Блокирующий эффект
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |

В Камина эффекте блокирующем [1] обусловленность . ассоциации между двумя раздражителями, условным раздражителем (УС) и безусловным раздражителем (УС), нарушается, если в процессе обуславливания УС предъявляется вместе со вторым УС, который уже был связан с безусловным раздражителем
Например, агент (такой как мышь на рисунке) подвергается воздействию света (первый условный раздражитель, CS1) вместе с пищей (безусловный раздражитель, США). После повторных сочетаний CS1 и US у агента выделяется слюна, когда загорается свет (условный ответ, CR). Затем следует еще несколько испытаний на выносливость, на этот раз со светом (CS1) и звуком (CS2) вместе с США. Теперь при проверке средство не слюноотделение на тон (CS2). Другими словами, связь между тоном CS2 и США «заблокирована», поскольку ассоциация CS1 – США уже существует.
Этот эффект был наиболее хорошо объяснен моделью Рескорлы-Вагнера . По сути, модель говорит, что если одно CS (здесь свет) уже полностью предсказывает приход США, ничего не будет известно о втором CS (здесь тон), который сопровождает первое CS. Блокировка — это результат других моделей, которые также основывают обучение на разнице между тем, что прогнозируется, и тем, что происходит на самом деле. [2]
Компаратор
[ редактировать ]Хотя некоторые утверждают, что блокировка демонстрирует, что организм не усвоил связь между CS2 и США, это не обязательно так. Например, после традиционной парадигмы блокировки CS2 не вызывает ответа (сам по себе). Однако если реакция на CS1 угаснет, организм начнет реагировать только на CS2. Это демонстрирует, что связь между CS2 и США была изначально изучена, но по сравнению с более сильной прогностической ценностью CS1 условный ответ отсутствует. Однако после исчезновения CS2 имеет большую прогностическую ценность, чем ныне потухший CS1. [3] Однако этот вывод не был повторен в более позднем аналогичном исследовании. [4]
Обратная блокировка
[ редактировать ]Обратную блокировку часто называют обратной блокировкой. При обратной блокировке субъект сначала подвергается воздействию составного стимула (CS1 и CS2 вместе), и только потом только CS1. В некоторых исследованиях на людях и животных субъекты демонстрируют снижение связи между CS2 и США, хотя эффект часто слабее, чем стандартный блокирующий эффект, и исчезает при некоторых условиях. Этот эффект не предсказывается моделью Рескорлы-Вагнера, хотя были предложены другие модели, отражающие этот эффект. [ нужна ссылка ]
Стойкость эффекта
[ редактировать ]Мэйс и его коллеги сообщили о пятнадцати экспериментах, в которых пытались воспроизвести эффект блокировки. Ни одному из них это не удалось, несмотря на использование процедур, хорошо известных в предыдущей литературе. [5] Они утверждают, что предвзятость публикаций могла вызвать ложную уверенность в надежности эффекта. [6] Однако Сото (2018) поставил под сомнение этот вывод, утверждая, что они являются следствием типа стимулов, используемых в этих исследованиях, и показывает, как современные модели ассоциативного обучения могут предсказать эти результаты на основе этого наблюдения. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камин, LJ (1969). Предсказуемость, неожиданность, внимание и обусловленность. В книге BA Campbell & RM Church (ред.), «Наказание и аверсивное поведение» , 279–96, Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- ^ Бутон, МЭ (2007) Обучение и поведение: современный синтез Сандерленд, Массачусетс: Синауэр
- ^ Блейсделл А., Гюнтер Л. и Миллер Р. (1999). Выход из блокировки достигается путем гашения блокирующего КС. Обучение и поведение животных, 27, 63–76.
- ^ Холланд, П. (1999). Затенение и блокировка как дефицит усвоения: отсутствие восстановления после исчезновения затеняющих или блокирующих сигналов. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 52B, 307–333.
- ^ Скибба, Рамин (26 сентября 2016 г.). «Психологи не могут воспроизвести общеизвестное поведение, связанное с обучением» . Новости природы . Проверено 10 сентября 2017 г.
Ни в одном случае им не удалось наблюдать статистически значимого эффекта блокировки.
- ^ Мэйс, Э.; Боддез, Ю.; Алфей, Дж. М.; Крипотос, А.-М.; Д'Хуге, Р.; Де Хаувер, Дж.; Беккерс, Т. (2016). «Неуловимая природа эффекта блокировки: 15 неудачных попыток воспроизвести». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 145 (9): е49–е71. дои : 10.1037/xge0000200 . hdl : 1854/LU-7241679 . ПМИД 27428670 .
- ^ Сото, ФА (2018). Современная теория ассоциативного обучения предсказывает неудачи в блокировке: комментарий к Maes et al. (2016). [1]