Ясин Хандуле Вайс
Ясин Хандуле Вайс | |
---|---|
Ясин Хандали Вайс | |
Рожденный | |
Организация | Партия Аллаха |
Ясин Хандуле Вайс ( сомали : Ясин Ксандулле Ваайс Сугулле ) был сомалийским религиозным лидером. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Хаджи Ясин несколько лет учился в Египте и вернулся в протекторат Сомалиленд в 1956 году с целью создать религиозную организацию, которая была бы яростно антиправительственной и антихристианской империалистической. Борьба за независимость протектората Сомалиленд породила множество светских и племенно ориентированных политических организаций. Партия Аллаха была создана в 1956 году Хаджи Ясином и другими известными религиозными деятелями Хабра Юниса с целями защиты ислама и искоренения трайбализма. [ 3 ] [ 4 ]
Брок Миллман в «Британском Сомалиленде: административная история», 7920–1960 гг. утверждает:
По сути, это была партия вададов, призванная защищать ислам и упразднять как трайбализм, так и ее саму, в интересах исламской чистоты. Хотя партия имела небольшое количество членов, считалось, что она обладает большой стойкостью. Его присутствие в бюрократии было значительным, учитывая высокую представленность Хабр Юниса. Администрация не чувствовала, что может игнорировать эту фракцию...
Ясин попытался положить конец межплеменным конфликтам, основав группу, которая выйдет за рамки племенной принадлежности, сохраняя при этом упор на ислам как основу сомалийской идентичности. Хаджи Ясин оказал влияние на многие другие антиколониальные движения, такие как Насер Аллах.
Профессор африканистики Джон Маркакис в книге «Восстание 1963 года в Огадене» утверждает:
Основателей движения «Насер Аллах» якобы вдохновил пример Хаджа Ясина Хандулеха, религиозного лидера племени Хабр Юнис (Исак) в Хауде. Хабр Юни являются авангардом наступления Иссака на Хауд и ввязались в кровавый конфликт с племенами Огаден в этом регионе, который продолжается и по сей день. Хабр-юнисы также часто конфликтовали с другими племенами иссаков, и такой междоусобный конфликт играл на руку иноземным правителям Сомали. Стремясь положить этому конец, Хадж Ясин стремился создать организацию, которая превзошла бы племенную лояльность, как утверждали националистические партии, но все же сосредоточила свое внимание на исламе как сути сомалийской идентичности и единства. Он назвал ее «Хизбаллах» («Партия Бога»). Группе молодых студентов и торговцев Огадена, познакомившихся с Хадж Ясином, было предложено последовать его примеру. В конце 1950-х годов они сформировали ассоциацию под названием «Насер Аллах». Тот факт, что они решили создать отдельную организацию для огадена, указывает на необходимость сохранения племенных различий даже на уровне националистической мобилизации. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ СДСФ (2020). Лес и борьба. Сомали: Hiil Press. Миллман, Б. (2019).
- ^ Миллман, Б. (2019). Британский Сомалиленд: административная история, 1920–1960.
- ^ Льюис, И.М. «Современные политические движения в Сомалиленде, I.». Африка: Журнал Международного африканского института, том. 28, нет. 3, 1958, стр. 244–61. JSTOR, https://doi.org/10.2307/1157981 . По состоянию на 20 июня 2023 г.
- ^ Остебо, Т. (2020). Ислам, этническая принадлежность и конфликт в Эфиопии: восстание Бэйла, 1963–1970 гг. Иордания: Издательство Кембриджского университета. стр.253
- ^ Материалы Второго Международного конгресса сомалийских исследований. Том. II: Археология и история.стр.291.