Пьер-Доминик Базен
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Пьер-Доминик Базен | |
---|---|
![]() Генерал-лейтенант Пьер-Доминик Базен (1786-1838) | |
Рожденный | |
Умер | 29 сентября 1838 г. | (52 года)
Национальность | ![]() ![]() |
Гражданство | ![]() |
Альма-матер | Политехническая школа |
Известный | Каналы, мосты и защита от наводнений в Санкт-Петербурге, Россия, особенно Первый инженерный мост , названный в его честь. |
Награды | Орден Святого Владимира Большой крест ордена Святого Александра Невского ![]() Прусский орден Красного Орла (1-й степени) Польский орден Белого Орла. Почетный член Санкт-Петербургской Академии. Почетный член или иностранный член Академий наук Турина, Мюнхена, Стокгольма и Санкт-Петербурга. |
Научная карьера | |
Поля | Математик и инженер |
Учреждения | Французская армия |
Примечания | |
Его старший сын Пьер-Доминик также был инженером-строителем, а младший сын Ахилл стал маршалом Франции. |
Pierre-Dominique Bazaine (Пётр Петрович Базен) (1786–1838) was a French scientist and engineer.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился 13 января 1786 года в городе Си-сюр-Мозель в семье Пьера Базена (1760-1832) и Франсуазы Жильбер. Образование получил в Париже , окончил Парижскую инженерную школу, Парижский политехнический университет (« Ecole Polytechnique ») и Парижский университет Мостов (« Ecole des Ponts »). Первоначально он работал инженером в Италии и Южной Франции.
Военная карьера
[ редактировать ]Его выдающиеся способности привлекли внимание Наполеона I, который впоследствии рекомендовал его российскому императору Александру I вместе с инженерами Фабром, Дестремом и Потье для занятия руководящих постов в Российском корпусе инженеров-строителей. Базен прибыл в Санкт-Петербург в 1810 году вместе с лейтенантом Фабром, но из-за войны с Францией не сразу занял свой пост. Вместо этого его отправили в Одессу при генерал-губернаторстве герцога де Ришелье , где его первая работа была в российском порту Евпатория . Затем его сослали в Ярославль , в Пошехоне , а затем в 1812 году из-за войны с Францией выслали в Восточную Сибирь , где он провёл более двух лет.
В 1815 году, с окончанием войны в Европе, он вернулся в Санкт-Петербург, где в новом звании полковника был назначен заведующим кафедрой высшей аналитики и механики Строительного института. В 1820 году он был произведен в генерал-майоры, а в 1823 году назначен членом Совета путей и коммуникаций, став генеральным инспектором. В 1828 году Базен вернулся во Францию, но по возвращении в Россию 1 апреля 1830 года получил звание генерал-лейтенанта.
Строительные инженерные работы
[ редактировать ]В январе 1824 года он стал директором Императорской Российской академии наук в Санкт-Петербурге, а также председателем Комитета по строительству и гидротехническим работам в Санкт-Петербурге. Базен отвечал за многие мосты Санкт-Петербурга и его окраин (в том числе ряд небольших и изящных легких железных мостов в Летнем саду ), а также за другие крупные строительные проекты, включая защиту от наводнений. Он получил множество наград и наград за большой вклад в инфраструктуру России, а также почетную стипендию ряда академий наук по всей Европе за свои новаторские математические диссертации.
Строительные инженерные работы Базена были обширными, и многое осталось в исторической инфраструктуре России. Его основные работы:
- Обводный канал в Санкт-Петербурге;
- водоснабжение Ямской слободы и Таврического сада;
- Шлиссельбургское гранитное здание замков (за что награждено орденом Белого Орла).
Для последних построек он написал замечательный трактат, в котором доказывал возможность огромной экономии воды в Ладожском канале при прохождении судов через его шлюзы: "Mémoire sur les Bassins d'épargne" (напеч. в Записках АН. ). С 1820 по 1832 год выдающиеся работы Базена включают: перестройку Исаакиевского собора и по тому же проекту строительство нескольких других церквей; первый цепной мост в России в Екатерининском парке; реструктуризация под его личным руководством Охтенского порохового завода; углубление устья реки Невы и ее каналов; возведение зданий Сената и Синода; восстановление университета; замечательная конструкция купола над собором Св. Троицы (со стороны Петербурга) диаметром 87 футов. Некоторые из мостов в Санкт-Петербурге, за которые он отвечает, включают Демидов мост и Первый Инженерный мост . Он задумал конструкции этажей Зимнего дворца, Александринского театра и собора Св. Тринидада. Руководил работами по строительству Обводный канал , здания Сената и Синода, шлюзы Шлиссельбурга, гидросооружения Охтинского завода. Он также руководил первым проектом по защите Санкт-Петербурга от наводнений.
По просьбе Александра I, послал его в Россию Наполеон I в качестве армейского офицера инженерного корпуса для создания института подготовки инженеров-транспортников, а в 1824 году он стал его директором. Базен оставался в России до 1834 года, организуя транспортные пути и руководя работой внутреннего судоходства.
Работает
[ редактировать ]Базен полностью посвятил себя науке и аналитике, находясь в Сибири, написав свой великий трактат по дифференциальному исчислению и несколько мемуаров о геометрии плоскостей и свойствах различной длины в трех измерениях. Базен написал несколько трактатов по математике, транспорту и гражданскому гению, включая монографию о пароходах и их использовании для навигации по каналам и рекам.
- «Начальные основы дифференциального исчисления» (Первое французское издание 1817 г. и русское 1819 г.)
- «Начальные основы интегрального исчисления» (первое французское издание 1825 г. и русское 1827 г.)
- «Доказательство начала умозрительных скоростей, положенных в основу механики» (перевод Завадского, 1832 г.)
- «Меморандум о современном состоянии системы Вышне-Волочок, или главного искусственного сообщения, установленного между Каспийским морем и Балтийским морем»
- «Записки о теории движения паровых судов и применении их к плаванию по каналам, рекам и рекам», СПб. 1817 г.
- «Докладная записка о невозможности путем простого углубления довести уровень Ладожского канала до уровня одноименного озера»
- «Извещение о новом устройстве, способном снизить расход воды каналов в целом и о новой системе малого судоходства»
- «Воспоминания о способах соединения, которые будут использоваться при выравнивании дорог»
- «Заметки по устройству громоотводов»
- «Извещение о новом газодобывающем устройстве»
- «Память о строительстве дорог и определении средних расстояний перевозки материалов»
- «Введение в изучение синтетической статики, для студентов Института путей сообщения»
- «Демонстрация принципа виртуальных скоростей, рассматриваемого как основа механики»
- «Заметки о композиции рельефов»
- «Меморандум о новой системе создания общей верфи, предназначенной для строительства, ремонта и консервации судов»
- «Память на паровых машинах вообще»
- «Меморандум об определении расширяющей силы пара и преимуществах, которые можно получить от этого в промышленном контексте»
- «Меморандум о средствах защиты паровых машин от взрывов, которым они подвергаются»
- «Память о производстве, и в частности о сушке пороха»
Награды
[ редактировать ]В 1834 году он стал членом Минералогического общества Петербургского университета.
Указом от 1 мая 1821 года Базен был награжден французского Почетного кавалером легиона . [1] Базена Указом от 24 июля 1826 г. чин ордена Почетного легиона был повышен до офицерского. [1] Звание этой награды позднее было присвоено звание командира. [2]
Базен получил награды за ряд своих построек. Помимо вышеперечисленного, он был награжден орденами Святого Владимира , Большого креста Святого Александра Невского и прусским орденом Красного Орла (1-й степени). В 1828 году он был избран почётным членом Петербургской Академии наук и почётным членом Академий наук Турина , Мюнхена , Стокгольма и Петербурга . [2]
Семья
[ редактировать ]Он женился на Мари-Мадлен Вассер, и у них родилось трое детей, двое сыновей и дочь. Его дочь Мелани (1808–1852) вышла замуж за инженера Бенуа Поля Эмиля Клапейрона в 1834 году. Его старший сын, также Пьер-Доминик Базен (известный как Адольф) (1809–1893), также был инженером-строителем и важным инженером путей сообщения в 1840-х годах. . Он женился на англичанке Элизабет Хейтер, старшей дочери английского придворного художника сэра Джорджа Хейтера . Его вторым сыном был Франсуа Ашиль Базен , выдающийся солдат, ставший маршалом Франции. [3] Он бросил свою семью незадолго до рождения Ахилла, оставив ее без финансовой поддержки.
Смерть
[ редактировать ]Ухудшение здоровья побудило Базена уйти в отставку, и в 1834 году его перевели в корпус военных инженеров, но болезнь сердца вынудила Базена вернуться в Париж, где он умер 28 сентября 1838 года в своем парижском доме (улица Нев-де-Капуцинов, 9). Похоронен на кладбище Монмартр . [4]
Источники
[ редактировать ]- "Журн. Главн. Управл. Пути сообщения. И гласность. Здания", 1858 г., т. Н. VIII.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сеньор Базен (Пьер Доминик) — Сертификат № 168» . Национальный архив Франции - база данных Леонора (на французском языке). Франция. 12 февраля 1829 г. с. 1. Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Керар, Жозеф-Мари; Луандр, Чарльз; Буркело, Феликс (1840). «БАЗЕН [Пьер-Доминик]». Litérature française contemporaine 1826–1840: Продолжение de la France Litteraire, T.1 [ Современная французская литература 1826–1840: Продолжение французской литературы, T.1 ] (Том 6; 8 дюймов) (на французском языке). Париж: братья Даген. стр. 209–214. Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Бомонт, Морис (1979). «Базен: Тайны маршала (1811-1888)». Новый журнал миров двух . Париж: Revue des Deux Mondes. стр. 250–252. eISSN 2266-4823 . ISBN 978-2-11-080717-5 . JSTOR 44199978 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Опись после смерти Пьера Доминика Базена, генерал-лейтенанта русской службы, проживавшего на улице Нев-де-Капуцинов, № 9, умершего 28 сентября 1838 года» [Опись после смерти Пьера Доминика Базена, генерал-лейтенанта службы Россия, проживавшая на улице Нев-де-Капуцинов, № 9, умерла 28 сентября 1838 года]. Архивы Франции (на французском языке). Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
См. также
[ редактировать ]- Пьер-Домоник Базен
- Французские инженеры-строители
- Французские мостостроители
- 1786 рождений
- 1838 смертей
- Командоры Почетного легиона
- Тела мостов
- Выпускники Политехнической школы
- Выпускники École des Ponts ParisTech
- Почетные члены Санкт-Петербургской Академии наук.
- Члены Шведской королевской академии наук
- Жители Мозеля (департамент)
- Похороны на кладбище Монмартр
- Французские инженеры XVIII века
- Французские инженеры XIX века