Пренебрежение знаниями
Пренебрежение знаниями относится к случаям, когда люди не могут извлечь и применить ранее накопленные знания надлежащим образом в текущей ситуации (Марш, Уманат, 2014). Пожалуй, самым известным примером пренебрежения знаниями является иллюзия Моисея , открытая в 1981 году Эриксоном и Мэттсоном. [ 1 ] Для создания иллюзии участникам предлагается ответить на вопрос: «Сколько пар каждого животного принес Моисей в свой ковчег?» Если участник отвечает на вопрос, просто говоря «2», то это пример пренебрежения знаниями, поскольку человек не смог применить свои ранее полученные знания о том, что Ной был человеком, который построил ковчег и пас животных, а не Моисей. Другой пример: учитель спрашивает класс: «Кто был главным злодеем в сериале Стивена Кинга о Гарри Поттере ?» Любой поклонник серии о Гарри Поттере знает, что Джоан Роулинг автором книг является , однако кто-то все равно может ответить на этот вопрос, не применив свои предыдущие знания о правильном авторе, демонстрируя пренебрежение знаниями.
Более общий пример пренебрежения знаниями может также иметь место, например, когда кто-то репетирует строки пьесы, а затем забывает некоторые строки во время исполнения. Строки были доступны человеку в его памяти, но этот человек не смог получить доступ к ним или извлечь их из своей памяти и использовать их в конкретной ситуации, что также продемонстрировало пренебрежение знаниями.
Гипотеза о причине
[ редактировать ]Одна из возможных причин того, что люди становятся жертвами пренебрежения знаниями, заключается в том, что люди склонны иметь предвзятость к истине , то есть люди склонны верить, что информация, которую они слышат, правдива. При искажении правды люди склонны полагать, что правдоподобная информация правдива, независимо от источника такой информации или их собственных предварительных знаний. По этой причине люди могут стать жертвами пренебрежения знаниями просто потому, что они не ожидают , что то, что им говорят или читают, будет неверным.
Пренебрежение знаниями также можно объяснить идеей о том, что внимание людей часто фрагментировано и что их когнитивные способности используются для изучения значения того, что они читают или слышат, а не для обнаружения ошибок в достоверности. Например, читая истории или обнаруживая искаженные вопросы или отвечая на них, участник много делает и может не иметь ресурсов обработки, чтобы оценить, правдива ли информация (Марш, Уманат, 2014). Читатель рассказа обрабатывает сюжетную линию, отслеживает персонажей и, в более общем смысле, строит мысленную модель текста (например, Bower & Morrow, 1990; Johnson-Laird, 1983); Таким образом, выявление противоречий с накопленными знаниями не является основной целью читателя (Марш, Уманат, 2014).
Простой факт веры во что-то, когда это представлено, является обычным явлением. Это может быть серьезной причиной пренебрежения знаниями. Когда во что-то верят, значение репрезентируется, кодируется или представляется в ментальной системе и обычно рассматривается как истинное (Gilbert 1991). Если у человека нет предварительных знаний о предмете, когда он его кодирует, и он считает такую информацию правдивой, он с большей вероятностью получит эту информацию позже, полагая, что это правда, что подвергает его риску пренебрежения знаниями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бредар, Серж; Модоло, Карин (1 мая 1988 г.). «Моисей наносит новый удар: эффект фокусировки на семантическую иллюзию». Акта Психологика . 67 (2): 135–144. дои : 10.1016/0001-6918(88)90009-1 .
- Рэпп Д. и Брааш Дж.Л. (nd). Обработка неточной информации: теоретические и прикладные перспективы когнитивной науки и педагогических наук.
- Боттомс, ХК, Эслик, А.Н., и Марш, Э.Дж. (2010). Память и иллюзия Моисея: неспособность обнаружить противоречия с накопленными знаниями приводит к негативным мемориальным последствиям. Памяти, 18(6), 670-678
- Парк Х. и Редер Л.М. (2004). Иллюзия Моисея: последствия для человеческого познания. В Р. Ф. Поле (ред.), Когнитивные иллюзии: Справочник по заблуждениям и предубеждениям в мышлении, суждениях и памяти (стр. 275–292). Хоув, Великобритания: Psychology Press.
- Знания не защищают от иллюзорной истины. Фацио, Лиза К.; Брашье, Надя М.; Пейн, Б. Кейт; Марш, Элизабет Дж. Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения, том 144 (5), октябрь 2015 г., 993–1002.
- Эллисон Д. Кантор и Элизабет Дж. Марш (2016): Эффекты экспертного знания в иллюзии Моисея: обнаружение противоречий с сохраненными знаниями, Память, дои : 10.1080/09658211.2016.1152377
- Гилберт, DT (1991). Как верят ментальные системы. Американский психолог, 46(2), 107.
- Марш, Э.Дж., и Уманат, С. (2014). Пренебрежение знаниями: неспособность заметить противоречия с сохраненными знаниями. Глава в Д. Н. Раппе и Дж. Брааше (ред.) «Обработка неточной информации: теоретические и прикладные перспективы когнитивной науки и педагогических наук». МТИ Пресс.