Мыслительный коллектив
Мыслительный коллектив , термин, возникший на немецком языке как « Denkkollektiv » польским и израильским врачом Людвиком Флеком , представляет собой сообщество исследователей, которые коллективно взаимодействуют в целях производства или разработки знаний, используя общую структуру культурных обычаев и приобретения знаний. [1] Во Флеке (1935) Флек определил научное производство знаний как прежде всего социальный процесс, который зависит от предшествующих открытий и практик таким образом, что ограничивает и обуславливает новые идеи и концепции. Он назвал эту общую коллекцию ранее существовавших знаний « денкстилем », или стилем мышления , и сформулировал сравнительную эпистемологию науки, используя эти две идеи.
Генезис и развитие научного факта
[ редактировать ]Людвик Флек , польский и израильский врач и биолог, работавший в ХХ веке, разработал идею создания научных знаний как прежде всего социальной практики, зависящей от культурных и исторических практик, в которых находятся исследователи. Он развил эту идею с помощью серии примеров в эссе Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache 1935 года , а также в одноименной книге, однако его идеи оставались практически незамеченными до тех пор, пока их повторно не открыл Томас Кун в 1960-х годах. [2] [а] В тексте Флек использует выявление сифилиса в конце 1800-х и начале 1900-х годов как пример научного факта, который был в высшей степени обусловлен историческим и социальным контекстом, в котором он был обнаружен. Флек сравнивает утверждение о том, что научный факт установлен, с утверждением типа «кто-то что-то признает», утверждением, которое бессмысленно без дальнейшего контекста. Он продолжает пример, заявляя, что так же, как предложение «Город А расположен слева от города Б» является неполным без системы отсчета наблюдения, такой как «к кому-то, идущему по дороге из города С в город Б», »» так и научное открытие является неполным без учета социальных практик, которые его обусловливают. [4]
Целью Флека в этой дискуссии было поместить открытие новых научных фактов, форму эпистемологического познания, в более обширную среду знаний, которая их охватывает. Вместе с идеей «Денкколлектива» он продвигает принцип, согласно которому любое открытие представляет собой взаимодействие по крайней мере трех вещей, а именно открытого явления, первооткрывателя и существующего пула знаний, из которого они черпаются. Взаимодействуя в обществе при производстве знаний, исследователи создают общие концепции и практики, которые они используют для обсуждения идей и открытий друг друга. [5] [6] Эти общие концепции и практики обеспечивают общий научный язык, на котором они могут общаться, и, следовательно, ограничивают возможности мышления, которыми могут обладать исследователи. Под влиянием определенного «стиля мышления», общих концепций и практик, упомянутых ранее, сообщество исследователей «разделяет общие признаки проблем и суждений, считающихся очевидными, совместные методы приобретения знаний и соглашаются в решении бессмысленных вопросов. " [7] В рамках этой концепции производства научного знания идеи, понятия и теории этих исследователей перманентно обусловлены их нынешним «стилем мышления» и не могут рассматриваться независимо от них.
В результате формулировки стиля мышления и концепций коллективного мышления Флек попытался поместить отдельного научного первооткрывателя в систему личностей, которая компрометирует сообщество взаимодействующих исследователей. С этой целью он утверждал, что единственный вклад личности в производство новых знаний — это определение результатов, вытекающих из установленных концептуальных предпосылок. По его словам, «предпосылки соответствуют активным связям и составляют ту часть познания, которая принадлежит коллективу». [4] Установление научного знания как такового является результатом связей между понятиями и идеями, которые закладываются сообществом исследователей и закладывают основу, на основе которой отдельные исследователи могут сделать свои выводы. Точно так же, как футболист не достигает незначительного прогресса в игре без взаимодействия с сотрудничающей командой, так и отдельный исследователь теряется без коллектива мысли, который формирует его подход к научной практике. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что обмен идеями и понятиями между отдельными людьми в мысленном коллективе подобен пасам в футбольном матче, каждый раз приобретая новые направления и меняя импульс. С учетом более широкого коллектива и стиля практики научные открытия можно рассматривать как коллективные социальные продукты, находящиеся под влиянием конкретной среды, которая их окружает. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Брорсон, Стиг; Андерсен, Ханне (2001). «Стабилизация и изменение феноменальных миров: Людвик Флек и Томас Кун о научной литературе». Журнал общей философии науки . 32 (1): 109–129. дои : 10.1023/А:1011236713841 . JSTOR 25171193 . S2CID 142759974 .
- Флек, Людвик (1935). Возникновение и развитие научного факта - введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива (на немецком языке). Базель: Швабе и Ко, издательский книжный магазин. OCLC 257469753 .
- Флек, Людвик (1979). Тренн, Ти Джей; Мертон, Роберт К.; Кун, Томас Сэмюэл (предисловие) (ред.). Генезис и развитие научного факта . Перевод Брэдли, Фред; Тренн, Таддеус Дж. Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-25324-4 .
Это первый английский перевод Флека (1935).
- Форстнер, Кристиан (2008). «Ранняя история квантовой механики Дэвида Бома через точку зрения коллективов мыслей Людвика Флека». Минерва . 46 (2): 215–229. дои : 10.1007/s11024-008-9090-2 . JSTOR 41821460 . S2CID 144395290 .
- Сади, Войцех (8 октября 2021 г.). «Людвик Флек» . В Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 23 июля 2023 г.