Кронштадтская крепость
Кронштадтская крепость | |
59 ° 59'37 "с.ш. 29 ° 47'20" в.д. / 59,99361 ° с.ш. 29,78889 ° в.д. | |
Расположение | Russia, Kronstadt City, Vosstaniya Street, Zosimov Street, Leningradskaya Street, Manuilsky Street |
---|---|
Дизайнер | Петр I (основатель) |
Тип | Памятник истории и архитектуры. Цитадель Объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. Регистрационный № 781721018710006 (Единый государственный реестр объектов культурного наследия). Объект №7810260000 (База данных Викигид) Объект всемирного наследия Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников. Оборонительные сооружения крепости Кронштадт. № 540–003 в списке объектов всемирного наследия. Критерии : I, II, IV, VI Регион: Европа и Северная Америка Включение: 1990 год (14-я сессия) |
Дата начала | 1723, 1825–1839 (Строительство) |
Кронштадтская крепость — архитектурный и исторический памятник XVIII–XIX веков в Санкт-Петербурге , Россия. В хорошем состоянии сохранилась лишь Северная стена крепости, расположенная в центре Кронштадта по улице Восстания, которая была построена в XIX веке вдоль уже существовавшей, но незадолго до этого перестроенной крепости.
История
[ редактировать ]Деревянная крепость
[ редактировать ]прибыл первый иностранный корабль голландского шкипера Выбеса В ноябре 1703 года в Санкт-Петербург , доставивший соль и вино. приз Шкипер получил объявленный Петром I — 500 золотых. А 22 июня 1715 года Петр I торжественно встретил сразу 45 голландских и английских торговых судов. Стала очевидной необходимость строительства просторных и удобных гаваней для стоянки и разгрузки кораблей. Чтобы ускорить дело, Петр I назначил губернаторов лично ответственными за проведение работ в отведенных им областях, для чего вызвал их в Кронштадт. В марте 1719 года строительство Торговой гавани было завершено.
Строительство крепости началось через двадцать лет после начала строительства Кронштадтских фортов и завершилось в конце XIX века. [ 2 ]
Генеральный план застройки острова, включавший план застройки города, был утвержден Петром I в 1721 году. Город должен был быть окружен крепостной оградой с бастионным очертанием с запада, севера и востока. С южной стороны город должен был быть защищен гаванью.
18 октября 1723 года Петр лично заложил первый камень крепости, получившей название Кронштадт . Фасады крепостной ограды располагались по системе Кегорна (при Петре II эти фасады предлагалось строить по простой бастионной схеме Вобана ). Грунт для набережной, на которой велось строительство, добывался вручную на материке. На вершине набережной были проведены обширные фортификационные работы: построена стена, размещены пушки, созданы казармы и башни. Крепость имела на вооружении 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир, из которых 257 орудий защищали фарватер. Гарнизон насчитывал 71 офицера и 2664 нижних чина. [ 3 ]
Для облегчения перевозки грузов внутри города были построены каналы и доки , после чего город превратился в первоклассную верфь . Для жилых домов выделялись участки – для простых горожан площадью 6 десятин (32х12 метров), для знатных – такой же длины, но ширина выбиралась по желанию.
Вскоре после смерти Петра I почти все работы в крепости перешли под контроль фельдмаршала Бурхарда Миниха (до его отставки в 1740 г.). С 1727 года этот «Обердиректор по укреплениям Российской империи» находился в непосредственном подчинении Военной коллегии . Он разработал новое состояние русских крепостей, где особое внимание уделялось Кронштадту.
В 1734 году в качестве эксперимента начались работы по замене деревянных оград гавани каменными. Однако из-за нехватки каменщиков и начала войны с Турцией эти работы через три года были свернуты. Октябрьская буря 1757 г. вновь нанесла укреплениям значительный ущерб. Снова встал вопрос о начале каменного строительства, но подсчет затрат показал, что реставрационные работы с использованием дерева имеют в 20 раз меньшую стоимость, что задержало работы в камне на четверть века.
Каменная крепость
[ редактировать ]5 апреля 1784 года адмирал Грейг подписал план устройства Адмиралтейства в Кронштадте. По указанию Екатерины II авторитетная комиссия рассмотрела его, и 29 января 1785 года императрица подписала рескрипт, предписывающий Грейгу начать перевод Адмиралтейства из Петербурга в Кронштадт. План, составленный Грейгом, во многом определил застройку города с офисными и жилыми зданиями, складами и больницами.
Наконец в крепости началось каменное строительство. Гавань также была углублена, а заключенных использовали в качестве рабочей силы.
Наводнение 1824 года. Восстановление крепости.
[ редактировать ]Во время катастрофического наводнения в ноябре 1824 года почти вся поверхность острова, за исключением нескольких холмов за пределами города, оказалась под водой. К вечеру 7 ноября Кронштадтская крепость практически прекратила свое существование. Укрепления были разрушены, оружие смыло волнами. Катастрофа случилась внезапно, в результате многие солдаты, не снятые со своих постов, погибли.
Граф Сухтелен , инспектор Инженерного ведомства, создатель Генерального штаба Вооружённых Сил России, срочно создал проект городских каменных укреплений. Под руководством инженера-подполковника Львова начались срочные восстановительные работы, которые велись круглосуточно. Большая часть работ была завершена к лету 1826 года.
В 1827 году план города был вновь утвержден, мало чем отличаясь от старого.
Описание крепости
[ редактировать ]После завершения работ по усилению обороны города он стал напоминать неправильный четырехугольник. Со стороны суши остров Котлин был защищен стеной с башнями и откосом.
С запада город был прикрыт откосовой стеной, которую частично заменили стены 1-й Западной (Цитадели) оборонительной казармы с полубашней (построенной в 1826–1828 гг., перестроенной в 1903–1906 гг.), а также как 2-я Западная (Кронштадтская) оборонительная казарма (построена в 1826–1829 гг. и перестроена в те же годы, что и первая). Перед стеной откоса был прорыт Кронверкский канал, прикрытый с севера и юга батардо.
Северную оборону города составляли четыре Северные оборонительные казармы, построенные в разное время с 1831 по 1871 год, часть из которых была оборудована полубашнями. На востоке находилась пятая казарма — Восточная оборонительная казарма.
Со стороны моря город защищали волнорезы с площадками, предназначенными для размещения пушек, а также батарея «Князь Меншиков», защищавшая вход в Среднюю и Купеческую гавани.
К западу от кронверка располагались люнеты : люнет «День» (по имени генерала Дена) восточнее современного городского кладбища и люнет в районе бывшей базы торпедных катеров – базы «Литке», рядом с которой контейнерный терминал в настоящее время строится . созданный.
До сих пор сохранились ряд казарм и Северная стена крепости вдоль улицы Восстания и частично по улице Зосимова до Кронштадтских ворот.
Комплекс минометных батарей
[ редактировать ]Комплекс минометных батарей Кронштадтской крепости является объектом культурного наследия и расположен в западной части острова Котлин . Комплекс включает в себя:
- Демидовская батарея с казематом для керосинового двигателя и дальномерным павильоном. 1902–1905. инженер Николай Баранов;
- Southern mortar battery. 1902–1905. Engineer Nikolay Baranov;
- Минометная батарея №1 с дальномерными павильонами. 1893–1902. Инженеры Владимир Кухарский, Леонид Капица;
- Минометная батарея № 2. 1902–1906 гг. Инженеры В. Ф. Вальтер, Н. П. Юденич.
Текущее состояние
[ редактировать ]В список памятников истории и архитектуры, охраняемых государством, входят следующие сооружения:
- Defensive wall on Vosstaniya street;
- Northern defensive barracks No. 1–5 on Vosstaniya Street;
- Northern semi–towers No. 1–3 on Vosstaniya Street;
- Западные оборонительные казармы № 1–2 по улице Зосимова;
- Защитная дамба №1;
- Земляной вал, оборонительный ров, эскарповая стена, южный и северный батардо на улице Зосимова у Кронверкского канала;
- Восточные оборонительные казармы и северо-восточная башня по улице Мануильского;
- Guardhouse building on Leningradskaya Street.
Транспорт
[ редактировать ]Автобусы № 2, 3, 175. Через Кронштадтские ворота на Кронштадтское шоссе также следуют пригородные автобусы № 101, 215.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Атлас крепостей Российской империи (около 1830 г.)
- ^ Кронштадт. Остров Котлин. План города и острова. Издание: ООО «Еврокард». 2010 год
- ^ Anatoly Razdolgin, Yuri Skorikov. Kronstadt Fortress – Leningrad: Stroyizdat. Leningrad Branch, 1988 – 420 Pages With Illustrations. ISBN 5-274-00232-3
Источники
[ редактировать ]- Названия городов сегодня и вчера: Петербургская топонимика / Составители Светлана Алексеева, Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев и другие – 2-е издание, исправленное и дополненное – СПб: Лик, 1997 – 288 страниц – (Три века Северной Пальмиры) – ISBN 5-86038-023-2
- Кирилл Горбачевич, Евгений Хабло. Почему они так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга – СПб: Норинт, 2002 – 353 с. – ISBN 5-7711-0019-6
- Architects of Saint Petersburg. 20th Century / Compiled by Valery Isachenko; Editors Yu. Artemyeva, S. Prokhvatilova – Saint Petersburg: Lenizdat, 2000 – 720 Pages – ISBN 5-289-01928-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кронштадтская крепость. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine.
- Аудиогид по крепости Кронштадт