Неуниверсальная теория
Неуниверсальная теория — это теория когнитивного развития, впервые созданная Дэвидом Генри Фельдманом, профессором Школы детского развития Элиота-Пирсона при Университете Тафтса . Теория предполагает, что развитие происходит на стадиях , специфичных для предметной области (в отличие от универсальных стадий Пиаже и других). Стадии: новичок, ученик, подмастерье, мастер, эксперт и мастер.
Переход от одной стадии к другой — одно из основных понятий теории. В нем развитие начинается с закрепления набора навыков. Посторонние навыки сближаются посредством интеграции продвинутых навыков или развития отстающих навыков. Следующий шаг — проработка , где добавляются новые навыки. За этим следует период застоя , за которым следует фаза, на которой появляется новый навык, более продвинутый, чем другие. Этот новый навык затем тянет за собой другие навыки в фазе, называемой реверсией . Затем процесс повторяется с новым этапом консолидации . Это продолжается до тех пор, пока ученик не достигнет уровня мастера .
Обратите внимание, что стремление к развитию личных навыков не всегда прекращается в этот конкретный момент, оно может прекратиться на любой фазе и обычно прекращается во время длительной фазы стагнации.
Источники
[ редактировать ]- Фельдман, Д.Х. (ред.) (1994) За пределами универсалий в когнитивном развитии: второе издание. Вестпорт, Коннектикут: Издательство Alex Publishing. ISBN 1-56750-032-3 (первое издание: 1980 г.)