Стратегическая группа
Стратегическая группа — это концепция, используемая в стратегическом управлении , которая группирует компании в отрасли, имеющие схожие бизнес-модели или схожие комбинации стратегий. Например, ресторанную индустрию можно разделить на несколько стратегических групп, включая фаст-фуд и изысканную кухню, на основе таких переменных, как время приготовления, цены и презентация. Количество групп в отрасли и их состав зависят от размеров, используемых для определения групп. Профессора и консультанты по стратегическому менеджменту часто используют двумерную сетку для позиционирования фирм по двум наиболее важным измерениям отрасли, чтобы отличить прямых конкурентов (тех, кто имеет схожие стратегии или бизнес-модели) от косвенных конкурентов. Стратегия — это направление и сфера деятельности организации в долгосрочной перспективе, которая обеспечивает преимущества для организации, тогда как бизнес-модель относится к тому, как фирма будет получать доходы или зарабатывать деньги.
Хант (1972) ввел термин «стратегическая группа» во время анализа отрасли бытовой техники после того, как обнаружил более высокую степень конкурентного соперничества, чем предполагает коэффициент концентрации отрасли. Он объяснил это существованием в отрасли подгрупп, конкурирующих по разным направлениям, что затрудняет молчаливый сговор. Эти асимметричные стратегические группы привели к тому, что в отрасли появились более быстрые инновации, более низкие цены, более высокое качество и более низкая прибыльность, чем предсказывали традиционные экономические модели.
Майкл Портер (1980) разработал эту концепцию и применил ее в своей общей системе стратегического анализа. Он объяснил стратегические группы с точки зрения того, что он назвал «барьерами мобильности». Они аналогичны барьерам входа, которые существуют в отраслях, за исключением того, что они применяются к группам внутри отрасли. Из-за этих барьеров мобильности компания может попасть в ту или иную стратегическую группу. Стратегические группы не следует путать с общими стратегиями Портера , которые являются внутренними стратегиями и не отражают разнообразие стратегических стилей внутри отрасли.
Первоначально анализ внутриотраслевых различий в конкурентном поведении и результатах деятельности фирм основывался преимущественно на использовании вторичных финансовых и бухгалтерских данных. Однако в последние годы изучение стратегических групп с когнитивной точки зрения приобрело известность (Hodgkinson 1997).
Стратегический групповой анализ
[ редактировать ]Стратегический групповой анализ (SGA) направлен на выявление организаций со схожими стратегическими характеристиками, следующих схожим стратегиям или конкурирующих на схожих основах.
Такие группы обычно можно идентифицировать, используя два или, возможно, три набора характеристик в качестве основы конкуренции.
Примеры SGA:
- Степень разнообразия продуктов (или услуг).
- Географический охват.
- Количество обслуживаемых сегментов рынка.
- Используемые каналы сбыта.
- Степень брендинга.
- Маркетинговые усилия.
- Степень вертикальной интеграции.
- Качество продукта (или услуги).
- Ценовая политика.
Использование анализа стратегических групп Этот анализ полезен по нескольким причинам:
- Помогает определить, кто являются наиболее прямыми конкурентами и на каком основании они конкурируют.
- Поднимает вопрос о том, насколько вероятен или возможен переход другой организации из одной стратегической группы в другую.
- Картирование стратегических групп также может использоваться для выявления возможностей.
- Может также помочь выявить стратегические проблемы.
Жаннет и Шредер (2015, стр. 95–99) приводят пример того, как стратегический групповой анализ используется на практике для определения бизнес-стратегий в успешной транснациональной фирме.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Хант, М. (1972) «Конкуренция в крупной отрасли бытовой техники», докторская диссертация, Гарвардский университет, 1972.
- Портер, М. (1980) Конкурентная стратегия , Free Press, Нью-Йорк, 1980.
- Ходжкинсон, GP (1997) «Когнитивный анализ конкурентных структур: обзор и критика», в: Human Relations, 50 (6), 625-654.
- Жанне, Жан-Пьер и Хайн Шредер (2015), «От угля к биотехнологиям: трансформация DSM при поддержке бизнес-школы», Гейдельберг: Springer. ISBN 978-3-662-46298-0