Глаз, который плачет
![]() | |
![]() Глаз, который плачет | |
12 ° 04'03 "ю.ш. 77 ° 02'24" з.д. / 12,06737 ° ю.ш. 77,03989 ° з.д. | |
Расположение | Эль Кампо де Марте в Лиме, Перу |
---|---|
Дизайнер | одинаково взаимно |
Дата начала | 28 августа 2005 г. |
«Глаз, который плачет» ( El Ojo que Llora на испанском языке) — это мемориал, созданный как частная инициатива, призванная почтить память тысяч жертв терроризма в Перу , укрепить коллективную память всех перуанцев и способствовать миру и примирение в стране. [ 1 ]
«Глаз, который плачет», является частью более крупного проекта под названием «Память Аламеда», который будет включать в себя другие произведения искусства, обширные зеленые зоны и Музей памяти (Юянапак).
История
[ редактировать ]Мемориал « Глаз, который плачет» , расположенный в Эль-Кампо-де-Марте , парке в районе Хесус-Мария, Лима, был завершен в 2005 году. Он был задуман и выполнен Ликой Мутал , голландской художницей, которая живет и работает как в Нью-Йорке, так и в Нью-Йорке. Лима . В центре мемориала находится черный камень, который Мутал обнаружил возле доколумбового кладбища. [ 2 ]
Мемориал был построен в первую очередь как способ почтить память примерно 70 000 жертв насилия, совершенного как перуанским военным правительством, так и радикальной партизанской группировкой, пытающейся бороться против правительства и всех тех, кто выступал против их коммунистической идеологии. Основной партизанской группировкой был « Сияющий путь» ( Sendero Luminoso на испанском языке), радикально-коммунистическая террористическая группа, которая оказывала сопротивление тем, кто выступал против них, посредством радикальных действий, включая насилие. Правительственные вооруженные силы лишь усилили насилие, сражаясь с партизанской группировкой. [ 3 ] О большинстве преступлений, совершенных за двадцать лет (1980–2000 гг.), не говорилось до тех пор, пока Перуанская комиссия по установлению истины и примирению (Comisión de Verdad y Reconciliación на испанском языке) не представила их общественности. После того, как президент Альберто Фухимори бежал из страны в 2000 году, комитеты по правам человека и Комиссия по установлению истины и примирению начали процесс примирения произошедших преступлений. [ 4 ]
Перуанская комиссия истины и примирения (CVR) в 2003 году представила публичный отчет, в котором рассказала о преступлениях, произошедших за эти два десятилетия, и постановления оказали давление на правительство Перу, чтобы оно почтило память всех жертв. [ 3 ] В обширном отчете CVR говорится, что за эти два десятилетия насилия 69 280 человек либо погибли, либо пропали без вести, примерно 600 000 человек стали внутренними беженцами, а 40 000 детей стали сиротами. [ 3 ] Комиссия по установлению истины также сообщила, что большинство жертв преступлений были представителями коренных народов, жившими в изолированных горных районах. В отчете говорится, что трое из четырех жертв жестоких преступлений были коренными жителями, что составляет примерно 85 процентов всех жертв. [ 3 ] Тот факт, что коренные жители были одной из наиболее маргинализированных групп в обществе и жили в горной местности вдали от крупных городов, позволял легко оставаться незамеченными о преступлениях сендеро и военных чиновников. Их маргинализация и изоляция заставили эту крайне пострадавшую группу молчать, и они были бессильны как против партизанской группы, так и против правительства. [ 4 ]
Хотя члены «Сияющего пути» способствовали более чем половине из примерно 70 000 человек, убитых за этот двадцатилетний период, 41 участник все же был добавлен к именам жертв в мемориале «Глаз, который плачет». Причиной добавления этих членов стал вооруженный конфликт, произошедший в 1992 году в тюрьме Кастро-Кастро. Важные лидеры радикальных партизан были схвачены и заключены в тюрьму Мигеля Кастро Кастро. В 1992 году в Кастро-Кастро произошел военный рейд, в сорок один сендеро . ходе которого за четыре дня был убит [ 4 ] Имена сорока одного Сендероса среди жертв, перечисленных в «Глазе, который плачет», позже вызовут споры, поскольку большая часть смертей произошла от рук Сендероса . Перуанцы считали Сендеро террористами, а не жертвами.
Фухимори и роль Перуанской комиссии по установлению истины и примирению
[ редактировать ]Всплыли доказательства коррумпированности правительства Фухимори, которые вынудили его бежать в Японию в 2000 году. Из-за огромного количества коррупции во время президентского срока Альберто Фухимори, которая включала шантаж, взятки и фальсификации результатов голосования, в 2000 году началось расследование в отношении его администрации, которое проводилось под руководством Алехандро Толедо. Затем правозащитные организации призвали правительство Перу сформировать Перуанскую комиссию по установлению истины и примирению (CVR), которая будет расследовать политическое насилие, нарушения прав человека и коррупцию в правительстве, от которых страдает Перу с 1980-х годов и во время президентских сроков Фухимори. Когда CVR завершил свой окончательный отчет в августе 2003 года, он рекомендовал, чтобы помочь процессу примирения, необходимо создать мемориалы, чтобы воздать должное многочисленным жертвам политического насилия в Перу. В 2004 году Хесус-Мария, район Лимы, был определен местом реализации проекта Аламеда-де-ла-Мемория, который должен был дать реальное место множеству маргинализированных голосов, которые были заглушены и стали жертвами в течение десятилетий перуанского конфликта. Аламеда-де-ла-Мемория предоставит место для размышлений и воспоминаний не только жертвам и их семьям, но и всему населению Перу. Этот проект будет расположен в парке Кампо-де-Марте и будет включать мемориал «Глаз, который плачет».
Споры
[ редактировать ]Когда Лика Мутал приступила к работе над созданием «Глаза, который плачет», ей дали список имен людей, считавшихся жертвами насилия. Этот список имен был предоставлен TRC , и позже она включила в памятник почти 32 000 имен. Она не знала, что список имен, который ей дали, включал не только тысячи жертв, убитых в течение десятилетий вооруженного конфликта в Перу , но также имена 41 жертвы, убитой в тюрьме Кастро-Кастро во время тюремного рейда в мае 1992 года. [ 5 ] Жертвы, убитые во время рейда на тюрьму Кастро-Кастро, были «организаторами и боевиками «Сияющего пути», пресловутого партизанского движения Перу. [ 4 ] Значительная часть перуанского населения считает членов «Светлого пути» террористами, ответственными за большинство смертей жертв вооруженного конфликта в Перу в 1980-х и 1990-х годах. [ 6 ] Включение имен тех, кто был убит в результате политических волнений, нападений партизан и рейдов на тюрьмы, создает противоречие, когда иногда и жертвы, и преступники включаются рядом и считаются жертвами. Этот конфликт приводит к вопросу о том, что представляет собой жертва, кто имеет право судить, является ли человек жертвой и может ли преступник считаться жертвой. С точки зрения международных законов о правах человека, «те, кто убит во внесудебном порядке, в том числе осужденные преступники», считаются жертвами. [ 4 ] Тем не менее, с точки зрения большинства перуанского населения, члены «Сияющего пути» считались террористами, ответственными за массовые убийства и разрушения.
Когда Лайк Мутал завершил работу над «Глазом, который плачет» в 2005 году, это не вызвало каких-либо серьезных споров, поскольку ни художник, ни население Перу не знали, что имена 41 сендериста были включены в число 32 000 имен жертв, написанных на камнях. В ноябре 2006 года Межамериканский суд по правам человека в постановлении, основанном на расследовании рейда на тюрьму в Кастро-Кастро и гибели 41 заключенного, заявил, что эти смерти являются нарушением прав человека. После обвинения в нарушениях прав человека Перу было поручено возместить ущерб семьям жертв Кастро Кастро, а также провести публичное признание и церемонию в честь жертв и семей тех, чьи права человека были нарушены во время рейда Кастро Кастро. . Кроме того, в постановлении Межамериканского суда указано, что имена этих жертв будут включены в памятник «Глаз, который плачет» в течение ближайшего года. [ 7 ]
Когда стало известно о решениях Межамериканского суда в 2006 году, общественность и пресса выразили возмущение. Хотя заключенные тюрьмы Кастро-Кастро действительно пострадали от нарушений прав человека, большинство перуанской общественности и прессы по-прежнему считали их «террористами». Идея о том, что имена жертв и «их преступников» будут объединены под памятником, который символизирует примирение и место, где члены семей могут оплакивать своих погибших, перуанская общественность не желала поддерживать. Однако ирония заключается в том, что имена жертв тюрьмы Кастро-Кастро были включены в книгу «Глаз, который плачет» с 2005 года. Перуанской прессе потребовалось более года, чтобы узнать об этом преступлении, и то только из-за постановление Межамериканского суда о том, что сам предмет был вынесен на свет. [ 4 ] Различные мнения относительно «Глаза, который плачет», остановили завершение «Памяти Аламеды», которая, если бы она была реализована, представляла бы собой инсталляцию из трех частей. [ 4 ]
Вандализм
[ редактировать ]В сентябре 2007 года Альберто Фухимори был экстрадирован из Чили в Перу , где он предстанет перед судом за нарушения прав человека и коррупцию, имевшие место во время его президентского срока. На следующий день после того, как Альберто Фухимори прибыл в Лиму, Перу , группа мужчин и женщин осквернила «Глаз, который плачет», разрушив камни и вылив оранжевую краску на центральный камень, а затем засорив памятник баллончиками с краской. Считается, что члены группы, ответственные за этот акт вандализма, были сторонниками правительства Альберто Фухимори не только из-за близости прибытия Фухимори и нападения, но и потому, что оранжевый цвет кампании Фухимори . [ 4 ]
Ответ Лики Мутал на спор
[ редактировать ]В интервью El Comercio Лику Мутал спросили, будет ли она включать в свой памятник имена 41 жертвы, убитой во время рейда на тюрьму Кастро Кастро. Она ответила, сказав: «Я не могла. Они были преступниками, убитыми вне закона, но, тем не менее, преступниками. Если репарации должны быть предоставлены их семьям, репарации должны быть направлены на возмещение ущерба, который они причинили». [ 8 ] [ 9 ] Когда выяснилось, что имена террористов были включены в памятник «Глаз, который плачет», Лика Муталь в интервью La Republica ответила , что ей не известно, что имена террористов были включены в камни. Она сказала, что список, предоставленный ей CVR, был помечен как реестр, в который вошли все жертвы. [ 9 ]
Вдохновение художника и описание памятника
[ редактировать ]Посетив выставку Юянапак, которая посредством фотографий повествует о более чем двадцатилетнем вооруженном конфликте в Перу, Лика Мутал почувствовала вдохновение. Работая в основном с камнем, Лика вернулась в свою студию, где взглянула на свою художественную среду с новой точки зрения. Она говорит, что, увидев камень, в ее голове сложилась фраза «Глаз, который плачет». После этого момента она решила работать над этим проектом и благодаря частным спонсорам и пожертвованиям смогла накопить необходимые средства для «Глаза, который плачет». [ 10 ]
Глаз, который плачет, расположен в центре лабиринта. Сам лабиринт состоит из десятков тысяч камней. На каждом отдельном камне написано имя, возраст и год смерти жертвы десятилетия внутреннего конфликта в Перу. Скульптура является представителем Пачамамы, что на языке кечуа означает Мать-Земля. В центре скульптуры из небольшого камня, имеющего форму глаза, непрерывно стекает вода. [ 11 ]
Социальные последствия
[ редактировать ]Для выживших, родственников и друзей жертв насильственных преступлений мемориал «Глаз, который плачет» — это место, где они могут оплакивать потерю близких. Этот мемориал отражает все потери и страдания людей, пострадавших от преступлений. Для членов семей, чьи близкие были частью большой группы пропавших без вести людей, мемориал — единственное место, где они могут оплакивать и помнить. [ 4 ]
Многие скорбящие приходят к мемориалу и оставляют рядом с камнем цветы с именем своего близкого человека, чтобы дополнить тот факт, что их тело так и не было найдено. Наличие этого общего публичного места для воспоминаний стало важным способом сохранить память. [ 4 ] Этот сайт дает гражданам Перу возможность попытаться примирить все совершенные преступления; Мемориал не только имел место, где можно было оплакивать погибших, но и стал способом наконец публично продемонстрировать жестокую и сложную историю Перу. [ 4 ] Память о погибших и насилии, которое пережило Перу, также служит способом укрепления демократических идеологий. На мемориальном сайте также проводятся ежегодные мероприятия, такие как церемония Эль-Диа-де-лос-Муэртос , а также место проведения буддийских молитвенных церемоний. [ 3 ] Решение Межамериканского суда и последующие разногласия привели к увеличению популярности и посещаемости мемориала. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Место памяти, толерантности и социальной интеграции
- Внутренний конфликт в Перу
- Комиссия по установлению истины и примирению (Перу)
- Права человека в Перу
- Сияющий путь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лернер, С. и др. Заключительный отчет Комиссии по установлению истины и примирению (Перу) (2003 г.)
- ^ Льоса, Марио Варгас (13 января 2007 г.). «Глаз , который плачет». Эль Паис (на испанском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и Милтон, Синтия Э. (2007). «Общественные пространства для обсуждения недавнего прошлого Перу » Антипод. Журнал антропологии и археологии (5): 143–168. дои : 10.7440/antipoda5.2007.07 . hdl : 1992/27651 . ПроКвест 235727692 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хайт, Кэтрин (1 августа 2007 г.). « Глаз, который плачет: политика представления жертв в современном Перу» . Контракорриенте . 5 (1): 108–134.
- ^ «Правление на «Светлом пути» вызывает гнев Перу» . Нью-Йорк Таймс . 11 января 2007 г.
- ^ Дрино, Пауло (март 2009 г.). «По ком плачет глаз: память, монументальность и онтологии насилия в Перу». Журнал латиноамериканских культурных исследований . 18 (1): 15–32. дои : 10.1080/13569320902819745 . S2CID 192196136 .
- ^ Решение Межамериканского суда, ноябрь 2006 г.
- ^ Бэйли, Дорис (5 января 2007 г.). «En el ojo de la tormenta» («В эпицентре бури»). Эль Комерсио (на испанском языке). Архивировано из оригинала 23 июня 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б Дрино, Пауло (2007). «Плачущий глаз, онтологии насилия и возможность памяти в Перу» ( PDF) . Плечевая кость (на испанском языке). 50 :55–59.
- ^ Чиринос, Роксана. «Разговор с Ликой Мутал» [Разговор с Ликой Муталь]. Agenciaperu.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года.
- ^ «Сохраним память» . Интер Парес . 31 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 31 августа 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Моранья, Мэйбл (5 сентября 2016 г.). «El Ojo que Llora: биополитика, узлы памяти и паблик-арт в Перу сегодня» [Плачущий глаз: биополитика, узлы памяти и паблик-арт в Перу сегодня]. Латинская Америка. Журнал латиноамериканских исследований (на испанском языке). 1 (54): 183–216. doi : 10.22201/cialc.24486914e.2012.54.56481 .
- Милтон, Синтия Э. (апрель 2011 г.). «Осквернение памяти: (развязывание) узлов памяти Перу» . Исследования памяти . 4 (2): 190–205. дои : 10.1177/1750698010392959 . S2CID 147128774 .
- Кампизи, Мария Кьяра (7 августа 2014 г.). «От обязанности помнить к обязательству помнить? Память как возмещение в юриспруденции Межамериканского суда по правам человека». Международный журнал конфликтов и насилия . 8 (1): 61–74 стр. дои : 10.4119/ijcv-3045 .
- Грили, Робин Адель; Орвич, Майкл Р. (август 2019 г.). «Эстетика человека: перуанский мемориал Ojo que Llora». Визуальная коммуникация . 18 (3): 353–377. дои : 10.1177/1470357219842610 . S2CID 150795602 .
- Тростел, Кэтрин Г. (2013). «Глаз, который плачет: макро- и микрорассказы о памяти в Перу после «Сияющего пути»». Ежегодник сравнительной литературы . 59 (1): 283–289. Проект МУЗА 615143 .
- Адвокаси-проект
- Комиссия по установлению истины и примирению (Перу)