В гумусе

Мухумуса (также пишется Мухумуза, Мухумса и Ньирагахумуса) [ 1 ] был лидером восточноафриканской духовной практики Ньябинги , имевшей влияние в Руанде и Уганде с 1850 по 1950 год. [ 1 ] Говорят, что Мухумуса был медиумом духа легендарной африканской женщины, известной как Ньябинги (также пишется Ньябинги). [ 2 ] и Нябьинши [ 3 ] ).
Согласно некоторым руандийским источникам, ее настоящее имя было Мусераканде. [ 2 ] и она была замужем за Кигери Рвабугири и имела сына по имени Бирегейя , [ 4 ] король Руанды с 1867 по 1895 год. [ 5 ] После смерти Рвабугири в 1895 году и переворота в Рукуншу в 1896 году, организованного любимой женой Рвабугири, Канджогеры, с целью свергнуть избранного им преемника Рутариндву и возвести на престол ее сына Мусингу, Мусераканде предположительно бежала на север, в Мпороро, со своим сыном, спасаясь от резня. [ 6 ] Другие источники, однако, утверждают, что Мухумусу изначально звали Ньякайога, и до своей смерти он был женат на Рутариндве. [ 2 ]
Духовное лидерство
[ редактировать ]Независимо от специфики своей принадлежности к руандийскому двору, вскоре после прибытия в Мпороро Мусераканде стала известна как популярная умугирва , или медиум Ньябинги. [ 2 ] Устные традиции региона признают множество возможных источников происхождения Ньябинги. Самые известные легенды в настоящее время связывают происхождение Ньябинги с Китами, королевой королевства Мпороро XVIII века (на территории современной южной Уганды / северной Руанды), за убийством которой ее мужем Мурари последовала серия стихийных бедствий и других катастрофических событий. события. [ 7 ] После ее смерти любые произошедшие злодеяния считались результатом мести Ньябинги, а все хорошие вещи, которые происходили, приписывались ее положительному вмешательству, которое она осуществляла через медиумов, одержимых ее духом. [ 8 ] Эти владения привели к возникновению новой религиозной практики, которую европейские колонизаторы в то время широко называли культом. Приверженцы преподнесли подарки медиумам Ньябинги, известным под общим названием абагирва, которые затем говорили с Ньябинги (и от его имени), чтобы убедить дух позитивно вмешиваться в жизнь людей.
Колониальное сопротивление
[ редактировать ]
Заявив о духовной власти через Ньябинги, Мухумуса смогла сплотить вокруг себя народ абакига на севере Руанды, чтобы бросить вызов притязаниям Мусинги на трон. [ 9 ] В течение следующих нескольких лет она собрала армии и организовала серию восстаний, направленных на возведение на престол своего сына Бирегейи, который, как она утверждала, был законным преемником Рвабугири. [ 4 ] Она также призвала своих последователей отдать дань уважения ей, а не двору Мусинги. [ 2 ] В ответ Мусинга обратился к немецким колонизаторам за помощью в разгроме движения Мухумусы. [ 10 ] Немцы арестовали ее в 1908 году за «колдовство» и заключили в тюрьму в Букобе до побега в 1911 году. [ 10 ] Она снова бежала на север, где начала объединять своих сторонников, но на этот раз вопреки немецким и британским колонизаторам, которые претендовали на этот регион, в сотрудничестве с лидером умутвы по имени Басебья. Они стояли за первым вооруженным сопротивлением колонизации в регионе, причем Мухумуса призывал своих последователей не бояться европейского оружия, потому что Ньябинги превратит пули европейцев в воду. [ 11 ] Восстание Мухумусы вызвало большую обеспокоенность среди европейских колонизаторов в регионе, а также среди европейских миссионеров, которые пытались распространять христианство. [ 2 ] побудив немцев и британцев объединить усилия. 29 сентября 1911 года они окружили войска Мухумусы и после непродолжительного боя арестовали ее. [ 10 ] Британцы сопроводили ее в Кампалу, где держали под домашним арестом до самой смерти в 1945 году. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2015 г. ) |
- ^ Перейти обратно: а б Фридман, Джим (1984). Ньябинги: Социальная история африканского божества . Тервурен: Королевский музей Центральной Африки.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Де Форж, Элисон (2011). Поражение - единственная плохая новость: Руанда при Мусинге, 1896–1891 гг. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 100-1 103, 120–121. ISBN 978-0-299-28144-1 .
- ^ Аноним (2007). «Нябьинши: Принцесса-девственница-воительница, ее путешествие» . Новые Времена . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вансина, Ян (2004). Предшественники современной Руанды: Королевство Ньигинья . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 137–138. ISBN 0-299-20120-1 .
- ^ Ньюбери, Кэтрин (1978). «Этническая принадлежность в Руанде: случай киньяги». Африка: Журнал Международного африканского института . 48 (1): 18. дои : 10.2307/1158708 . JSTOR 1158708 . S2CID 145171247 .
- ^ Рутайсир, Пол (2016). «Руанда в условиях немецкой и бельгийской колонизации» в истории Руанды . Кигали: Комиссия национального единства и примирения. п. 219. ИСБН 978-99977-709-6-7 .
- ^ «Двор Мпороро/Дворец Китами» . Культурный центр Игонго . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Рех, Мехтильд (1995). Гендер и идентичность в Африке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783825821999 .
- ^ Мвамбутсия, Ндебеса (2018). «Цитируется в книге «Королева Мухумуза: борьба с колониализмом в Восточной Африке» » . Немецкая волна . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бесселл, MJ (1938). "Много". Угандийский журнал . VI:2 :73–86.
- ^ Страж-Рутанга (2011). Политика, религия и власть в районе Великих озер . Кампала: Издательство Fountain. п. 169. ИСБН 978-2869784925 .
- ^ Шелдон, Кэтлин (2005). Исторический словарь женщин в странах Африки к югу от Сахары . Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 160. ИСБН 0-8108-5331-0 .