Теория кластеров
Теория кластеров — это теория стратегии .
Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономики» , опубликованной в 1890 году, впервые охарактеризовал кластеры как «концентрацию специализированных отраслей в определенных местах», которые он назвал промышленными районами . [1]
Теория утверждает, что концентрация промышленности в конкретных регионах создает ряд преимуществ. Во-первых, более высокая экономическая активность возникает, когда множество фирм группируются в одном районе. В свою очередь, это создает побочные эффекты агломерации, которые увеличивают общую факторную производительность фирм в одном и том же округе, поскольку все они конкурируют за первое место. В большинстве городов/стран экономическая деятельность пространственно распределена, что может привести к низкой стоимости рабочей силы из-за низкого уровня конкуренции. В кластерах районы с высокой экономической активностью, рабочая сила и земля ценятся очень высоко, поскольку на более плотных рынках труда существуют лучшие партнеры между работниками и фирмами. [2] Кластеры создают эффект агломерации, который приносит пользу компаниям за счет экономии транспортных расходов (Глезер); чем ближе вы находитесь к соседней фирме, тем легче обмениваться товарами и идеями. Более того, постоянное наличие неизменной клиентской базы гарантирует их бизнесу и стабильный доход. Постоянное присутствие поставщиков означает низкие затраты для фирм, а преимуществом агломерации является более дешевая и быстрая поставка промежуточных товаров. [2] Кластеры способствуют как конкуренции, так и сотрудничеству. Кластеры создают представление о конкурентах благодаря многочисленным фирмам, конкурирующим за ресурсы и клиентов в непосредственной близости. Тем не менее, кластеры более эффективны в развитии сотрудничества, в котором обычно участвуют компании из смежных или поддерживающих отраслей. Теория утверждает, что концентрация промышленности в конкретных регионах создает ряд преимуществ. Из-за большого количества фирм в непосредственной близости компании вынуждены и дальше внедрять инновации и производить достижения в своих уважаемых отраслях. Эти инновации повышают уровень знаний в регионе. Более высокие уровни производства возникают из-за увеличения плотности, а также повышения уровня взаимосвязи предприятий. Географическая концентрация также создает более представительные отношения, которые способствуют улучшению ведения бизнеса во всех отношениях. Часто городские власти стимулируют высокотехнологичные компании открывать предприятия в непосредственной близости друг от друга, чтобы вызвать кластерный эффект. В урбанистике термин агломерация . используется [3]
Типы
[ редактировать ]Большинство экономистов полагают, что можно выделить четыре состава кластеров:
- Географический кластер – кластер предприятий в географическом месте, где накоплено достаточно ресурсов, чтобы дать конкурентное преимущество предприятиям в данной отрасли экономики, например, винный кластер Калифорнии или цветочный кластер в Нидерландах .
- Отраслевые кластеры - кластеры предприятий, работающих вместе в одном экономическом секторе, например Силиконовая долина.
- Горизонтальный кластер – создается между предприятиями, конкурирующими за один и тот же рынок, например, несколько производителей объединяются для открытия розничного магазина.
- Вертикальный кластер — это альянсы между предприятиями, принадлежащими к разным уровням одной и той же цепочки поставок, например, покупатель помогает своим поставщикам в модернизации.
С течением времени сформировались различные типы кластеров. Различные бизнес-кластеры формируются на основе разных типов знаний. Эти кластеры включают кластеры высоких технологий, обеспеченности факторами, низкозатратного производства и кластеров информационных услуг. Кластеры высоких технологий чрезвычайно ориентированы на технологии и имеют гораздо большую зависимость от интеллектуальной собственности из-за постоянно растущего уровня идей, инноваций и соответствующей информации. [5] Кластеры обеспеченности факторами создаются посредством сравнительного преимущества благодаря географическому положению. Например, многочисленные компании по производству авокадо, расположенные в Калифорнии и Флориде, по сути монополизируют рынок, поскольку погода в их штатах обеспечивает идеальные условия для роста и созревания авокадо. Более того, эти выгодные географические местоположения для определенных продуктов создают кластеры обеспеченности факторами производства. Кластеры низкозатратного производства обычно возникают в развивающихся странах. Появление бизнес-кластеров в развивающихся странах обеспечивает низкую стоимость рабочей силы для их сотрудников и при этом высокий уровень производства благодаря количеству сотрудников, которые они могут нанять. Кроме того, фирмы в этих кластерах продают свою продукцию в развитые страны (например, электронные кластеры в Мексике обслуживают компании в США). [6] Кластеры службы знаний похожи на кластеры низкозатратного производства, поскольку они также обычно возникают в развивающихся странах. Фирмы в этих кластерах предоставляют технологические услуги в области знаний, такие как программное обеспечение, аналитические и инженерные услуги. К странам, в которых существует кластер услуг знаний, относятся Индия, Бразилия и Китай.[7]
Примеры
[ редактировать ]Пример действующей кластерной теории можно найти в упомянутом выше винном кластере Калифорнии . «Кластер» состоит из тысяч независимых виноградников и сотен коммерческих виноделен, которые поставляют подавляющее большинство американского вина. Если бы Калифорния была отдельной страной, она была бы четвертым по величине производителем вина в мире. [4] Вино стало важным фактором местной экономики, поскольку вокруг этих предприятий выросла обширная система отраслей, поддерживающих процессы выращивания винограда и виноделия. Связанный с отраслью бизнес включает поставщиков виноградного сырья, оборудования для орошения и сбора урожая, бочек и этикеток; специализированные фирмы по связям с общественностью и рекламе; и многочисленные винные публикации, ориентированные на потребительскую и торговую аудиторию. [3]
Самый известный бизнес-кластер в мире зародился в 1990-х годах, когда в Кремниевой долине в Калифорнии появилось несколько успешных стартапов в области компьютерных технологий. Это привело к тому, что большинство людей, желавших создать компанию по производству компьютерных технологий, сделали это в Кремниевой долине. Рост числа и масштабов компаний Кремниевой долины привел к аналогичному росту фирм венчурного капитала в Кремниевой долине . Это, в свою очередь, побудило больше предпринимателей разместить свой бизнес в долине, что стало еще не завершенной петлей положительной обратной связи . Кластерный эффект на рынке капитала также привел к кластерному эффекту на рынке труда . По мере того, как в Силиконовой долине открывалось все больше компаний, программисты, инженеры и т. д. стекались в этот район в поисках возможностей трудоустройства, что еще больше стимулировало технологические компании приезжать в Силиконовую долину, поскольку им были нужны работники с таким набором навыков. Кремниевая долина сегодня является домом для многих огромных технологических стартапов, таких как Facebook и Google; эти компании косвенно конкурируют друг с другом, что непреднамеренно приводит не только к высокому уровню экономической активности, но и к высокому уровню экономического роста. Хотя эти фирмы конкурируют, они также работают вместе, чтобы увеличить прибыль обеих фирм. Например, Apple может разместить рекламу на Facebook, за которую Facebook получит компенсацию, и Apple неизбежно заработает больше денег на этой рекламе из-за подсознательного поощрения продукта. Таким образом, эти технологические компании, образующие кластеры, создают экономику агломерации, которая выгодна большинству компаний в кластере из-за повышения производительности.

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Белусси, Ф.; Калдари, К. (17 октября 2008 г.). «У истоков промышленного района: Альфред Маршалл и Кембриджская школа» . Кембриджский экономический журнал . 33 (2): 335–355. дои : 10.1093/cje/ben041 . ISSN 0309-166X .
- ^ Jump up to: а б Гринстоун, Хорнбек и Моретти (2019). «Выявление побочных эффектов агломерации: данные победителей и проигравших при открытии крупных заводов» . Журнал политической экономии . 118 (3): 536–598. дои : 10.1086/653714 . hdl : 1721.1/61725 . S2CID 791713 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Портер, М.Э., 1998 г., Кластеры и новая экономика конкуренции, Harvard Business Review, ноябрь/декабрь 98 г., Vol. 76 Выпуск 6, стр.77,
- ^ Стивенсон, Том, 1951- (2007). Винная энциклопедия Sotheby's . Sotheby's (Фирма) (4-е изд., 1-е американское изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ДК. ISBN 978-0-7566-3164-2 . OCLC 148799493 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Саксениан, АннаЛи (1996). Региональное преимущество: культура и конкуренция в Кремниевой долине и на шоссе 128, с новым предисловием автора . Издательство Гарвардского университета. doi : 10.2307/j.ctvjnrsqh . ISBN 978-0-674-75340-2 . JSTOR j.ctvjnrsqh .
- Альтенбург, Тилман; Мейер-Стамер, Йорг (1 сентября 1999 г.). «Как продвигать кластеры: политический опыт Латинской Америки» . Мировое развитие . 27 (9): 1693–1713. дои : 10.1016/S0305-750X(99)00081-9 . ISSN 0305-750X .
- Мэннинг, Стефан (ноябрь 2008 г.). «Кастомизация кластеров: о роли западных транснациональных корпораций в формировании научных и инженерных кластеров в странах с развивающейся экономикой» . Ежеквартальный журнал экономического развития . 22 (4): 316–323. дои : 10.1177/0891242408325585 . ISSN 0891-2424 . S2CID 154585035 .