Андроид и человек
«Андроид и человек» — речь писателя-фантаста Филипа К. Дика на Ванкуверском съезде научной фантастики , проходившем в Университете Британской Колумбии в декабре 1972 года. [ 1 ] Впоследствии он был опубликован в журнале SF Commentary, выпуск 31. В нем автор исследует психологию человечества сквозь призму технологий, и наоборот.
Дик сравнивает то, как современные технологии оживляются механизмами или вычислениями, с тем, как, согласно социологии, первобытный человек воображает саму реальность «живой»: камни, облака и остальная часть его окружающей среды кажутся полными скрытой мотивации, часто наполнены злобой или доброжелательностью.
По мере интеллектуального развития человека он приходит к тому моменту, когда ставит под сомнение этот волшебный мир суеверий, начиная видеть жизнь только такой, какая она есть на самом деле, с научной точки зрения. Фактически он может стать солипсистом в отношении того, существует ли жизнь вне его собственных мыслей: Cogito, ergo sum .
Но с современной автоматизацией люди могут быть втянуты обратно в интеллектуально примитивный мир анимизма , где жизнь кажется там, где здравый смысл говорит, что это не так. Это было очевидно даже в 1972 году, за годы до появления Alexa и Siri . [ 2 ]
Более того, эта технологическая иллюзия жизни создается людьми, которые поэтому проецируют на нее свои собственные предубеждения и взгляды, так что это впечатление анимизма является зеркалом, обращенным к самому человечеству:
Наша окружающая среда — и я имею в виду наш рукотворный мир машин, искусственных конструкций, компьютеров, электронных систем, взаимосвязанных гомеостатических компонентов — все это фактически начинает все больше и больше обладать тем, чего, как опасаются серьезные психологи, примитив видит в своей среде: анимация. В самом прямом смысле наша окружающая среда становится живой или, по крайней мере, квазиживой, и в некотором смысле конкретно и фундаментально аналогично нам самим... Вместо того, чтобы узнавать о себе, изучая наши конструкции, возможно, нам следует попытаться понять, что представляет собой наше окружение. конструкции, изучая то, что мы сами задумали [ 3 ]
Дик проводит аналогию с андроидами, описывая такое устройство как «вещь, каким-то образом созданная, чтобы жестоко обмануть нас, заставить нас думать, что это один из нас». [ 4 ]
Фактически, Дик даже утверждает, что человека, которому не хватает этики, сочувствия и искренности, которые считаются определяющими человечность, можно считать андроидом: «метафора для людей, которые физиологически являются людьми, но психологически ведут себя нечеловеческим образом». [ 5 ]
Среди андроидов современного общества Дик обращается к неэтичному поведению полицейского государства , приводя примеры того, что когда-нибудь назовут обществом наблюдения . Одним из таких способов является то, что контрольно-пропускные пункты, оправданные для предотвращения массовых расстрелов в библиотеках, почти сразу же стали использоваться в качестве средства создания ложной вероятной причины для поиска людей на предмет наркотиков.
С этим контрастирует надежда, которую Филипп возлагает на молодежь, которая привыкла к полицейскому государству, но все же сопротивляется ему посредством гражданского неповиновения .
Ссылки
[ редактировать ]