Трубопроводы в Азербайджане
Азербайджан является одним из колыбелей нефтяной промышленности , и его история связана с судьбой нефти: трубопроводы использовались с конца 19 века. Общая длина магистрального трубопровода в Азербайджане составляет 4600 километров (2900 миль).
Центр нефтяной промышленности страны и узел ее трубопроводов находятся в Баку .
Первый нефтепровод был проложен в Апшеронском районе в связи с добычей нефти в стране. Общая протяженность нефтепровода страны составляет более 1500 километров (930 миль), 80% которого расположено в Абшеронском экономическом районе . Важные нефтепроводы внутри республики включают: Ширван – Баку (бывший Али-Байрамлы – Баку), 130 км (81 миль); Ширван-Дашгил, 40 км (25 миль); Дубанди-Беюкшор, 40 км (25 миль); Дубанди-Кешла, 40 км (25 миль); Дашгил-Сангачал-Кешла, 90 км (56 миль); Бузовна-Сабунчи, 20 км (12 миль); и Бинагади-Кешла, 8 км (5,0 миль). [1] [2]
Трубопроводы
[ редактировать ]существовала Нефтяная промышленность в Баку как минимум с 17 века. Начиная с 19 века, были построены трубопроводы для транспортировки сырой нефти с месторождений на нефтеперерабатывающие заводы. Первый трубопровод был построен в 1878 году Бакинским нефтеперерабатывающим заводом и соединился с Балаханскими рудниками. -Батуми протяженностью 800 километров (500 миль) Нефтепровод Баку был введен в эксплуатацию в начале 20 века. Разработка месторождений нефти и газа на Абшероне и Каспийском море потребовала строительства новых трубопроводов в Баку. Этими магистральными нефтепроводами являются Алибайрамлы-Баку, Нефтдашлары-Баку и Сиязань-Баку. Природный газ транспортируется по газопроводам Гарадаг-Агстафа, Гарадаг-Баку, Сиязань-Баку, Нефтдашлары-Баку и Зира-Баку.
Основными вариантами маршрутов экспортных трубопроводов (в Европу) являются:
- Трубопровод Баку-Батум (1897-1907 гг.)
- Baku–Grozny–Novorossiysk ( a.k.a. the northern route)
- Баку–Тбилиси–Супса (западный маршрут)
- Баку–Тбилиси–Джейхан (магистральный нефтепровод имени Гейдара Алиева )
- Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум (он же Транскаспийский газопровод )
Baku–Grozny–Tikhoretsk–Novorossiysk
[ редактировать ]Соглашение по северному маршруту было подписано 18 февраля 1996 года в Москве. Этот трубопровод транспортирует азербайджанскую нефть в Российскую Федерацию в черноморский порт Новороссийск. Общая протяженность нефтепровода Баку-Грозный-Тихорецк-Новороссийск (БГТН) составляет 1347 км (837 миль), в том числе 231 км (144 мили) в Азербайджане. Транспортировка азербайджанской нефти по северному маршруту началась 25 октября 1997 года. [3] Трехстороннее соглашение, подписанное между AIOC (Азербайджанская международная операционная компания), SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики) и Транснефтью (российская государственная трубопроводная компания), включает все юридические и технические вопросы транспортировки нефти в Новороссийск. Россия приняла в соглашении, что право собственности на нефть остается за производителем, что является частью новой нефтяной стратегии Азербайджана. По трубопроводу Дубанди-Беюкшор-Сиязань-Ширвановка предполагалось транспортировать 2,5 тыс. тонн сырой нефти в сутки. К концу 1997 года по северному маршруту было экспортировано 120 тысяч тонн нефти. [4] [3]
Баку-Тбилиси-Супса
[ редактировать ]Второй трубопровод - западный маршрут Баку-Тбилиси-Супса, построенный по соглашению между президентами Азербайджана и Грузии от 8 марта 1996 года. Его общая длина составляет 920 км (570 миль), из них 480 км (300 миль) в Азербайджане. По нему транспортируется первичная азербайджанская нефть с месторождений Азери-Чираг-Гюнешли через Баку. Трехсторонние контракты были подписаны между AIOC, SOCAR и правительством Грузии. [5] Эта линия была введена в эксплуатацию 17 апреля 1999 года и экспортирует 15 миллионов тонн нефти в год в западные страны. [6] Эксплуатационные расходы у него ниже, чем у северного маршрута; Перевозка тонны нефти в Новороссийск стоит 15,67 доллара , а в Супсу — 13,14 доллара. [6] Из грузинского порта Супса нефть затем можно будет отправлять через Босфор. [7]
Баку-Тбилиси-Джейхан
[ редактировать ]Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан транспортирует нефть в турецкий порт Джейхан на Каспийском море для экспорта на европейские рынки через Средиземное море . Его общая длина составляет 1768 км (1099 миль), из них 443 км (275 миль) в Азербайджане, 249 км (155 миль) в Грузии и 1076 км (669 миль) в Турции. С 2006 года по этому трубопроводу экспортируется 50 миллионов тонн нефти в год. [8]
Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум
[ редактировать ]Подписано коммерческое соглашение о продаже природного газа из Туркменистана в Турцию, транспортируемого по трубопроводу через Азербайджан и Грузию в турецкий порт Эрзурум в Турции, откуда он будет продаваться в Европу. Планировалось, что длина трубопровода составит 443 км (275 миль) и мощность 30 миллиардов кубических метров в год. [9] [1]
Трансанатолийский газопровод
[ редактировать ]Планируется, что Трансанатолийский газопровод (TANAP) будет транспортировать природный газ через территорию Турции, расширяя пропускную способность Южнокавказского газопровода. Он должен начаться в Азербайджане и подключиться к нескольким трубопроводам в Европейском Союзе. Прогнозируемая стоимость трубопровода и сопутствующей инфраструктуры составляет долларов США 7 миллиардов . Первый из четырех этапов должен был быть завершен в 2018 году. [ нужно обновить ] Плановая мощность газопровода — 16 миллиардов кубометров в 2020 году, 23 миллиарда кубометров в 2023 году и 31 миллиард кубометров в 2026 году. В первый период его планируется продать в Европу и Турцию в соотношении 10:6, причем европейская часть перевозятся через Турцию в Болгарию или Грецию. [10]
Трансадриатический газопровод
[ редактировать ]Полностью за пределами Азербайджана проект Трансадриатического трубопровода (TAP) соединит TANAP с европейскими трубопроводами. Запланированный трубопровод соединится с TANAP на границе Греции и Турции, пройдет через Грецию, Албанию и пересечет Адриатическое море в Италию. В Италии он должен подключиться к сети Snam Rete Gas (SRG). Проект TAP был выбран как наиболее прямой путь экспорта природного газа из Азербайджана на европейские рынки. Межправительственное соглашение было подписано между Албанией, Италией и Грецией в феврале 2013 года. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Стратегия транспортировки энергоресурсов» .
- ^ «Трубный транспорт. ОРГ ТРАСЕКА» . www.traceca-org.org . Архивировано из оригинала 12 июля 2017 года . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б "SOCAR - Три года достижений Натига Алиева" . www.azer.com . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «Трубопроводный транспорт» .
- ^ «Грузия и Азербайджан отмечают 20 лет со дня запуска трубопровода Баку-Супса» . Грузия сегодня в сети . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Историческая справка к документу «Выступление Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Супсе на церемонии, состоявшейся по случаю ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Супса (17 апреля 1999 года) » . lib.aliievheritage.org . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «Западный маршрут экспортного трубопровода | Трубопроводы | Операции и проекты | BP Каспиан» . bp.com . Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ «Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан» .
- ^ «Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум» . www.socar.az . Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ «ПРОЕКТ ТРАНСАНАТОЛИЙСКОГО ГАЗОПРОВОДА – ТАНАП» .
- ^ Столбцы. «Греция, Италия и Албания подписывают трехстороннее межправительственное соглашение, демонстрируя свою полную поддержку TAP» . КРАН . Проверено 1 июля 2018 г.