между одиннадцатым и восьмым веками, но, скорее всего, составленном раньше, [ 1 ] Дидану описывается как один из «семнадцати царей, живших в шатрах», предков Шамши-Адада I , [ 2 ] исторический вождь амореев, построивший империю в Верхней Месопотамии с центром в Ассуре . [ 18 ] Жан-Жак Гласснер предполагает, что изначально он мог поручить подготовку этого текста. [ 19 ] Возможно, он был задуман как строго ассирийский аналог Шумерского списка царей . [ 20 ] Как и другие списки месопотамских царей, Список ассирийских царей был составлен для подтверждения престижа правящих монархов посредством выдуманных генеалогий. [ 21 ] Дидану — девятый из перечисленных правителей. [ 22 ] с и ему предшествует Харсу , а за ним следует Хану . [ 23 ] Эти три имени, как и другие правители, перечисленные в том же разделе, предположительно, все произошли от аморейских топонимов, теонимов , племенных эндонимов или одноименных предков. [ 24 ] Однако маловероятно, что эта последовательность напрямую отражает существовавшую ранее устную традицию. [ 25 ]
Дидану также упоминается среди предков Первой вавилонской династии в тексте времен правления Амми-Садуки (1646–1626 гг. До н.э.), в котором записаны положения, предназначенные для ритуала киспума , предназначенного для чествования умерших банкетом. [ 18 ] Принято считать, что это та же фигура, что и ассирийский Дидану, и текст, по-видимому, отражает включение списка легендарных предков Шамси-Адада I в новую традицию. [ 7 ] Там же упоминаются и другие имена из вышеупомянутого раздела « Списка ассирийских царей» , но их написание и порядок в некоторых случаях различаются. [ 18 ] В данном случае предшественником Дидану является Намзу, а за ним, в свою очередь, следует Зуммабу. [ 24 ]
Предшественник Амми-садуки, Амми-Дитана , носил аморейское имя, которое можно перевести как «мой дядя по отцовской линии — Дидану». [ 26 ] в то время как другого царя из той же династии звали Самсу-Дитана , «солнце Дидану». [ 9 ] Еще в саргонический период и во времена Старого Вавилона [ 4 ] Дидану и различные варианты форм также засвидетельствованы как компонент других личных имен, таких как Дитану-сар («Дидану — правитель») или Аби-Дитану («мой отец — Дидану»). [ 7 ] Одно раннее, возможно, аккадское имя, МЕ- д Ди-та-ан (возможно, следует читать как Симат-Дитан) передает имя с так называемым божественным определителем ( дингир ), но обожествление Дидану - редко засвидетельствованное явление в месопотамских источниках. [ 4 ] Тем не менее утверждалось, что его можно считать аморейским божеством. [ 27 ]
В Угарите
[ редактировать ]Дидану упоминается и в угаритских текстах . [ 28 ] Как и в Месопотамии, засвидетельствованы две формы его имени: ddn и dtn , причем последняя более распространена. [ 2 ] Их можно озвучить как Дидану и Дитану соответственно. [ 3 ] Невозможно установить, следует ли понимать одну из двух как архаичную форму или написание с /d/ является результатом озвучивания глухого /t/ из следующего согласного . -за озвучивания [ 2 ] Мэри Э. Бак утверждает, что ссылки на него входят в число отрывков, которые можно рассматривать как свидетельство того, что угаритские цари считали себя потомками кочевого племени аморитов. [ 29 ] Он засвидетельствован как предок королевской семьи и мифического короля Кирты . [ 3 ] Мэри Р. Бачварова предполагает, что его включение в местную традицию отражало попытку связать королевскую династию с узнаваемой легендарной. [ 28 ] Предположительно, царская семья Угаритов заявляла о своем происхождении от того же клана амореев, что и другие правители, чьи генеалогии упоминают его. [ 30 ] [ 31 ] Есть также свидетельства того, что в угаритской религии он считался божеством . [ 30 ]
В тексте, посвященном почитанию умерших предков, RS 34.126, упоминается Дидану. [ 32 ] Деннис Парди называет его единственным угаритским текстом бесспорно погребального характера. [ 33 ] Скорее всего, здесь описывается подготовка к церемонии, посвященной предпоследнему царю Угарита Никмадду III . [ 34 ] Речь идет о «собрании Дидану». [ 35 ] к которому призывают наблюдать за похоронами умершего короля и получать подношения. [ 32 ] Хотя в этом тексте названо несколько королей, большинство из них не являются историческими личностями. [ 30 ] Их идентифицируют как рапаума , предположительно предков королевской семьи, и говорят, что они принадлежат к клану Дидану. [ 36 ] Жорди Видаль утверждает, что Дидану в этом контексте нельзя интерпретировать как короля, а только как эпоним клана. [ 37 ] Дидану также появляется в отрывке, дважды повторенном в « Эпосе о Кирте» , где одноименный правитель также считается членом того же клана, что и он. [ 36 ] По мнению Парди, это указывает на то, что Кирта, видимо, понимался как фигура менее древняя, чем он сам, несмотря на то, что тоже принадлежал к сфере мифа. [ 30 ] В другом угаритском тексте, RS 24.272, божество, называемое «повелителем великих богов» ( 'adn ilm rbm ), посещает Дидану, чтобы спросить его о здоровье ребенка. [ 38 ] Предположительно, последнюю из этих фигур также следует интерпретировать как божество, но инструкции, данные Дидану в ответ, послужили образцом для ритуалов, предназначенных для помощи человеческим детям. [ 36 ]
Оба варианта имени Дидану также встречаются как компонент угаритских имен. [ 2 ]
Другие сертификаты
[ редактировать ]В еврейской Библии Дедан , родственник Дидану, появляется как обычное имя в Числах 16 :1, Второзаконии 11 :6 и Псалме 106 :17. [ 9 ]
Было высказано предположение, что название древнего города Дадан или Дадан, расположенного в северной части Аравийского полуострова в оазисе Аль-Ула и засвидетельствованного в надписи Набонида ( ценить Да-да-ну ), произошло от того же корня, что и имя Дидану. [ 4 ] Однако Джанни Маркези считает эту связь сомнительной. [ 39 ]
Мэри Р. Бачварова утверждает, что название Титанов из греческой мифологии произошло от Дидану. [ 28 ] Однако, по мнению Яна Резерфорда, фонетическое сходство может быть случайным, и трудно объяснить, как имя легендарного предка можно было обобщить в термин, относящийся к группе божеств-предков. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гласснер 2004 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бак 2019 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с Парди 2002 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Михаловский 2014 , с. 646.
- ^ Болье 2017 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Маркези 2006 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д Маркези 2006 , с. 10.
- ^ Михаловский 2014 , с. 647.
- ^ Jump up to: а б с Спронк 1999 , с. 232.
- ^ Маркези 2006 , с. 18.
- ^ Маркези 2006 , с. 11.
- ^ Маркези 2006 , стр. 11–12.
- ^ Маркези 2006 , с. 8.
- ^ Маркези 2006 , стр. 12–13.
- ^ Маркези 2006 , стр. 16–17.
- ^ Маркези 2006 , с. 14.
- ^ Бак 2019 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б с Болье 2017 , с. 67.
- ^ Гласснер 2004 , с. 74.
- ^ Грейсон 1990 , с. 102.
- ^ Гласснер 2004 , с. 72.
- ^ Грейсон 1990 , с. 103.
- ^ Гласснер 2004 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Гласснер 2004 , с. 71.
- ^ Гласснер 2004 , с. 73.
- ^ Болье 2017 , с. 69.
- ^ Бак 2019 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с Бачварова 2016 , с. 290.
- ^ Бак 2019 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б с д Парди 2002 , с. 113.
- ^ Видаль 2006 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Бак 2019 , с. 108.
- ^ Парди 2002 , с. 85.
- ^ Парди 2002 , стр. 85–86.
- ^ Парди 2002 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с Видаль 2006 , с. 168.
- ^ Видаль 2006 , стр. 168–169.
- ^ Бак 2019 , с. 142.
- ^ Маркези 2006 , с. 17.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 160.
Библиография
[ редактировать ]- Бачварова, Мэри Р. (2016). От хеттов до Гомера: анатолийские корни древнегреческого эпоса . Кембридж. дои : 10.1017/CBO9781139048736 . ISBN 978-1-316-39847-0 . OCLC 958455749 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Болье, Поль-Ален (2017). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Блэквелл История древнего мира. Уайли. ISBN 978-1-119-45907-1 . Проверено 26 февраля 2023 г.
- Бак, Мэри Э. (2019). Аморейская династия Угарита: исторические последствия лингвистических и археологических параллелей . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-41511-9 . OCLC 1121126053 .
- Гласснер, Жан-Жак (2004). Месопотамские хроники . Письма древнего мира. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-090-5 . Проверено 26 февраля 2023 г.
- Грейсон, А. Кирк (1990), «Списки царей и хроники Б. Аккадского» , Reallexikon der Assyriologie , vol. 6, Берлин: Вальтер де Грюйтер, стр. 86–135, ISBN. 3110100517 , получено 26 февраля 2023 г.
- Маркези, Джанни (2006). ЛУММА в ономастике и литературе Древней Месопотамии. Падуя: САРГОН Эд. и Книга. ISBN 978-88-901286-4-6 . OCLC 237144973 .
- Михаловский, Петр (2014), «Tid(a)num» , Reallexikon der Assyriologie , получено 26 февраля 2023 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Резерфорд, Ян (2020). Хеттские тексты и греческая религия . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780199593279.001.0001 . ISBN 978-0-19-959327-9 .
- Спронк, Клаас (1999), «Дедан», ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN 978-0-8028-2491-2 , получено 26 февраля 2023 г.
- Видаль, Хорди (2006). «Происхождение последней угаритской династии» . Altorientalische Forschungen . 33 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aofo.2006.33.1.168 . ISSN 2196-6761 . S2CID 163629674 .