Бемба (божество)
Бемба (также известный как Нгала или Пемба ) — бог-творец в традиционной религии народа бамбара в Мали . [ 1 ] [ 2 ] Это имя используется для обозначения Бембы, который изображается как бог, состоящий из четырех различных существ (Пемба, Ньяле, Фаро и Ндомадьири), и иногда используется для обозначения одного из его членов, Пембы. Хотя Бембу часто называют мужчиной, союз этих четырех существ как Бембы является гермафродитным: мужские аспекты представлены Пембой и Ндомадьири, а женские аспекты представлены Ньяле и Фаро. [ 3 ]
Бемба играет центральную роль в религии бамбара, хотя мнения разделились относительно того, считается ли он верховным верховным богом или недавние интерпретации его положения были вызваны исламским влиянием. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Религия Манде также включает Пембу и Фаро в свою космологию , хотя их роли отличаются от их изображений в религии Бамбара. [ 6 ] [ 7 ]
Представительство
[ редактировать ]Как олицетворение четырех богов, Бемба изображается как божество, играющее большую роль в создании вселенной и всего, что в ней. Хотя роль Бембы занимает центральное место в традициях Бамара, ему не поклоняются напрямую, поскольку говорят, что после создания вселенной Бемба удалился на небеса. Как и многие африканские боги-творцы, Бемба вездесущ, но не существует в физическом мире. [ 1 ] Поскольку физического представления Бембы нет, и, таким образом, практики поклонения Бамаре сосредоточены на подношениях и молитвах второстепенным богам или духовным сущностям (например, Нья, Ньявроле, Нама, Комо). [ 5 ] [ 8 ] Из-за важности сельского хозяйства в традициях бамбара, бемба также часто ассоциируется с зерном. [ 1 ]
Поскольку Бемба состоит из четырех отдельных сущностей, каждая часть играет разную роль в мифе о создании Бамбары и представляет разные аспекты Бембы:
Как Пемба
[ редактировать ]Пемба известен как бог неба и воздуха. [ 3 ] Он играет большую роль в мифе о сотворении мира вместе со своей сестрой-близнецом Ньяле, которую также иногда изображают как его жену. [ 6 ] В некоторых источниках Пембу также изображали как зерно, упавшее на землю и превратившееся в яблоневую акацию. [ 2 ] [ 5 ]
и девушка
[ редактировать ]Ньяле, также известная как Мусукорони или Мусо Корони Кундье, описывается как богиня огня, а как Мусукорони в нескольких версиях мифов о творении она известна как богиня хаоса. [ 3 ] В некоторых версиях Мусукорони родился из плесени дерева Пембы и слюны. Создав все живое на земле, Мусукорони исчез и стал Ньяле. Когда она стала Ньяле, ее считали богиней плодородия, хотя ее роль в конечном итоге вытеснила Фаро. Говорят, что Ньяле была первой волшебницей, но в то же время ее до сих пор считают богиней хаоса, что привело к тому, что ее стали ассоциировать со злонамеренной энергией. [ 2 ] [ 6 ]
Как Фаро
[ редактировать ]В мифах Фаро иногда изображается как женское или мужское божество, связанное с владычеством над водой. [ 3 ] [ 6 ] В то время как фаза создания Земли контролируется Мусукорони и Пембой; Фаро отвечает за следующий этап, который призван стабилизировать землю, созданную Мусукорони и Пембой. Таким образом, Фаро стал ассоциироваться с доброжелательными аспектами творения, которые ранее воплощал Мусукорони, такими как плодородие. Фаро также часто ассоциируется с равновесием и вечной жизнью. [ 2 ]
Как Ндомадьири
[ редактировать ]Ндомадьири — бог мужского пола, связанный с землей. [ 3 ] [ 6 ] Он появляется после того, как Фаро успешно стабилизировал и организовал жизнь на Земле, и его часто изображают как кузнеца и целителя. Как и Фаро, Ндомадьири предназначен для обеспечения стабильности людям, хотя в его случае он должен делать это, обучая людей религиозным обрядам. [ 2 ]
Роль в мифах
[ редактировать ]Создание вселенной
[ редактировать ]Говорят, что Бемба создал первую пару близнецов, Мусукорони и Пембы, которые изначально жили на небесах. Они решили покинуть рай, когда Бемба не открыл им, какое из своих творений он предпочитает больше всего. Спустившись на землю, они перерезали нить, соединяющую небо и землю, что безвозвратно разорвало эту связь. Затем Мусукорони совершили половой акт с самим собой и со всем, что существовало во вселенной, включая Солнце и ее близнеца Пембу, что привело к созданию первых людей и других животных. [ 6 ] [ 9 ]
Когда Бемба узнал об этом, он пришел в ярость и, чтобы преподать урок первым близнецам, создал еще одну группу близнецов: Фаро, женского пола, и Кони, мужского пола. Мусукорони завидовала Фаро, поэтому она сея хаос, настраивая людей против себя и уничтожая тех, с кем уже имела связь. В наказание за свои действия Бемба наслал потоп, чтобы очистить землю. Мусукорони погиб в результате этой катастрофы, в результате чего Бемба поручил Фаро помочь выжившим людям и животным заново заселить землю. [ 6 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дитерлен, Жермен. (1951). Очерк религии бамбара. Нью-Хейвен: файлы области человеческих отношений.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Аппиа, Энтони; Гейтс (младший), Генри Луи (2005). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517055-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Императо, Гэвин Х.; Императо, Паскаль Джеймс (1 июня 2006 г.). «Верования и обычаи, касающиеся близнецов, гермафродитов и альбиносов среди бамана и манинки Мали» . Журнал общественного здравоохранения . 31 (3): 198–224. дои : 10.1007/s10900-005-9011-3 . ISSN 1573-3610 . ПМИД 16830507 . S2CID 29480078 .
- ^ Jump up to: а б с д и Лугира, Алоизиус Муззанганда (2009). Африканская традиционная религия Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-2047-8 .
- ^ Питек, Эмили (2018). «Бамбара, также известный как «Бамана» » . дои : 10.14288/1.0375675 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Гомес, Майкл А. (9 ноября 2000 г.). Обмен символами нашей страны: трансформация африканской идентичности на колониальном и довоенном Юге . Университет Северной Каролины Пресс. ISBN 978-0-8078-6171-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-3133-7 .
- ^ Дитерлен, Жермен (1957). «Миф о создании Манде» . Африка: Журнал Международного африканского института . 27 (2): 124–138. дои : 10.2307/1156806 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1156806 . S2CID 146579204 .
- ^ «Энциклопедия африканской религии» . SAGE Publications Inc. 20 марта 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Меллотт, Ноал (1 апреля 1984 г.). «Краткое содержание жертвенных обрядов, описанных в четырех предыдущих выпусках журнала «Системы мышления в черной Африке» . Системы мышления в черной Африке (6): 149–183. дои : 10.4000/span.555 . ISSN 0294-7080 .