Первый съезд литовских женщин
Первый литовских OS женщин состоялся съезд 6–7 октября [ 23–24 сентября] 1907 г. [ 1 ] в Каунасе (тогда часть Российской империи , ныне Литва ). Он был организован католическими священниками в рамках подготовки к в октябре 1907 года, выборам в третью Государственную думу но обсуждал только культурные и экономические вопросы. Организаторы попытались пригласить представителей различных социальных классов и политических взглядов, что привело к разногласиям между социалистами и католическим духовенством, а также между образованными интеллектуалами и менее образованными сельскими жителями. Съезд принял решение о создании Союза женщин Литвы . Однако разногласия между либералами и католиками привели к расколу женского движения и созданию в январе 1908 года Ассоциации литовских католичек . Официально Союз женщин был создан лишь в 1922 году.
Организация
[ редактировать ]Ассоциация литовских женщин была создана в сентябре 1905 года во время русской революции в Вильнюсе . Его организовали и возглавили женщины- интеллигентки . Иные события происходили в Каунасе , где женскими проблемами занимались представители католического духовенства, в частности священник Повилас Янушявичюс . Священники организовали Общество Святой Зиты для служанок и служанок. [ 2 ]
Готовясь к в октябре 1907 года выборам в третью Государственную думу , Янушевичюс организовал Первый съезд литовских женщин (женщины не имели права голосовать на выборах). [ 2 ] По словам Софии Кюмантайте-Чюрлёнене , съезд возник из-за идеи открыть магазин домашнего текстиля и необходимости привлечь на это предприятие сельских женщин. [ 3 ] В Каунасе было очень мало женщин-интеллигенток. Священники выбрали в оргкомитет семь женщин, однако, по словам Кюмантайте-Чюрленене, только одна из них – Цецилия Леонене, жена адвоката Пятраса Леонаса – посещала гимназию . Организационный комитет пригласил женщин из сельских жителей (более консервативных и католичек) и женщин-интеллигенток из Вильнюса (более либеральных и антирелигиозных). Чтобы получить разрешение правительства на собрание, они не обсуждали никаких социальных или политических вопросов, а только вопросы культуры и экономики. [ 2 ]
Слушания
[ редактировать ]Конгресс открыла писательница Габриэле Петкявичайте-Бите . Затем священники хотели избрать совет, который будет председательствовать на съезде, а его председателем будет священник. Петкевичайте сочла это оскорбительным для женщин и предложила себя на пост председателя съезда. Она также предложила Софию Кюмантайте-Чюрленене и Марию Печкаускайте в качестве заместителей председателя, Она Плейрите-Пуйдене в качестве секретаря и Пятраса Леонаса в качестве советника. По словам Леонаса, из-за слабого здоровья и слабости голоса Петкевичайте председательствовала на заседании лишь на бумаге; Большую часть работы выполнила Плейрите-Пуйдене. [ 2 ] Ни один из членов первоначального организационного комитета не был включен в совет директоров, из-за чего они чувствовали себя отстраненными и пренебрежительными. [ 3 ]
Заседание открылось кантатой о литовских женщинах, написанной специально для этого мероприятия Ксаверасом Сакалаускасом-Ванагелисом . [ 2 ] В первый день состоялось несколько выступлений и презентаций о женском движении в Литве Леонене, о трудностях деревенских женщин Юлии Жимантене-Жемайте , об общественных обязанностях (например, о работе низкооплачиваемыми учителями или волонтерстве в качестве медсестер) женщин-интеллигенток Петкевичайте, о профессиональном образовании женщин Тереза Кубилинскайте преподавании истории Литвы , о Кюмантайте-Чюрлёнинене, о женской чести Печкаускайте, о школах, о способах борьбы с алкоголизмом, о домашнем текстиле, об овощах и фруктах. Большинство выступавших подчеркнули необходимость образования для улучшения своего положения. Присутствующие женщины также жаловались на свои страдания: сельские жители – на своих мужей, злоупотребляющих алкоголем, городские служанки и служащие – на своих работодателей-эксплуататоров. [ 2 ] Женщины планировали издать книгу, но не смогли найти издателя. [ 1 ] Три презентации были опубликованы в Vilniaus žinios . [ 3 ]
На второй день наблюдались более жаркие дебаты между социалистами и католическим духовенством. [ 2 ] Во время этих дебатов мужчины стали более активными; они составляли треть всех выступавших. [ 3 ] На съезде обсуждался вопрос о создании газеты, посвященной женским проблемам, а также отношения между Литовской ассоциацией женщин и Российским союзом за равенство женщин . Было решено, что литовское объединение не должно становиться главой Российского союза и должно сотрудничать с ним до тех пор, пока это сотрудничество не будет препятствовать женскому движению в Литве. Съезд завершился принятием резолюции, призывающей к созданию нового Союза литовских женщин , который будет участвовать в международном женском движении. Самым спорным вопросом были выборы комитета из 10 членов для организации этого нового союза, поскольку социалисты и католическое духовенство боролись за влияние. [ 2 ] В состав комитета входили Габриэле Петкявичайте в качестве председателя, София Кимантайте-Чюрлёнене и Мария Печкаускайте в качестве заместителей председателя, Она Плейрите-Пуйдене и Мария Путвинскайте-Жмуидзинавичене в качестве секретарей, Селина Леонене и Котрина Норките в качестве секретарей. казначеи, Иоана Гринювене , Елена Вайткявичене и Текле Аугустинавичюте как члены редакции подкомитет. Несколько других женщин, в том числе Фелиция Борткявичене и Юлия Жимантене , были выбраны кандидатами на случай отставки. [ 1 ]
Участники
[ редактировать ]Аполитичная повестка дня привлекла представителей различных организаций и политических партий. Таким образом, на съезде присутствовали женщины разных социальных слоев и политических убеждений, но поскольку заседания велись на литовском языке , другие национальности (русские, поляки, евреи) не были представлены. Общее количество участников неизвестно. Позже участники назвали оценки от 350 до 700. Присутствующим пришлось приобрести билеты стоимостью 25 копеек для женщин и один рубль для мужчин. [ 2 ]
Среди присутствовавших женщин была практически вся литовская культурная элита того времени - Габриэле Петкявичайте-Бите , София Кимантайте-Чюрленене , Она Плейрите-Пуйдене , Юлия Жимантене-Жемайте , Мария Печкаускайте (Шатрийос Рагана), Сесилия Леон. ене, Фелиция Борткявичене , Людвика Диджулене , Мария Путвинскайте-Жмуидзинавичене , Тереза Кубилинскайте . Среди мужчин участвовали Пятрас Леонас , Миколас Слежявичюс , Юозас Тумас-Вайжгантас , Константинас Олшаускас , Повилас Догелис , Винцас Капсукас , Каролис Пожела , Степонас Кайрис , Аугустинас Янулайтис , [ 2 ] Казис Гриниус . [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Съезду не удалось объединить женщин-активисток – женское движение в Литве раскололось на две основные ветви: консервативно-католическую и либерально-социалистическую. [ 4 ] Разногласия стали очевидны во время съезда и только углубились, когда каждая сторона начала публиковать обвинительные статьи в литовской прессе. [ 3 ] Комитет из 10 членов начал работу над уставом будущего Союза женщин Литвы . Первый проект подготовили в основном Кюмантайте-Чюрленене и Плейрите-Пуйдене на основе устава Российского союза за равенство женщин . [ 1 ] В ноябре статут был представлен на утверждение виленскому генерал-губернатору , но был отклонен. Католики протестовали против этого закона, поскольку хотели скопировать примеры организаций бельгийских и немецких католичек, а не российских либералов. [ 1 ] После неудачной попытки найти компромисс в декабре 1907 года католический лагерь в январе 1908 года учредил Ассоциацию литовских католичек. Католическое объединение было одобрено Ковенской губернией . Царские власти не одобрили бы создание другой женской организации, тем самым фактически препятствовав созданию Союза литовских женщин. [ 1 ] Союз женщин был официально создан лишь в 1922 году. [ 5 ]
Другие конгрессы
[ редактировать ]- Второй съезд литовских женщин состоялся в сентябре 1937 года в Каунасе. [ 2 ]
- Третий Конгресс женщин Литвы состоялся в декабре 2000 года в Вильнюсе. [ 6 ]
- Четвертый Конгресс женщин Литвы состоялся в августе 2005 года в Вильнюсе. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гайдаускене, Нида (2018). «Усилия Софии Кимантайте-Чюрлёнене в начале ХХ века по установлению ценности и самооценки женщины» . Литература (на литовском языке). 60 (1): 89–91. дои : 10.15388/Литера.2018.1.4 . ISSN 1648-1143 . S2CID 187524180 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Юренене, Вирджиния (2005). «1-й и 2-й женские конгрессы: стремления и достижения женского движения Литвы» . Летопись истории Каунаса (на литовском языке). 6 (17): 115–120, 123–127. ISSN 2335-8734 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карчяускайте, Индре (2007). Католическое течение женского движения в Литве (1907-1940) (кандидатская диссертация) (на литовском языке). Университет Витаутаса Великого. стр. 50–52, 54, 56, 58, 69. ISBN. 978-9955-12-234-0 .
- ^ Павильонене, Мария Аушрине (2015). «Литва: новаторские женские и гендерные исследования в постсоветских республиках Балтии» . В Хаасе, Рената (ред.). Переписывание академических кругов: развитие англицистских женских и гендерных исследований в континентальной Европе . Питер Ланг ГмбХ. ISBN 978-3-653-95443-2 .
- ^ Тамашаускас, Казимирас (12 ноября 2018 г.) [2008]. «Союз литовских женщин» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Научно-энциклопедический издательский центр.
- ^ Женщины и мужчины в Литве. Женщины и мужчины в Литве. 2003 . Статистика Литвы. 2004. с. 9. ISSN 1648-052Х .
- ^ ЭЛТА (27 августа 2005 г.). "На женском съезде - о серьёзном, мужчинах и мамонтах" (на литовском языке). Delfi.lt . Проверено 30 мая 2020 г.