Мертвые птицы (фильм 1963 года)
Мертвые птицы (документальный фильм 1963 года) | |
---|---|
Режиссер | Роберт Гарднер |
Написал | Роберт Гарднер |
Продюсер: | Центр изучения кино Музея Пибоди Гарвардского университета |
В главных ролях | Вейак, Лака, Пуа |
Рассказал | Роберт Гарднер |
Кинематография | Роберт Гарднер |
Под редакцией | Роберт Гарднер |
Распространено | Документальные образовательные ресурсы |
Дата выпуска |
|
Время работы | 84 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Языки | Английский Гранд Вэлли Дэни |
«Мёртвые птицы » — американский документальный фильм 1963 Роберта Гарднера года о цикле ритуальных войн народа дугум дани , который проживает в долине Балием в современной провинции Хайленд-Папуа (тогда это была часть провинции Папуа, известной как Ириан-Джая ) на западной половине. острова Новая Гвинея в Индонезии . [ 1 ] В фильме представлены кадры боев между конфедерацией Виллихиман-Валлалуа ( Вилигима -Алула ] альянса Гутелу ( Kurulu ) и альянсом Виттайя ( Wita Waya ) со сценами похорон маленький мальчик, убитый рейдером, женская работа, продолжающаяся во время сражений, и ожидание появления врага. [ 2 ] В 1964 году фильм получил главный приз «Marzocco d'Oro» на 5-м фестивале dei Popoli rassegna internazionale del Film etnografico e Socialologico («Международный кинофестиваль народов») во Флоренции, Италия, присуждена премия Роберта Дж. Флаэрти. Городским колледжем Нью-Йорка , и был показан на Мельбурнском кинофестивале (ныне Мельбурнский международный кинофестиваль ). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В 1998 году «Мертвые птицы» были включены в ежегодный отбор из 25 фильмов, добавленных в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США , признанных «культурно, исторически или эстетически значимыми» и рекомендованных к сохранению. [ 7 ] [ 8 ] «Мертвые птицы» заняли канонический статус среди этнографических фильмов. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Темой фильма является встреча, которую должны пережить все люди со смертью, как сказано в мифе Дугум Дани о происхождении смерти, завершающем фильм. [ 12 ] В фильме используется нелинейная повествовательная структура параллельного или сплетенного повествования, которая прослеживает трех человек в течение сезона, состоящего из трех смертей и одного на грани смерти, что передается пояснительным закадровым голосом, который описывает сцены и мысли главных героев фильма. [ 13 ] [ 11 ] Начальный кадр фильма, очень длинный план, наклоняется и панорамируется над долиной Балием слева направо, следуя за полетом птицы через деревню, ее возделываемые поля и поле боя. [ 10 ] Закадровый голос описывает великую расу между птицей и змеей, которая должна была определить жизнь людей: Должны ли люди сбросить кожу и жить вечно, как змеи, или умереть, как птицы? Птица победила: судьба человека – смерть. Внезапно на экране появились звуки и сцены похорон. [ 14 ] Вейак, взрослый мужчина, занимается сельским хозяйством, охраняет границу и создает сложный завязанный ремень, который будет подарен другому на похоронах, когда Лака (или Лака), его жена, собирает сладкий картофель и идет добывать соль вместе с другими женщинами сообщество. [ 15 ] Маленький мальчик Пуа пасет свиней, исследует природу и играет со своими друзьями. Враг объявляет о своих намерениях, и мужчины выходят на поле боя, в то время как женщины продолжают путь к соляным полям, а Пуа играет и пасет своих свиней. Один боец ранен, начинается дождь, и бой заканчивается. [ 15 ] «Мертвые птицы» теперь фокусируются на отношениях живых с призраками и ритуалах, которые их успокаивают и удерживают подальше от деревни. Когда планируется ритуал свиней и их забивают, приходит известие, что маленький друг Пуа Вейакхе убит. [ 15 ] Следующий эпизод подробно описывает похоронную церемонию Вейахе. [ 15 ] Лака получает погребальный ремень: Вейак не хочет к нему прикасаться. Он направляется к своей сторожевой башне. Вдали враги танцуют, празднуя победу над группой Вейака. [ 10 ] Победа длится недолго, поскольку люди Вейака убивают человека, пытавшегося украсть свинью. Теперь победители празднуют свой танец. Сцены празднования перемежаются сценами завершения плетения Вейаком. Когда сумерки сгущаются в камере, закадровый голос задерживается на празднике, птицах и смерти. [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]Роберт Гарднер стремился заснять последние дни войны коренных народов на западе Новой Гвинеи и, соответственно, организовал экспедицию Гарварда-Пибоди (1961–65), которая объединила многопрофильную команду для сбора данных о различных аспектах войны и культуры в долине Балием на западе Новой Гвинеи. Новая Гвинея. [ 16 ] [ 17 ] Помимо кинорежиссера Гарднера, в команду входили Ян Брукейзе (антрополог), Карл Хайдер (антрополог), Питер Маттиссон (натуралист) и Майкл Рокфеллер (звукорежиссер). [ 16 ] [ 18 ] Гарднер проводил съемку с момента прибытия команды в начале 1961 года, в то время как Рокфеллер снимал образцы дикого звука для последующего использования, поскольку в съемках не использовалась новая на тот момент технология синхронного звука . Гарднер написал повествование к фильму и смонтировал необработанные кадры после своего возвращения в Соединенные Штаты в августе 1961 года. [ 18 ] Звук, использованный в фильме, был постсинхронизирован из сэмплов Рокфеллера вместе с добавленной закадровой речью и составленным повествованием фильма. [ 19 ] Как и в случае с аналогичными произведениями этнографического кино того времени, некоторые сцены в фильме составлены из кадров, снятых в разное время. [ 20 ]
Сопутствующие работы
[ редактировать ]Исследования, проведенные для фильма и связанные с ним, привели к созданию нескольких сопутствующих работ и связанных с ними публикаций Гарднера и участников экспедиции Гарвард-Пибоди. В книге Роберта Гарднера и Карла Хайдера «Сады войны» подробно описаны кинопроизводство и аспекты культуры дани, относящиеся к темам фильма. [ 18 ] В недавней работе Гарднера и Чарльза Уоррена описывается создание этого фильма. [ 21 ] Карл Г. Хайдер является автором книги «Дани Западного Ириана: этнографический компаньон к фильму «Мертвые птицы» , этнографических монографий и короткометражных фильмов. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Питер Маттиссен отдельно написал о Дугум Дани и долине Балием в своей книге « Под горной стеной: хроника двух времен года в каменном веке». [ 25 ] [ 26 ]
Фон
[ редактировать ]«Мертвые птицы» отражают проблемы антропологии, возникшие в начале 1960-х годов и касающиеся практики ведения войны в обществах негосударственного уровня. [ 9 ] [ 27 ] Фильм также соответствует доминирующей в то время парадигме структурного функционализма , которая подчеркивала демонстрацию того, как разнообразные характеристики вписываются в более широкую модель культуры. [ 28 ] «Мертвые птицы» были взяты в качестве примера подхода антропологического холизма, поскольку он объединяет небольшие и, казалось бы, незначительные моменты и действия с событиями, имеющими большое культурное значение. [ 29 ]
Выпускать
[ редактировать ]Впервые фильм был показан на вечернем заседании Американской академии искусств и наук, проходившем в Центре искусств Коэна при Университете Тафтса в Бостоне 13 ноября 1963 года. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Впервые он был распространен компанией Contemporary Films, расположенной по адресу 267 West 25th Street, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. [ 33 ]
Прием
[ редактировать ]С момента выхода фильма некоторые рецензенты хвалили презентацию режиссера Гарднера как поэтическую и кинематографическую, в то время как другие критиковали ее за отсутствие четкой научной и этнографической направленности. [ 11 ] [ 34 ] Рецензенты часто отмечали, что он напоминает басню Дэни и сопровождает его кадрами с птицами. [ 12 ] Самый заметный визуальный кадр — это длинный кадр фильма птицы, парящей над долиной Балием, который является установочным кадром . [ 35 ] Рецензенты отмечают, что в фильме на первый план выдвигается понимание мира Дугум Дани. [ 36 ] Другие жаловались, что в фильме не уделяется должного внимания данным о культуре, таким как система родства и производство продуктов питания. [ 37 ] Несмотря на впечатляющий стилистический характер, «Мертвые птицы» подвергались критике за подлинность. Герои, говорящие в фильме, никогда не имеют субтитров, да и сам голос не всегда тот, каким кажется. То, что зрители воспринимают как голос Вейака, на самом деле является дубляжом Карла Г. Хайдера, говорящего на языке Дэни, после съемок. Сам Гарднер не говорил на языке дани, поэтому все его интерпретации событий являются вторичными. Боевые сцены состоят из множества кадров, снятых во время разных сражений и сшитых вместе, чтобы создать видимость временного единства. Кажущаяся непрерывность обусловлена постсинхронизацией звука, и фактически весь звук в фильме постсинхронизирован. Сам Хайдер признает в своей книге «Этнографический фильм» , что некоторые фильмы о сражениях были смонтированы вне последовательности, перемежаясь сценой с женщинами у соляного бассейна, которая была снята в другое время, чем сцены битвы. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Документальный фильм: Критическая история , стр. 295, Ричард Меран Барсам, издательство Университета Индианы, 1992, ISBN 0253207061 , 9780253207067
- ^ Jump up to: а б Макдональд, Скотт (2013). Американский этнографический фильм и личный документальный фильм . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 68–74. ISBN 978-0-520-27562-1 .
- ^ « Мертвые птицы» о папуасах получили премию Флаэрти Филна». Нью-Йорк Таймс . 13 мая 1964 года.
- ^ «Архив Мельбурнского международного кинофестиваля» . веб-страница Мельбурнского международного кинофестиваля (MIFF) . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ «Народный праздник – архив» . Народный фестиваль . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Аноним (27 января 1964 г.). «Приз итальянского кино, выигранный американцем». The New York Times : 19 – через исторические газеты Proquest.
- ^ «Список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ «Ура Голливуду (декабрь 1998 г.) — Информационный бюллетень Библиотеки Конгресса» . www.loc.gov . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Роско, Пол (2011). «Мертвые птицы: «Театр» войны среди дугум дани». Американский антрополог . 113 (1): 56–70. doi : 10.1111/j.1548-1433.2010.01306.x – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Вайнбергер, Элиот (1992). «Люди камеры». Переход . 55 (55): 24–54. дои : 10.2307/2934848 . JSTOR 2934848 .
- ^ Jump up to: а б с Руби, Джей (1991). «Антропологическая критика фильмов Роберта Гарднера». Журнал кино и видео . 43 (4): 3–17 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Барбаш, Илиса; Тейлор, Люсьен (1997). Межкультурное кинопроизводство . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 404 . ISBN 0-520-08759-3 .
- ^ Николс, Билл (2010). Введение в документальный фильм (2-е изд.). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 167. ИСБН 978-0-253-22260-2 .
- ^ Мюссер, Чарльз (2016). «Первые встречи: очерк мертвых птиц». У Мейерса, Ребекка; Ротман, Уильям; Уоррен, Чарльз (ред.). Смотрим с Робертом Гарднером . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 143–170.
- ^ Jump up to: а б с д Лоизос, Питер (1993). Инновации в этнографическом кино: от невинности к самосознанию . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. стр. 144-152 . ISBN 0-226-49227-3 .
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Роберт (1993). «Импульс сохранения». Гарвардское обозрение . 3 : 82–89 – через JSTOR.
- ^ «Приближая далекие миры и ставя под сомнение вторжение Запада» . Нью-Йорк Таймс . 10 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарднер, Роберт; Хайдер, Карл Г. (1968). Сады войны . Маргарет Мид (Введение). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. ХIV-XV.
- ^ Хайдер, Карл Г. (1976). Этнографический фильм . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 70 . ISBN 0-292-72025-4 .
- ^ Jump up to: а б Хайдер, Карл. Этнографический фильм . Остин: Техасский университет Press, 1978.
- ^ Гарднер, Роберт; Уоррен, Чарльз (2008). Изготовление мертвых птиц . Кембридж, Массачусетс: Издательство музея Пибоди.
- ^ Хайдер, Карл Г. (1970). Дугум Дани: папуасская культура в горной местности Западной Новой Гвинеи . Чикаго: Олдин.
- ^ Хайдер, Карл Г. (1972). Дани Западного Ириана: этнографический компаньон к фильму «Мертвые птицы» . Нью-Йорк: Warner Modular Publications Inc.
- ^ Хайдер, Карл Г. (1997). Гранд-Вэлли Дэни: Мирные воины (3-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Томсона.
- ^ Маттиссен, Питер (1962). Под горной стеной: хроника двух времен года каменного века . Нью-Йорк: Викинг Пресс.
- ^ Цварт, FHAG (1964). «Рецензируемые работы: Навок! Новозеландская экспедиция к самым высоким горам Новой Гвинеи ФИЛИПА ТЕМПЛА и Эдмунда Хиллари: Под горной стеной. Хроника двух времен года в каменном веке ПИТЕРА МАТТИССЕНА». Журнал Полинезийского общества . 73 (1): 98–99 – через JSTOR.
- ^ Оттербейн, Кейт Ф. (2000). «История исследований войны в антропологии» . Американский антрополог . 101 (4): 794–805. doi : 10.1525/aa.1999.101.4.794 — через JSTOR.
- ^ МакДугалл, Дэвид (1978). «Этнографический фильм: провал и обещание». Ежегодный обзор антропологии . 7 : 405–425. doi : 10.1146/annurev.an.07.100178.002201 – через JSTOR.
- ^ Мишлер, Крейг (1985). «Повествование и метафора в этнографическом фильме: критика мертвых птиц Роберта Гарднера» . Американский антрополог . 87 (3): 668–672. doi : 10.1525/aa.1985.87.3.02a00220 — через JSTOR.
- ^ Гарднер, Роберт (1963). «Ноябрьское собрание». Бюллетень Американской академии искусств и наук . 7 (1): 2–4 – через JSTOR.
- ^ Гарднер, Роберт (1963). «Коммуникация: Мертвые птицы. Фильм о дани из Западной Новой Гвинеи». Бюллетень Американской академии искусств и наук . 17 (2): 1–2 – через JSTOR.
- ^ Аноним (1963). «1449-е официальное заседание». Бюллетень Американской академии искусств и наук . 17 (2): 1 – через JSTOR.
- ^ Аноним (1965). «Аудиовизуальные новости». Информационная палата . 40 (1): 63–64 – через JSTOR.
- ^ Джарви, IC (1983). «Проблема этнографической реальности [и комментарии и ответы]». Современная антропология . 24 (3): 313–325. дои : 10.1086/203000 . S2CID 146576560 – через JSTOR.
- ^ Уотсон, Джеймс Б. (1965). «Рецензируемые произведения: Мертвые птицы Роберта Гарднера» . Американский антрополог . 67 (5): 1357–1359. doi : 10.1525/aa.1965.67.5.02a00680 — через JSTOR.
- ^ Макдугалл, Дэвид (1995). «Субъективный голос в этнографическом фильме». В Деверо, Лесли; Хиллман, Роджер (ред.). Поля зрения: очерки киноведения, визуальной антропологии и фотографии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 234-237 . ISBN 0-520-08524-8 .
- ^ Калленбах, Эрнест (1966). «Рецензируемые работы: Мертвые птицы Роберта Гарднера». Фильм Ежеквартально . 18 (3): 56–58. дои : 10.2307/1210256 . JSTOR 1210256 .
Библиография
[ редактировать ]- Руби, Джей. Изображение культуры: исследования кино и антропологии. Чикаго: Университет Чикаго Press, 2000.
- Хайдер, Карл. Этнографический фильм. Остин: Техасский университет Press, 1978.
- Кирш, Стюарт. «Этнографическое представительство и политика насилия в Западном Папуа». Критика антропологии 30 (1): 3–22, 2010.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мертвые птицы на IMDb
- Эссе Дэниела Игана «Мертвые птицы» в книге «Наследие американского кино: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов», A&C Black, 2010 г. ISBN 0826429777 , страницы 613–614 [1]