Jump to content

Евн

Евн
Монета из бронзового сплава, отчеканенная Евном под именем Антиоха. На аверсе изображена голова Деметры, а на реверсе изображен колос. [ 1 ] [ 2 ]
Король Энны
Царствование в. 135 г. до н.э. – 132 г. до н.э.
Коронация в. 135 г. до н. э.
Умер 132 г. до н.э.
Царственное имя
Антиох

Евн (умер в 132 г. до н. э.) был римским рабом из Апамеи в Сирии , который стал лидером и королем восстания рабов во время Первой рабской войны (135–132 до н. э.) в римской провинции Сицилия . По мнению историка Флоруса , единственная причина, по которой его имя помнят, связана с тяжелыми поражениями, которые он нанес римлянам. [ 3 ]

Евн приобрел известность в движении благодаря своей репутации пророка и чудотворца и в конечном итоге объявил себя царем. [ 4 ] Он утверждал, что получал видения и сообщения от богини Атаргатис , выдающейся богини на его родине, которую он отождествлял с сицилийской Деметрой и римской Церерой . [ 5 ]

Некоторые из пророчеств Евна, а именно о том, что восставшие рабы успешно захватят город Энна и что когда-нибудь он станет королем, сбылись. [ 6 ] Евн и его восстание были успешными в течение многих лет, неоднократно разбивая преторианские армии и потребовав консулов ​​134–132 гг. отправки против него [ 7 ] [ 8 ] В конце концов он потерпел поражение и умер в плену в 132 г. до н.э. [ 9 ]

Источники

[ редактировать ]

Большая часть литературных свидетельств Евна и Первой рабской войны взята из сочинений Диодора Сицилийского , который использовал Посидония в качестве основного источника. [ 10 ] » Флоруса « Эпитом , в котором представлены выдержки из утраченных частей Ливия , является наиболее подробным отчетом на латыни.

Диодор, Посидоний и особенно Флор были противниками рабства и поэтому симпатизировали римлянам. Поскольку Евн был побежденным врагом Рима , их рассказы как о восстании рабов, так и о его лидере, вероятно, были предвзятыми. Мортон отмечает, что древние источники называют его «Евном», в то время как нумизматические данные свидетельствуют о том, что он называл себя сам и хотел, чтобы его подданные называли его царем Антиохом. [ 11 ] В широком смысле негативность источников означает, что «трудно сказать что-либо определенное о [Евне]». [ 12 ]

Как и Евн, Посидоний был родом из сирийского города Апамеи. Вероятно, он основывал свои подробности о поклонении Евнусом Атаргатису на своих личных знаниях жрецов богини. [ 13 ] Несмотря на то, что все существующие источники носят отрицательный характер, Урбаинчик отмечает, что «источники приписывают [Еунусу] все силы, способности, мудрость и хитрость, которыми нужно было бросить вызов статус-кво, чтобы добиться успеха». [ 14 ]

Биография

[ редактировать ]
Реверс тетрадрахмы, отчеканенной Деметрием III , селевкидским царем Сирии, примерно через 40-50 лет после смерти Евна. На нем изображен Атаргатис с рыбьим телом. [ 15 ] богиня, супругой которой утверждал Евн. [ 6 ]

Жизнь Евна до рабства неизвестна, кроме того факта, что он родился в Апамее , Сирия. [ 16 ] [ 6 ] Вероятно, его на Сицилию переправили пираты . [ 16 ] в конечном итоге его предыдущий владелец Пифон продал его греку из Энны по имени Антиген. [ 17 ]

Будучи домашним рабом с женой, Евн находился в привилегированном положении по сравнению с другими рабами на Сицилии. [ 18 ] В Энне Евн считался оракулом , получавшим видения от богов, когда он бодрствовал и спал. [ 19 ] За это его так хорошо ценили, что Антиген представлял его своим гостям, чтобы предугадать их судьбу. [ 20 ] [ 6 ]

Он также выдыхал огонь изо рта во время своего пророческого транса, который считал доказательством своих сверхъестественных способностей. Однако, по крайней мере, Флорус определил это как поедание огня . [ 21 ] По его словам, Евн спрятал во рту небольшую перфорированную скорлупу ореха , содержащую горящий материал, через которую он дул, чтобы испускать огонь и искры, находясь в трансе. [ 20 ] [ 22 ]

В одном из таких трансов Евн утверждал, что ему приснился сон о том, что однажды он станет царем, и рассказал об этом своему хозяину Антигену; Антигену это показалось забавным, и он попросил его упомянуть об этом на банкете перед гостями. [ 23 ] Гости спросили Евна, как он будет управлять своим королевством, и после того, как Евн подробно ответил, дали ему немного мяса и попросили «помнить их доброту, когда он станет царем». [ 24 ] Говорят, что после того, как он стал царем, Евн пощадил этих гостей и дочь Антигена, которая всегда доброжелательно относилась к рабам, убивая при этом Антигена, Пифона и многих других рабовладельцев. [ 25 ] [ 26 ]

Первая рабская война

[ редактировать ]

К Евну приблизились, возможно, уже в 138 г. до н. э. [ 23 ] недовольные рабы, планировавшие восстание из-за жестокого обращения с ними со стороны рабовладельца по имени Дамофил; они спросили его, получил ли их бунт божественное одобрение. Евн одобрил это и предсказал падение Энны восставшим рабам. [ 23 ]

Максимальная территория, контролируемая рабами Евна во время Первой рабской войны.

Ранней весной 135 г. до н. э. рабы численностью 400 человек взяли Энну в полночь, вероятно, с внутренней помощью города. [ 27 ] Евн участвовал: Диодор описывает, как он стоял в первых рядах штурмующих, выпуская изо рта огонь. [ 28 ] После захвата города и убийства многих его жителей и рабовладельцев Евн короновал себя царём, надев диадему , и впоследствии принял имя Антиох — имя, которое использовали Селевкиды, правившие его родиной Сирией. [ 29 ] Вознесение Евна после военной победы отражает традиционное одобрение эллинистических царей их армиями. [ 30 ]

Во время резни жителей Энны Евн позволил жить гражданам, которые могли помочь его военным усилиям, например кузнецам. [ 31 ] Вскоре он собрал армию из 6000 рабов, нанял телохранителей и личных слуг и сформировал совет советников. [ 32 ] Евн также назвал своих последователей, насчитывавших десятки тысяч, сирийцами , а свою жену назвал царицей. [ 33 ] Диодор пренебрежительно сообщает, что Евн был выбран царем рабами не за его храбрость, а за его умение чудотворить и роль в инициировании восстания. [ 34 ] Имя Евна, означающее «Доброжелательный», очевидно, также повлияло на рабов, которые выбрали его своим лидером. [ 35 ]

Дамофил был убит подчиненными Евна. Когда один из последователей Евна, человек по имени Ахей, протестовал против чрезмерных убийств рабовладельцев, Евн, что примечательно, воспринял этот совет и возвел его в правящий совет своего нового царства. [ 36 ] [ 25 ]

Властвуйте над Сицилией

[ редактировать ]

Евн организовал рабов и, похоже, пытался построить независимое от Рима государство, «Западное царство Селевкидов, которое напоминало бы великие дни Антиоха III ». [ 37 ] чеканил собственные монеты, укреплял свою власть и развивал структуру командования и снабжения, способную поддерживать его силы в полевых условиях в течение длительного времени. [ 38 ] [ 39 ] Считается, что это объясняет, почему армии Евна неоднократно добивались успеха против римлян. [ 40 ] Святилище Деметры в Энне придало восстанию Евна религиозный и антиримский аспект, что, вероятно, намеренно отражено в его чеканке. [ 41 ] [ 42 ]

Грин считает важным то, что Евн основывал свое правление на монархии Селевкидов в Сирии и что он, возможно, был потомком или бастардом дома Селевкидов. [ 43 ] В любом случае, «то, что он [Эвн] верил в свое царствование, кажется очевидным: расчетливый шарлатан редко получает власть над людьми, что совершенно очевидно сделал Евн». [ 5 ]

Статус Евна в Энне, Сицилия.

Энна была столицей рабовладельческого королевства Евна. [ 44 ] Когда восстание рабов росло, он не позволял своим последователям грабить фермерские дома и поля, зная о необходимости продовольствия для своих военных действий. [ 25 ] [ 45 ] На небольшой бронзовой монете, отчеканенной в Энне, имеется надпись «Царь Антиох», вероятно, это Евн. [ 13 ] Его армии взяли еще несколько городов в центральной и восточной Сицилии , включая Тавромений . [ 46 ] Во время осады одного из этих городов Евн инсценировал захват Энны восстанием рабов и убийство рабовладельцев за пределами стрельбы из лука, вероятно, намереваясь высмеять римлян и поднять мятежные настроения в городе. [ 47 ]

Когда другой раб по имени Клеон восстал на другой стороне Сицилии, римляне надеялись, что две армии рабов уничтожат друг друга. Вместо этого Клеон стал подданным Евна и после этого служил ему. [ 48 ] Клеон, возможно, общался с Евном задолго до того, как они объединили свои силы и даже напали на Агригент по его приказу. [ 25 ] хотя обычно считается, что он восстал независимо после того, как был вдохновлен успехом Евна. [ 49 ]

Однако неясно, какая часть Сицилии перешла под контроль Евна; Конечно, были взяты Агригентум, Энна, Тавромений, Катана также и Моргантина . [ 50 ] Королевство Евна было в основном сосредоточено в восточной Сицилии и в наибольшей степени охватывало примерно половину острова. [ 51 ] [ 52 ] Успех Евна вдохновил восстания рабов по всему Средиземноморью , и его армия выросла до десятков тысяч. [ 53 ] Древние источники сообщают преувеличенные цифры в 70 000 или даже 200 000 человек. [ 54 ] [ 55 ]

Евнусу удалось разгромить римские войска, посланные против него в течение многих лет. [ 56 ] через «сильное и энергичное руководство». [ 57 ] Однако после того, как его армии потерпели поражение от римлян под предводительством Марка Перперны и Публия Рупилия в 132 г. до н. э., Евн был осажден в Энне. Он пробился из города с тысячей телохранителей и в конце концов укрылся в пещере вместе с членами своего двора, где впоследствии был схвачен. [ 58 ] [ 59 ] Его отправили в тюрьму, где он умер от болезни, не успев понести наказание. Евна, возможно, держали в тюрьме нераспятым из-за страха стать мучеником . [ 60 ]

Значение и наследие

[ редактировать ]

Восстание Евна было первым массовым восстанием рабов в Римской республике и, согласно древним источникам, крупнейшим в своем роде в древности . [ 7 ] [ 61 ] Примечательно, что восстание Евна даже спровоцировало восстания рабов в Риме и Италии, которые позже лидеры рабов, включая Спартака в Третьей рабской войне , не смогли повторить. [ 62 ] Сальвий Трифон из Второй рабской войны последовал примеру Евна, объявив себя царем в манере Селевкидов, хотя он «никогда не становился такой харизматической фигурой, как чудотворец Евн до него». [ 63 ] [ 64 ]

Евн считался примером угрозы, которую рабы могли представлять для римского общества даже во времена поздней Римской империи . [ 65 ]

Мортон считает, что стратегия, использованная Евном в Первой рабской войне, была разумной, систематической и подходящей для суши (атаки на линии снабжения и завоевание важных городов), в отличие от менее целенаправленных и разрозненных боев Второй рабской войны. [ 66 ] Это, в свою очередь, заслуживало большей и более быстрой реакции Рима на действия Евна, чем на действия Сальвия. [ 67 ] Из-за отсутствия точных сведений о том, когда началось восстание Евна, было высказано предположение, что его действия могли быть в некоторой степени ответственны за нехватку зерна, «действительную или опасающуюся» в Риме, что, в свою очередь, частично повлияло на законодательную программу, проводимую Гаем Гракхом . [ 68 ]

Нет никаких доказательств того, что Евн стремился к повсеместной отмене рабства на всей территории Римской республики. [ 60 ] Скорее, Евн и его соратники «не имели ничего против рабства как института, но яростно возражали против порабощения самих себя». [ 60 ] Грин заключает, что по иронии судьбы Евнус выбрал в качестве основы своего восстания две традиционно контрреволюционные системы, религию и королевскую власть, но что «трагедия и мораль всего этого эпизода заключаются в том, что не существовало никакой мыслимой альтернативы». [ 60 ]

  1. ^ Робинсон 1920 , с. 175.
  2. ^ Гувер 2012 , с. 114.
  3. ^ Цветок. , 2.7.19.4.
  4. ^ Урбаинчик 2014 , стр. 52, 56.
  5. ^ Jump up to: а б Грин 1961 , с. 21.
  6. ^ Jump up to: а б с д Грин 1961 , с. 11.
  7. ^ Jump up to: а б Бреннан 1993 , с. 153.
  8. ^ Мортон 2008 , с. 97.
  9. ^ Урбаинчик 2014 , с. 55; Мортон 2013 , 2.2.
  10. ^ Брэдли 1989 , стр. 133–134.
  11. ^ Мортон 2008 , стр. 55, 91, 92; Брэдли 1989 , с. 167 предполагает возможность, обсуждавшуюся в более старых исследованиях Евна, что Антиохом было его имя до того, как он был порабощен.
  12. ^ Урбаинчик 2014 , с. 74, в то время как Мортон в своих работах, особенно в; Мортон 2013 утверждает, что характеристика Евна как мага и труса в древних источниках является литературной конструкцией и, вероятно, неточной. По сути; Мортон 2008 , с. 100, «историки поступили бы бесчестно, настаивая на том, чтобы навязать царю Антиоху характер Евна». Другие источники в целом принимают эту характеристику.
  13. ^ Jump up to: а б Энгельс 2011 , стр. 233–251.
  14. ^ Урбаинчик 2014 , с. 74.
  15. ^ Райт, Николас Л. (2009). «Негреческие религиозные изображения на монетах Селевкидов Сирии» . Средиземноморская археология . 22/23: 198. ISSN   1030-8482 .
  16. ^ Jump up to: а б Брэдли 1989 , с. 55.
  17. ^ Грин 1961 , с. 11. Также обратите внимание; Брэдли 1983 , стр. 446, 449, который считает, что происхождение Евна как свободного человека могло сыграть роль в его выборе возглавить восстание рабов.
  18. ^ Брэдли 1983 , с. 450; Мортон 2013 , 4.
  19. Forbes 1995 , хотя неизвестно, действительно ли Юнус верил, что обладает божественными способностями, или просто использовал эти убеждения, чтобы зарабатывать на жизнь (а позже и для продвижения своих политических амбиций).
  20. ^ Jump up to: а б Форбс 1995 .
  21. ^ Цветок. , 2.7.19.5.
  22. ^ Никелл 2005 , с. 209; Грин 1961 , с. 11.
  23. ^ Jump up to: а б с Грин 1961 , с. 12.
  24. ^ Грин 1961 , с. 12; Диод. , 34/35.2.8.
  25. ^ Jump up to: а б с д Грин 1961 , с. 15.
  26. ^ Урбаинчик 2014 , с. 89.
  27. ^ Грин 1961 , стр. 14, 26.
  28. ^ Пить. , 34/35.1.11.
  29. ^ Брэдли 1983 , с. 449.
  30. ^ Мортон 2008 , с. 51.
  31. ^ Брэдли 1983 , с. 444; Диод. , 34/5.2.15.
  32. ^ Бреннан 1993 , с. 157; Брэдли 1983 , с. 449.
  33. ^ Грин 1961 , с. 14.
  34. ^ Мортон 2013 , 4; Диод. , 35.5.2.14.
  35. ^ Грин 1961 , стр. 11, 21.
  36. ^ Urbainczyk 2014 , стр. 55 и 89, который находит принятие Евном совета Ахея примечательным, потому что, будучи восставшими рабами, Евн и его соратники знали, что римляне не окажут им подобной милости.
  37. ^ Грин 1961 , с. 20. Однако заметьте; Брэдли 1983 , пасс., с. 450 и; Брэдли 1989 , с. 120, в котором подробно утверждается, что Евн не создавал «рабовладельческого государства» и что «одни монеты... не составляют королевства». Другие источники, похоже, в целом признают, что Евн пытался сформировать какое-то королевство; Urbainczyk 2014 , стр. 42, 133 находит аргумент Брэдли несколько сомнительным, учитывая, что «Выпуск монет - это не действие людей, надеющихся либо избежать внимания, либо сбежать куда-нибудь еще», и предполагает, что у Юнуса и его последователей были в некоторой степени долгосрочные планы: в виду.
  38. ^ Урбаинчик 2014 , стр. 39, 42.
  39. ^ Мортон 2008 , стр. 85–90, 88, который утверждает, что монеты Евна предполагают, что он «хотел, чтобы казалось, что он глубоко понимает сицилийские традиции».
  40. ^ Урбаинчик 2014 , с. 39; Брэдли 1989 , стр. 140–141, «Продолжительность войны невозможно понять без предположения о тщательно поддерживаемой организации после восстания в Энне».
  41. ^ Бреннан 1993 , с. 156.
  42. ^ Мортон 2008 , стр. 95-97, который считает, что Евн включил изображение Деметры на свои монеты, чтобы сослаться на антиримскую историю этого символа.
  43. ^ Грин 1961 , с. 20.
  44. ^ Робинсон 1920 , с. 176.
  45. ^ Мортон 2014 , с. 28.
  46. ^ Урбаинчик 2014 , с. 39.
  47. ^ Грин 1961 , с. 16; Урбаинчик 2014 , стр. 39, 134; Диод. , 34/35.2.46, однако, не указывает, какой это был город, и современные атрибуции являются спекулятивными, а не точными.
  48. ^ Бреннан 1993 , с. 157.
  49. ^ Бреннан 1993 , с. 157; Диод. , 34/35.2.43.
  50. ^ Грин 1961 , стр. 16–17.
  51. ^ Мортон 2008 , стр. 90, 98.
  52. ^ Брэдли 1989 , с. 60.
  53. ^ Брэдли 1989 , с. 64, который считает, что «кажется относительно безопасным сказать, что в этом участвовали десятки тысяч человек».
  54. ^ Брэдли 1983 , с. 442.
  55. ^ Урбаинчик 2014 , с. 39, причем интерпретация заключается в том, что эти цифры больше отражают то, как древние авторы воспринимали угрозу, которую представляли рабы, а не их фактическую численность.
  56. ^ Брэдли 1989 , стр. 140-141. Самый большой возможный диапазон восстания Евна - 141–132 гг. До н.э., где 136–132 гг. До н.э., «возможно, немного дольше» (~ 5 лет) – надежная оценка; Бреннан 1993 , стр. 153-154 согласен.
  57. ^ Брэдли 1983 , с. 448.
  58. ^ Грин 1961 , с. 18.
  59. ^ Мортон 2013 , 2.1.
  60. ^ Jump up to: а б с д Грин 1961 , с. 24.
  61. ^ Мортон 2013 , введение.
  62. ^ Болдуин, Барри (1967). «Два аспекта восстания рабов Спартака» . Классический журнал . 62 (7): 291, 293. ISSN   0009-8353 .
  63. ^ Урбаинчик 2014 , с. 75.
  64. ^ Брэдли 1989 , с. 75.
  65. ^ Брэдли 1989 , с. 131, со ссылкой на Аммиана Марцеллина , 14.11.33.
  66. ^ Мортон 2014 , пасс., стр. 34-38.
  67. ^ Мортон 2014 , с. 35.
  68. ^ Гарнси, Питер; Рэтбоун, Доминик (1985). «История зернового закона Гая Гракха» . Журнал римских исследований . 75 : 20–25. дои : 10.2307/300649 . ISSN   0075-4358 .

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad41f138e09bd6e45b6810b48fcd0c04__1723644480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/04/ad41f138e09bd6e45b6810b48fcd0c04.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eunus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)