Jump to content

Разочаровывающий

Дидану ( аккадский : 𒁲𒁕𒀀𒉡 Дидану , [ 1 ] Угаритовый : 𐎄𐎚𐎐 [ 2 ] Дитан [ 3 ] ) был легендарным аморейским правителем или предком, засвидетельствованным в месопотамских и угаритских текстах . Предполагается, что его имя произошло от термина Тидну, который в третьем тысячелетии до нашей эры относился к определенной племенной группе среди амореев , о чем свидетельствуют источники времен Гудеа и Шу-Сина . После периода Ура III варианты этого термина появляются только в литературных текстах, к концу бронзового века они использовались только для обозначения чисто мифической фигуры. Различные династии заявляли о своем происхождении от Дидану, в том числе цари Ассирии (возможно, еще во время правления Шамши-Адада I ), Первая династия Вавилона и монархи Угарита . В последнем из этих государств Дидану также считался божеством .

Этимология

[ редактировать ]

Имя Дидану (Ditanu [ 2 ] ), как предполагается, имеет общее происхождение с множеством терминов в семитских языках, происходящих от корня ddn или dtn , которые по-разному используются для обозначения племен, топонимов, имен мифических предков и, возможно, мифических животных. [ 4 ] Подтвержденные примеры включают такие термины, как Тидну, Тиданум, Тиднум и Тидан. [ 5 ] Джанни Маркези переводит это слово на английский как «Tidneans» как термин, обозначающий группу людей. [ 6 ] Было высказано предположение, что все эти слова были связаны со словом дидану ( дитану ), по-разному интерпретируемым как бизон , [ 7 ] зубр или, возможно, мифическое животное, хотя это остается неопределенным. [ 8 ] Утверждалось, что животное могло служить символом клана амореев , который впоследствии стал обозначаться его именем. [ 7 ] Другая точка зрения состоит в том, что имя Дитану и другие связанные с ним термины являются родственниками аккадского слова datnu , «воинственный». [ 9 ]

Большинство упоминаний о Тиднуме встречается в текстах, написанных на шумерском языке между концом третьего тысячелетия до нашей эры и концом древневавилонского периода . [ 6 ] Самый старый пример, где этот термин определенно встречается как ярлык, обозначающий группу людей или государство, - это надпись Гудеа , хотя он, возможно, уже присутствовал в качестве топонима в текстах Фара , Абу Салабиха и Эблы . [ 4 ] Самым молодым свидетельством, которое можно с уверенностью датировать, является ссылка в « Ниппурском плаче» . [ 10 ] В надписях периода Ура III используется термин Тиднум и его варианты параллельно с другими словами, относящимися к амореям, одним из примеров является ссылка на стену, построенную во время правления Шу-Сина , называемую «Крылом Тиднима/Датнима». ( му-ри-ик ти-ид-ни-им/ти-да-ним/да-ат-ни-им ) на аккадском языке и как «Стена Марду» (БАД 3 МАР.ДУ 2 ) по-шумерски. [ 2 ] Однако в более раннем административном тексте из Эблы проводится различие между амореями и ДА-ДА-ну, возможно, ранним вариантом Тиднума. [ 11 ] На основании другой надписи Шу-Сина предполагается, что последняя надпись была более конкретной и обозначала лишь одну группу среди людей, называемых амореями в Месопотамии . [ 12 ] Предположительно, они населяли степи Северной Месопотамии или части Сирии . [ 13 ] Предлагаемые места, связанные с ними, включают районы вокруг Джебель-Хамрина , Джебель-Бишри или Джебель-Абдель-Азиза . [ 14 ] Вполне возможно, что многие из этих предложений верны, и территория, где они обитают, со временем изменилась. [ 15 ] После периода Ура III этот термин, по-видимому, никогда не относится к современному государству или этнической группе и ограничивается литературными текстами. [ 4 ] Лишь одну надпись можно отнести к Тиднеану — посвящению богине Белет-Шухнир, обнаруженному в окрестностях современного Киркука, автор которого называет себя «Амиштамаром, сыном Диданиума». [ 16 ] К концу бронзового века этот термин функционировал только как имя мифического королевского предка, который, по общему мнению, не является исторической фигурой. [ 17 ]

В Месопотамии

[ редактировать ]

В « Списке ассирийских царей» ( AKL ), известном по копиям между одиннадцатым и восьмым веками, но, скорее всего, составленном раньше, [ 1 ] Дидану описывается как один из «семнадцати царей, живших в шатрах», предков Шамши-Адада I , [ 2 ] исторический вождь амореев, построивший империю в Верхней Месопотамии с центром в Ассуре . [ 18 ] Жан-Жак Гласснер предполагает, что изначально он мог поручить подготовку этого текста. [ 19 ] Возможно, он был задуман как строго ассирийский аналог Шумерского списка царей . [ 20 ] Как и другие списки месопотамских царей, Список ассирийских царей был составлен для подтверждения престижа правящих монархов посредством выдуманных генеалогий. [ 21 ] Дидану — девятый из перечисленных правителей. [ 22 ] с и ему предшествует Харсу , а за ним следует Хану . [ 23 ] Эти три имени, как и другие правители, перечисленные в том же разделе, предположительно, все произошли от аморейских топонимов, теонимов , племенных эндонимов или одноименных предков. [ 24 ] Однако маловероятно, что эта последовательность напрямую отражает существовавшую ранее устную традицию. [ 25 ]

Дидану также упоминается среди предков Первой вавилонской династии в тексте времен правления Амми-Садуки (1646–1626 гг. До н.э.), в котором записаны положения, предназначенные для ритуала киспума , предназначенного для чествования умерших банкетом. [ 18 ] Принято считать, что это та же фигура, что и ассирийский Дидану, и текст, по-видимому, отражает включение списка легендарных предков Шамси-Адада I в новую традицию. [ 7 ] Там же упоминаются и другие имена из вышеупомянутого раздела « Списка ассирийских царей» , но их написание и порядок в некоторых случаях различаются. [ 18 ] В данном случае предшественником Дидану является Намзу, а за ним, в свою очередь, следует Зуммабу. [ 24 ]

Предшественник Амми-садуки, Амми-Дитана , носил аморейское имя, которое можно перевести как «мой дядя по отцовской линии — Дидану». [ 26 ] в то время как другого царя из той же династии звали Самсу-Дитана , «солнце Дидану». [ 9 ] Еще в саргонический период и во времена Старого Вавилона [ 4 ] Дидану и различные варианты форм также засвидетельствованы как компонент других личных имен, таких как Дитану-сар («Дидану — правитель») или Аби-Дитану («мой отец — Дидану»). [ 7 ] Одно раннее, возможно, аккадское имя, МЕ- д Ди-та-ан (возможно, следует читать как Симат-Дитан) передает имя с так называемым божественным определителем ( дингир ), но обожествление Дидану - редко засвидетельствованное явление в месопотамских источниках. [ 4 ] Тем не менее утверждалось, что его можно считать аморейским божеством. [ 27 ]

В Угарите

[ редактировать ]

Дидану упоминается и в угаритских текстах . [ 28 ] Как и в Месопотамии, засвидетельствованы две формы его имени: ddn и dtn , причем последняя более распространена. [ 2 ] Их можно озвучить как Дидану и Дитану соответственно. [ 3 ] Невозможно установить, следует ли понимать одну из двух как архаичную форму или написание с /d/ является результатом озвучивания глухого /t/ из следующего согласного . -за озвучивания [ 2 ] Мэри Э. Бак утверждает, что ссылки на него входят в число отрывков, которые можно рассматривать как свидетельство того, что угаритские цари считали себя потомками кочевого племени аморитов. [ 29 ] Он засвидетельствован как предок королевской семьи и мифического короля Кирты . [ 3 ] Мэри Р. Бачварова предполагает, что его включение в местную традицию отражало попытку связать королевскую династию с узнаваемой легендарной. [ 28 ] Предположительно, царская семья Угаритов заявляла о своем происхождении от того же клана амореев, что и другие правители, чьи генеалогии упоминают его. [ 30 ] [ 31 ] Есть также свидетельства того, что в угаритской религии он считался божеством . [ 30 ]

В тексте, посвященном почитанию умерших предков, RS 34.126, упоминается Дидану. [ 32 ] Деннис Парди называет его единственным угаритским текстом бесспорно погребального характера. [ 33 ] Скорее всего, здесь описывается подготовка к церемонии, посвященной предпоследнему царю Угарита Никмадду III . [ 34 ] Речь идет о «собрании Дидану». [ 35 ] к которому призывают наблюдать за похоронами умершего короля и получать подношения. [ 32 ] Хотя в этом тексте названо несколько королей, большинство из них не являются историческими личностями. [ 30 ] Их идентифицируют как рапаума , предположительно предков королевской семьи, и говорят, что они принадлежат к клану Дидану. [ 36 ] Жорди Видаль утверждает, что Дидану в этом контексте нельзя интерпретировать как короля, а только как эпоним клана. [ 37 ] Дидану также появляется в отрывке, дважды повторенном в « Эпосе о Кирте» , где одноименный правитель также считается членом того же клана, что и он. [ 36 ] По мнению Парди, это указывает на то, что Кирта, видимо, понимался как фигура менее древняя, чем он сам, несмотря на то, что тоже принадлежал к сфере мифа. [ 30 ] В другом угаритском тексте, RS 24.272, божество, называемое «повелителем великих богов» ( 'adn ilm rbm ), посещает Дидану, чтобы спросить его о здоровье ребенка. [ 38 ] Предположительно, последнюю из этих фигур также следует интерпретировать как божество, но инструкции, данные Дидану в ответ, послужили образцом для ритуалов, предназначенных для помощи человеческим детям. [ 36 ]

Оба варианта имени Дидану также встречаются как компонент угаритских имен. [ 2 ]

Другие сертификаты

[ редактировать ]

В еврейской Библии Дедан , родственник Дидану, появляется как обычное имя в Числах 16 :1, Второзаконии 11 :6 и Псалме 106 :17. [ 9 ]

Было высказано предположение, что название древнего города Дадан или Дадан, расположенного в северной части Аравийского полуострова в оазисе Аль-Ула и засвидетельствованного в надписи Набонида ( ценить Да-да-ну ), произошло от того же корня, что и имя Дидану. [ 4 ] Однако Джанни Маркези считает эту связь сомнительной. [ 39 ]

Мэри Р. Бачварова утверждает, что название Титанов из греческой мифологии произошло от Дидану. [ 28 ] Однако, по мнению Яна Резерфорда, фонетическое сходство может быть случайным, и трудно объяснить, как имя легендарного предка можно было обобщить в термин, относящийся к группе божеств-предков. [ 40 ]

  1. ^ Jump up to: а б Гласснер 2004 , с. 136.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бак 2019 , с. 181.
  3. ^ Jump up to: а б с Парди 2002 , с. 277.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Михаловский 2014 , с. 646.
  5. ^ Болье 2017 , с. 66.
  6. ^ Jump up to: а б Маркези 2006 , с. 9.
  7. ^ Jump up to: а б с д Маркези 2006 , с. 10.
  8. ^ Михаловский 2014 , с. 647.
  9. ^ Jump up to: а б с Спронк 1999 , с. 232.
  10. ^ Маркези 2006 , с. 18.
  11. ^ Маркези 2006 , с. 11.
  12. ^ Маркези 2006 , стр. 11–12.
  13. ^ Маркези 2006 , с. 8.
  14. ^ Маркези 2006 , стр. 12–13.
  15. ^ Маркези 2006 , стр. 16–17.
  16. ^ Маркези 2006 , с. 14.
  17. ^ Бак 2019 , с. 182.
  18. ^ Jump up to: а б с Болье 2017 , с. 67.
  19. ^ Гласснер 2004 , с. 74.
  20. ^ Грейсон 1990 , с. 102.
  21. ^ Гласснер 2004 , с. 72.
  22. ^ Грейсон 1990 , с. 103.
  23. ^ Гласснер 2004 , с. 137.
  24. ^ Jump up to: а б Гласснер 2004 , с. 71.
  25. ^ Гласснер 2004 , с. 73.
  26. ^ Болье 2017 , с. 69.
  27. ^ Бак 2019 , с. 266.
  28. ^ Jump up to: а б с Бачварова 2016 , с. 290.
  29. ^ Бак 2019 , с. 180.
  30. ^ Jump up to: а б с д Парди 2002 , с. 113.
  31. ^ Видаль 2006 , с. 169.
  32. ^ Jump up to: а б Бак 2019 , с. 108.
  33. ^ Парди 2002 , с. 85.
  34. ^ Парди 2002 , стр. 85–86.
  35. ^ Парди 2002 , с. 87.
  36. ^ Jump up to: а б с Видаль 2006 , с. 168.
  37. ^ Видаль 2006 , стр. 168–169.
  38. ^ Бак 2019 , с. 142.
  39. ^ Маркези 2006 , с. 17.
  40. ^ Резерфорд 2020 , с. 160.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бачварова, Мэри Р. (2016). От хеттов до Гомера: анатолийские корни древнегреческого эпоса . Кембридж. дои : 10.1017/CBO9781139048736 . ISBN  978-1-316-39847-0 . OCLC   958455749 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Болье, Поль-Ален (2017). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Блэквелл История древнего мира. Уайли. ISBN  978-1-119-45907-1 . Проверено 26 февраля 2023 г.
  • Бак, Мэри Э. (2019). Аморейская династия Угарита: исторические последствия лингвистических и археологических параллелей . Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-41511-9 . OCLC   1121126053 .
  • Гласснер, Жан-Жак (2004). Месопотамские хроники . Письма древнего мира. Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-090-5 . Проверено 26 февраля 2023 г.
  • Грейсон, А. Кирк (1990), «Списки царей и хроники Б. Аккадского» , Reallexikon der Assyriologie , vol. 6, Берлин: Вальтер де Грюйтер, стр. 86–135, ISBN.  3110100517 , получено 26 февраля 2023 г.
  • Маркези, Джанни (2006). ЛУММА в ономастике и литературе Древней Месопотамии. Падуя: САРГОН Эд. и Книга. ISBN  978-88-901286-4-6 . OCLC   237144973 .
  • Михаловский, Петр (2014), «Tid(a)num» , Reallexikon der Assyriologie , получено 26 февраля 2023 г.
  • Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-90-04-12657-2 . OCLC   558437302 .
  • Резерфорд, Ян (2020). Хеттские тексты и греческая религия . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780199593279.001.0001 . ISBN  978-0-19-959327-9 .
  • Спронк, Клаас (1999), «Дедан», ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN  978-0-8028-2491-2 , получено 26 февраля 2023 г.
  • Видаль, Хорди (2006). «Происхождение последней угаритской династии» . Altorientalische Forschungen . 33 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aofo.2006.33.1.168 . ISSN   2196-6761 . S2CID   163629674 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c537756d3bb1e340eba9086af9b719d5__1692022020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/d5/c537756d3bb1e340eba9086af9b719d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Didanu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)