Евн
Евн | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Король Энны | |||||
Царствование | в. 135 г. до н.э. – 132 г. до н.э. | ||||
Коронация | в. 135 г. до н. э. | ||||
Умер | 132 г. до н.э. | ||||
|
Евн (умер в 132 г. до н. э.) был римским рабом из Апамеи в Сирии , который стал лидером и королем восстания рабов во время Первой рабской войны (135–132 до н. э.) в римской провинции Сицилия . По мнению историка Флоруса , единственная причина, по которой его имя помнят, связана с тяжелыми поражениями, которые он нанес римлянам. [ 3 ]
Евн приобрел известность в движении благодаря своей репутации пророка и чудотворца и в конечном итоге объявил себя царем. [ 4 ] Он утверждал, что получал видения и сообщения от богини Атаргатис , выдающейся богини на его родине, которую он отождествлял с сицилийской Деметрой и римской Церерой . [ 5 ]
Некоторые из пророчеств Евна, а именно о том, что восставшие рабы успешно захватят город Энна и что когда-нибудь он станет королем, сбылись. [ 6 ] Евн и его восстание были успешными в течение многих лет, неоднократно разбивая преторианские армии и потребовав консулов 134–132 гг. отправки против него [ 7 ] [ 8 ] В конце концов он потерпел поражение и умер в плену в 132 г. до н.э. [ 9 ]
Источники
[ редактировать ]Большая часть литературных свидетельств Евна и Первой рабской войны взята из сочинений Диодора Сицилийского , который использовал Посидония в качестве основного источника. [ 10 ] » Флоруса « Эпитом , в котором представлены выдержки из утраченных частей Ливия , является наиболее подробным отчетом на латыни.
Диодор, Посидоний и особенно Флор были противниками рабства и поэтому симпатизировали римлянам. Поскольку Евн был побежденным врагом Рима , их рассказы как о восстании рабов, так и о его лидере, вероятно, были предвзятыми. Мортон отмечает, что древние источники называют его «Евном», в то время как нумизматические данные свидетельствуют о том, что он называл себя сам и хотел, чтобы его подданные называли его царем Антиохом. [ 11 ] В широком смысле негативность источников означает, что «трудно сказать что-либо определенное о [Евне]». [ 12 ]
Как и Евн, Посидоний был родом из сирийского города Апамеи. Вероятно, он основывал свои подробности о поклонении Евнусом Атаргатису на своих личных знаниях жрецов богини. [ 13 ] Несмотря на то, что все существующие источники носят отрицательный характер, Урбаинчик отмечает, что «источники приписывают [Еунусу] все силы, способности, мудрость и хитрость, которыми нужно было бросить вызов статус-кво, чтобы добиться успеха». [ 14 ]
Биография
[ редактировать ]
Жизнь Евна до рабства неизвестна, кроме того факта, что он родился в Апамее , Сирия. [ 16 ] [ 6 ] Вероятно, его на Сицилию переправили пираты . [ 16 ] в конечном итоге его предыдущий владелец Пифон продал его греку из Энны по имени Антиген. [ 17 ]
Будучи домашним рабом с женой, Евн находился в привилегированном положении по сравнению с другими рабами на Сицилии. [ 18 ] В Энне Евн считался оракулом , получавшим видения от богов, когда он бодрствовал и спал. [ 19 ] За это его так хорошо ценили, что Антиген представлял его своим гостям, чтобы предугадать их судьбу. [ 20 ] [ 6 ]
Он также выдыхал огонь изо рта во время своего пророческого транса, который считал доказательством своих сверхъестественных способностей. Однако, по крайней мере, Флорус определил это как поедание огня . [ 21 ] По его словам, Евн спрятал во рту небольшую перфорированную скорлупу ореха , содержащую горящий материал, через которую он дул, чтобы испускать огонь и искры, находясь в трансе. [ 20 ] [ 22 ]
В одном из таких трансов Евн утверждал, что ему приснился сон о том, что однажды он станет царем, и рассказал об этом своему хозяину Антигену; Антигену это показалось забавным, и он попросил его упомянуть об этом на банкете перед гостями. [ 23 ] Гости спросили Евна, как он будет управлять своим королевством, и после того, как Евн подробно ответил, дали ему немного мяса и попросили «помнить их доброту, когда он станет царем». [ 24 ] Говорят, что после того, как он стал царем, Евн пощадил этих гостей и дочь Антигена, которая всегда доброжелательно относилась к рабам, убивая при этом Антигена, Пифона и многих других рабовладельцев. [ 25 ] [ 26 ]
Первая рабская война
[ редактировать ]К Евну приблизились, возможно, уже в 138 г. до н. э. [ 23 ] недовольные рабы, планировавшие восстание из-за жестокого обращения с ними со стороны рабовладельца по имени Дамофил; они спросили его, получил ли их бунт божественное одобрение. Евн одобрил это и предсказал падение Энны восставшим рабам. [ 23 ]

Ранней весной 135 г. до н. э. рабы численностью 400 человек взяли Энну в полночь, вероятно, с внутренней помощью города. [ 27 ] Евн участвовал: Диодор описывает, как он стоял в первых рядах штурмующих, выпуская изо рта огонь. [ 28 ] После захвата города и убийства многих его жителей и рабовладельцев Евн короновал себя царём, надев диадему , и впоследствии принял имя Антиох — имя, которое использовали Селевкиды, правившие его родиной Сирией. [ 29 ] Вознесение Евна после военной победы отражает традиционное одобрение эллинистических царей их армиями. [ 30 ]
Во время резни жителей Энны Евн позволил жить гражданам, которые могли помочь его военным усилиям, например кузнецам. [ 31 ] Вскоре он собрал армию из 6000 рабов, нанял телохранителей и личных слуг и сформировал совет советников. [ 32 ] Евн также назвал своих последователей, насчитывавших десятки тысяч, сирийцами , а свою жену назвал царицей. [ 33 ] Диодор пренебрежительно сообщает, что Евн был выбран царем рабами не за его храбрость, а за его умение чудотворить и роль в инициировании восстания. [ 34 ] Имя Евна, означающее «Доброжелательный», очевидно, также повлияло на рабов, которые выбрали его своим лидером. [ 35 ]
Дамофил был убит подчиненными Евна. Когда один из последователей Евна, человек по имени Ахей, протестовал против чрезмерных убийств рабовладельцев, Евн, что примечательно, воспринял этот совет и возвел его в правящий совет своего нового царства. [ 36 ] [ 25 ]
Властвуйте над Сицилией
[ редактировать ]Евн организовал рабов и, похоже, пытался построить независимое от Рима государство, «Западное царство Селевкидов, которое напоминало бы великие дни Антиоха III ». [ 37 ] чеканил собственные монеты, укреплял свою власть и развивал структуру командования и снабжения, способную поддерживать его силы в полевых условиях в течение длительного времени. [ 38 ] [ 39 ] Считается, что это объясняет, почему армии Евна неоднократно добивались успеха против римлян. [ 40 ] Святилище Деметры в Энне придало восстанию Евна религиозный и антиримский аспект, что, вероятно, намеренно отражено в его чеканке. [ 41 ] [ 42 ]
Грин считает важным то, что Евн основывал свое правление на монархии Селевкидов в Сирии и что он, возможно, был потомком или бастардом дома Селевкидов. [ 43 ] В любом случае, «то, что он [Эвн] верил в свое царствование, кажется очевидным: расчетливый шарлатан редко получает власть над людьми, что совершенно очевидно сделал Евн». [ 5 ]

Энна была столицей рабовладельческого королевства Евна. [ 44 ] Когда восстание рабов росло, он не позволял своим последователям грабить фермерские дома и поля, зная о необходимости продовольствия для своих военных действий. [ 25 ] [ 45 ] На небольшой бронзовой монете, отчеканенной в Энне, имеется надпись «Царь Антиох», вероятно, это Евн. [ 13 ] Его армии взяли еще несколько городов в центральной и восточной Сицилии , включая Тавромений . [ 46 ] Во время осады одного из этих городов Евн инсценировал захват Энны восстанием рабов и убийство рабовладельцев за пределами стрельбы из лука, вероятно, намереваясь высмеять римлян и поднять мятежные настроения в городе. [ 47 ]
Когда другой раб по имени Клеон восстал на другой стороне Сицилии, римляне надеялись, что две армии рабов уничтожат друг друга. Вместо этого Клеон стал подданным Евна и после этого служил ему. [ 48 ] Клеон, возможно, общался с Евном задолго до того, как они объединили свои силы и даже напали на Агригент по его приказу. [ 25 ] хотя обычно считается, что он восстал независимо после того, как был вдохновлен успехом Евна. [ 49 ]
Однако неясно, какая часть Сицилии перешла под контроль Евна; Конечно, были взяты Агригентум, Энна, Тавромений, Катана также и Моргантина . [ 50 ] Королевство Евна было в основном сосредоточено в восточной Сицилии и в наибольшей степени охватывало примерно половину острова. [ 51 ] [ 52 ] Успех Евна вдохновил восстания рабов по всему Средиземноморью , и его армия выросла до десятков тысяч. [ 53 ] Древние источники сообщают преувеличенные цифры в 70 000 или даже 200 000 человек. [ 54 ] [ 55 ]
Евнусу удалось разгромить римские войска, посланные против него в течение многих лет. [ 56 ] через «сильное и энергичное руководство». [ 57 ] Однако после того, как его армии потерпели поражение от римлян под предводительством Марка Перперны и Публия Рупилия в 132 г. до н. э., Евн был осажден в Энне. Он пробился из города с тысячей телохранителей и в конце концов укрылся в пещере вместе с членами своего двора, где впоследствии был схвачен. [ 58 ] [ 59 ] Его отправили в тюрьму, где он умер от болезни, не успев понести наказание. Евна, возможно, держали в тюрьме нераспятым из-за страха стать мучеником . [ 60 ]
Значение и наследие
[ редактировать ]Восстание Евна было первым массовым восстанием рабов в Римской республике и, согласно древним источникам, крупнейшим в своем роде в древности . [ 7 ] [ 61 ] Примечательно, что восстание Евна даже спровоцировало восстания рабов в Риме и Италии, которые позже лидеры рабов, включая Спартака в Третьей рабской войне , не смогли повторить. [ 62 ] Сальвий Трифон из Второй рабской войны последовал примеру Евна, объявив себя царем в манере Селевкидов, хотя он «никогда не становился такой харизматической фигурой, как чудотворец Евн до него». [ 63 ] [ 64 ]
Евн считался примером угрозы, которую рабы могли представлять для римского общества даже во времена поздней Римской империи . [ 65 ]
Мортон считает, что стратегия, использованная Евном в Первой рабской войне, была разумной, систематической и подходящей для суши (атаки на линии снабжения и завоевание важных городов), в отличие от менее целенаправленных и разрозненных боев Второй рабской войны. [ 66 ] Это, в свою очередь, заслуживало большей и более быстрой реакции Рима на действия Евна, чем на действия Сальвия. [ 67 ] Из-за отсутствия точных сведений о том, когда началось восстание Евна, было высказано предположение, что его действия могли быть в некоторой степени ответственны за нехватку зерна, «действительную или опасающуюся» в Риме, что, в свою очередь, частично повлияло на законодательную программу, проводимую Гаем Гракхом . [ 68 ]
Нет никаких доказательств того, что Евн стремился к повсеместной отмене рабства на всей территории Римской республики. [ 60 ] Скорее, Евн и его соратники «не имели ничего против рабства как института, но яростно возражали против порабощения самих себя». [ 60 ] Грин заключает, что по иронии судьбы Евнус выбрал в качестве основы своего восстания две традиционно контрреволюционные системы, религию и королевскую власть, но что «трагедия и мораль всего этого эпизода заключаются в том, что не существовало никакой мыслимой альтернативы». [ 60 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робинсон 1920 , с. 175.
- ^ Гувер 2012 , с. 114.
- ^ Цветок. , 2.7.19.4.
- ^ Урбаинчик 2014 , стр. 52, 56.
- ^ Jump up to: а б Грин 1961 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д Грин 1961 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Бреннан 1993 , с. 153.
- ^ Мортон 2008 , с. 97.
- ^ Урбаинчик 2014 , с. 55; Мортон 2013 , 2.2.
- ^ Брэдли 1989 , стр. 133–134.
- ^ Мортон 2008 , стр. 55, 91, 92; Брэдли 1989 , с. 167 предполагает возможность, обсуждавшуюся в более старых исследованиях Евна, что Антиохом было его имя до того, как он был порабощен.
- ^ Урбаинчик 2014 , с. 74, в то время как Мортон в своих работах, особенно в; Мортон 2013 утверждает, что характеристика Евна как мага и труса в древних источниках является литературной конструкцией и, вероятно, неточной. По сути; Мортон 2008 , с. 100, «историки поступили бы бесчестно, настаивая на том, чтобы навязать царю Антиоху характер Евна». Другие источники в целом принимают эту характеристику.
- ^ Jump up to: а б Энгельс 2011 , стр. 233–251.
- ^ Урбаинчик 2014 , с. 74.
- ^ Райт, Николас Л. (2009). «Негреческие религиозные изображения на монетах Селевкидов Сирии» . Средиземноморская археология . 22/23: 198. ISSN 1030-8482 .
- ^ Jump up to: а б Брэдли 1989 , с. 55.
- ^ Грин 1961 , с. 11. Также обратите внимание; Брэдли 1983 , стр. 446, 449, который считает, что происхождение Евна как свободного человека могло сыграть роль в его выборе возглавить восстание рабов.
- ^ Брэдли 1983 , с. 450; Мортон 2013 , 4.
- ↑ Forbes 1995 , хотя неизвестно, действительно ли Юнус верил, что обладает божественными способностями, или просто использовал эти убеждения, чтобы зарабатывать на жизнь (а позже и для продвижения своих политических амбиций).
- ^ Jump up to: а б Форбс 1995 .
- ^ Цветок. , 2.7.19.5.
- ^ Никелл 2005 , с. 209; Грин 1961 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Грин 1961 , с. 12.
- ^ Грин 1961 , с. 12; Диод. , 34/35.2.8.
- ^ Jump up to: а б с д Грин 1961 , с. 15.
- ^ Урбаинчик 2014 , с. 89.
- ^ Грин 1961 , стр. 14, 26.
- ^ Пить. , 34/35.1.11.
- ^ Брэдли 1983 , с. 449.
- ^ Мортон 2008 , с. 51.
- ^ Брэдли 1983 , с. 444; Диод. , 34/5.2.15.
- ^ Бреннан 1993 , с. 157; Брэдли 1983 , с. 449.
- ^ Грин 1961 , с. 14.
- ^ Мортон 2013 , 4; Диод. , 35.5.2.14.
- ^ Грин 1961 , стр. 11, 21.
- ^ Urbainczyk 2014 , стр. 55 и 89, который находит принятие Евном совета Ахея примечательным, потому что, будучи восставшими рабами, Евн и его соратники знали, что римляне не окажут им подобной милости.
- ^ Грин 1961 , с. 20. Однако заметьте; Брэдли 1983 , пасс., с. 450 и; Брэдли 1989 , с. 120, в котором подробно утверждается, что Евн не создавал «рабовладельческого государства» и что «одни монеты... не составляют королевства». Другие источники, похоже, в целом признают, что Евн пытался сформировать какое-то королевство; Urbainczyk 2014 , стр. 42, 133 находит аргумент Брэдли несколько сомнительным, учитывая, что «Выпуск монет - это не действие людей, надеющихся либо избежать внимания, либо сбежать куда-нибудь еще», и предполагает, что у Юнуса и его последователей были в некоторой степени долгосрочные планы: в виду.
- ^ Урбаинчик 2014 , стр. 39, 42.
- ^ Мортон 2008 , стр. 85–90, 88, который утверждает, что монеты Евна предполагают, что он «хотел, чтобы казалось, что он глубоко понимает сицилийские традиции».
- ^ Урбаинчик 2014 , с. 39; Брэдли 1989 , стр. 140–141, «Продолжительность войны невозможно понять без предположения о тщательно поддерживаемой организации после восстания в Энне».
- ^ Бреннан 1993 , с. 156.
- ^ Мортон 2008 , стр. 95-97, который считает, что Евн включил изображение Деметры на свои монеты, чтобы сослаться на антиримскую историю этого символа.
- ^ Грин 1961 , с. 20.
- ^ Робинсон 1920 , с. 176.
- ^ Мортон 2014 , с. 28.
- ^ Урбаинчик 2014 , с. 39.
- ^ Грин 1961 , с. 16; Урбаинчик 2014 , стр. 39, 134; Диод. , 34/35.2.46, однако, не указывает, какой это был город, и современные атрибуции являются спекулятивными, а не точными.
- ^ Бреннан 1993 , с. 157.
- ^ Бреннан 1993 , с. 157; Диод. , 34/35.2.43.
- ^ Грин 1961 , стр. 16–17.
- ^ Мортон 2008 , стр. 90, 98.
- ^ Брэдли 1989 , с. 60.
- ^ Брэдли 1989 , с. 64, который считает, что «кажется относительно безопасным сказать, что в этом участвовали десятки тысяч человек».
- ^ Брэдли 1983 , с. 442.
- ^ Брэдли 1989 , стр. 140-141. Самый большой возможный диапазон восстания Евна - 141–132 гг. До н.э., где 136–132 гг. До н.э., «возможно, немного дольше» (~ 5 лет) – надежная оценка; Бреннан 1993 , стр. 153-154 согласен.
- ^ Брэдли 1983 , с. 448.
- ^ Грин 1961 , с. 18.
- ^ Мортон 2013 , 2.1.
- ^ Jump up to: а б с д Грин 1961 , с. 24.
- ^ Мортон 2013 , введение.
- ^ Болдуин, Барри (1967). «Два аспекта восстания рабов Спартака» . Классический журнал . 62 (7): 291, 293. ISSN 0009-8353 .
- ^ Урбаинчик 2014 , с. 75.
- ^ Брэдли 1989 , с. 75.
- ^ Брэдли 1989 , с. 131, со ссылкой на Аммиана Марцеллина , 14.11.33.
- ^ Мортон 2014 , пасс., стр. 34-38.
- ^ Мортон 2014 , с. 35.
- ^ Гарнси, Питер; Рэтбоун, Доминик (1985). «История зернового закона Гая Гракха» . Журнал римских исследований . 75 : 20–25. дои : 10.2307/300649 . ISSN 0075-4358 .
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Орозий, Паулюс (1936) [5 век нашей эры]. Истории против язычников [ Семь книг истории против язычников: апология Павла Орозия ]. Перевод Раймонда, штат Айова, через Attalus.org.
- Диодор . Библиотека истории . Перевод Бута Г.; Хофер, Ф. – через Attalus.org.
- Флорус (1929). Краткое изложение римской истории . Классическая библиотека Леба. Перевод Форстера, ES – через LacusCurtius.
- Ливи (2003). Периохии . Перевод Лендеринга, Джона – через Livius.org.
Современные источники
[ редактировать ]- Брэдли, Кейт Р. (1983). «Рабские королевства и восстания рабов в Древней Сицилии» . Исторические размышления . 10 (3): 435–451. JSTOR 41292832 – через JSTOR.
- Брэдли, Кейт Р. (1989). Рабство и восстание в римском мире . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253211699 .
- Бреннан, Т. Кори (1993). «КОМАНДИРЫ В ПЕРВОЙ СИЦИЛИЙСКОЙ РАБСКОЙ ВОЙНЕ (*)» . Журнал филологии и классического образования . 121 . Библиотеки Университета Рутгерса: 153–184.
- Дональдсон, Адам Э. (2012). Крестьянское и рабское восстание в Римской республике (PDF) (докторская диссертация). Университет Аризоны.
- Энгельс, Дэвид (2011). «Сирийская Сицилия? Селевкидские аспекты Первой сицилийской войны с рабами и правления Евна-Антиоха» [Сирийская Сицилия? Селевкидские аспекты Первой сицилийской рабской войны и правления Евна-Антиоха. Полифемо (на немецком языке). 11 :233-251.
- Форбс, Кристофер (1995). Пророчество и вдохновенная речь в раннем христианстве и его эллинистической среде . Тюбинген : Мор. ISBN 3-16-146223-8 . Проверено 1 июня 2022 г.
- Грин, Питер (1961). «Первая сицилийская война рабов» . Общество прошлого и настоящего: Oxford Journals (20): 10. JSTOR 650133 – через JSTOR.
- Гувер, Оливер Д. (2012). Справочник монет Сицилии (включая Липару): гражданские, королевские, сикуло-пунические и романо-сицилийские выпуски, шестой-первый века до нашей эры . Справочник серии греческих монет. Том. 2. Ланкастер, Пенсильвания : Классическая нумизматическая группа. ISBN 978-0980238792 .
- Мортон, Питер (2008). Повстанцы и рабы: новая интерпретация Первой сицилийской войны с рабами (магистрская диссертация по исследованиям в области древней истории). Эдинбургский университет.
- Мортон, Питер (2013). «ЕВН: ТРУСНЫЙ КОРОЛЬ» . Классический ежеквартальный журнал . 63 (1). Издательство Кембриджского университета (онлайн): 237–252 – через Cambridge.org.
- Мортон, Питер (2014). «ГЕОГРАФИЯ ВОССТАНИЯ: СТРАТЕГИЯ И СНАБЖЕНИЕ В ДВУХ «СИЦИЛИЙСКИХ ВОЙНАХ РАБОВ» » . Вестник Института классических исследований . 57 (1): 20–38 – через JSTOR.
- Никелл, Джо (9 сентября 2005 г.). Тайны интермедий . Лексингтон, Кентукки : Университетское издательство Кентукки . п. 209. ИСБН 9780813171791 .
- Робинсон, ESG (1920). «АНТИОХ, ЦАРЬ РАБОВ» . Нумизматическая хроника и журнал Королевского нумизматического общества . 20 (4). Королевское нумизматическое общество: 175–176. JSTOR 42663794 – через JSTOR.
- Урбаинчик, Тереза (2014). Восстания рабов в древности . Парк-сквер, Милтон-Парк, Абингдон, 711 Третья авеню, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк 10017, США: Рутледж. ISBN 978-1-84465-101-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Livius.org: Eunus. Архивировано 17 апреля 2013 г. в Wayback Machine.