Jump to content

Пьер-Доминик Базен

Пьер-Доминик Базен
Генерал-лейтенант Пьер-Доминик Базен (1786-1838)
Рожденный ( 1786-01-13 ) 13 января 1786 г.
Умер 29 сентября 1838 г. ( 1838-09-29 ) (52 года)
Национальность  Французский [Резиденция:  Российская Империя ]
Гражданство  Франция
Альма-матер Политехническая школа
Известный Каналы, мосты и защита от наводнений в Санкт-Петербурге, Россия, особенно Первый инженерный мост , названный в его честь.
Награды Орден Святого Владимира
Большой крест ордена Святого Александра Невского
Почетного Легиона — Командир
Прусский орден Красного Орла (1-й степени)
Польский орден Белого Орла.
Почетный член Санкт-Петербургской Академии.
Почетный член или иностранный член Академий наук Турина, Мюнхена, Стокгольма и Санкт-Петербурга.
Научная карьера
Поля Математик и инженер
Учреждения Французская армия
Примечания
Его старший сын Пьер-Доминик также был инженером-строителем, а младший сын Ахилл стал маршалом Франции.

Pierre-Dominique Bazaine (Пётр Петрович Базен) (1786–1838) was a French scientist and engineer.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он родился 13 января 1786 года в городе Си-сюр-Мозель в семье Пьера Базена (1760-1832) и Франсуазы Жильбер. Образование получил в Париже , окончил Парижскую инженерную школу, Парижский политехнический университет (« Ecole Polytechnique ») и Парижский университет Мостов (« Ecole des Ponts »). Первоначально он работал инженером в Италии и Южной Франции.

Военная карьера

[ редактировать ]

Его выдающиеся способности привлекли внимание Наполеона I, который впоследствии рекомендовал его российскому императору Александру I вместе с инженерами Фабром, Дестремом и Потье для занятия руководящих постов в Российском корпусе инженеров-строителей. Базен прибыл в Санкт-Петербург в 1810 году вместе с лейтенантом Фабром, но из-за войны с Францией не сразу занял свой пост. Вместо этого его отправили в Одессу при генерал-губернаторстве герцога де Ришелье , где его первая работа была в российском порту Евпатория . Затем его сослали в Ярославль , в Пошехоне , а затем в 1812 году из-за войны с Францией выслали в Восточную Сибирь , где он провёл более двух лет.

В 1815 году, с окончанием войны в Европе, он вернулся в Санкт-Петербург, где в новом звании полковника был назначен заведующим кафедрой высшей аналитики и механики Строительного института. В 1820 году он был произведен в генерал-майоры, а в 1823 году назначен членом Совета путей и коммуникаций, став генеральным инспектором. В 1828 году Базен вернулся во Францию, но по возвращении в Россию 1 апреля 1830 года получил звание генерал-лейтенанта.

Строительные инженерные работы

[ редактировать ]

В январе 1824 года он стал директором Императорской Российской академии наук в Санкт-Петербурге, а также председателем Комитета по строительству и гидротехническим работам в Санкт-Петербурге. Базен отвечал за многие мосты Санкт-Петербурга и его окраин (в том числе ряд небольших и изящных легких железных мостов в Летнем саду ), а также за другие крупные строительные проекты, включая защиту от наводнений. Он получил множество наград и наград за большой вклад в инфраструктуру России, а также почетную стипендию ряда академий наук по всей Европе за свои новаторские математические диссертации.

Строительные инженерные работы Базена были обширными, и многое осталось в исторической инфраструктуре России. Его основные работы:

  • Обводный канал в Санкт-Петербурге;
  • водоснабжение Ямской слободы и Таврического сада;
  • Шлиссельбургское гранитное здание замков (за что награждено орденом Белого Орла).

Для последних построек он написал замечательный трактат, в котором доказывал возможность огромной экономии воды в Ладожском канале при прохождении судов через его шлюзы: "Mémoire sur les Bassins d'épargne" (напеч. в Записках АН. ). С 1820 по 1832 год выдающиеся работы Базена включают: перестройку Исаакиевского собора и по тому же проекту строительство нескольких других церквей; первый цепной мост в России в Екатерининском парке; реструктуризация под его личным руководством Охтенского порохового завода; углубление устья реки Невы и ее каналов; возведение зданий Сената и Синода; восстановление университета; замечательная конструкция купола над собором Св. Троицы (со стороны Петербурга) диаметром 87 футов. Некоторые из мостов в Санкт-Петербурге, за которые он отвечает, включают Демидов мост и Первый Инженерный мост . Он задумал конструкции этажей Зимнего дворца, Александринского театра и собора Св. Тринидада. Руководил работами по строительству Обводный канал , здания Сената и Синода, шлюзы Шлиссельбурга, гидросооружения Охтинского завода. Он также руководил первым проектом по защите Санкт-Петербурга от наводнений.

По просьбе Александра I, послал его в Россию Наполеон I в качестве армейского офицера инженерного корпуса для создания института подготовки инженеров-транспортников, а в 1824 году он стал его директором. Базен оставался в России до 1834 года, организуя транспортные пути и руководя работой внутреннего судоходства.

Работает

[ редактировать ]

Базен полностью посвятил себя науке и аналитике, находясь в Сибири, написав свой великий трактат по дифференциальному исчислению и несколько мемуаров о геометрии плоскостей и свойствах различной длины в трех измерениях. Базен написал несколько трактатов по математике, транспорту и гражданскому гению, включая монографию о пароходах и их использовании для навигации по каналам и рекам.

  • «Начальные основы дифференциального исчисления» (Первое французское издание 1817 г. и русское 1819 г.)
  • «Начальные основы интегрального исчисления» (первое французское издание 1825 г. и русское 1827 г.)
  • «Доказательство начала умозрительных скоростей, положенных в основу механики» (перевод Завадского, 1832 г.)
  • «Меморандум о современном состоянии системы Вышне-Волочок, или главного искусственного сообщения, установленного между Каспийским морем и Балтийским морем»
  • «Записки о теории движения паровых судов и применении их к плаванию по каналам, рекам и рекам», СПб. 1817 г.
  • «Докладная записка о невозможности путем простого углубления довести уровень Ладожского канала до уровня одноименного озера»
  • «Извещение о новом устройстве, способном снизить расход воды каналов в целом и о новой системе малого судоходства»
  • «Воспоминания о способах соединения, которые будут использоваться при выравнивании дорог»
  • «Заметки по устройству громоотводов»
  • «Извещение о новом газодобывающем устройстве»
  • «Память о строительстве дорог и определении средних расстояний перевозки материалов»
  • «Введение в изучение синтетической статики, для студентов Института путей сообщения»
  • «Демонстрация принципа виртуальных скоростей, рассматриваемого как основа механики»
  • «Заметки о композиции рельефов»
  • «Меморандум о новой системе создания общей верфи, предназначенной для строительства, ремонта и консервации судов»
  • «Память на паровых машинах вообще»
  • «Меморандум об определении расширяющей силы пара и преимуществах, которые можно получить от этого в промышленном контексте»
  • «Меморандум о средствах защиты паровых машин от взрывов, которым они подвергаются»
  • «Память о производстве, и в частности о сушке пороха»

В 1834 году он стал членом Минералогического общества Петербургского университета.

Указом от 1 мая 1821 года Базен был награжден французского Почетного кавалером легиона . [1] Базена Указом от 24 июля 1826 г. чин ордена Почетного легиона был повышен до офицерского. [1] Звание этой награды позднее было присвоено звание командира. [2]

Базен получил награды за ряд своих построек. Помимо вышеперечисленного, он был награжден орденами Святого Владимира , Большого креста Святого Александра Невского и прусским орденом Красного Орла (1-й степени). В 1828 году он был избран почётным членом Петербургской Академии наук и почётным членом Академий наук Турина , Мюнхена , Стокгольма и Петербурга . [2]

Он женился на Мари-Мадлен Вассер, и у них родилось трое детей, двое сыновей и дочь. Его дочь Мелани (1808–1852) вышла замуж за инженера Бенуа Поля Эмиля Клапейрона в 1834 году. Его старший сын, также Пьер-Доминик Базен (известный как Адольф) (1809–1893), также был инженером-строителем и важным инженером путей сообщения в 1840-х годах. . Он женился на англичанке Элизабет Хейтер, старшей дочери английского придворного художника сэра Джорджа Хейтера . Его вторым сыном был Франсуа Ашиль Базен , выдающийся солдат, ставший маршалом Франции. [3] Он бросил свою семью незадолго до рождения Ахилла, оставив ее без финансовой поддержки.

Ухудшение здоровья побудило Базена уйти в отставку, и в 1834 году его перевели в корпус военных инженеров, но болезнь сердца вынудила Базена вернуться в Париж, где он умер 28 сентября 1838 года в своем парижском доме (улица Нев-де-Капуцинов, 9). Похоронен на кладбище Монмартр . [4]

Источники

[ редактировать ]
  • "Журн. Главн. Управл. Пути сообщения. И гласность. Здания", 1858 г., т. Н. VIII.
  1. ^ Jump up to: а б «Сеньор Базен (Пьер Доминик) — Сертификат № 168» . Национальный архив Франции - база данных Леонора (на французском языке). Франция. 12 февраля 1829 г. с. 1. Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б Керар, Жозеф-Мари; Луандр, Чарльз; Буркело, Феликс (1840). «БАЗЕН [Пьер-Доминик]». Litérature française contemporaine 1826–1840: Продолжение de la France Litteraire, T.1 [ Современная французская литература 1826–1840: Продолжение французской литературы, T.1 ] (Том 6; 8 дюймов) (на французском языке). Париж: братья Даген. стр. 209–214. Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
  3. ^ Бомонт, Морис (1979). «Базен: Тайны маршала (1811-1888)». Новый журнал миров двух . Париж: Revue des Deux Mondes. стр. 250–252. eISSN   2266-4823 . ISBN  978-2-11-080717-5 . JSTOR   44199978 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
  4. ^ «Опись после смерти Пьера Доминика Базена, генерал-лейтенанта русской службы, проживавшего на улице Нев-де-Капуцинов, № 9, умершего 28 сентября 1838 года» [Опись после смерти Пьера Доминика Базена, генерал-лейтенанта службы Россия, проживавшая на улице Нев-де-Капуцинов, № 9, умерла 28 сентября 1838 года]. Архивы Франции (на французском языке). Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0196e3b96a3f6e273c06e865388ecab8__1721427120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/b8/0196e3b96a3f6e273c06e865388ecab8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pierre-Dominique Bazaine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)