Модели спроса
Спрос не является контролируемым фактором; в каждой ситуации в различных отраслях могут возникать различные ситуации со спросом. Благодаря управлению спросом можно манипулировать спросом в свою пользу. Большинство организаций на начальном этапе сталкиваются с различными ситуациями спроса, которые могут быть даже невыгодными для них.
Различные типы ситуаций спроса
Отрицательный спрос. Если реакция рынка на продукт отрицательная, это показывает, что люди не осведомлены об особенностях услуги и предлагаемых преимуществах. В таких обстоятельствах отдел маркетинга сервисной фирмы должен понять психику потенциальных покупателей и выяснить основную причину отказа от услуги. Например: если пассажиры отказываются от вызова кондуктора сесть в автобус. Сервисная фирма должна разработать соответствующую стратегию, чтобы устранить недоразумения со стороны потенциальных покупателей. Необходимо разработать стратегию, позволяющую превратить отрицательный спрос в положительный спрос.
Отсутствие спроса: если люди не осведомлены, имеют недостаточную информацию об услуге или из-за безразличия потребителя, может возникнуть ситуация спроса такого типа. Маркетинговое подразделение фирмы должно сосредоточиться на рекламных кампаниях и информировании потенциальных клиентов о том, почему они воспользуются услугами фирмы. Дифференциация услуг — одна из популярных стратегий, используемых для конкуренции в ситуации отсутствия спроса на рынке.
Скрытый спрос: в любой момент времени невозможно иметь набор услуг, обеспечивающих полное удовлетворение всех потребностей и желаний общества. На рынке существует разрыв между желаемым и доступным. Всегда ведется поиск лучших и новых предложений, чтобы заполнить разрыв между желательностью и доступностью. Скрытый спрос является явлением любой экономики в любой момент времени. Сервисные фирмы должны рассматривать его как деловую возможность, и им следует ориентироваться на выявление и использование таких возможностей в нужное время. Например, пассажир, едущий в обычном автобусе, мечтает поехать в автобусе класса люкс. Следовательно, скрытый спрос — это не что иное, как разрыв между желательностью и доступностью.
Сезонный спрос: некоторые услуги не имеют круглогодичного спроса; они могут потребоваться только в определенный период времени. Времена года во всем мире очень разнообразны. Сезонный спрос создает множество проблем для обслуживающих организаций, таких как: простой мощности, фиксированные затраты и чрезмерные расходы на маркетинг и рекламу. Стратегии, используемые фирмами для преодоления этого препятствия, включают в себя воспитание у клиентов привычки потребления услуг, чтобы сделать спрос несезонным, или признание рынков в других частях мира в межсезонье. Следовательно, это дает возможность выйти на разные рынки в зависимости от сезона в разных частях мира. Например, потребность в рождественских открытках возникает примерно раз в год. Или сезонные фрукты в стране.
Необходимо изучать модели спроса в различных сегментах рынка. Сервисным организациям необходимо постоянно изучать меняющиеся требования, связанные с их предложениями услуг в различные периоды времени. Им необходимо разработать систему, которая будет отображать колебания спроса, что поможет им прогнозировать циклы спроса. Спросы колеблются случайным образом, поэтому их следует отслеживать ежедневно, еженедельно или ежемесячно.