Yuriy N. Yegorov
Юрий Николаевич Егоров (укр. Єгоров Юрій Миколаевич ), 27 января 1926, Сталинград (ныне Волгоград ), СССР — умер 12 октября 2008, Одесса , Украина ) — один из самых выдающихся украинских художников 2-й половины 20 века, классик одесской школы живописи. Создавал станковые и монументальные картины, рисунки, гобелены, керамику, витражи, мозаику.
Биография
[ редактировать ]Юрий Егоров родился в Сталинграде в семье артистов балета. Романтический музыкальный театр, погружающий человека в возвышенное состояние, повлиял на личность впечатлительного мальчика, определив характеры героев его будущих произведений. Под влиянием театра как синтетического вида искусства Юрий Егоров сочетал различные монументальные техники, такие как живопись, мозаика и гобелены.
В 1941 году семья Егоровых эвакуировалась в Ташкент переехала в Красноярск , а затем вместе с Одесским театром оперы и балета . В Красноярске будущий живописец познакомился с киевскими художниками Степаном Кириченко и Зинаидой Волковицкой, которые стали его первыми учителями. Они знакомили юношу с миром искусства, показывали ему альбомы Сезанна, Веласкеса и других живописцев. В 16 лет художник-любитель вступил в Союз художников Красноярска. Вернувшись в Одессу в 1946 году, Юрий Егоров был принят на 4-й курс живописного отделения Одесского художественного училища, где учился в мастерской профессора Теофила Фраермана. В 1948 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина ( Академия художеств СССР ). Будучи студентом 4-го курса, перешел на факультет монументальной живописи Художественно-промышленного училища имени Мухиной (преподаватели: Иогансон, Рублёв, Савин). В 1955 году Егоров переехал в Одессу преподавать в Одесском художественном училище имени Грекова. до 1957 года. В 1995–1997 годах был ректором Одесской академии искусств.
С начала 1960-х вокруг Егорова собралась группа творческой молодежи, позже получившей название одесских художников-нонконформистов. На самом деле, сам Егоров не был художником-нонконформистом; однако он всячески помогал и поддерживал молодых художников, выбравших путь конфронтации с системой. Именно Егоров впервые рассказал об одесской школе живописи и сформировал ее основные положения, став, таким образом, ее наиболее ярким представителем и теоретиком.
Он участвовал во многих отечественных и зарубежных выставках живописи, графики и монументального искусства. С 1958 года он был членом Союза художников СССР . Признан заслуженным артистом Украинской СССР в 1989 году и народным артистом Украины в 2008 году.
После смерти художника в Музее современного искусства в Одессе открылась постоянная выставка его работ .
Yegorov’s Sea
[ редактировать ]Море – неотъемлемая часть внутреннего мира художника. О море Егоров пишет в своих воспоминаниях: «...Мы втроем стоим этим летним утром на краю обрыва; гигантский щит Моря сверкает горячим ослепительным серебром справа и слева, уходя вдаль вдаль. Кто-то взвизгнул, и мы начали спускаться один за другим, наклонившись вперед по узкой тропинке, к этому необъятному, сверкающему блаженству... Многие картины начали медленно, незаметно созревать во мне, когда я, десятилетний мальчик, жил в стране Большого Фонтана. Многое существовало тогда как возможность, о которой я сам даже не подозревал. В некотором смысле эта возможность оказалась счастливой, потому что что-то стало реальным в вечной драме между. возможное, предполагаемое и реальное».
Для творческого метода Егорова характерно многократное возвращение к одному и тому же мотиву. Художник не концентрируется на поиске нового повествовательного сюжета, а стремится к наиболее выразительной интерпретации старого сюжета. Поэтому он часто использует устойчивые композиции античного искусства и эпохи Возрождения, создавая свои вариации на вечные темы. Егоров сравнил себя со старателем, который, найдя драгоценную «жилу», пытается разработать ее полностью. Когда интуиция и высокая художественная культура помогли живописцу почувствовать близость к сокровищу, он на протяжении многих лет развивал эти «жилы», развивая найденные формы, позы и положения фигуры в пространстве.
Существенным отличием живописной техники Егорова от более раннего маринизма является активное использование крупных планов, когда море изображается близко к зрителю. Раньше море обычно изображалось панорамно: вода гармонично обрамлялась броскими элементами пейзажа, такими как горы, скалы, утесы и, с другой стороны, чертоги высокого неба. Иногда на холсте появляются человеческие фигуры, чаще всего в качестве стаффажа. Во всяком случае, обычно изображают перспективный вид моря; последний — предмет, который мы воспринимаем глазами на расстоянии (это характерно как для академических художников XIX века — Айвазовского , Боголюбова, Лагорио , Латри, Судковского, так и для основоположников импрессионизма — Мане, Моне, Сислея, Уистлера, как ну и русских художников конца 19-20 века, таких как Похитонов, Ладыженский, Нилус, Синицкий, Шелюто, Малышев, Морозов, Подобед и др.). Егоров, напротив, изображает массу морской воды близко к раме полотна. Море часто занимает большую часть поверхности холста. Художник, как правило, пишет его с определенной точки зрения – вида сверху, захватывающего небольшой участок побережья и очень узкую полоску неба. Благодаря такому приближению, часто напоминающему кинематографический крупный план, мы можем сразу увидеть и почувствовать фактуру «плоти», «ткани», «наслоение» воды, как Arseniy Tarkovskiy poetically puts it.
Благодаря таким «крупным планам» ощущение монументальности и мощи моря становятся основной и специфической характеристикой создаваемого образа. Его неотъемлемая часть – отчетливое ощущение огромной тяжести воды. Это вообще типичное настроение для разнообразных пристаней Егорова, даже тех, которые наполнены легкостью и непринужденностью, хотя беззаботная и невесомая атмосфера не характерна для произведений живописца. Контрасты, которые становятся заметными под чрезвычайно ярким и слепящим светом, а также игра светотени подчеркивают плотность смертоносной водной массы. Принципиально округлые линии горизонта также являются характерной чертой Егоровских пристаней.
Айвазовский, например, по многу часов бродил вдоль береговой линии, увлеченно наблюдая за таинственным водным полем, столь привлекательным в пору смутного восхода солнца или ясного полудня, в начале сумерек или во время звонкого, даже торжественного заката. . Однако работы Егорова обнаруживают иное. Кажется, он, в отличие от своих созерцательных предшественников, активно любил море. Он словно нырял в воду и общался с ней, как игривый дельфин, словно воспринимал ее не сверху, а из глубины. Такое отношение можно символически назвать перспективой дайвера. Это взгляд человека, который чувствует себя комфортно, безопасно и естественно в воде, в то же время преодолевая ее сопротивление, ощущая ее напряжение и плавучесть, как в поединке. Глубокая мощная красота моря, возможно, навсегда запечатленная в эмоциональной памяти, является основой и единства, и многообразия изображений моря в творчестве Егорова. Это колоссальная энергия морского пространства, скрытая под сверкающей и блестящей поверхностью, как в «Утре» 1967 года (Одесский художественный музей). Девушка с флагом, 1971 (Галерея Красная площадь. Лондон ). Мы скоро уезжаем, 1973 (Третьяковская галерея. Москва), У моря, 1974 (Одесский художественный музей). В то же время это бурная, динамичная, внезапно обнажающаяся жизнь водоворотов, случайно появляющихся на поверхности глубоких течений и затягивающих все в бездну – как в «Каролино-Бугазе», 1970 (Галерея «Красная площадь», Лондон). . Это и холодная, захватывающая дух мощь величественного водного поля, как в Ланжероне в ноябре 1979 года (Одесский художественный музей), и, наконец, сапфировое ультрамариновое сияние моря Вечером в июле 1991 года (частная коллекция М. Кнобеля, Одесса). ).
Персональные выставки
[ редактировать ]- 2012 – NT-Art Gallery . Odesa , Ukraine .
- 2008 – Галерея НТ-Арт . Одесса, Украина (каталог).
- 2006 – Odesa Art Museum . Odesa, Ukraine.
- 2001 – Галерея «Воздух», Art London .Com Ltd, Лондон , Англия .
- 1996 – Odesa Art Museum. Odesa, Ukraine.
- 1991 – Галерея «Красная площадь» . Лондон, Англия.
- 1990 – Галерея «Красная площадь». Лондон, Англия.
- 1989 – Центральный выставочный зал , Москва , СССР .
- 1988 – Вторая выставка художников-монументалистов. Выставочный зал Союза художников Одессы. Одесса, СССР.
- 1987 – Центральный выставочный зал . Ленинград , СССР.
- 1977 – ЦДХ. Москва, СССР.
- 1977 – Odesa Art Museum. Odesa, Ukraine.
- 1976 – Odesa Art Museum. Odesa, Ukraine.
- 1961 – Art Gallery Odesa. Odesa, Ukraine.
Групповые выставки
[ редактировать ]- 2015 – “Constellations. Юрий Егоров, Александер Роитбург”. Dymchuk Галерея. Киев, Украина.
- 2013 г. – «Одесская школа. Традиции и актуальность». Художественный арсенал. Киев, Украина.
- 2013 г. – «Одесская школа. Традиции и актуальность». Выставочный зал АртДонбасс Донецк, Украина (каталог).
- 2013 – «Бебельстр. 19. Квартирные выставки». Галерея НТ-Арт. Одесса, Украина (каталог).
- 2013 г. – «ул. Бебеля. 19. Квартирные выставки».IV «Изобразительное искусство Украины». Художественный арсенал. Киев, Украина (каталог).
- 2012 – «Средняя нога». Галерея НТ-Арт. Одесса, Украина (каталог).
- 2012 – «Музыка мира». Галерея НТ-Арт. Одесса, Украина (каталог).
- 2010 – II Fine Art Ukraine. Художественный арсенал. Киев, Украина.
- 2008 – «Как вы были молоды… Одесские художники-нонконформисты. 1960-1980-е в коллекциях Феликса Кохрихта и Анатолия Дымчука». Галерея НТ-Арт. Одесса, Украина (каталог).
- 2005 – «Одесская группа. Живопись и графика шести крупнейших художников одесской школы»
- Галерея Чемберс. Лондон, Великобритания (каталог).
- 2004 г. – «Одесская школа сегодня. Полвека вместе». Одесский художественный музей. Одесса, Украина(каталог).
- 1999 г. – «Выставка одесских художников». Выставочный зал Союза художников, Киев, Украина.
- 1999 – «Мамай». Выставка IV Всемирного конгресса украинцев. Одесский художественный музей. Одесса, Украина.
- 1993 – Impreza-93 3d International Biennial. Ivano-Frankivsk.Ukraine (catalogue).
- 1987 – Первая выставка художников-монументалистов. Художественный музей, Музей западного и восточного искусства. Одесса, СССР.
- С 1965 года – участвовал в республиканских и всесоюзных выставках.
Работает в музейных коллекциях.
[ редактировать ]- Художественный музей Зиммерли (Нью-Джерси, США)
- Odesa Art Museum (Odesa, Ukraine)
- Третьяковская галерея (Москва, Россия)
- Mykolaiv Art Museum (Mykolaiv, Украина)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Биография – «Самобытность одесской живописи на пленэре в контексте европейского искусства» Анны Носенко
- Егорово море - Каталог «Живопись и графика Юрия Егорова», статья Веры Савченко.
- Работает в музейных коллекциях.
Искусствоведы:
- Вира Савченко
- Ольга СавицкаяКаталог «Живопись и графика Юрия Егорова»
- 1926 рождений
- смертей в 2008 г.
- Украинские художники ХХ века.
- Украинские художники-мужчины ХХ века
- Украинские художники XXI века
- Украинские художники-мужчины XXI века
- Русские художники
- Русские художники-мужчины
- Современные художники
- Советские художники
- Русский авангард
- Люди из Волгограда
- Украинские художники-мужчины