Секторный принцип


Секторный принцип , также известный как теория сектора , [ 1 ] — это принцип международного права , который утверждает, что территориальные претензии в полярных регионах должны определяться линиями долготы . Таким образом, территории разделены на клиновидные сектора, вершина каждого из которых находится на географическом полюсе, а основание простирается до произвольной широты . Секторный принцип исторически составлял основу для территориальных претензий в Арктике . предъявления [ 2 ] хотя его использование не смогло достичь международного консенсуса. [ 3 ]
Сегодня этот принцип более или менее заброшен; [ 4 ] Канада перестала ссылаться на него в 2006 году, а переговоры о границе в Баренцевом море между Норвегией и Россией в 2010 году не содержат упоминания о секторальном принципе. [ 5 ] Возможно, более широкое применение он получил в Антарктиде , чьи территориальные претензии разделены на сектора. Однако это разделение не рассматривается как расширение территории какого-либо конкретного штата из-за больших водоемов, отделяющих континент от других суши. [ 4 ]
Арктика
[ редактировать ]Впервые принцип был предложен в 1907 году канадским сенатором Паскалем Пуарье . Он произносил речь в поддержку своего собственного предложения , направленного на то, чтобы претендовать на владение Арктическим архипелагом от Канады имени . Первоначально предложение Пуарье было отклонено, а его теория сектора была признана «идеей одного человека». Однако в последующие годы этот принцип получил огромную поддержку. [ 1 ] В 1925 году Канада стала первой страной, которая расширила свою морскую границу до Северного полюса , используя для этого принцип сектора. Это утверждение не является общепризнанным. [ 6 ]
В 1926 году Советский Союз последовал примеру Канады, объявив всю землю и воду, расположенную между Северным полюсом и материком, советской территорией. Советский сектор простирался от Баренцева моря на западе до Берингова пролива на востоке, а оттуда до полюса. [ 5 ] Норвегия категорически возражала против советских претензий на Землю Франца-Иосифа , архипелаг к северу от советской территории, расположенный недалеко от границы сектора между двумя странами. [ 3 ]
Остальные страны, имеющие побережье Северного Ледовитого океана , а именно США ( Аляска ), Дания ( Гренландия ) и Норвегия, не поддерживают секторный принцип и считают его использование в Арктике незаконным. [ 7 ]
Антарктида
[ редактировать ]Неясно, применим ли секторный принцип в Антарктиде , поскольку большие водоемы отделяют континент от любого другого массива суши. Таким образом, территориальные притязания вокруг Южного полюса не основаны на идее расширения какого-либо конкретного национального государства, как в случае с Северным полюсом . [ 4 ] Тем не менее, Чили и Аргентина предприняли попытки применить секторный принцип. Сегодня все претензии на Антарктику (за исключением претензии Норвегии ) моделируются как секторы, хотя США и другие страны выступают против этого. Спор до сих пор не разрешен, но после заключения Договора об Антарктике 1959 года был заморожен. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Руководитель Иван Львович (1963). «Претензии Канады на территориальный суверенитет в арктических регионах» (PDF) . Юридический журнал Макгилла . 9 (3): 203.
- ^ Мэйхью, Сьюзен (1997). Географический словарь (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280034-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Барр, Сьюзен (1995). Земля Франца-Иосифа . Осло: Норвежский полярный институт . п. 95. дои : 10.1017/S0032247400067607 . ISBN 82-7666-095-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Принцип сектора» . Национальная энциклопедия (на шведском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с Хенриксен, Торе. «Секторный принцип» . Большой норвежский лексикон (на норвежском языке).
- ^ МакКиттерик, TEM (1939). «Обоснованность территориальных и иных претензий в полярных областях» . Журнал сравнительного законодательства и международного права . 21 (1) – через JSTOR.
- ^ Конфорти, Бенедетто (1986). «Территориальные претензии в Антарктиде: современный способ решения старой проблемы» . Корнельский журнал международного права . 19 (2): 253–254.